HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Александр Славнов

Основания для лучшей жизни

Обсудить

Сборник рассказов

 

 

 

Мне всегда нравились дневники путешественников. Но не тех, что отправляются в путь, мечтая открыть для себя и для остального человечества новые страны, что-нибудь этакое новенькое и подробно описать. Лучше, если они выехали или отплыли по каким-нибудь иным соображениям, по торговым делам, например, или вообще против собственной воли очутились… Ничего не желая описывать, не собираясь делиться никакими впечатлениями. И вдруг что-то буквально заставило их отыскать в карманах обломок карандаша, клочок бумаги…, создать какой-то письменный документ, памятник мысли, чувству, действительному событию без всякой преднамеренности. Собственно, тогда получается, что я люблю не дневники, а попутные, даже «вынужденные» записи.

 

 

 

Опубликовано редактором: Карина Романова, 12.10.2008
Оглавление

1. Основания для лучшей жизни
2. Урок для солдата наполеоновской гвардии
3. Дурак поднебесный

Урок для солдата наполеоновской гвардии


 

 

 

Ни с того ни с сего мне снится человек в мундире солдата французской армии начала девятнадцатого века.

Волевое лицо, твёрдая походка, крепкая фигура…. Всё начинается с лица. Как в кино – глаза крупным планом… Камера удаляется – лицо обветренное, загорелое в мелких морщинах; насупленные брови, взгляд исподлобья, стиснутые зубы…. Далее фигура целиком. Солдат идёт по песку вдоль речного берега. Солнечный день. Вокруг ни души. Берег кончается песчаной косой, отмелью. Берег кончается – впереди водная гладь и острова, острова… Чёрные сапоги блестят, омытые чистой прозрачной водой. Трёхцветный флаг свисает с пояса. Посмотрев под ноги, солдат снова переводит взгляд на реку… Его движение, почти марш, неожиданно оборвались на этой песчаной косе. Он шёл бы и дальше своим привычным, терпеливым, уверенным и однообразным шагом, но путь невозможен. Должно быть, мерный шаг всему виной: усыпил на какое-то время и завёл в тупик…. Солдат набирает воду в ладони – чистая, тёплая, ласковая вода – коварное препятствие. Кажется, нет конца водному пространству, только мелкие острова впереди. Неизвестно куда, да и не на чем плыть… Солдат возвращается. Он растерян, осматривается по сторонам, прислушивается. – Тишина, шелест камыша... Он понимает неуместность, и странность своего марша по пустынному берегу и не может вспомнить, как здесь очутился, куда и зачем так бодро шагал? Но обстоятельства потерянности и безвестности о чём-то напоминают…. Он узнаёт эти обстоятельства исчерпанности действия. Узнаёт…, подобные обстоятельства он где-то встречал и… тишину, точно такую же тишину….Смолкает эхо походных барабанов в голове. Да! Как можно забыть?! Нет ничего интереснее этой тишины…

Вода у ног плещется и играет с отражением солнца, даже не плещется, а едва колышется. Словно ничто, кроме вращения земли, не колышет её…. И камыш шелестит без всякого ветра, будто перешептываются травинка с травинкой… Недоверие к обстановке постепенно сменяется любопытством. Глаза замечают особую красоту земли на этом пространстве, которое хотелось пройти маршем, со стиснутыми зубами. Глаза замечают незнакомую ранее красоту. И это обстоятельство узнаёт солдат. Так всё говорит о встрече…, случавшейся прежде, невесть когда; о встрече всегда неожиданной и всегда долгожданной. Он видит, находит среди высокого камыша поляну… – не могу подобрать слов – зачарованное, именно зачарованное место – равносторонний правильный прямоугольник, будто примятой травы. Особый знак! Магнитный центр. Сила притяжения. И чьё-то невидимое присутствие…. И почему-то известно, как называть того, кто сейчас окажется в центре очерченного квадрата… – Учитель! Учитель…! – вырвалось из памяти почти забытое слово. Только мелькнула догадка, и с ней на мгновение посредине квадратной поляны появилась светотканая фигура в белых одеждах. Появилась и … исчезла, оставив солдата в недоумении. Но тут же запахло дымом костра. Он вспомнил, что думал о людях, оглядывая пустынный пейзаж. Солдат продолжил свой путь и набрёл на первобытное жильё, камышовую, речную цивилизацию. Возникла простая мысль о возможности построить лодку, плыть куда-нибудь дальше..., но мысль была отложена, а потом и вовсе растворилась, утонула в радости созерцания.., он наблюдал существование жизни в неожиданно скудных условиях, рождение почти из ничего ремёсел, примитивных искусств. И новорождённая, своеобразная красота оказалась откровением, явлением магнитного притяжения. Будто этой красоты ему недоставало…

Сначала я видел солдата со стороны, позже на всё смотрел его глазами. Его глазами видел знакомые мне с детства волжские острова, правильный квадрат будто примятой травы – зачарованное место – и с трепетом в сердце ожидал увидеть самое дорогое для себя явление… – то же чувство сопровождало открытие новых Образов Красоты, трепет от встречи с Учителем и Новым постижением был один... Среди нехитрой речной цивилизации я встретил и узнал своего отца: он плёл из камыша и покрывал смолой какую-то кровлю – странное сочетание, но удивительно точный образ действий, подобное старательное и искусное рукоделие из подручных материалов я наблюдал с самого детства. Меня удивляло присутствие в человеке силы, строящей жизнь вообще, и более того, проявляющей принцип, желание красоты в самых скудных условиях. И солдат вместе со мной не мог отвести глаз от этого процесса, не мог надышаться смешением речного воздуха и дыма здешних костров… Странное, невыразимое чувство.

Моё слияние с французским солдатом прояснило непонятную и почти забытую первую часть сна…. Нет, я не видел, по каким дорогам раньше прошёл солдат, чем увлечён, очарован был прежде. Я наблюдал… за процессом живописи, находясь в мастерской художественного училища среди недавних своих однокурсников-художников. Мы рисовали, точнее, пытались что-то рисовать, но отвлекались на разговоры…. В отличие от реальности во сне этот процесс сопровождался ещё одной подробностью. У каждого юного, беспечного и свободноболтающего на разные темы художника над головой постоянно висела и светилась своя «тема для живописи». Скорее тема для жизни, а заодно и для живописи. К ней можно было приближаться или удаляться от неё. Её полное открытие – неописуемое счастье, редкий успех. А приближение и удаление вроде игры в «горячо-холодно»… Я любовался потенциальными возможностями, живописными мирами своих друзей, разглядывал чужие сокровенные замыслы, в которых сидящие рядом не отдавали себе отчёта. И было бы логичней, если б мой собственный «замысел» остался для меня тайной. Но против логики он представал со всей ясностью и определённостью и выглядел, как существующая уже картина. Мало того, оказалось, эта картина имеет точное название. Удивительно было узнать, что целью моего живописного творчества, раз уж я взялся заниматься живописью, является написание монументального полотна под названием… «Золотой сон Наполеона». – Почему Наполеона? Какой ещё «золотой сон»…? – Впрочем, здесь же, перед глазами и объяснение. Вот оно. В самом композиционном центре картины спит Наполеон…

Картина некоторым образом жива… – Почему некоторым образом? – она вообще жива: я не рассматриваю застывшее фото, а действительно наблюдаю…, как спит великий полководец. Не ряженый актёр, не символический образ, а сам Наполеон. Будто кто-то перенёс меня во времени в то реальное мгновенье. Ощущение реальности мгновения присутствует.

Он спит сидя, прислонившись к стволу огромного дерева, среди сурового, почти чёрно-белого солдатского обихода, походного быта. Получается, что я каким-то чудом становлюсь свидетелем и удивительного сновидения императора-полководца. Он созерцает во сне в виде букета цветов все царства мира. Букет вырастает над его головой вместо и вместе с деревом, которое наяву служит императору и спинкой кресла, и подушкой. Дерево-букет ветвится, завершаясь цветами. Цветы в «букете мира» не похожи на флаги государств. Они настоящие, живые. И красота каждого неповторима, непостижима и неисчерпаема, как вселенная. Цветок сам по себе является картиной, при ближайшем рассмотрении это запечатлённое событие, сюжет истории. Необычные действия, исторические поступки похожи на яркие вспышки цветной энергии. Я погружаюсь в подробности событий и сюжетов, затем снова смотрю на сложившиеся сочетания красок. То и другое красиво. Я хочу запомнить всё. Но цветные символы производят на меня большее впечатление.

Вот – спокойное, мирное произрастание из чёрно-коричневой земной гаммы жёлто-рыжих тыквенно-абрикосовых плодов и соломенно-охристых, деревянных ремёсел – простая нехитрая гармония; рядом – тёмно-синее, ультрамариновое пространство, на котором вспыхнули бесстрашным огнём изумрудные, рубиново-красные и золотые одежды, как костры в ночи, как извержения вулканов, как добытые драгоценные камни; а вот игра на тонких струнах: кто-то посмел утверждать на земле лёгкие, облачные, неуловимые, словно дым, оттенки сиреневых, лиловых, голубых, лимонных и розовых с фактурами шёлка и лепестков роз… – Я переживаю цвет, как излучение, каждой железой. Цвет и сочетания производят во мне химическую реакцию, точно аромат или вкус. Набор ощущений, сочетание вибраций пробуждают образы, я вижу картины, воспроизвожу события. Одно следует из другого, как непреложная закономерность. События рисуют памятные знаки, знаки расшифровываются обратно в события…. Налюбовавшись этими превращениями, я замечаю, что и цветные символы, и стоящие за ними события изначально созданы волнами, приливами света, цветными лучами… Они родственны цветным символам, но чище, яснее… Лучами вдохновения, озарения хочется их называть; впитывать их, как жизненные силы, самому светиться ими, отражать, преломлять всеми гранями.… В реальности незримы они, как ветер, наполняющий паруса. Пронзая тело планеты и человеческие тела, лучи вызывают свои тонкие химические реакции, рождают поступки, слагают ритм и характер событий…. Вся история состоит из вспыхивающих друг за другом сюжетов-событий, ступеней света. Каждая страна – памятник такой вспышке, сюжету-событию. Нет страны без светлого основания.

Из картин – оснований стран – была составлена коллекция драгоценных вкладов в историю, букет мира, крона и разветвления единого дерева, к стволу которого, быть может, случайно приникла голова дремлющего полководца, намерившегося утверждать свой миропорядок. Я подсмотрел его сон и, просыпаясь, пытался сохранить в памяти части картины, живописного замысла под названием «Букет мира или золотой сон Наполеона». Ещё светились удивительные сюжеты и неповторимые гармонии, сочетания красок…. Но их, как воду в руках, невозможно было удержать. Почти всё забылось. Все подробности. Без подробностей не написать картины. Ну что это… – цветовые гаммы, созвучия красок, пятна без очертаний…? От досады я снова уснул, но вместе с досадой, а затем и вместо неё меня стало сопровождать необъяснимое, непривычное спокойствие. Я засыпал с мыслью, что красота и нечто, достойное восхищения, строят жизнь и правят миром; не чьи-то самовольные и корыстные измышления, а незримые цветные лучи, быть может, они и есть «законы красоты», которые всегда побеждают, перед которыми всякие измышления бессильны…

Тогда и явилось лицо солдата со сведёнными скулами, завоевателя, шагающего по пустынному берегу. Его самоуверенный марш был прерван, воля покорена чем-то едва осязаемым, почти незримым, но прочно существующим. Ему предстояло разглядеть и понять Новую красоту.

 

 

 


Оглавление

1. Основания для лучшей жизни
2. Урок для солдата наполеоновской гвардии
3. Дурак поднебесный
518 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 18:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!