HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Андрей Волков

Вакуум

Обсудить

Повесть

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за октябрь 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2021 года

 

На чтение потребуется 1 час 50 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: публикуется в авторской редакции, 27.10.2021
Оглавление

2. 22 октября
3. 24 октября
4. 25 октября

24 октября


 

 

 

День рождения прошёл лучше, чем я мог предполагать. Макс Кеслер, кинообозреватель из «The Washington Post», пригласил меня и трёх наших общих друзей на ретроспективу фильмов Дона Долера. Сказал, что Долер лично будет вести эту ретроспективу и, возможно, даже удастся с ним пообщаться.

– А после, – сказал Макс, – посидим в хорошем ресторане неподалёку. Столик я уже заказал.

Заманчивое предложение, однако. Дон Долер интересная для меня фигура. Классик фантастики категории «В», на фильмах которого я вырос. Помню, как ещё в детстве сбегал вместе с друзьями с уроков в школе, дабы в очередной раз посмотреть «Чужеродный фактор» в грайндхаусном кинотеатре через дорогу. Мы рады были хоть на короткое время вырваться из пут затхлого провинциального быта, окунуться в мир фантазии и волшебства. Дон Долер был нашим кумиром, возможно, оттого, что сам был в душе ребёнком. Не зря и Христос учил быть как дитя.

Да, это было дорогое для меня время! То, что было важно в детстве, остаётся с нами на всю жизнь, несмотря на то, что вкусы и взгляды, сформировавшиеся в юности, с течением времени могут меняться. Впрочем, я не очень-то изменился с тех пор. Во всяком случае, мне хочется в это верить.

На ретроспективе, проходившей в Огайо, куда мы выехали ещё двадцать второго вечером (Макс, впрочем, уже был там – он живёт в Огайо), показывали почти все фильмы Долера (исключением стал лишь загадочный «Ночной зверь») в течение двух дней. Сейчас я как раз вернулся с последней его картины, «Кровавая резня», явившейся во многом уступкой продюсерам, в отличие от остальных.

Конечно, для меня самыми дорогими были его фильмы периода моих детства и юности «Чужеродный фактор» и «Демон», и если первый по прошествии многих лет показался немного наивным (хотя для таких малобюджетных фильмов это явный плюс), то «Демон» был также страшен как в то время, когда и я, и этот фильм были молодыми.

На показе «Чужеродного фактора» присутствовал Роджер Эберт, известный кинокритик, что было весьма неожиданным, во всяком случае, для меня. Правда, он воздержался от каких-либо речей, а потому не стал выходить на сцену, зато деловито записывал в блокнот свои впечатления о ретроспективе.

Впрочем, на сцену вышел сам Дон Долер. Он был уже немолод, одет в простую рубашку цвета хаки, но глаза его светились тем же энтузиазмом и вдохновением, как в период его активной работы в кино. Долер много говорил о своих старых работах, делился планами на будущее, а я сидел и думал, что хорошо, что хоть кто-то в Америке по-прежнему занимается пусть примитивным, но всё-таки искусством, не думая о том, сколько фильм заработает в прокате.

– Сейчас уже почти никто не работает для зрителя, – говорил Долер, стоя у микрофона в центре сцены. – В Голливуде одна коммерция, один конвейер. А ведь искусство не может быть массовым (и как же Долер в этом стал похож на классика уже «высокого» искусства Иосифа Бродского, говорившего то же самое). Истинная фантастика обязательно должна быть малобюджетной. Большой бюджет и компьютерная графика затемняют режиссёрам ум и усиливают давление со стороны стервятников-продюсеров.

Тут зал разразился аплодисментами, доставившими большое удовольствие старине Дону, судя по его довольному виду.

– Нельзя соревноваться за право извлечь из кошельков людей как можно больше денег, – продолжил Долер после небольшой паузы. – Когда ты делаешь фильм, ты должен соревноваться только с самим собой, со своими прошлыми проектами. Не надо думать о том, лучше ты других или хуже. Надо просто снимать так, как ты хочешь, то, что ты хочешь и для кого хочешь. Я вовсе не думал тогда, в теперь уже далёком 1978 году, что мой фильм «Чужеродный фактор», который делался чуть ли не кустарным способом, станет культовым. И это несмотря на то, что мы не имели денег не только на спецэффекты, но даже на 35-миллимитровую плёнку. Да и снимали его большей частью на заднем дворе моего дома. Нам всё приходилось делать руками. Все пришельцы сделаны вручную, и хоть они неидеальны, но уж точно лучше этих напыщенных компьютерных эффектов. Костюмы монстров могут быть забавны, но мы не сомневаемся, что это именно пришельцы, а не голограммы. Кино ведь и так иллюзия. Зачем же усиливать ощущение этого при помощи компьютерной графики? Не лучше ли преображать реальность, превращать предметы реального мира в кино, делать монстров из подручных материалов, а не рисовать на компьютере? Ведь для того, чтобы создать осязаемый кинематографический мир совсем не нужна 3D-графика. Нужно быть ближе к реальности. Это самый верный способ создать культовый фильм.

Под звуки аплодисментов благодарной публики Дон сошёл со сцены. Макс тут же подскочил к нему, чтобы взять короткое интервью. Я же сидел в каком-то странном состоянии, думая над тем, как я согласен с Доном. Иногда я думаю: не отражает ли примитивистское искусство (а ему, безусловно, во многом принадлежит малобюджетный жанровый кинематограф) жизнь лучше, чем кино интеллектуальное, вроде Антониони?

Скорее всего, конечно, нет (да и задачи такой не ставит), однако ощущение того, что я снова оказался в детстве, не покидало меня все эти два дня, даже в ресторане, где я был весел и раскрепощён, чего обычно не бывает и чего я точно не смог бы испытать, если бы оказался на ретроспективе фильмов Антониони, хотя бы потому, что с его кинематографом я впервые познакомился уже в зрелом возрасте.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в октябре 2021 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2021 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

2. 22 октября
3. 24 октября
4. 25 октября
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!