HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 г.

Архив публикаций за март 2019

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017  2018  [2019]  

январь   февраль   [март]  


23 марта 2019

Мария Купчинова

Рецензия «…Примерно столько, как Рембо»

Вышла из печати вторая книга стихов Андрея Маркиянова «Последний лист». Для тех, кто знает и любит творчество тюменского поэта – праздник. Правда, перечитываешь собранные под одной обложкой знакомые строчки и понимаешь: праздник – щемяще грустный, оставляющий занозы в душе. Почему? Наверное, потому, что это и есть свойство настоящей поэзии: бередить душу… Рискну утверждать: поэзия Маркиянова – настоящая, может, именно поэтому: о чём бы ни писал поэт, всё равно получается – о душе...

21 марта 2019

Владимир Зоря

Рассказ «Молитва к матери»

– От садись на мою кровать, расскажу, как я с Богом встретился, – отодвигаясь, старик заёрзал ногами, затем шмыгнул длинным носом и спрятал отбивающую дробь правую руку под край вылинявшего байкового одеяла. – Сам я по отцу из донских казаков, но вырос тут, с матерью у бабушки, и вроде как обукраинился. Отсюда и в Черноморский Краснознамённый флот призвали.

Уходил шкетом, а пришёл из Армии – высокий, косая сажень в плечах, одет с иголочки: клеша, тельняшка, ботиночки начищены… В клубе как врежу яблочко с усложнёнными коленцами – девчата так и стреляют в меня глазами. Та и я, бувало, в фотоателье к Зяме Моисеичу зайду и незаметно так сам собой в зеркале любуюсь. Когда давно не видел. Такой ладный был в морской форме.

Я ещё и чечётку бил – забыл сказать...

20 марта 2019

Лев Мирошниченко

Статья «А не пора ли перестать бряцать шпорами и саблями?»

...Автор полагает, что подобная модель отношения к своей стране как постоянно находящейся во вражеской осаде унаследована от эпохи большевизма. Все средства пропаганды напирали на то, что Советский Союз, как колыбель социализма и будущего коммунизма, окружён со всех сторон злобными буржуазными врагами, мечтающими и пытающимися эту колыбель уничтожить. Повторялось непрестанно, что нужно всегда быть готовыми к борьбе, не жалеть для неё ни сил, ни жизни. Начинка «социализма и коммунизма» была вынута, а модель осталась.

Эмоциональная реакция нынешних россиян на противоречащие этой модели реальные факты вполне объяснима. Их сознание довольно длительное время подряд накачивается с помощью мощной помпы СМИ (особенно телевидения) суррогатной моделью патриотизма. Большинство населения находится как бы под хроническим гипнозом. На такое сознание факты слабо или совсем не воздействуют рационально.

Автор убеждён, что такое представление о родине выглядит дефектным и даже убогим. Она, мол, настолько хороша, что все страны, и не только окружающие, очень хотят её уничтожить. И получается, что она такая хорошая, что никто не хочет с ней дружить и уважать её. Это даже унижает представление о родине. Такое представление на полном основании можно назвать антипатриотизмом...

19 марта 2019

Художественный смысл

Критическая статья «Шутя ли...»

Читаю какую-то оптимистическую вещь – «Как мы бомбили Америку» (2007). На каждой строчке «я»-повествователь посмеивается надо всем американским. И мне почему-то захотелось сравнить со своим впечатлением от Нью-Йорка. Что меня удивило? Огромные стаканы, в которые наливали нам порцию кока-колы в забегаловке. И не выпьешь такой. Пришлось недопить. Что ели, не помню, помню, что тоже очень большая порция. – Понятно, если там много толстых. А их, говорят, много. Я захотел в музей современного искусства. Там – снова удивление: несмотря на начавшийся дождь, стояла просто огромная очередь на улице. Я лишь через несколько дней и уже в Канаде понял, чего народ туда ломился. Все присматривали, как можно улучшить дизайн своих жилищ. В самом музее до меня не доходило, что это за искусство такое, например, вилка с одним зубцом, оттопыренным в сторону, противоположную остальным. Догадался я, глядя на канадские дворики при частных домах, где стволы иных деревьев удивительно повывернуты. Вот и все удивления. Приехал я в Нью-Йорк, чтоб посмотреть на небоскрёбы. Был пасмурный и дождливый день. Небоскрёбы протыкали тучи. И выглядело это очень тягостно. Как можно жить в облаке, мне было непонятно...

18 марта 2019

Александр Фирсов

Рассказ «Криминальный»

...Толик скривился в ухмылке, и по его сухой серого оттенка коже пошли трещины от губ и до самых глаз:

– Ну не знаю, а чего тогда все так хотят стать коммерсами? Ведь так всегда было, ещё с древности, купцы там и нэпмены, кулаки и прочие буржуи. Разве нет?

– Верно, но только потому, что стремление к подобному статусу даёт человеку надежду на счастье. Так ведь нас с самого детства учат: положение в обществе и финансовая защищённость только и могут сделать человека довольным жизнью. Вот все и ведутся, а те, кто туда всеми правдами и неправдами всё-таки попадает, понимают, что счастье не в этом, но, чтобы не казаться лохами, начинают пиарить собственный экзистенциальный облом, чтоб всем казалось, что лучше этого ничего и быть уже не может. Для этого покупаются все эти безразмерные дома и яхты и прочая атрибутика материального счастьезаменителя. Потому что тщеславие – это самая большая кнопка в центре удовольствия человеческого мозга. Вот только с каждым нажатием вырабатывается толерантность к воздействию, и в следующий раз это самое воздействие должно быть уже на порядок сильнее, чтобы кнопка сработала и высвободила чуток удовольствия в мозг. Оттого каждый новый личный самолёт должен быть больше и роскошнее предыдущего. А если нет, то у них наступает натуральная абстиненция, от которой их ломает не хуже, чем тебя, если вовремя не вмажешься. Потому что они точно такие же нарики, только ширево у них иного рода...

17 марта 2019

Виктор Сбитнев

Эссе «Что за уродство отпугивает от нас?»

...В опубликованном недавно интервью популярный писатель Захар Прилепин поинтересовался у маститого литературного критика Владимира Бондаренко: почему в современном российском обществе стал практически не заметен литературный процесс? В ответ критик заметил, что, видимо, ни сам Путин, ни его формальные оппоненты типа Зюганова современную литературу не читают и в своих выступлениях соответственно отечественных писателей не цитируют, как это делали, к примеру, Ленин и Сталин. А по установившейся в элитах традиции этого не делают и другие российские политики калибром мельче, и общественные деятели самого разного уровня. Кроме того, и в США, и в Англии, и в Китае и в иных крупных странах в век цифровых коммуникаций активно заработали программы поддержки национальных литератур. В России такой программы нет...

14 марта 2019

Светлана Донченко

Рассказ «Позывной – "Ягодка"»

...Война! Она нагрянула в мирную жизнь посёлка негаданно-нежданно. Почти все дома, разрушенные снарядами, прилетавшими с противоположной стороны, оставшиеся без стёкол в окнах, наспех забитых фанерками и картонками, с дырявыми крышами, продолжали жить своей многострадальной жизнью. Сразу за посёлком были отрыты траншеи и установлены крупнокалиберные пулемёты и гранатомёты. Кое-кто утверждал, что это «Грады», да только их и в помине не было. Посёлок стоял насмерть – ни шагу назад! Поэтому потери были ощутимыми. Бойцы народного ополчения состояли из разных групп: те, у кого за плечами была служба в армии, и те, кто прошёл ускоренные курсы обучения. Женщины тоже встали в ряды защитников, преследуя разные причины, но цель у каждой была единственная – желание защитить свою землю и вернуть мир землякам...

13 марта 2019

Художественный смысл

Критическая статья «Меня грызёт сомнение»

Правильно ли я вывел, что художник Жилинский – певец абы какой жизни, лишь бы она была индивидуальной и ближе к естественной, животной – автоматической? Не творческой! – Творец – певец нетворчества!

А как проверить себя? – Вдруг что-то даст портрет «Играет С. Рихтер. 2 вариант». (1984–1985)… – Ведь нарисован Рихтер прямо в момент исполнительства.

Кто много читал моих статей, знает, что я почти никогда не разбирался с исполнителями, с артистами. И это не только потому, что для меня их творчество – нечто неизвестное. Но и потому что несуществующее, если маскималистски. Потому что я их считаю красками в руках художника. Точнее – средствами выражения подсознательного идеала автора. – То есть их самих по себе для меня, искателя, повторю, подсознательного идеала автора, нет. Хотя бы потому, что они – не авторы.

А с Рихтером так нельзя...

12 марта 2019

Елена Ланге

Сборник стихотворений «В моём окне»

В моём окне опять идут дожди:
По мелочи, вразброс и вразнобой,
Стучат стаккато, каплями воды
Вливаясь в тему фуги золотой.

За каплями врываются ветра
С пассажем шелестящих тополей,
И вот уже купается листва
В крещендо нескончаемых дождей.

И в этот миг влюблённо и легко
Вступаешь ты и словно вторишь мне,
А в голосе – щемящее тепло:
Там книга, лампа, чай, пушистый плед

И кошка, спящая под шум дождя –
Уютные осенние миры,
И полное приятие меня:
Моих сомнений, сложностей, хандры.

И я влюбляюсь в музыку твою,
Ведь ты и есть тот самый важный штрих,
Который я давно не нахожу
В осенних вдохновениях своих.

И нет уже реальности иной,
Чем нотный стан. На кончике пера
Мелькают дни – как ноты – чередой,
И паузами длятся вечера.

Вся жизнь моя – из пауз и из нот,
Я идентична звуковой волне.
Я – музыка?.. Нет, всё наоборот:
Я – та, кто видит музыку в окне.

А ты, возможно, – просто резонанс
В моей душе, желание любить?..
Такт. Занавесом падает каданс,
Перерезая тоненькую нить...

Любимый мой, иллюзия моя,
Нет ни тебя, ни ветра, ни дождя,
И на пюпитре мокрого окна –
Одни лишь вариации меня.
9 марта 2019

Владимир Захаров

Сборник рассказов «Идеальное устройство»

...У Журавлёва всклокочены волосы. Нездоровый цвет лица, в котором багровое послебанное замешано с бледным отходным. Несмотря на фуфайку и болотники, он заметно выделяется, как шампиньон в шарабане с лесным грибным сбором. Архаров не поддерживает его с водкой, потягивая кофеёк и посматривая по сторонам. Лесорубы становятся громче. Матерок набухает хмелем. Они попеременно подходят к стойке и, забирая заказнное, подолгу кадрятся к Лере. Пока всё пристойно, без протягивания через стойку ручищ, без раздражения несговорчивостью. Лера молодец – вежливая улыбка, но строгость во взгляде. Журавлёв тоже обращает на неё внимание. Всё чаще делает паузы, совершая корпусом пол-оборота в её сторону.

– У-ух, какая, – причмокивает он, кивая на Леру.

– О чём ты там говорил? – отвлекает его Архаров.

– Да… о чём? Да хрен его знает! Поездить тебе надо. По фестивалям, премиям. Я порой вообще не представляю, когда твои собратья пишут. По-моему, только бухают, трахаются и тусуются по всей стране... Был бы повод… Знаю, что ты из другого теста, ну а кто нет? Особенно в начале. Беда в том, что на этих толковищах всё и решается. Кого печатать, кого награждать. Много паскудства, но выхлоп того стоит.

Журавлёв более не может себя сдерживать и, шатко поднявшись, направляется к стойке. Чуть склоняет голову и, мягко поглаживая столешницу, что-то там шепчет, посмеиваясь. Лера, поглядывая на Архарова, проявляет к Журавлёву больше расположенности, чем к остальным. Как-никак, гость Архарова. Один из лесовиков тоже подходит к стойке. Товарищи провожают его внимательными взглядами как своего делегата. Борьба за внимание Леры оканчивается перепалкой, и Журавлёв, напоследок с уверенной улыбкой кивнув Архарову, идёт за рубщиком на выход. Вслед за ними поднимаются и прочие лесовики. Архаров с досадой тушит окурок в пепельнице...

7 марта 2019

Художественный смысл

Критическая статья «Честность как приём»

...Но про какую «полноту жизни» можно говорить, глядя на лицо отца семейства, добывшего для развлечения детям рыбку подводным ружьём? Манин не зря вспоминает про «заливку».

«Заливка – приём, выполняемый в тех случаях, когда требуется прокрыть значительную площадь рисунка одним цветом… Исполняется по бумаге, наклонённой под углом, как правило, длинными горизонтальными мазками крупной кистью…».

Пусть заливкой обеспечен всего лишь общий тон тела этого отца. Но разве много что говорит его мужественное лицо? Человек как бы не здесь. Ну его самого не очень воодушевляет это ублажение детей. Жена тоже не слишком вовлечена – её больше заботит, чтоб дети не свалились в воду с пирса. Сами дети не ахти как реагируют. Это уже не первая рыбёшка. Тот, что справа от мамы, держит целую сумку таких же, наверно, подстреленных. Они, чего доброго, их дома зажарят. Но и предвкушения не видно. Не секундой живут люди, а как бы автоматически. Из чего, вообще-то, чуть не вся жизнь обычных людей состоит. Жизнь, принципиально не отличающаяся от жизни животных...

2 марта 2019

Цитаты и классики

Цитаты из произведений «Житейская мудрость глазами Пушкина»

Если в минуту досуга прикинуть, что есть такое человеческий опыт, то можно увидеть, что это не что иное, как принципы образа действий в той или иной ситуации, основанные на нескольких сентенциях, выражающих отношения человека к событиям, явлениям, людям, животным, растениям и другим неодушевлённым предметам. Сами же эти суждения-сентенции представляют из себя выведенное и так или иначе осмысленное из лично пережитого, перечувствованного, наблюдённого и воплощённого в афоризмы, пословицы, поговорки и прочие типы ходячих истин.

Ergo, чем больше в арсенале человека чётко сформулированных афоризмов, тем богаче, гибче, а главное, осмысленнее его опыт. То есть афоризмы – это как раз то, в чём закрепляется человеческий опыт. А совокупность афоризмов представляет собой совокупный человеческий опыт во всех его цветах и оттенках и всех противоречиях. Никто лучше не сформулировал этот общечеловеческий опыт в его русском приложении, чем Пушкин.

В данной подборке мы как раз и пытаемся представить в систематическом виде то, что разбросал поэт по своим многочисленным творениям.


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.03: Художественный смысл. Шутя ли... (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!