HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Архив публикаций за май 2014

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  [2014]   2015  2016  2017  2018  2019  2020  2021  2022  2023  2024 

январь   февраль   март   апрель   [май]   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  


30 мая 2014

Роман Оленев

Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Брат»

В прошлый раз мы с вами убедились, что такой замечательный киногерой, как Чапаев, оказался мифологизированным, по сути – сказочно-фольклорным персонажем. Давайте же продолжим тему мифологизации, но уже на гораздо более свежем примере. Это фильмы «Брат» и «Брат 2», ставшие для зрителей конца девяностых – начала двухтысячных чуть ли не тем же, чем стал для наших предков явился фильм «Чапаев». Вы, может быть, скажете: ну а причём здесь-то мифологичность и фольклорность? Как раз очень даже притом.

История, как известно, повторяется, и киноискусство просто не может долго обходиться без создания мифов. В девяностые годы, после длительного перерыва, появился глубоко народный, почти сказочный, а значит, и в чём-то мифологичный герой Данила Багров. Уже само имя его из русских былин о богатырях и, как в случае с Чапаевым, народ, то есть, нас с вами, сразу подкупила его простота, народность, уходящая корнями в фольклорные истоки. В нём вновь угадывался и Илья Муромец, и Иванушка-дурачок. Да и сами сюжеты балабановских фильмов о братьях имеют явно сказочную основу.

Начнём с «Брата 2». Бывалый солдат, умеющий кашу из топора сварить и базуку из водопроводной трубы сделать, едет за тридевять земель в чужую заморскую страну, чтобы наказать злого американца-Кощея. Заодно Данила вызволяет из плена русскую де́вицу Дашу, превратившуюся на злой чужбине в совсем уж непотребную деви́цу. Одним словом, Кощей – он пьёт соки со всех русских. А Данила, к всеобщей нашей радости, Кощея отыскал, до правды дошёл и справедливость восстановил...

29 мая 2014

Николай Пантелеев

Критическая заметка «Счастье от ума»

Окружающий нас мир для благости мало приспособлен, она пока – лишь неясная его перспектива, а существовать-то нужно уже сейчас… В этой ситуации одни живут, как живётся, другие ломают голову – как можно жить лучше? Причём, желательно «жить лучше» вместе со всеми, с обществом, ибо оно не даст «жить красиво» вне себя и обязательно не самой лучшей своей стороной тебя коснётся. Вот почему «другие», чаще всего, как Мартин Иден, мигрируют в возвышенный мир знаний, поэзии, в мир людей творческих, издревле толкущихся у кормушки вечных вопросов о смысле и новых, разумных способах бытия. Здесь все имеют равные права на доступ к безличному достоянию духовного, на внутренний рост, на попытку заявить себя одним из тех, кто создаёт метафорический Алтарь человеческого духа.

Но, чтобы стать подобного рода создателем, необходимо держать определённую дистанцию от современных, во многом порочных норм общественной морали, необходимо решиться заявить себя одиночкой, ибо творческий процесс строго индивидуален. По факту, всякий раздружившийся с обществом ум обязан научиться мыслить самостоятельно, поднимаясь внутри себя всё выше и выше по ступенькам, скорее, идей и мечты, так как на практике подъём личности над общественной нормой носит аллегорический характер, часто осмеянный обществом. В ответ на это сильный ум начинает различать в долинах слишком человеческого глупость и конкретных её носителей – дураков. Обобщая наблюдения, отщепенец отвечает обществу сторицей, сочиняет остроумные памфлеты в защиту своей исключительности, пускает стрелы в неповоротливый общественный организм. Однако у этого организма кожа слишком толстая, он не реагирует на уколы сразу и, как огромный ящер, продолжает ползти в неизбывных сумерках эволюции. Таким образом, даже естеством общество защищает своих обитателей от некого, оторванного от проблем жизни, по его мнению, ума. Но он не унимается, продолжает наскоки, беспокоит ящера, пытается направить его к свету знаний, осмысленности, ведёт с ископаемым войну. «Как вычислять дураков», справедливо задаётся вопросом, «О глупости и глупцах» очень достойно рассуждает...

28 мая 2014

Галина Мамыко

Рассказ «Хук»

...Дождь перестал моросить. Из подъехавших машин сыплются журналисты. Бегут в нашу сторону. Устанавливают штативы, телекамеры. Да, пахнет жареным. На меня смотрят. В десятках глаз читаю внимание. Арбузов, заросший седой щетиной, в помятых брюках, торжественно возвышается над бабками, словно петух в курятнике. От меня ждут истину.

А какую истину может изречь старый одинокий волк? Что жизнь давно ушла от всех нас, и только на волнах качаются осколки страны? Что каждый из нас скоро окажется в том самом гробу, в который ещё раньше прыгнула Родина по имени СССР? Но какое дело нам будет в гробу до СССР? Вряд ли будем там вспоминать о своих коммунистических идеалах.

Вдали по проспекту ползут троллейбусы. На крыше фантастических размеров десятиэтажного вычурного замка с узкими арочными окнами в форме бойниц – четыре гигантские серебряные буквы: «БАНК». На фоне этого учреждения трёхэтажное здание облгосадминистрации похоже на приёмную для клиентов банка. Со стороны ещё одного гиганта – стеклянно-зеркальной коробки супермаркета – долетает из усилителей хорошо поставленный актёрский голос: «Только у нас прямые поставки свежих фруктов и овощей из стран Западной Европы». Тротуары заполнены спешащими по своим делам людьми.

Городу нет дела до этой горстки последних из могикан? Или это мне только кажется?..

27 мая 2014

Рая Чичильницкая

Сборник рассказов «А у нас во дворе»

...Скорее всего, такое бывает у каждого… Безотносительно к чему-то реально происходящему и логически объяснимому, по какой-то внезапной ассоциации подумается вдруг о чём-то или о ком-то… и мысль­ эта, непонятно почему возникшая в сознании, подобно букашке, случайно залетевшей в комнату через раскрытое окно, вскоре как-то материализуется: то, о чём подумалось, вдруг случается… или человек, которого не видел и даже очень давно не вспоминал, вдруг нам нежданно звонит, встречается или упоминается в каком-то контексте. Ведь было такое и с вами, правда? И как вы тогда на это реагируете?

Я, например, каждый раз, когда со мной случается такое, радуюсь и удивляюсь, как маленький ребёнок. Каждый раз ощущаю я в этом что-то чудесное, восторгаясь материальностью мысли и связанностью всего. А потом размышляю, пытаясь понять… Что же происходит? Материализуется ли наша мысль в действительности, а значит, – создаёт? Или же только оповещает о скором появлении в пределах нашего восприятия уже материализованного и, следовательно, – информирует? То есть, работает ли наша мысль как активный созидатель или как пассивный передатчик сигналов? И есть ли вообще в этом разница? Ведь и материя, и сигнал по сути одно и то же: информационные волны, только разной частоты. И так далее, и тому подобное… Размышлять о таком я люблю.

Впрочем, не пугайтесь, дорогой читатель, рассказ мой не о том, и больше ни о чём заумном в нём речь идти не будет, а пойдёт речь о сугубо жизненно-бытовом и весьма прозаическом: о дворе моей далёкой юности. Воспоминания, в общем. Хотя началом этим воспоминаниям послужил эпизод из вышеописанной категории…

А случилось вот что...

26 мая 2014

Надежда Залоцкая

Критическая статья «Анатомия презрения. Размышление о бестселлере»

Бестселлер – это издательский продукт, достигающий рейтинга «лучших продаж». Таков и дословный перевод, и главное содержание этого феномена. Порой в эту категорию попадают книги высоких эстетических или этических свойств. Но исключительно редко. В подавляющем большинстве случаев бестселлер – это массовый ширпотреб весьма усреднённого уровня.

Пожалуй, не стоило бы ещё раз заводить разговор о конфликте между культурой высокой и масскультурой, разговор хронический, беспросветный, усталый, давно всем набивший оскомину, если бы не одно «но»: в современном культурном поле бестселлер не просто теснит всю другую литературу, но становится тотальным монополистом читательского внимания.

Поводом к данному дискурсу – дискурсу назревшему, наболевшему – послужил роман, написанный и изданный в 2011 году (обратите внимание на скорость письма и отсутствие зазора между написанием и изданием), выстреливший бестселлером в Великобритании и США, проданный в 37 странах мира в количестве 30 млн. копий, по скорости продаж обогнавший серию о Гарри Потере и вампирскую сагу «Сумерки», и в 2012 году хлынувший на просторы России с подачи флагмана отечественного книгоиздания – «Эксмо».

Речь идет о романе британской писательницы Э. Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого»...

23 мая 2014

Роман Оленев

Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Чапаев»

Если задаться целью выделить из всего советского кинематографа фильм, который оказал самое сильное воздействие на советский народ, можно смело называть фильм «Чапаев», которому в этом году исполняется семьдесят пять лет. То, как его взахлёб смотрели на протяжении десятилетий советские люди, от колхозника до академика, не снится ни оному сегодняшнему блокбастеру или какому-нибудь культовому фильму.

Тогда такого понятия, как «культовое кино», конечно, ещё не было, но «Чапаеву» зато подходило определение «фильм всех времён и народов». Одним словом, не торопитесь морщиться: «кому, мол, сегодня нужен это нафталин». Во-первых, он и сейчас смотрится легко и живо. Да и, как-никак, картина-то вошла в сотню лучших фильмов мирового кино. Ещё в тридцать пятом году, открыв первый Московский кинофестиваль, «Чапаев» наделал много шума. Он получил ряд наград на фестивалях в Венеции, в Париже, а национальный совет кинокритиков в США признал «Чапаева» лучшим фильмом на иностранном языке. Успех в Америке, допустим, понять ещё как-то можно, но ведь картину принимали на ура в таких странах как Финляндия, Испания, Турция, Китай, Алжир. Ну а то, что творилось тогда в Советском Союзе, нам и представить трудно.

Это была не просто популярность, это был массовый психоз. Люди толпами шли с транспарантами «Мы идём смотреть «Чапаева». В некоторых кинотеатрах страны фильм шёл ежедневно годами. Доходило почти до клинических случаев. Один мальчик отсмотрел пятнадцать сеансов подряд в ожидании, что Чапаев всё-таки всплывёт. А как вам такой феномен? По опросам американских социологов «Чапаев» оставался самой любимой картиной послевоенных эмигрантов из Советского Союза, настроенных в целом крайне антисоветски. Ну и, наконец, свидетельством всенародной любви к фильму стала небывалая волна анекдотов. По сути, именно с «Чапаева» их и стали придумывать о киногероях. Диалоги в фильме и вправду строятся как будто специально для рождения анекдотов. Помните знаменитое: «Могу, Петька, могу»?..

22 мая 2014

Александр Левковский

Рассказ «Юриспруденция по-русски»

За тридцать пять лет моей жизни я сидел в тюрьме дважды. По разу в России и в Израиле.

Правда, в Израиле я пока что не сижу в тюрьме, а лежу в тюремной палате тель-авивского госпиталя под охраной. Когда я отлежусь и предстану перед судом, мне светит как минимум лет пятнадцать за решёткой. Значит, я выйду на волю, когда мне стукнет пятьдесят...

Меня тут лечат от трёх пулевых ранений – от одного серьёзного в живот и двух лёгких, в бедро и плечо.

Мне не впервой получать ранения – и пулевые, и ножевые; так что я не беспокоюсь. Мне ведь главное что? Чтобы, не дай Бог, не была задета моя, как говорят медики, половая сфера, так как без этой сферы – какой смысл жить дальше? Ну и чтоб мне не отстрелили пальцы, которыми я виртуозно играю на моей старушке-гитаре...

У меня тут отдельная палата. Я не думаю, что всем преступникам положена в израильских госпиталях одноместная комната, но у меня положение особое.

Я – будучи коренным русским! – оказался внезапно израильским национальным – и даже интернациональным – героем!..

21 мая 2014

Тимофей Маляренко

Рассказ «Лжец»

– Ванечка, – позвала мама из соседней комнаты, – заканчивай играть, скоро обедать будем.

Ребёнок судорожно принялся приделывать оторванные колёса к новому игрушечному самосвалу. Как назло непослушные пластмасски никак не хотели вставать на место. Он что есть силы надавил на подаренный автомобиль, и тот, кряхтя от напряжения, безвозвратно потерял свой кузов. Маленький Ваня побледнел и отрешённо посмотрел на груду запчастей, оставшихся от некогда блестящей и крепкой машины.

– Ваня, – снова позвала мама. На этот раз более настойчиво.

Мальчик, не выпуская из рук свой новоявленный конструктор, забегал по комнате. «Может, признаться во всём маме?» – неожиданно мелькнуло у него в голове. Но он очень быстро отмахнулся от этой идеи. Мама обязательно будет ругаться и, возможно, больше ничего не будет покупать. «Скажу, что не могу найти свой самосвал, – осенило ребёнка, – тогда мне обязательно купят новый». Чтобы осуществить свой план, мальчик выгреб из сундука игрушки, достал пустую коробку из-под солдатиков и наспех затолкал в неё остатки машины. Коробку Ваня положил на самое дно своего хранилища, а сверху тщательно прикрыл её выложенными игрушками. «Всё, теперь мама точно её не найдёт», – мелькнуло у него в голове, после чего он выбежал из комнаты.

– Садись за стол, – сказала мама проскочившему мимо неё сыну.

– Угу, – отозвался тот и вскарабкался на табурет.

– Как твоя новая машинка? – спросила мама, накладывая в тарелку вкусно пахнущий суп...

20 мая 2014

Андрей Козлов

Рассказ «Испытание огнём»

...Бартоломео в сопровождении нескольких слуг Макиавелли направился к площади Сан-Марко, где надеялся встретить проповедника. Утро выдалось солнечным, но тяжёлый лён облачения окутывал тело монаха прохладой. На площади было не так много людей, как прошлым вечером. Савонарола стоял у помоста, готовясь к речи. Папский посланник быстрым и уверенным шагом направился к нему, вытаскивая из-под рясы послание Александра VI.

– Джироламо Савонарола! Его святейшество папа Александр Шестой приказывают тебе прекратить всякие проповеди и отправиться в Рим в сопровождении посланника Его святейшества! – Бартоломео говорил как можно громче, чтобы все люди на площади могли слышать их разговор. Он протянул Савонароле письмо папы.

Савонарола с удивлением и гневом взял письмо, разорвал его на несколько частей и бросил на землю.

– Я не принимаю приказов этой обезьяны в тиаре, шлюхи вавилонской! Убирайся вон, грешник! – закричал Савонарола.

Люд на площади замер в восхищении.

– За свои слова о том, что ты являешься пророком и за поношение викария Господа нашего ты можешь быть отлучён от церкви, и все, кто будут слушать тебя, тоже.

– Послушайте! Этот папский прихвостень угрожает мне отлучением! Моими устами говорит Бог! Я отлучу всех вас, грешники! Я, но не вы! Ибо моими устами говорит Господь, а письмена ваши писаны копытом сатаны!

– Пусть тогда Господь и рассудит нас! Я вызываю тебя, Джироламо Савонарола, на испытание огнём! Пусть добрые люди Флоренции, коих ты ввёл в заблуждение своими дьявольскими речами, сложат два коридора из дров, длиной в пятьдесят шагов каждый и шириной в два шага, и мы пройдём с тобой по ним. Пусть сам Бог рассудит, кому жизнь, а кому – пламя адское!..

19 мая 2014

Лачин

Статья «Как вычислять дураков»

...«Заставь дурака богу молиться, он себе лоб расшибёт». Дурак всегда впадает в крайности. Если внушить ему нечто благое, он обращает это в нелепость. Отсюда афоризм (запамятовал автора): «Недостатки есть продолжение наших достоинств». Уточним: достоинства становятся недостатками в мозгу дурака, утрирующего их.

Дурак может считать, что творческие успехи зависят только от одарённости. Если разубедить его, рассказав о роли трудолюбия и знаний, он уверяется, что любой может сравняться с классиками литературы и науки. Отучите дурака идеализировать интеллигенцию, и он легко согласится, что интеллигенты поголовно сволочи. Расскажите дураку об ошибках представителей академической науки, и он тут же похерит её всю, доверяя только не имеющим учёной степени. То есть, меняя взгляды, дурак остаётся дураком, просто из одной крайности впадает в другую. Из огня да в полымя.

«Более роялист (монархист – Л.), чем сам король» – чаще всего это происходит с дураками. Впечатлите дурака заслугами Сталина, и он начнёт принижать Маркса и Ленина для вящего возвышения Сталина. Отсюда множество современных горе-коммунистов, более сталинистов, чем сам Сталин, говорящих ерунду с точки зрения самого же Сталина.

В этом одна из причин быстрого распространения среди дураков национализма и расизма. Предпочитая одну нацию (расу) другой – так часто поступают и умные люди – дурак впадает в крайность, объявляя сволочью поголовно целые народы, заодно идеализируя другие народности. Посему идеи геноцида или рабовладения легко приживаются в мозгу дурака.

Дураки постоянно устраивают дискуссии, где совершенно справедливо изобличают друг друга в глупости, рассуждая как умные люди (пока не переходят к собственным утверждениям). Таковы диспуты между отпавшими от Ленина сталинистами и троцкистами, сторонниками патриархата и матриархата, русскими националистами и русофобами, считающими поэзию превосходящей прозу и наоборот, живопись превосходящей скульптуру и наоборот, двухвековой диспут между западниками и славянофилами в России etc.

Если вы спорите с одной из сторон, дураки считают вас представителями противоположной стороны, а ваши заверения, что вы человек сторонний, или занимаете центристскую позицию, считают лицемерием. Я. Кандова называла это наиболее мерзкой чертой дурака. Добавлю: данный признак дурака самый заразительный – споря с дураком, впавшим в крайность, вы невольно съезжаете в другую крайность, раздражённые идеализацией или очернением дураком чего-либо, и в результате сами заговариваете, как дурак по другую «сторону баррикады». Например, среди знаменитых русских только троим – Пушкину, Лермонтову и Ленину – удалось не съехать, в той или иной степени, в «славянофильскую» или «западническую» крайность (хвалят за это почему-то только Пушкина)...

16 мая 2014

Роман Оленев

Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Наркотики в кинематографе»

Кино с его свойствами погружать зрителя в выдуманный, не существующий на самом деле мир и делать зрителей зависимыми от просмотра всё новых и новых фильмов в чём-то можно сравнить с наркотиком. Ведь не случайно и придумали даже такое слово – киноман. Звучит ну почти как наркоман. В общем, это я так пытаюсь подвести к тому, чтобы затронуть сегодня тему наркотиков в кинематографе. Тему очень обширную, сложную и ставшую заглавной для множества фильмов.

Причём интересно так получилось – почти все культовые ленты на данную тему сняты были в девяностые годы. Даже те, которые рассказывают о бурных шестидесятых с их резким наркобумом, когда, собственно, и зародилась так называемая наркокультура в Соединённых Штатах Америки. И, в принципе, понятно, почему в девяностые годы вышло такое количество фильмов на эту тему. Прошлое десятилетие своим всплеском наркотизации напомнило те самые шестидесятые, когда только всё начиналось. Но коренное отличие шестидесятых от девяностых, во-первых, в том, что наркотики тогда ещё были разрешены, а главное, казалось, что они не то что «не вредные», а могут «изменить мир к лучшему», «победить зло». Американское общество на тот момент охватила настоящая эйфория...

14 мая 2014

Алекс Ведов

Эссе «Memento mori»

...Я ведь уже признал, что пытаться схватить это загадочное «что-то» клешнями интеллекта – занятие совершенно бесперспективное. Мышление – слишком грубый и неуклюжий инструмент, чтобы оно могло иметь дело с этим. О нём можно сказать, что это не убеждение, не мысль, не ощущение, не эмоция. Это неописуемое, первично данное Значение того, что ты есть и ты таков, каков ты есть. Оно дано не снаружи, а изнутри – снаружи всё лишено этого Значения. Это очень тонкий, почти невыразимый аспект внутреннего опыта самосознания. Нечто такое без слов, что больше, чем всё то, что составляет некую интегрированную целостность каждого отдельного «Я». Если всё-таки попытаться его выразить – это некое бессловесное послание к «Я» от Истока всего – что твоё «Я» тоже родом Оттуда. Причём послание не в смысле какой-то периодической инъекции (извне ли, изнутри ли) в твоё сознание, а в смысле некоего постоянно присутствующего свидетельства. Оно всегда, на протяжении всей жизни с тобой, когда ты в сознании, только его интенсивность может быть в разные моменты различной.

Это что-то такое, что в отдельных обострённых вспышках кажется ещё глубже и даже подлиннее, чем личное субъективное «Я», – оно кажется даже чем-то сверхличностно или гиперличностно объективным. В такие моменты раскрывается живой и несомненный опыт того, что «Я» – это просто место выхода во мне туда, где обитает нечто большее. Можно назвать его мистическим, если угодно.

На самом деле ничего сверхъестественного в нём нет. Я бы сказал, как раз наоборот, оно-то для человека и является самым естественным в его природе. В то же время это то, что поднимает человека над своей природной составляющей, вообще над всей остальной природой. Это чувство изначального, чувство Истока, назовём его так, знакомо каждому, особенно в детстве (о чём я ещё буду говорить). Но у кого-то оно выражено сильнее, у кого-то слабее, а у кого-то – совсем еле заметные проблески. Которые к тому же заглушаются всё больше по мере взросления...

12 мая 2014

Александр Левковский

Рассказ «Негритянский бог»

...Я не мог дождаться следующей субботы. Я не мог думать ни о ком и ни о чём – только о Тане!

Вечером в субботу я сел в мою новоприобретённую машину и поехал к ней в Нью-Джерси.

Зачем?.. Чего я ожидал?.. Что я скажу ей?..

Таня встретила меня тревожным восклицанием:

– Боря, что-то случилось с машиной?

Она стояла посреди демонстрационного зала и, нахмурясь, глядела на меня.

– Боря, – повторила она, – что с тобой?

Я молчал.

Она взяла меня за руку и повела в свой офис. Налила мне чашку кофе и села напротив меня.

– Ты не должен сюда приходить, – сказала она.

– Я знаю, – прошептал я.

– Боря, – сказала она, – выбрось меня из головы, прошу тебя.

– Я не могу...

Она подошла к окну и тихо промолвила, стоя спиной ко мне:

– Ты меня любишь, правда?

– Ты послезавтра уезжаешь от меня, – сказал я, не отвечая на её вопрос. – И я не могу к тебе приходить. И я не смогу тебя больше видеть... Никогда...

Она повернулась ко мне.

– Пойдём, – сказала она и вышла из комнаты.

Я покорно последовал за ней.

Она села за руль моей машины и отвела её в самый дальний тёмный закуток двора, заставленный горами покалеченных машин.

Выбралась из-за руля и открыла заднюю дверь...

9 мая 2014

Роман Оленев

Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Груз 200»

За последние два-три года в российском кинематографе было несколько фильмов, вызвавших широкий общественный интерес, выходящий за пределы обсуждения отдельно взятого произведения искусства. Так случилось с фильмом Михалкова «Двенадцать», Павла Лунгина «Остров». Серьёзную, но просто менее заметную дискуссию вызвала картина Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Но вот то, что сделал два года назад Алексей Балабанов, обрушив на всех «Груз 200», сравнимо разве что с выходом фильма «Маленькая Вера» двадцать лет назад.

«Груз 200», уже признанный самым скандальным фильмом десятилетия, просто разорвал зрительскую аудиторию на две части. Спокойных мнений почти нет. Одни считают, что, при всём радикализме, это самый серьёзный и лучший фильм режиссёра, ну а другие чуть ли не требуют упечь его в психушку за тягу к омерзительным извращениям.

В принципе, Балабанов всегда любил эпатировать зрителей. Но вот тут – действительно, что-то особенное. Главный герой фильма, если вообще можно так выразиться, – жуткий маньяк, ещё и начальник районного отделения милиции в провинциальном советском городишке под названием Ленинск. И вот это ленинский маньяк времён застоя творит такое, что фильм не рискнула взять ни одна крупная прокатная компания.

В высоких кабинетах долго решали, разрешать ли вообще «Груз» к показу в кинотеатрах. Уже ходили слухи, что фильм станет «полочной» картиной. В результате для режиссёра всё обошлось, но премьерный показ состоялся в присутствии врачей скорой помощи. К показу же на телевидении он, по сути, и запрещён. Поэтому и мы всё показывать не будем. Да, в принципе, и достаточно лишь заглянуть в глаза маньяка, чтобы представить, на что он способен. Психиатры отмечают, что актёр очень достоверно отобразил состояние маньяка, его жуткий опустошённый взгляд. Слово «сыграл» тут как-то и не совсем подходит...

8 мая 2014

Лачин

Сборник стихотворений «Акта»

Иллюстрация. Название: «Память» (1948). Автор: Рене Магритт. Источник: http://newlit.ru/...Судьба Акты и описываемое ею более актуально, чем кажется на поверхностный взгляд. IV–V вв. начались вновь, с середины двадцатого столетия, и если учесть быстроту перемен в современной жизни, эти два века быдлолизации и шизофренизации вполне могут уложиться в один. Та же культурная деградация, то же забвение истории, классических традиций литературы и искусства, вульгаризация языка, падение воспитательного значения книги и театра. То же сокращение числа читающих, и вырождение интеллигенции в мещан. Та же эпидемия суеверия, в виде гремучей смеси всевозможных верований. Сходство с угасающей античностью особо разительно в постсоветском регионе. Снова вышли из подполья монотеисты, христиано-мусульманские попы, жиреющие на фоне нищающих миллионов, канонизирующие коронованных палачей (тогда Константина, ныне Николая II). Та же холодная война против собственного прошлого, ведомая власть имущими, глумление этих имущих над своими благодетелями (тогда: рабами и женщинами, из коих христианство и вышло, в 1990-х: ветеранами войны и труда), та же пропасть между поколениями, столь же идиотское смешение традиций: тогда крест сочетали с римским орлом, теперь ещё и с кремлёвскими звёздами. Тот же переход к наследственным монархиям (пока ещё не везде, но уже кое-где). Стремительный рост армии чиновников и внутренних войск: раньше вооружались на страх соседям, теперь – против собственного народа. Епископ Азиний (LVIII) весьма схож с Чаплиным и А. Паша-заде. Идеологически «всеядная» Сабина (VIII) напоминает массу наших современников, сочетающих портреты Ленина и Сталина с иконами, а мусульманские молитвы – с любовью к американскому кинематографу. Вновь появилась масса людей с раздвоенным сознанием, мечтающих сделать карьеру при капитализме, но чтоб всё было «как при Брежневе». Вновь явились борзописцы, восхваляющие новый режим также рьяно, как раньше хвалили старый. Проститутки, переквалифицировавшиеся в либералы из бывших знатоков марксизма-ленинизма, и пишущие старым своим языком, даже без смены интонации, схожи с бросавшимися перелагать Библию языком и размером Гомера...

7 мая 2014

Рая Чичильницкая

Сборник художественных работ «Из разного…»

Рисую я с детства, сколько себя помню. В разных жанрах, техниках, эклектично, по вдохновению и из воображения. Иногда выставляюсь, иногда что-то продаю или печатаю и всегда получаю от творческого процесса огромное наслаждение. Не творить – просто не в состоянии…

6 мая 2014

Виктория Алейникова

Сборник стихотворений «Тем, которые уезжали»

Друзья, не проходите мимо!
В сиянье зимнего стекла
циркачка юная Алина
прядёт цветной узор тепла:
кружит трапецию метели
и кувыркается в снегу;
и от прикосновений тела
к земле ручьи зимы бегут.
А из-под грубой зимней кожи,
как из шагрени – чудеса,
цветок, на мотылёк похожий,
вздохнёт, увидя небеса,
и у танцующей Алины
из рукавов концертных платьев
прольются на зимы седины
даров весенние объятья:
и птичий гомон, и зелёный
волшебный шёпот ранних листьев,
и тонкие рябины кисти,
и ивы стан, к воде склонённый.
Алина, радостью даруя,
Хрустальна, словно тишина…
Кружит, летает и колдует
Алина – светлая Весна.
5 мая 2014

Вадим Глухов

Рассказ «Убийство великого артиста»

...Как я делался актёром, рассказывать долго. Да неважно теперь это – мы ж о семейной жизни рассказ ведём, о любви этой, ради которой и волынка вся. Короче, понравилось мне на сцене. Все вежливые, о настроении спрашивают. И роль – тьфу, одна реплика: «Я без ума от тебя!». Действие происходит в Калифорнии, в шикарном отеле. Богачка ложится с одним американским мужиком в постель и занимается там с ним любовью. Их, понятное дело, засекает муж – стрельба, вопли, труп, расследование. Так вот, тем мужиком американским я и был. Всего спектакля я не уяснил, Аркадий Борисович каждый раз подбадривал:

– Николай, больше страсти! Больше! Жги!

Я рубаху долой, штаны долой, трусы долой – бух в постель – «Я без ума от тебя!». И так каждый вечер. Я постепенно здорово насобачился раздеваться, как в армии, в считанные секунды. Только моя богачка протянет: «Рафаэль», – я бряк и уже на месте. На прогоне спектакля Аркадий Борисович, наконец, отметил:

– Да, темпераментно ведёт свою роль Николай Степанович, молодец.

Перед восьмым марта Аркадий Борисович объявил:

– Всё, братцы-кролики, в праздник – премьера! Удачи нам!

Дома я Маше сказал:

– Приглашаю, жена, на наш спектакль. Пьеса французская, действие развивается динамично. Я почти главную роль играю.

Она мне:

– Ой, чего-то я боюсь, Коля…

А я:

– Дурашка, это ж не зубной кабинет, чего бояться, там люди удовольствие и развитие получают...

2 мая 2014

Роман Оленев

Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Мастер и Маргарита»

Помните, как-то говоря о фильме «Тарас Бульба», мы с вами коснулись проблемы экранизации – перевода высокохудожественной литературы на язык кино. Так вот, пожалуй, нет более сложного произведения в этом плане, чем роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Такой мэтр советской режиссуры, как Михаил Ромм, даже однажды сказал, что этот роман – одно из тех литературных произведений, по которым и не надо снимать фильмы вообще. Мол, он принципиально непереводим на язык кино. Но проблема тут ещё и не только в этом.

Заложенная в романе чёрная мистика насколько всегда притягивала режиссёров, настолько и отпугивала. Тормозила процесс экранизации и советская атеистическая цензура, которая, хотя и понимала, что роман ну никак нельзя назвать христианским, скорее – антихристианской трактовкой евангельских событий, тем не менее, не могла принять в нём такой напор мистики и торжества тёмных сил.

Как заметил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, после «Мастера и Маргариты», по крайней мере, в бытии дьявола сомневаться нельзя. А сам Булгаков, между прочим, первоначально думал назвать роман «Евангелие от Воланда», и даже «Евангелие от сатаны». Поэтому слова Владимира Бортко о том, что он снимал большой антисоветский фельетон, кажутся немного странными, тем более что он следовал буквально страница за страницей тексту произведения, не исключая и самых страшных, мистических его моментов...

518 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 18:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!