HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 г.

Архив публикаций за ноябрь 2013

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  [2013]   2014  2015  2016  2017  2018 

январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   [ноябрь]   декабрь  


29 ноября 2013

Роман Оленев

Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Кирилл Серебренников. Изображая жертву»

В прошлой передаче мы упомянули фильм Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Сегодня мы хотим взглянуть на него повнимательней. Это действительно авторский, яркий, но во многом провокационный фильм. Снят он по пьесе модных сегодня писателей братьев Пресняковых, с известным певцом, кстати, не имеющих ничего общего. Сами авторы картины сходятся на том, что по жанру это комедия, но каждый добавляет: либо чёрная, либо с элементами драмы, либо абсурда. Хотя герои фильма работают в милиции, и смешного здесь ожидать, кажется, трудно, но смешными становятся, прежде всего, съёмки следственных экспериментов, которых в фильме предостаточно. Своим чёрным циничным юмором моментами они напоминают фильмы Тарантино или постмодернистские тексты Владимира Сорокина, где смешным может стать то, что в реальной жизни страшно. У авторов фильма получилось изощрённо циничная, но всё-таки комедия...

28 ноября 2013

Андрей Соколов

Сборник стихотворений «Памяти вязь»

Мысль моя,
Как подводная лодка,
Что плывёт
По Балтийским шхерам.

Я балласты
Продул – сжатым воздухом.
Я в тумане плыву
Вечернем.

Хорошо ей лететь
По пространству земному,
Вечному…

Хорошо мне дышать –
Смыслом жизни –
От мыслей встречных.
27 ноября 2013

Полина Винер

Рассказ «Танечка»

Танечку Любимову изнасиловали.

Она пришла в себя в парке, лёжа под скамейкой, и, открыв глаза, какое-то время всё не могла понять, где она находится, и что вообще произошло.

Было раннее утро, и солнце, ещё невидимое за крышами высоток и верхушками деревьев, уже проливало безжалостный свет на заплёванные парковые дорожки, пивные бутылки и окурки, разбросанные вокруг скамеек с гнутыми коваными ножками. Дворники придут позже, и ранние прохожие в понедельник так и не узнают, сколько всего было выпито и выкурено в этом излюбленном горожанами месте за выходные...

26 ноября 2013

Линда Ангелина

Сборник стихотворений «Вилами по воде. Цикл осенних стихов»

Ах осень, время умиранья
Природы, чувств, любви, желаний,
Пора дождей, закатов ранних
И вечеров при свете лампы;
Пора простуд, разлук, прощаний,
Ссор, расставаний и депрессий,
И меланхолии печальной,
Хандры, стихов и грустных песен…

Но что-то в этом межсезонье
Есть благотворное, как ласка
Пуховых кофт, мехов, атласа
И тёплых бот, блестящих лаком
В грязи осенней непролазной
Насквозь промокшего газона…

Увидишь как-то в час закатный
Меж туч кармин и серебристость –
И постепенно растворится
Свинцовых круглых туч покатость –
И явится наутро следом
В решётках вымокших террасных:
В нежданно синем небе светлом
В залитых солнцем красных красках,
В оттенках медных – бабье лето –
Замри, мгновенье, ты прекрасно!
25 ноября 2013

Лачин

Рецензия «Двойственное впечатление от кургановских Пушкина и Лермонтова»

на статью А. Курганова «Пушкин и Лермонтов: два гениальных озорника»

 

А. Курганов радостно рассказывает нам о публикации отдельных произведений Лермонтова и Пушкина, содержащих матерщину или грубо эротических (порою – синтез первого со вторым). Именно радостно, но я не иронизирую над ним, как могло бы показаться из такого начала рецензии. Во-первых, всё написанное столь крупными авторами имеет, как минимум, исторический интерес, включая письма (речь идёт и о письмах Пушкина без прежних купюр). Во-вторых, лично я тоже не пуританин.

И-эх! Весело Курганову! Любовно приводятся цитаты – чувствуется, что любовно. (Будь впечатление рецензента целиком отрицательным, он бы сказал «обсасываются», но ведь оно, впечатление, двойственно – и он так не скажет). Особливо восхищает Курганова остроумие Пушкина. То есть, с литературной точки зрения, сии нескромные опусы он считает удачными. Позвольте – таких стихов полно. Подозреваю, что восторг Курганова вызван более именами авторов, а не самими стихами...

22 ноября 2013

Роман Оленев

Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Лия Ахеджакова»

Здравствуйте. О сегодняшней нашей героине Рязанов как-то сказал: «Чтобы стать актрисой с таким ростом – метр пятьдесят – нужно быть невероятно талантливой». Он же её назвал Чаплином в юбке. Вы уже, наверно, догадались, что речь пойдёт о замечательной Лии Ахеджаковой. Для неё самой вот это сравнение Рязанова – это  высшая похвала, ведь именно трагикомедийность – главное, что определяет её талант. У Ахеджаковой действительно очень редкое, и тем более, для женщины, дарование – смесь гротеска и лиризма. Созданные ею образы маленьких комичных женщин немного не от мира сего – явление уникальное в нашем кинематографе. Кажется, нет того, кто не любил бы созданных ею персонажей. И даже уже одно упоминание её имени вызывает добрую улыбку у самых разных людей. Сама Ахеджакова, мечтавшая ещё с юности о роли Джульетты, говорит, что всю жизнь пыталась убежать от образа смешной, доброй и придурковатой обезьянки. Но в сознании большинства зрителей она была и остаётся, прежде всего, блистательным игривым клоуном, умеющим рассмешить легко и элегантно...

21 ноября 2013

Аркадий Макаров

Сборник стихотворений «Скупая родина моя…»

И пот, и кровь с тобой перемешались
В зловещих бликах дальнего огня.
Тепло ль тебе под чёрной вдовьей шалью
В сыром ознобе нынешнего дня?

Обнимет кто?.. Кто упадёт на пашню,
Прижавшись сладко к сердцу твоему?
Не помня зла, не помня день вчерашний,
Что был противен сердцу и уму.

Холодный луч поблёскивает сталью.
Былинка встала, на ветру дрожа.
Одна на всех под вдовьей, чёрной шалью
Лежит земля, отвыкшая рожать.

Когда почины разуму на смену
Пришли для лизоблюда и льстеца,
И льстец, и лизоблюд сбивали цену
На сеятеля, пахаря, жнеца.

Прошлись косою и не пощадили,
Не сжалились, по ямам сволокли.
А тех, «счастливых», в робы обрядили,
И захлебнулись гноем Соловки.

Холодный луч, в косматых тучах шаря,
Достал меня и к борозде приник…
Прости, земля, коль ты ещё прощаешь
Убийц и осквернителей своих!
20 ноября 2013

Игорь Белисов

Роман «Скорпион самки»

...Вас когда-нибудь жалил скорпион?

Я не о той истории – девической, глупой. Я всерьез.

Жало скорпиона когда-нибудь пронзало лично вас?

Представьте: вы – женщина, приходите домой. Никого нет. Тишина. Вы устали. Возраст ни при чем, просто, большой город, столица. Вы раздеваетесь: что-то скидываете прихожей, что-то в гостиной, что-то вообще не помня где, и прежде чем заставить себя влезть под душ, валитесь на кровать. Двуспальную, супружескую, пустую. Все, что, возможно, было до того, не имеет значения. Как говорил мой знакомый психиатр, всякое значение – лишь бред значения. Вы желаете одного – забыться.

И тут случается это.

Вы вскакиваете как ужаленная – что за чушь, без всяких «как»! – вы ужалены, в самом деле, моментально осознаете, всю нелепость, некрасивость, неприятность, непоправимость...

Там, где только что отпечатались вы, чернеет на простыни гаденькое чудовище.  

А теперь представьте: вы кое-что понимаете в скорпионах. Вполне достаточно, чтобы знать, к примеру, о скорпионе тунисском: на его счету девяносто процентов всех летальных исходов. Вы не уверены, что это именно он. Но даже если ужалил азиат или кавказец, вряд ли запрыгаете по комнате от восторга. Во-первых, это больно. Во-вторых, очень-очень больно. И в-третьих, это настолько страшно, насколько вообще может хотеться еще пожить.

В данном случае смерть не приходит мгновенно. Ее приближение будет растянуто на часы. Вы последовательно пройдете через все стадии – от покраснения кожи до финального помутнения мысли.

Смешно, но это правда: карусель, мельканье картинок, вся жизнь проносится перед глазами.

Смешного мало: единственный, кто может вам помочь – тот, из-за кого вы умираете...

20 ноября 2013

Игорь Белисов

Роман «Самка скорпиона»

...Кому-то моя история покажется смешной. Я сам, бывало, нет-нет, да и похихикивал. Чаще – над другими. Потом научился над собой. Но я опоздал – опоздал понимать смешное. А значит, опоздал спинным мозгом предчувствовать невидимое приближение катастрофы.

Всем известно: смех – это лекарство. Но мало кто помнит, что всякое лекарство суть яд. Привыкая к лечебной ядовитости, мы временно глушим боль, однако же не делаемся здоровее. Поддерживаем себя искусственно, прикидываясь естественными, умение лгать называем умением жить, почти искренне верим в остроумную бодрость мысли, хотя большую часть времени проводим в тупом и усталом сне.

Вот только природа не прощает заигрываний с ядом. Чувство юмора природе неведомо.

Это становится ясно, когда ты вдруг просыпаешься. Годы спустя, осознанно раскрываешь глаза. И видишь, как шатко у тебя под ногами.

И чувствуешь: шею обвила петля.

Главное в этот миг – не дернуться... Никаких резких движений... Осторожно заводим в петлю пальцы рук... Берем в свои руки остаток жизни... Теперь все зависит от решения. Его необходимо принять. Но чтобы решение не оказалось ошибочным, следует понять, почему ты здесь и в таком положении. Еще раз переосмыслить судьбу. Перелистать, страница за страницей. Дойти до самого конца.

Вспомнить, с чего все началось...

20 ноября 2013

Игорь Белисов

Роман-дилогия «Скорпионья сага»

Роман-дилогия состоит из двух равноправных частей, порядок чтения которых читатель определяет сам: сначала одну, потом другую (в любой последовательности) или параллельно друг другу (одновременно):

 

 

 

S АМКА / S КОРПИОН
КОРПИОНА АМКИ

 

 

 

19 ноября 2013

Сергей Ганюшкин

Рассказ «Храм на холме»

Однажды мудрый Юн Далалин проходил мимо какой-то деревни. Деревня была большая и, судя по мельнице, мычанию коров и крикам петухов, достаточно зажиточная. Но ни название деревни, ни богатства её, мудрого Юна Далалина не волновали. А вот высокий холм, у подножия которого она раскинулась, – очень. Поэтому мудрый Юн Далалин обошёл деревню стороной и, помогая себе видавшим виды сучковатым посохом, поднялся на высокий холм. Здесь огляделся. Красота неописуемая: с одной стороны – деревня, с другой – река, с третьей – лес, с четвёртой – поле. И простор во всю ширь, до самого горизонта.

Улыбнулся мудрый Юн Далалин в усы чему-то своему, расстелил циновку и устроился в позе созерцания, дабы сделать ещё один шаг к Просветлению.

В ту же пору проходил мимо крестьянин, из той самой деревни. Видит – старик в гору лезет. Бодро так, словно легко ему, и вся эта круча нипочём. Удивился крестьянин, да и подумал: «Дай-ка пойду вслед за ним. Глядишь, узнаю у него секреты бодрости и здоровья до преклонных лет». Подумал – сделал. Взобрался вслед за стариком на холм. Запыхался, ноги болят. Смотрит, а старик-то уже на циновке в странной позе расположился, да и вглубь себя смотрит. Не стал крестьянин тревожить мудреца. «Буду, – думает, – повторять за ним, вдруг чуток Просветления и до меня дойдёт». Долго пыхтел, кряхтел, тужился, пыжился крестьянин, но позу созерцания так и не смог осилить. Скрутился тогда во что-то более-менее похожее, сидит – боль терпит, но что ж, думает, делать коли наука без труда не даётся...

18 ноября 2013

Лачин

Статья «Либералы и либерасты, демократы и дерьмократы»

Слова, как известно, со временем меняют свой смысл. В них вкладывается новое содержание. Жулики пользуются этим, дабы вводить людей в заблуждение. Для борьбы с этим нужно вводить новые термины для новых явлений, во избежание путаницы и для борьбы с манипуляторами сознанием.

Слова «либераст» и «дерьмократ» напоминают ругательства, между тем это вполне серьёзные термины. Возразят: а как насчёт слов «коммуняка» или «совок»? Два последних слова просто оскорбляют собеседника. Так называют всех коммунистов и сторонников СССР, а не что-то качественно новое. Но оскорблённый может ответно обругать вас – что докажет ваша перепалка? К тому же «совками» советский народ называли валютные проститутки брежневских времён – это терминология шлюх.

Между тем либерасты и дерьмократы – не то же самое, что либералы и демократы...

15 ноября 2013

Роман Оленев

Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Мультфильмы Юрия Норштейна»

Здравствуйте. В том, что сегодня кино зачастую пытается привлечь внимание зрителей не столько психологизмом и художественными приёмами, сколько спецэффектами и компьютеризаций кадра, мы с вами убедились в прошлой передаче на примере фильма «Ирония судьбы. Продолжение». Что уж говорить про современную мультипликацию? Всё построено на компьютерной графике. Но, как говорит выдающийся художник-мультипликатор Юрий Норштейн, автор – не побоимся этого слова – шедевра «Ёжик в тумане», компьютер гладко и быстро выполнит любую задачу, но он не сделает ошибку, которая вызовет сердцебиение, не даст нервного напряжения, которое вдохнёт в фильм жизнь. Для Юрия Норштейна, как настоящего художника, чувственность и индивидуальность являются самым главным в произведении искусства.

Норштейн создал свой уникальный жанр и свой уникальный стиль, который и определить нелегко. Очевидно лишь то, что его мультфильмы это яркий пример эмоциональной, можно сказать, атмосферной мультипликации, способной создать настроение. А добивается он этого тем, что за основу мастерства взял даже не умение нарисовать, а, по его словам, нахождение того соотношения внутри изображения, дающего сверхчувственную сторону кинокадра. А это уже относится даже не к области хорошего рисования. Не случайно среди его любимых художников, помимо Рембрандта, Пикассо и Ван Гог.

Норштейн – это художник-мыслитель. Он считает, что в самом несовершенстве заключено нечто, что уходит за грани совершенства. Что абсолютно совершенной вещи быть и не может, поскольку сам мир таков, он строится на несовершенстве и неравновестности своей...

14 ноября 2013

Ольга Александрович

Рассказ «Сестра Анастасия»

Сестра Анастасия осторожно прикрыла дверцу машины и кивнула водителю. Она несколько секунд наблюдала за тем, как он разворачивается. Только потом раскрыла зонт. Этот воскресный день выдался холодным. Серые тучи низко висели над землёй, проливаясь на неё моросящим дождём. Она слегка поёжилась и быстрым шагом направилась по узенькой тропинке к церкви, чьи белоснежные купола величественно венчали хмурое осеннее небо. Расположившись на окраине маленького городка, она со всех сторон была окружена лентой мелководной речки, проносившей свои воды между двумя пологими берегами и уходящей куда-то далеко за горизонт.

«Ну вот я и вернулась», – подумала сестра и потянула за ручку. Тяжёлая дверь чуть скрипнула. В храме, как всегда, было светло и тихо. Зажжённые свечи отбрасывали на пол и стены глубокие тени и освещали лики святых на расставленных повсюду иконах. Слегка потрескивал плавящийся воск, распространяя стойкий запах, смешанный с ароматом ладана. Летом перед алтарём обязательно ставили большие вазы с букетами цветов. Их выращивали сами монашки и послушницы. Но сейчас осень: сад желтел скошенной травой, а деревья давно надели золотые и багровые платья.

Сестра Анастасия подняла взгляд на икону Николая Чудотворца и приготовилась читать вечернюю молитву, как вдруг резкий порыв ветра ворвался в открывшуюся дверь, едва не потушив свечи. Она обернулась. У входа стоял мужчина в чёрном пальто и одной рукой опирался на длинный зонт, послуживший ему в этот момент тростью. Несколько секунд он оглядывался по сторонам, а затем шагнул вперёд. Сестра Анастасия почувствовала, как бухнуло сердце в груди, и замерла, не завершив креста.

– Ну, здравствуй – тихо сказал он...

13 ноября 2013

Татьяна Кузнецова

Сборник стихотворений «Предзимнее»

Уходит день с улыбкою натужной,
в саду рябины матово горят.
И горек вкус односторонней дружбы,
и сладок луч холодный октября.
Я осени прощу непостоянство
и ветреность лихих желанных встреч.
Молчит земля, и собирает паству
верховная размеренная речь.
Ты прав, октябрь. Пора остепениться
в осаде концентрических кругов.
В глухом цейтноте жизненного блица
просить нелепо права на любовь.
Я жду уже зимы. Её оковы
погасят боль и чудо сотворят.
Но будет жаль красивого такого,
беспечного, смешного октября…
12 ноября 2013

Лачин

Критическая статья «Смертная монета Андрея Ширяева»

Монеты после смерти нам достаются разные. Некоторым не достаётся ничего. Речь не о христианском и мусульманском раях и адах, речь об античной преисподней – она куда интеллигентней, в ней нет ни благостно-официозной пошлости, ни борделя, ни инструментов пыток. Но при входе надо заплатить. Однако я забегаю вперёд. Начнём с земных событий.

А. Ширяев, поэт, отчасти и прозаик, покончил с собой. В 2002 году, убедившись, что постсоветский режим имеет тенденцию не улучшаться, а ухудшаться, уехал в Эквадор. Осенью 2013-го, в цветаевском возрасте, не желая переходить к растительному образу жизни (вследствие болезни), уехал с Земли.

По отъезде оставлено не так уж и мало, но главное достоинство оставленного – в разнообразии, при котором не теряется общность стиля, почерка автора. И ещё – много редкостного по форме, строфике, размерам...

11 ноября 2013

Виктор Герасин

Очерк «Цна – святая вода – колыбель православия»

...И не потому ли, что вода в реке и её притоках так вкусна, а значит, целебна, пользительна, селились по всему течению реки православные монастыри? Вплоть до революции семнадцатого года. В то время Тамбовская губерния лежала, простиралась по всему течению Цны, от истока до устья, а это полтысячи километров. Только восстание крестьян под предводительством А. С. Антонова заставило правительство взглянуть на Тамбовскую губернию по-особому, и раздать её земли в Воронежскую, Липецкую и Рязанскую стороны. Чтоб неповадно было восставать.

Река тёчет с юга на север, а монастыри продвигались с севера на юг по всему её течению. Так распространялось православие в русском государстве. Монастыри – это укрепа веры, это крепости православия. Главное, монастыри в своё время активно занимались просвещением населения. Монахи были людьми грамотными или постигали премудрости грамоты, богословия в стенах монастырей. В каждом монастыре имелись школы для малолетних детей, в которых не возбранено было обучаться и взрослому населению. При монастырях создавались детские приюты, богадельни или приюты для сирых и убогих. То есть, монастыри несли немалые социальные нагрузки по призрению и обучению детей-сирот, пожилых нетрудоспособных людей, инвалидов войн. Кроме того, насельники монастырей трудились на земле, в лесу, на пасеках, развивая и усовершенствуя технологии обработки земли, сбора высоких урожаев, занимаясь животноводством, пчеловодством. Зачастую снабжая близлежащие города своей продукцией, делясь выращенным урожаем с бедными или попавшими в беду крестьянами.

В первой четверти двадцатого века судьба монастырей была предрешена, их пустили на слом. Запустение пошло по православной земле, вероотступничество, беспамятство. Но новый, двадцать первый век, повернулся лицом к монастырям, люди стали осознавать ошибки прошлого столетия, возрождать монастыри.

Для меня интерес представляет только процесс становления монастырей в Тамбовской губернии, процесс же разрушения был для всех и каждого монастыря одинаков...

8 ноября 2013

Роман Оленев

Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Ирония судьбы»

Здравствуйте. Для большинства из нас Новый год – это праздник номер один, ну а в советские времена он уж точно был самым главным. Не случайно, что именно тогда встреча Нового года стала целым ритуалом, кульминация в котором – непременное чоканье бокалами под бой курантов. В эту ночь и тогда, и сейчас даже взрослому человеку почему-то в глубине души очень хочется сказки. И для миллионов советских людей такой сказкой смогла стать удивительная картина Рязанова «Ирония судьбы». Этот фильм для советского человека, пожалуй, стал самим символом новогоднего праздника, таким же, например, как новогодняя ёлка. И феномен фильма в том, что он и сейчас остаётся таким символом, усиливает ощущение праздника и даёт надежду на сказку. «Ирония судьбы» – один из немногих фильмов, которые магически связывают зрительский опыт нескольких поколений, и советских, и уже постсоветских. Он, наверно, уже навсегда стал неотъемлемой частью Нового года. Правда, смотрим мы его уже, чаще всего даже и не углубляясь в происходящее на экране. Он нам нужен как особый сказочный фон, создающей атмосферу праздника.

Мы уже сказали, что встреча Нового года по своей внешней форме является самым настоящим ритуалом, где «Ирония судьбы» стала органичным его элементом. И уже само начало фильма настраивает нас на особое ритуальное отношение к встрече Нового года, где баня является первым этапом этой встречи...

7 ноября 2013

Сергей Багров

Повесть «Вторая вода»

...Коротка июньская ночь. Ещё не успела уйти, как тут же из тёмной дубравы встал, разрастаясь, пшеничный суслон, щедро разбрызгиваясь лучами.

Утро! Было оно просторным. На всю Молого-Шекснинскую пойму, где просыпались деревни и города.

Аристарх Иванович встретил его широкими взмахами косовища, подрезая траву косой, на жале которой, будто лисёнок, резвилось игривое солнце.

Младший сын его долго стоял на краю травянистой террасы, решаясь прыгнуть в реку, только так, чтоб попасть головой и руками в весёлую рожицу солнца, которую то поднимала, то опускала маленькая волна.

Старший – рыбу ловил, заплыв на лодке к двум островкам, и весело было ему наблюдать, как на кончике лески, стоило только подсечь, серебристо взвивалась сверкающая добыча, перелетая над ним по воздуху на поляну, где в осоковом холодке таилась тарка воды с неподвижно стоявшими в ней краснопёрыми окунями.

Ольга Петровна доила корову и щурилась оттого, что солнце, шмыгнув в слуховое оконце, бойко шарило по подворью, по пути облизывая её.

Полина тоже зажмурилась, увидев, как из колодца, откуда она поднимала ведро, вместе с водой выбрызнуло и солнце, хватив своим всполохом по глазам.

И только двухлетний Витёк, сердито сопя губами, не чувствовал солнца, ибо лежал в кроватке и зорко рассматривал сон. Снился ему одноглазый мужик, который ножом замахнулся на маму. И в это время выстрелило ружьё...

6 ноября 2013

Сергей Жуковский

Рассказ «Урок математики»

– Дети, записываем условие задачи… – Вера Николаевна повернулась к озябшему, выхоложенному первыми утренними заморозками рыже-багровому окну. – В магазине строителям сообщили, что семь филёнчатых дверей стоят…

Учительница замолчала. На неё из тёмного утреннего окна смотрела усталая незнакомая женщина.

– Ей – тридцать восемь… Двое детей… Антон и Дашка… Антошке месяц назад тринадцать стукнуло… Хотел мобильный новый… А я книги подарила… Трёхтомник… Лермонтова… Обиделся… Нет, вида не показал, конечно… Но обиделся… Сразу вежливый стал такой… Добрый… А лицо – каменное… Даже губы пухлые окаменели… И глаза… Обычно – светлые… Светло-зелёные… Тёмно-синими стали… Или это так свет от люстры падал?..

На сырую ветку старого мокрого клёна плюхнулась нарядная сорока. Почистила клюв о чёрную кору дерева, скосила глаз на бледное женское лицо за посеребрённым стеклом окна и, шумно хлопнув крыльями, перелетела на соседнюю берёзу.

– Записываем… В магазине строителям сообщили, что семь филёнчатых дверей и три пластиковых окна имеют стоимость 8 791 500 рублей…

Внезапный порыв ветра резко качнул берёзу, и сорока, блеснув чёрно-изумрудным опереньем, снова перелетела на багрово-золотистый клён.

– А Дашка – малая ещё… В марте пять стукнет… В школу пойдёт… Скоро… А читать, считать, писать уже умеет… Пишет, правда пока – как курица лапкой… Ничего, научится… Она, вообще, у меня умничка… В четыре годика мне драничков напекла… Сама, между прочим… Подглядела однажды, как я делала… И решила маму порадовать… Удивить решила… Я и не знала, что умеет… Прихожу домой, а вся квартира драничками пахнет… И Дашка моя – у плиты… Хозяйствует…

5 ноября 2013

Сколько стоит человек

Статья «Европейский туризм под угрозой разоблачения. Часть 1»

В каждом уголке земли найдётся рай, место притяжения паломников, туристов, исследователей или путешественников. Каждый уголок обязательно знаменит своей самобытной культурой, мифологией, национальными или общественными традициями. Есть такие в Южной и Средней Азии, в индейских и современных уголках обеих Америк, в молодых странах Африки, в античных когда-то Шумерах, Ассирии и Византии... Есть они в Антарктиде, пока ещё не освоенной туристическими агентствами. Но всё их множество объединяет представление об историчности, мифологии, памяти прошлого, каким бы коротким или длинным они у них ни были.

Нас привлекают объекты старины, завораживают, лишают рассудка. События пяти, даже трёхтысячелетней давности приводят  в благоговейный трепет, вызывают уважение. Мы безоговорочно доверяемся туристическим справочникам, местным гидам, рекламным путеводителям или развешенным тут и там табличкам, сухо рассказывающим об истории того или иного места или события.

Мы просто всему этому верим.

И никогда не допускаем мысли ни усомниться, ни попытаться самостоятельно во всём разобраться. А зря. Может оказаться, что уже много-много лет нас попросту водят за нос, дурят, выдавая какой-нибудь Колизей или Стоунхендж за сохранившуюся глубокую древность...

4 ноября 2013

Лачин

Рецензия «Чёрные воды вокруг случая на водах»

Пьеса – о Лермонтове. Он уже убит, и эту гибель (а также характер погибшего) обсуждают светское общество «на водах» Кавказа и два ирреальных существа – Печорин и Демон.

Чёрные воды пошлости и грязи, изливаемые светскими людьми на случай на водах (дуэль), вполне ожидаемы. А чего, собственно, ещё ждать от зажравшихся дворянчиков, воспитанных на Бестужеве-Марлинском, Поль де Коке и Кукольнике? Только вот лермонтовские герои в трактовке Кармина-Николаева оказываются немногим лучше – в оправдание Михаила Юрьевича скажем, что за авторов ответственности он не несёт.

Вообще-то Демона с Печориным в пьесе следует поменять местами – Демон, как-никак, инфернален, сверхъестественен, между тем его просвещает Печорин, а князь ада только вставляет удивлённые восклицания: да ну? шутите? Хотя, возможно, так оно и задумано, суть не в этом.

Печорин рассказывает Демону о будущем России, рассказывает, как постсоветский телеведущий. Сталин у него – «бич Божий» для России, хотя вымирать русские стали только с 91 года, а при «биче» только росли, несмотря даже на двадцать миллионов убитых Западом. А ведь интересно задумано было – Демон с Печориным, рассуждающие о нас, бренных. Но стоило ли это задумывать, если в их уста вложены монологи телелиберастов?..

1 ноября 2013

Роман Оленев

Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Детский кинематограф советского периода»

Здравствуйте. Мы продолжаем с вами говорить о кино, которое, может быть, больше всех любят дети. Ребёнку оно как-то особенно глубоко западает в сердце. Это очень быстро поняли советские идеологи и с большим энтузиазмом взялись за детский кинематограф, который сам по себе стал уникальным явлением.

Во-первых, тем, что появился он как особый вид искусства именно в Советском Союзе, во-вторых, тем, что и исчез он, по сути, тогда, как только перестал существовать сам Советский Союз. Если раньше в Госкино был план, и на сто фильмов делали тридцать детских, то сегодня из шестидесяти–восьмидесяти фильмов только три процента – для детей, а это две картины. Но кто их видит? И это касается России, а об украинском кинематографе мы даже и не говорим.

Советский же Союз оставил нам огромное кинематографическое наследство, в котором и среди детских фильмов немало настоящих шедевров. Сегодня кое-кто уже и сам, имея детей, до сих пор любит смотреть эти фильмы. И дело тут не столько в ностальгии, сколько в объективном высоком художественном качестве этих лент.

За времена Советской власти детский кинематограф, да и сам образ ребёнка прошли такой интересный путь эволюции, что это заслуживает внимания. С момента своего возникновения, прежде всего, преследуя воспитательную функцию, постепенно детский кинематограф набрал и художественную мощь и приобрёл такие смелые формы, что позволял себе иронию над некогда священной пионерлагерной культурой...

Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

07.11: Виталий Семёнов. На разломе (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!