HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Архив публикаций за февраль 2013

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  [2013]   2014  2015  2016  2017  2018  2019  2020  2021  2022  2023  2024 

январь   [февраль]   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  


28 февраля 2013

Андрей Лопатин

Рассказ «Вера»

...Теперь, когда в очередной раз сбылось предсказание странной цыганки, Павел Иванович постарался подробней вспомнить весь разговор, но только два отрывка, в которых цыганка касалась его самого, смог восстановить: ему же она обещала, что женат будет дважды. Это сбылось. После первого неудачного брака он женился во второй раз и теперь считал этот брак удачным и последним. Другое предсказание, что ещё в молодости у него будет два сына, оказалось неверно – и для прошлого и, тем более, для настоящего и будущего. Был один сын от первого брака, а жена нынешняя, во-первых, родить не могла, а во-вторых, в их возрасте они не захотели и не решились бы на это. «В одном только верно, – заключил он, – что сын, а не дочь. В том, что их два – тут уж она ошиблась!»

И мысли о цыганке постепенно стали отступать, он погрузился в прежне задумчивое состояние, скорбя о друге.

Дома вечером он сел за ужин, приготовленный женой, но, потыкав вилкой несколько раз по тарелке, ушёл в зал и рано лёг спать. Странно, но как только закрылись глаза, и дремота сладким туманом обвила сознание, среди темноты перед глазами ярко высветились полные губы с родинкой и пушком волос на углах – и начали твердить одно: «У тебя два сына. Два!» Голова при этом склонялась, и бельмо пряталось под опущенным веком.

Так продолжалось несколько ночей. Даже на работе Павел Иванович не мог отвлечься в мыслях от незваной визитёрши: «Ерунда какая-то! Мистика! – И тут же старался искать оправдания: – Скорей всего, это из-за недавнего стресса. Он хранится в подсознании, а проявиться может и так. О чём-то похожем я где-то читал...»

Когда цыганка стала являться чаще и говорить всё настойчивей, его охватило серьёзное беспокойство: «Какой второй сын? Не может этого быть! Слышишь? Не приходи ко мне с этими глупыми фантазиями! Оставь меня в покое!» Сам же невольно ворошил прошлое и выискивал хоть какой-то намёк, хоть какую-то отмычку от дверей навязанной тайны. «А если, допустим, она опять не ошиблась?.. Нет, чепуха это! Мне лучше знать о своём прошлом!» – и немного успокоившись, он отворачивался к стене; мысли затухали, сон начинал увлекать в свой омут. Но одна история из далёкой студенческой жизни всё же заинтересовала его...

27 февраля 2013

Сергей Ворона

Рассказ «Тюфя»

...На высоких столбах уже зажглись фонари; впереди билась в истерике музыка, и в её сторону тянулись группами молодые люди. Витка ещё раз предложила перейти на другую сторону улицы, где была в клубе дискотека, но Олег отказался. Он думал о том, что Витка рассуждает уже как взрослая, но её непосредственные повадки остались ещё подростковыми: она словно не замечала, что вцепившись в его руку и прикасаясь случайно к нему грудью, доставляет ему волнение не из лёгких. А, может быть, и замечала? И дразнила! И хотела! Обогнав их, притормозил резко какой-то «жигулёнок», чихнувший противно в выхлопную трубу, и из распахнувшейся со скрежетом двери закричали наперебой молодые голоса:

– Витка, ты почему на звонки не отвечаешь?! Мы уже и на дискотеке были. И у тебя…

– Мы в сквер, – сказала Витка с усмешкой и почти прилипла к Олегу. – А телефон дома оставила, чтобы вы не надоедали.

– И мы туда же. Падай к нам. У нас пива – море. И его бери с собой…

Витка потянула Олега легонько за локоть, но он покорёжился от слов «его бери», будто бы он, человек с высшим образованием и приличной работой, был для этих шальных молодых ребят некоей вещью, и упёрся на месте. И что может иметь общее с ними Витка? Но она освободила вдруг его руку и в лицо ему засмеялась, произнеся быстро и неразборчиво: «Ну, ты чего, тюфя, это же бывшие мои ученики…» – и, наклонившись, почти нырнула в дверь кому-то на колени. Последнее, что Олег увидел сквозь заднее стекло тронувшегося автомобиля, – это были чьи-то руки, охватившие за шею хохочущую Витку. В душе Олега осталось нечто похожее на то, будто бы его обокрали, или он что-то потерял; но, поразмыслив, он заключил, что утрата незначительная… И кашлянул с облегчением, и пошёл дальше один, к своим нутриям и кроликам...

26 февраля 2013

Андрей Козлов

Рассказ «Пиксель времени»

...Многие люди заплатили бы любые деньги, отдали всё, что имеют, лишь бы стереть память. Немногие же страдают от того, что пазл окружающего мира до конца дней обречён быть разобранным, ведь вся их жизнь состоит лишь из одного пикселя посреди чёрного полотна.

Одного из таких людей зовут Борис. Седовласый старик худощавого телосложения с необычайно подвижными, любопытными глазами. В них всегда выражалось любопытство – что бы ни происходило. В прошлом, лет сорок назад, он был подающим надежды молодым дирижёром. Тёмные курчавые волосы, великолепное чувство юмора, начитанность и талант к музыке, особенно игре на фортепиано, привлекали женщин. Несмотря на популярность, он женился рано, ещё не закончив консерваторию, на простой девушке, тоже студентке, правда, не консерватории, а текстильного института – Розе.

Жить приходилось тяжело, практически впроголодь. Конечно, удалось договориться об общежитии, но даже нормально питаться – и то для супружеской пары учащихся казалось роскошью. Целыми днями они пропадали в своих учебных заведениях, вечером же встречались в миниатюрной комнатушке – делили скромный ужин, приготовленный Розой на скорую руку, несколько часов разговаривали с таким интересом и задором, как на первом свидании.

Жизнь шла своим чередом. Спустя год у них появился сын. Подающий надежды дирижёр превращался в мэтра, из общежития они сначала переехали в съёмную, а затем и в собственную квартиру. С каждым годом счастья только прибавлялось.

Однажды все изменилось. Но не так, как обычно: Роза не изменила Борису, да и Борис не променял жену, с которой прошёл много испытаний, на молодую, восторженную поклонницу, дети – мальчик Аркадий и две девочки, Тамара и Соня, – хорошо учились, любили и уважали родителей. Но в какой-то момент отец семейства перестал это ценить, но не по собственной воле. Время исчезло...

25 февраля 2013

Самая Вагиф

Сборник рассказов «Анна»

...На следующий день, как только стемнело, Тимофей отправился в гости к мормонам. Благо, что деревни их разделял небольшой перелесок. Прокрался задворками, не переставая завистливо дивиться добротно построенным избам мормонов, множеству курятников и сараев, откуда доносились мычание, хрюкание и блеяние скотных животных. Сытые собаки отчаянно лаяли, почуяв чужака, и Тимофей уже мысленно поругивал себя за то, что согласился с Марьей и по собственной воле притащился в самое логово безбожников.

«Поймают – убьют. А чтобы никто не догадался, закопают, как собаку, или ещё хуже того – съедят. А вдруг и Марья вместе с ними заодно? И всё это она нарочно подстроила?» – подумал Тимофей и тут же устыдился своих мыслей. Марьюшка? Непорочный ангел она. Хоть и дочь мормонов. О том, что она и сама мормонка, Тимофей решил не думать. Тем более что он уже стоял у окон дома своей возлюбленной. Как и обещала, девушка просверлила для него дырку в ставнях, и Тимофей осторожно припал глазом к щёлке, из которой лился неяркий, тоненький лучик света.

Но уже через несколько секунд от ужаса у него на голове волосы поднялись дыбом и, судорожно взмахнув руками, словно отмахиваясь от невидимых врагов, Тимофей со всех ног кинулся прочь…

22 февраля 2013

Рита Мурашова

Сборник стихотворений «La mal aimee du courrier du coeur»

Репей не виноват, что он – репей,
что он придирчив так и часто склочен.
Пленят другие тонкостью стеблей
в оранжереях, он же – вдоль обочин
цепляет только тех, кто сам мешал
ему расти таким неприхотливым.
Не виноват! Как вздорная душа –
моя, с досады жгущая крапивой.
 
В пути сдавалась, рухнув наконец
к его корням… А сколько было прежде,
ершистыми цветами чтоб венец
носили и колючки – на одежде?..
Репей не виноват, что он – репей…
Но в чернозёмном сердце – чую – завязь
желанья непроторенных путей!
Чтобы – не вдоль и чтобы – не касаясь.
21 февраля 2013

Саша Тумп

Рассказ «Сюита»

…В зале на стенах и на стеллажах были латы рыцарей, мечи, кольчуги, цветы, букеты цветов и трав, бра, опять столы и столики, скульптуры птиц и животных. Посреди зала стояли две белых тумбы. Одна была чуть пониже другой, совсем ненамного.

…На них стояли два слона, смотрящие друг на друга.

…Николай остановился, огляделся и сел в просторное кованое кресло, стоящее как раз напротив них. Антон встал сзади, опёрся о спинку.

Николай молча смотрел на слонов. Руки привычно, сцепив пальцы, легли на колени, как обычно после тяжёлой законченной работы. Ему почудился даже запах горячего металла, чуть сладковатый с кислинкой.

…Один слон поднял хобот и как будто призывал к чему-то или кого-то звал. На фоне света окна хорошо была видна через переплетения металла небольшая фигурка слонёнка, уютно лежащего на боку, подтянувшего к груди ножки, смешно прикрывшего себя ушами и свернувшего хобот колечком.

Другой, чуть наклонив голову и немного повернув её, упрямо стоял, немного вытянув вперёд правую ногу и опустив хобот, как будто прислушиваясь к чему-то. Плотный рисунок из переплетённого металла делал его массивным и строгим.

Николай на миг повернулся, прошёлся взглядом по Антону, смотрящему куда-то в окно.

Посетители невольно обратили внимание на Антона и Николая, приблизились к тумбам, стараясь не загородить слонов, стали тоже внимательно их разглядывать. Узнавшие Антона изредка подходили к нему, брали автограф. Он благодарил, расписывался на буклетах и опять клал руки на спинку кресла.

Кто-то из посетителей отважился, и вспышка фотокамеры вывела Николая из раздумий. За вспышкой последовали другие.

– Нас-то к чему? Вон их фотографируйте, – он махнул рукой в сторону слонов.

Какая-то девушка, осмелев, подошла.

– А Вы… Вы – папа? – она посмотрела на Николая, а потом на Антона. – Папа… – стала подбирать слова, стушевалась и покраснела, – …его?

Николай повернулся и тоже посмотрел на улыбающегося Антона.

– Папа! …Вот и именно, что «его»! – кивнул, усмехнувшись, Николай.

20 февраля 2013

Аркадий Макаров

Сборник стихотворений «Белый ангел»

След на болоте лосиный,
Неба высокая синь,
Солнечный трепет осины,
Бабьего лета теплынь.

Поздняя ласка и милость,
Радости чистый родник…
Как же такое случилось,
После дождей затяжных?

Светом объят и покоем
Думаю думы свои.
Видится сквозь золотое
Тёмная зелень хвои.

В душу до самого донца
Чёрная смотрит вода
Лето пройдёт и вернётся, –
Не возвратятся года.

Тихо на солнышке греюсь,
Счастлив случайной строкой,
Всё же на что-то надеясь,
Словно мальчишка какой.
19 февраля 2013

Александр Брит

Рассказ «Hotel California»

...Он прошёл в комнату, разделся и, приподняв простыню, осторожно лёг рядом с Песней. Она повернулась к нему грудью, поцеловала в плечо, прижалась, её маленькие тёплые соски коснулись его спины.

– Я так ждала тебя, – сонно пробормотала она. – Так соскучилась… Где же ты ходишь?

Он взял её руку в свою, поцеловал в тыльную сторону ладони.

– Спи, колыбельная, спи. С этими деловыми встречами… одни проблемы…

Ванькович закрыл глаза, минутой позже его веки восприняли внешний свет, и он понял, что спальню на мгновенье осветили фары проезжавшей по кольцу двора машины.

«Песня, – подумал он. – Песня… Как-то она сказала… Про любовь… Да… В любви, сказала она, в итоге главное – не страсть, а нежность и преданность. Что-то в этом роде…». Он ей тогда бросил: «Ты рассуждаешь, как старуха!» Она виновато улыбнулась: «Старики, как правило, мудрые…»

Ванькович снова поцеловал её. Песня всегда несла ему такую безграничную преданность, тепло, нежность, доверие, что ему стало не по себе…

– Спи, колыбельная. Завтра – рано вставать. Новый день…

– Уже сегодня, – шёпотом медленно поправила Песня.

– Да, – согласился он. – Уже сегодня…

В груди, ближе к сердцу, медленно разливалось сладкое тепло, словно в трёхлитровую банку под самый верх заливали только что выкачанный из ульев густой мёд.

В его памяти вспыхивали разгромленные сервированные столы, курящий сигарету двойник в зеркале, огни цветомузыки, изломанные движения рук, спин, ног. Он высматривал в этом бушующем рок-н-ролле белый пиджак, стриженую блондинку с искристыми зелёными глазами. Потом обнимал её упругое, слегка полноватое в талии тело. Аромат её духов дурманил его, окутывал туманной дымкой ночного шоссе. В перебор гитарного соло тихо закрадывался предупреждающий треск гремучей змеи, и будто бы уже не герой сингла «Hotel California», а он мчался по шоссе и видел огни загадочной гостиницы и нечёткий силуэт незнакомки. «Это место может оказаться раем или адом, – сквозь наступающую дрёму вспомнил Ванькович. – Все мы пленники своих страстей…»

Сон окутывал его туманами, морил, уводил в иные миры, и он уже, будто наяву, видел, как в чёрных плащах, подбитых красным бархатом, летели по грозовому небу несчастные всадники на гнедых поджарых конях с намертво привязанными к удилам руками… Эх-ххэ-хэ-хээ! Ух-ух-ух-ууу!!! Пленники, пленники, пленники своих страстей!..

18 февраля 2013

Сергей Жуковский

Рассказ «Платье»

...А в понедельник после работы Анна остановилась у края тротуара, повертела головой и медленно подошла к витрине бутика.

Платье нежно сияло в голубовато-жёлтых неоновых лучах.

Девушка снова оглянулась, одёрнула потёртую синюю джинсовую курточку, провела ладошкой по тёмной юбке, подошла к большой стеклянной двери и осторожно потянула тонкую никелированную ручку.

В салоне бутика не было ни одного покупателя.

Громадный, почти квадратный, охранник чуть скосил глаза.

– Здравствуйте… – шепнула Анна.

Из-за серебристой блестящей колонны показалась высокая, очень худая девица.

– Здравствуйте… – чуть слышно повторила Анна.

Девица глянула на охранника. Тот посмотрел на Анну и пожал бугристыми плечами.

– Здравствуйте… – снова сказала Анна.

Девица слегка подняла тонкие перманентные бровки.

– Скажите… – девушка посмотрела на витринного манекена. – Скажите, пожалуйста…

Продавец ещё немного вздёрнула ниточки бровей.

– Скажите, пожалуйста… – Анна проглотила тугой комок в горле. – А сколько…

– Дорого… – вдруг сказала девица. – У нас всё – очень дорого, девушка… Очень… Тебе – не по карману…

Анна открыла рот.

Продавец чуть улыбнулась.

– И на такие формы, как у тебя, милая, Париж пока не шьёт…

15 февраля 2013

Алиса Бецкая

Сборник стихотворений «Накануне»

Итак – я делец, и на тысячу дней
Душа пребывает в закладе.
Единственный выход – иначе мне с ней
При жизни такой не поладить.
Напрасно вчера, задыхаясь без сил,
Готовилось сердце к побегу.
В суровые ритмы мой шаг угодил,
Скакун, запряжённый в телегу.
Пора так же просто и весело лгать,
Как прежде в седло я взлетала.
Пора подороже себя продавать,
Пока я совсем не устала.
Потом затвердят обвинения речь
В измене благим идеалам…
Не проще ли было меня поберечь,
Когда я вчера умирала?
Оставим дебаты, хоть повод красив,
Но вы вспоминайте почаще –
Границы отчаянья не преступив,
В ломбард свои души не тащат.
Итак, я делец, поживу по уму,
Умеренно и аккуратно…
Но не удавалось ещё никому
Выкупить душу обратно.
14 февраля 2013

Сергей Багров

Исторические повести «Дважды молодцом не быть»

...Показалась река, кусты бересклета, чёрный скелет горелой сосны. Уже вечерело, солнце свалилось за лес, оставив над ёлками отсвет заката, когда конвоиры сошлись в один ряд и, наведя на подстражных секиры, стеснили их к бровке обрыва, откуда точило речным холодком. Два высоких стрельца подошли к татарской телеге, взяли оттуда по колотухе и возвратились назад, выжидающе глядя на божедома.

Татарин, наметив несколько жертв, достал из кривого чехла длинный нож. Подошёл к молодому, тучному в брюхе детине, сунул лезвие в низ живота, и когда тот со стоном осел, полоснул по верёвке меж рук и решительно сдёрнул кафтан. Затем, пропустив двух одетых в нищую гُуньку посадских, приблизился к бусому старику в суконном, с поясом, доломане. Старый заплакал, попятился, низко согнулся, пряча живот далеко под себя. Но татарин знал много разных приёмов, как можно коротко убивать. Рука его потянулась к дрожащим ладоням, которыми бусый пытался спасти живот от ножа, и вдруг, изменив направление, мягко всадила лезвие в шею.

Брагина бил ледяной озноб. Божедом подошёл к целовальнику Кеше, приметив на нём сапоги с оторочкой. Приказал ему сесть. Копыто, следя замороченным взглядом за страшной рукой, опустился на землю. Сволакивая сапог, божедом раздевающим взглядом прошёлся по Фенковым старым бахилам, штанам, азяму и колпаку.

Брагин вспотел, ощущая, как грудь обвалило чёрным желанием сделать что-то наперекор. Тараща глаза, он дёрнул кистями, с которых змеёй свильнула верёвка, и прелым носочком бахилы прицелисто пнул. Слыша хруст переносья, с каким татарин свалился, сжимая под мышкой добытый сапог, метнулся вперёд, под секиру стрельца, озаряясь на миг догадкой, что самый блаженный есть тот, кто не знает разницы между жизнью и смертью. Секира стесала с плеча длинный лоскут азяма. Стрелец впопыхах промахнулся, и Фенко, шлёпнув его по круглой башке, удивился, что стражник от этого зашатался и, обмякая, уселся в густой бересклет. «Спасусь!!!» – проревело в груди, и Фенко порывисто прыгнул. Но, не услышав топота ног, обернулся...

13 февраля 2013

Андрей Уваров

Рассказ «Соседка»

...Примерно через неделю история повторилась. Завидев нетвёрдую поступь соседки, Севка что есть мочи заорал:

– Синька идёт!

Пацаны, которых на этот раз оказалось больше обычного, обступили бабушку, словно стайка бродячих собак, и дружно закричали уже привычное «Синька – пьянь!».

Женщина отмахивалась от назойливых крикунов своей увесистой сумкой, затравленно оглядываясь по сторонам, а перед самым подъездом она вдруг обернулась, и Лёшик увидел в её опухших глазах такую невероятную боль и слёзы, что сразу же замолчал. Его сердце сжалось, через мгновенье он повернулся к ребятам и громко запричитал:

– Хватит! Перестаньте! Не надо так!

– Предатель! – крикнул Севка и повалил маленького штрейкбрехера лицом в снег. Дворовая команда тут же переключилась на новую жертву. Каждый старался пнуть или кинуть снежком в осмелившегося восстать против непобедимого большинства.

– А ну, по домам! – раздался низкий, хрипловатый голос соседки, заставивший мальчишек прервать показательную порку отступника. Дело в том, что никто и никогда раньше не слышал голоса этой странной женщины, а она, подняв Лёшика и отряхнув от снега, легонько подтолкнула его впереди себя в сторону подъезда...

12 февраля 2013

Валерий Румянцев

Сказка «Кукушка»

Давным-давно, во времена наполнявшей мир магии, жила в лесу Кукушка. Весь её род обладал даром пророчеств, и Кукушка не была исключением. Правда, она не умела предсказывать события, но всё, что связано с числами, могла в этих событиях предвидеть. Многие лесные жители обращались к пророчице, и не было случая, чтобы Кукушка ошиблась. Конечно, если вопрос был правильно задан. В общем, была Кукушка признанным авторитетом в умении заглянуть в будущее.

Царствовал в лесу в то время Лев. И вот однажды заболел у царя сын. Лучшие лекари брались его лечить, но ничего не могли сделать. Лев очень любил своего единственного сына и просто сходил с ума от переживаний. И когда стало совершенно ясно, что жить царевичу остаётся недолго, приказал царь как последнюю надежду привести к нему Кукушку.

Советница царя, Лисица, лично отправилась за предсказательницей. Подошла она к старому кедру, где было гнездо Кукушки. Но поскольку Лисица много повидала на своём веку и не очень-то доверяла слухам, то прежде, чем привести Кукушку к царю, решила сама сначала проверить её способности.

– Скажи-ка, Кукушка, сколько у меня детей? – спросила она.

– Девять, – отвечала ей Кукушка.

– Верно. А сколько из них дочерей?

И вновь угадала птица.

– Ну, хорошо. А скажи, сколько лет я жить буду?

Закуковала птица, считая года. И чем дольше она считала, тем большей радостью наполнялось лисье сердце. Наконец, она сбилась со счёта и остановила пророчицу.

– Спасибо тебе. Ты, видно, действительно вестница судьбы. При случае и я тебе пригожусь. Я хорошее помню. А сейчас ты пойдёшь к повелителю. Хочу тебя предупредить, что у него большое горе. Львёнок тяжело болен, и лучшие лекари не в силах ему помочь. Подари хоть ты царю какую-то надежду. Если почувствуешь, что царевичу мало осталось, то пусть царь не сразу это поймёт...

11 февраля 2013

Фёдор Избушкин

Рассказ «А из тарелок ангелы поют»

...Варфоломей окунул мою ложечку в чай и сотворил ей перезвон маленьких церковных колокольчиков. Было похоже на аплодисменты. Вся гостиная наполнилась моим голосом, незнакомым мне, но, как оказалось, таким убедительным, что внимали ему сразу все взрослые. Дрожь унялась:

И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад… И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу... Вид колёс и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырёх одно. И по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе.

Я дошёл до важного места. Про колесо в колесе я прочитал с таким выражением, будто стоял сейчас перед Марьей Ивановной на уроке литературы. В пророчестве Иезекииля, – я был в этом уверен, – говорилось про самую обычную летающую тарелку. В древности их ещё мало было, а сейчас – как кур нерезаных. Друг мой Пашка Мотыжкин, когда в гости к брату в город ездил, рассказывал, что там их целые стаи над Щучьим прудом. Пацаны по ним из рогаток лупят. Евойный брат даже фоткал их в разных позах.  Только плёнка потом засветилась...

6 февраля 2013

Андрей Усков

Рассказ «Псих»

...– Помнишь, когда мы были на море, ты брал меня и приёмник, и мы провожали солнце? Ты тогда ещё говорил – смотри и помни. Мне почему-то эти слова до сих пор памятны. Многое уже позабылось. А вот это отчётливо помню.

– Ну и?..

– Да тут с Сэмом ходили гулять на речку. Идём обратно. Вдруг слышим: шум, гам. Оборачиваемся. Штук пять подростков догоняют какого-то мужика и начинают метелить его в наглую. Пятеро на одного. Представь. Вокруг народ гуляет. Жарко. Где-то играет гармонь «ой рябину кудрявую». Какая-то баба орёт: «Милиция!!!». А те козлы метелят того мужика, и вот-вот в асфальт вкатают его. И никто вступиться не пробует. Стоят на расстоянии, а подойти боятся. Ну мы повернули с Сэмом обратно, подходим. Те уже на кураже и на нас готовы кинуться, мол, ты не лезь. Один уже перед мордой руками машет. Ну я думаю, если мы сейчас вспыхнем с Сэмом, то просто напросто порвём этих уродов. А там, натурально, милиция, протоколы, камера. Ну, знаешь же сам, как у нас всё это обычно делается. Просто представил, что и Сэма закроют в камеру. Один бы я, наверно, всё-таки кинулся, уж больно велик был соблазн. Ну, представь – впятером на одного. Кто их воспитывал, шакалов этих? И тут я вспомнил наш с тобой любимый фильм «Золотой телёнок». Помнишь, как Остап Паниковского на мостовой отмазывал? Махом себя возомнил Юрским в роли Остапа. Этаким властным голосом обращаюсь к тем, кто сочувствует, но подойти боится. Так, говорю, вы будете свидетелями? Чё тут произошло, ты бы видел!..

5 февраля 2013

Евгений Бриммерберг

Философское эссе «Говорит художник – 2012»

...Только одна идея Бога способна переноситься из одного момента времени в другой без всякого ущерба для своего совершенства, и этого достаточно, чтобы он был. Ведь только эту идею сознают люди во все времена без всяких изменений в различных видах её воплощения. Только при её наличии можно судить о состоянии искусства, о месте его в сознании человека. Тот, кто считает, что современное искусство современно потому, что оно сделано в тот или иной, в «этот» момент времени, забывает, что и все несовременные, вечные произведения тоже были сделаны в своё время в «этот» момент времени, так что они на том же основании и в том же смысле могут считаться и остаются современными. Но невечные современные произведения так иногда и не становятся вечными. Поэтому дело не во времени, а в голове художника. У одних в ней ничего нет, и поэтому время стоит на месте, несмотря на все их усилия, а другие свершают этот момент времени, поскольку в их сознании присутствует идея бытия, которая не может существовать без акта творения, божественного вмешательства и разумного совершенства. Один художник, который называет себя современным, потому что пишет в данный момент времени, не выражает в нём ничего, кроме своего ничтожества, поэтому актуальность его работы ограничивается этим моментом. Другой – тоже пишет в данный момент времени и поэтому тоже современен, но заключает в этот момент вечное, истинное содержание. И то, и другое – современно. Только одно ничтожно и отрицается, а другое вечно и полагается. Поэтому, существуя мгновение, можно написать вечность, и прожив жизнь, можно не сделать ничего. Бездарным художникам суждено существовать одно мгновение, поэтому они так старательно пытаются наполнить собой как можно больше таких мгновений, чтобы дольше существовать. Но все их усилия ограничиваются их жизнью. Время же таково, что моментом в нём называется обобщение всех предшествующих моментов, а не какая-то мнимая бесконечно малая часть в его непрерывном неразличимом процессе. Так что современно не то, что принадлежит этой эфемерной части, а то, что, следуя из всего предшествующего хода событий, создаёт общую идею их восприятия...

4 февраля 2013

Венедикт Немов

Очерк «Сказка под названием Якутск»

Вопрос «Что вы знаете о Якутске?» поставил меня в тупик. Ответ напрашивался сам собой: «Я знаю о Якутске лишь то, что он существует». И это была чистая правда. По получении приглашения посетить самое сердце Сибири мной была изучена карта России, которая со школьных времён пылилась в шкафу. Так и есть – Якутск действительно существует. Да ещё как! Республика Саха занимает почти пятую часть территории всей России.

Расположен Якутск на так называемом «Сибирском сфинксе», многокилометровом ледяном плато высотой 250 метров, в зоне вечной мерзлоты. Как потом пояснили сами якуты, выглядит это следующим образом: если копать вглубь, сначала идёт несколько метров земли, но затем упираешься в то самое плато, которое напоминает серые куски пенопласта, а при нагревании просто превращается в воду. Так и живут якуты, умудряясь при всех обстоятельствах довольно успешно заниматься сельским хозяйством.

Погодные условия в преддверии поездки пугали ещё больше: Якутск внесён в число самых экстремальных мест для туризма из-за критических температурных отметок. Зимой в некоторых городах Якутии столбик термометра доползает до минус шестидесяти градусов. Мне повезло: в середине января Якутск встретил нас всего минусом сорок семь. Но и при такой температуре город погрузился в белую пелену. Якуты рассказали, что в основном такая погода зимой длится не более двух недель, но в этот раз природа, видимо, отвлеклась и заигралась, продлив «удовольствие» на лишних три недели...

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!