Анастасия Бабичева
РассказОпубликовано редактором: Карина Романова, 30.03.2009Оглавление 2. Часть 2 3. Часть 3 4. Часть 4 Часть 3
– Спасибо Вам. Мы ведь и не рассчитывали на такое внимание. Знаете, мы даже отговаривали его стихи отсылать. Думали, что никто их не возьмет, и отец только переживать будет. А у него сердце… А Вы и опубликовали, и теперь вот. Спасибо. Это и от отца тоже. Я сидел за столом, напротив женщины лет пятидесяти. Небольшая кухня, шторы задернуты, на столе чай и что-то из еды. Женщина в трауре: на голове черная повязка, волосы собраны в пучок. Глаза припухшие, но при мне она не плакала, только говорила с трудом, часто запиналась и вздыхала. Разговор был для меня не трудным. Он был невыносимым, неприподъемным, как каменная плита. Каждый раз, когда она начинала говорить об отце, у меня замирало сердце. Я старался не смотреть на женщину, чтоб не выдать свой страх. Я задыхался, боясь услышать приговор – «эта рецензия убила его»… Но дочь Голикова ничего не упоминала о статье, а спросить напрямую я не решался и продолжал задавать ей ненужные вопросы: …каким был Константин Степанович… как относился к современной литературе… планировал ли продолжать писать… Эти расспросы казались мне самому до неприличия глупыми, но женщина в трауре старалась отвечать, что-то вспоминала. Она вновь заговорила – мой очередной глупый вопрос. Вдруг я почувствовал приступ тошноты – сколько я здесь сижу? и сколько можно мучить этого человека? Я не побоялся прервать ее на полуслове: – Вы знали, что в журнале была опубликована критическая статья на стихи Вашего отца? Он что-нибудь говорил об этом? Удивленный взгляд, неуверенное «нет» – вот на что я уповал, вот чего ждал, о чем молил, глядя (возможно, впервые за все время) в глаза этой женщине! Но… но… она опустила голову, взяла со стола салфетку, зачем-то расстелила ее снова, провела руками, как будто убедившись, что нет складок, снова вздохнула. Пауза затягивалась. Я понял все без слов. И она заговорила. – Я не хотела Вам говорить. Но если Вы спрашиваете. Мы думаем, что эта статья… В общем, отец прочитал ее за день до… Мы с ним тогда говорили. Я пришла с работы, а у нас тишина – ни телевизора, ни радио, и он сам молчит, не вышел ко мне. Я сама зашла, гляжу – сидит, сгорбился над журналом. Я спросила, как у него дела и что он читает. А он сказал, что попозже расскажет. Минут через тридцать пришел на кухню с журналом и прочитал мне статью. Там у автора еще имя такое интересное, я сразу запомнила. Полиграф Яр. А Вы его знаете? Этот вопрос она задала как-то слишком быстро, слишком громко. Видно, и сама удивилась своей интонации и, не дожидаясь моего ответа, продолжила: – Отец сказал, что и раньше читал статьи этого Полиграфа. Удалой, говорит, малый. Да, так и сказал – удалой малый. И усмехнулся. Я стала говорить, чтоб он не обижался, не расстраивался, что это просто мнение, одно из многих. А он мне ответил, что и не думал обижаться. Что, мол, за глупости. Наоборот, вон сколько чести. Но я-то видела… Понимаете, я хорошо его знаю… знала. У него так всегда, защита такая – когда ему больно, он все в шутку да в шутку, улыбается, сам над собой как будто подтрунивает. А я знаю, что ему больно. Ну, так и поговорили. Только он все равно загрустил, притих, сидит у себя в тишине, молчит. Я к нему вечером опять зашла. Говорю, я же вижу, что расстроился, не надо на слова обижаться. А он – да я не на слова, и не обижаюсь, нет. Я, говорит, стихи писал, чтоб не забыть. И печатать хотел, чтоб не забыли. Чтоб помнили, что война – она всегда война. Что это не патриотизм, не геройство, не отвага, не романтика какая-то, а кровь, грязь, вонь, смерть. Бессмыслица. Ад, одним словом. Я, говорит, вижу, что забыли уже, что о всякой ерунде говорят, думают. Всерьез. А об этом забыли. Понимаете, он и нам так всегда говорил. Ведь он в стихах именно об этом писал. Без красоты всякой. Писал, чтоб было понятно. А этот ваш Полиграф, о чем он рассуждает? О форме? О слове? Об этой… актуальности! Упрекает, что бывает военная литература и получше, более высокого качества… Да ведь это не военная литература. Это правда. Не о войне, а о жизни, понимаете?… Женщина опять заговорила громко и быстро. Она, действительно, хотела, чтоб я понял! Но снова затихла, помолчала, вздохнула. – Мы подумали, что если решили печатать, значит, в журнале поняли, всё правильно поняли. Отец и надеяться боялся. А тут – поняли, напечатали! Он даже письмо от главного редактора получил. Личное. О том, что поняли. И тут эта статья… Она его убила… Простите. Мы, конечно, никого не виним. И спасибо вам. Просто отец думал… Она снова замолчала. На этот раз пауза была долгой. Женщина отпила глоток из чашки, снова погладила салфетку, вздохнула на это раз особенно шумно, а потом подняла голову, даже немного улыбнулась: – Знаете… Михаил? Я не сразу понял, что она ко мне обращается, имя уточняет. Я ведь не мог представиться псевдонимом, поэтому назвал настоящее имя – пригодилось. Я кивнул головой. – Еще раз простите. Вы совсем не пили чай, попробуйте, отец очень любил. Давайте лучше дальше вопросы. И она снова тускло улыбнулась. Я отпил чай, вкуса не запомнил и не почувствовал, пробурчал что-то про «не хочу Вас больше обременять», скомкано попрощался и сбежал, опрометью сбежал. Выскочил на улицу, чтоб воздуха глотнуть, чтоб тошнота прошла. А куда дальше? Как дальше и зачем?…
Оглавление 2. Часть 2 3. Часть 3 4. Часть 4 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|