Александр Славнов
Сборник рассказов
Мне всегда нравились дневники путешественников. Но не тех, что отправляются в путь, мечтая открыть для себя и для остального человечества новые страны, что-нибудь этакое новенькое и подробно описать. Лучше, если они выехали или отплыли по каким-нибудь иным соображениям, по торговым делам, например, или вообще против собственной воли очутились… Ничего не желая описывать, не собираясь делиться никакими впечатлениями. И вдруг что-то буквально заставило их отыскать в карманах обломок карандаша, клочок бумаги…, создать какой-то письменный документ, памятник мысли, чувству, действительному событию без всякой преднамеренности. Собственно, тогда получается, что я люблю не дневники, а попутные, даже «вынужденные» записи.
Оглавление 1. Основания для лучшей жизни 2. Урок для солдата наполеоновской гвардии 3. Дурак поднебесный Урок для солдата наполеоновской гвардии
Ни с того ни с сего мне снится человек в мундире солдата французской армии начала девятнадцатого века. Волевое лицо, твёрдая походка, крепкая фигура…. Всё начинается с лица. Как в кино – глаза крупным планом… Камера удаляется – лицо обветренное, загорелое в мелких морщинах; насупленные брови, взгляд исподлобья, стиснутые зубы…. Далее фигура целиком. Солдат идёт по песку вдоль речного берега. Солнечный день. Вокруг ни души. Берег кончается песчаной косой, отмелью. Берег кончается – впереди водная гладь и острова, острова… Чёрные сапоги блестят, омытые чистой прозрачной водой. Трёхцветный флаг свисает с пояса. Посмотрев под ноги, солдат снова переводит взгляд на реку… Его движение, почти марш, неожиданно оборвались на этой песчаной косе. Он шёл бы и дальше своим привычным, терпеливым, уверенным и однообразным шагом, но путь невозможен. Должно быть, мерный шаг всему виной: усыпил на какое-то время и завёл в тупик…. Солдат набирает воду в ладони – чистая, тёплая, ласковая вода – коварное препятствие. Кажется, нет конца водному пространству, только мелкие острова впереди. Неизвестно куда, да и не на чем плыть… Солдат возвращается. Он растерян, осматривается по сторонам, прислушивается. – Тишина, шелест камыша... Он понимает неуместность, и странность своего марша по пустынному берегу и не может вспомнить, как здесь очутился, куда и зачем так бодро шагал? Но обстоятельства потерянности и безвестности о чём-то напоминают…. Он узнаёт эти обстоятельства исчерпанности действия. Узнаёт…, подобные обстоятельства он где-то встречал и… тишину, точно такую же тишину….Смолкает эхо походных барабанов в голове. Да! Как можно забыть?! Нет ничего интереснее этой тишины… Вода у ног плещется и играет с отражением солнца, даже не плещется, а едва колышется. Словно ничто, кроме вращения земли, не колышет её…. И камыш шелестит без всякого ветра, будто перешептываются травинка с травинкой… Недоверие к обстановке постепенно сменяется любопытством. Глаза замечают особую красоту земли на этом пространстве, которое хотелось пройти маршем, со стиснутыми зубами. Глаза замечают незнакомую ранее красоту. И это обстоятельство узнаёт солдат. Так всё говорит о встрече…, случавшейся прежде, невесть когда; о встрече всегда неожиданной и всегда долгожданной. Он видит, находит среди высокого камыша поляну… – не могу подобрать слов – зачарованное, именно зачарованное место – равносторонний правильный прямоугольник, будто примятой травы. Особый знак! Магнитный центр. Сила притяжения. И чьё-то невидимое присутствие…. И почему-то известно, как называть того, кто сейчас окажется в центре очерченного квадрата… – Учитель! Учитель…! – вырвалось из памяти почти забытое слово. Только мелькнула догадка, и с ней на мгновение посредине квадратной поляны появилась светотканая фигура в белых одеждах. Появилась и … исчезла, оставив солдата в недоумении. Но тут же запахло дымом костра. Он вспомнил, что думал о людях, оглядывая пустынный пейзаж. Солдат продолжил свой путь и набрёл на первобытное жильё, камышовую, речную цивилизацию. Возникла простая мысль о возможности построить лодку, плыть куда-нибудь дальше..., но мысль была отложена, а потом и вовсе растворилась, утонула в радости созерцания.., он наблюдал существование жизни в неожиданно скудных условиях, рождение почти из ничего ремёсел, примитивных искусств. И новорождённая, своеобразная красота оказалась откровением, явлением магнитного притяжения. Будто этой красоты ему недоставало… Сначала я видел солдата со стороны, позже на всё смотрел его глазами. Его глазами видел знакомые мне с детства волжские острова, правильный квадрат будто примятой травы – зачарованное место – и с трепетом в сердце ожидал увидеть самое дорогое для себя явление… – то же чувство сопровождало открытие новых Образов Красоты, трепет от встречи с Учителем и Новым постижением был один... Среди нехитрой речной цивилизации я встретил и узнал своего отца: он плёл из камыша и покрывал смолой какую-то кровлю – странное сочетание, но удивительно точный образ действий, подобное старательное и искусное рукоделие из подручных материалов я наблюдал с самого детства. Меня удивляло присутствие в человеке силы, строящей жизнь вообще, и более того, проявляющей принцип, желание красоты в самых скудных условиях. И солдат вместе со мной не мог отвести глаз от этого процесса, не мог надышаться смешением речного воздуха и дыма здешних костров… Странное, невыразимое чувство. Моё слияние с французским солдатом прояснило непонятную и почти забытую первую часть сна…. Нет, я не видел, по каким дорогам раньше прошёл солдат, чем увлечён, очарован был прежде. Я наблюдал… за процессом живописи, находясь в мастерской художественного училища среди недавних своих однокурсников-художников. Мы рисовали, точнее, пытались что-то рисовать, но отвлекались на разговоры…. В отличие от реальности во сне этот процесс сопровождался ещё одной подробностью. У каждого юного, беспечного и свободноболтающего на разные темы художника над головой постоянно висела и светилась своя «тема для живописи». Скорее тема для жизни, а заодно и для живописи. К ней можно было приближаться или удаляться от неё. Её полное открытие – неописуемое счастье, редкий успех. А приближение и удаление вроде игры в «горячо-холодно»… Я любовался потенциальными возможностями, живописными мирами своих друзей, разглядывал чужие сокровенные замыслы, в которых сидящие рядом не отдавали себе отчёта. И было бы логичней, если б мой собственный «замысел» остался для меня тайной. Но против логики он представал со всей ясностью и определённостью и выглядел, как существующая уже картина. Мало того, оказалось, эта картина имеет точное название. Удивительно было узнать, что целью моего живописного творчества, раз уж я взялся заниматься живописью, является написание монументального полотна под названием… «Золотой сон Наполеона». – Почему Наполеона? Какой ещё «золотой сон»…? – Впрочем, здесь же, перед глазами и объяснение. Вот оно. В самом композиционном центре картины спит Наполеон… Картина некоторым образом жива… – Почему некоторым образом? – она вообще жива: я не рассматриваю застывшее фото, а действительно наблюдаю…, как спит великий полководец. Не ряженый актёр, не символический образ, а сам Наполеон. Будто кто-то перенёс меня во времени в то реальное мгновенье. Ощущение реальности мгновения присутствует. Он спит сидя, прислонившись к стволу огромного дерева, среди сурового, почти чёрно-белого солдатского обихода, походного быта. Получается, что я каким-то чудом становлюсь свидетелем и удивительного сновидения императора-полководца. Он созерцает во сне в виде букета цветов все царства мира. Букет вырастает над его головой вместо и вместе с деревом, которое наяву служит императору и спинкой кресла, и подушкой. Дерево-букет ветвится, завершаясь цветами. Цветы в «букете мира» не похожи на флаги государств. Они настоящие, живые. И красота каждого неповторима, непостижима и неисчерпаема, как вселенная. Цветок сам по себе является картиной, при ближайшем рассмотрении это запечатлённое событие, сюжет истории. Необычные действия, исторические поступки похожи на яркие вспышки цветной энергии. Я погружаюсь в подробности событий и сюжетов, затем снова смотрю на сложившиеся сочетания красок. То и другое красиво. Я хочу запомнить всё. Но цветные символы производят на меня большее впечатление. Вот – спокойное, мирное произрастание из чёрно-коричневой земной гаммы жёлто-рыжих тыквенно-абрикосовых плодов и соломенно-охристых, деревянных ремёсел – простая нехитрая гармония; рядом – тёмно-синее, ультрамариновое пространство, на котором вспыхнули бесстрашным огнём изумрудные, рубиново-красные и золотые одежды, как костры в ночи, как извержения вулканов, как добытые драгоценные камни; а вот игра на тонких струнах: кто-то посмел утверждать на земле лёгкие, облачные, неуловимые, словно дым, оттенки сиреневых, лиловых, голубых, лимонных и розовых с фактурами шёлка и лепестков роз… – Я переживаю цвет, как излучение, каждой железой. Цвет и сочетания производят во мне химическую реакцию, точно аромат или вкус. Набор ощущений, сочетание вибраций пробуждают образы, я вижу картины, воспроизвожу события. Одно следует из другого, как непреложная закономерность. События рисуют памятные знаки, знаки расшифровываются обратно в события…. Налюбовавшись этими превращениями, я замечаю, что и цветные символы, и стоящие за ними события изначально созданы волнами, приливами света, цветными лучами… Они родственны цветным символам, но чище, яснее… Лучами вдохновения, озарения хочется их называть; впитывать их, как жизненные силы, самому светиться ими, отражать, преломлять всеми гранями.… В реальности незримы они, как ветер, наполняющий паруса. Пронзая тело планеты и человеческие тела, лучи вызывают свои тонкие химические реакции, рождают поступки, слагают ритм и характер событий…. Вся история состоит из вспыхивающих друг за другом сюжетов-событий, ступеней света. Каждая страна – памятник такой вспышке, сюжету-событию. Нет страны без светлого основания. Из картин – оснований стран – была составлена коллекция драгоценных вкладов в историю, букет мира, крона и разветвления единого дерева, к стволу которого, быть может, случайно приникла голова дремлющего полководца, намерившегося утверждать свой миропорядок. Я подсмотрел его сон и, просыпаясь, пытался сохранить в памяти части картины, живописного замысла под названием «Букет мира или золотой сон Наполеона». Ещё светились удивительные сюжеты и неповторимые гармонии, сочетания красок…. Но их, как воду в руках, невозможно было удержать. Почти всё забылось. Все подробности. Без подробностей не написать картины. Ну что это… – цветовые гаммы, созвучия красок, пятна без очертаний…? От досады я снова уснул, но вместе с досадой, а затем и вместо неё меня стало сопровождать необъяснимое, непривычное спокойствие. Я засыпал с мыслью, что красота и нечто, достойное восхищения, строят жизнь и правят миром; не чьи-то самовольные и корыстные измышления, а незримые цветные лучи, быть может, они и есть «законы красоты», которые всегда побеждают, перед которыми всякие измышления бессильны… Тогда и явилось лицо солдата со сведёнными скулами, завоевателя, шагающего по пустынному берегу. Его самоуверенный марш был прерван, воля покорена чем-то едва осязаемым, почти незримым, но прочно существующим. Ему предстояло разглядеть и понять Новую красоту.
Оглавление 1. Основания для лучшей жизни 2. Урок для солдата наполеоновской гвардии 3. Дурак поднебесный |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|