Саша Николаенко
Сборник рассказов
Скачать и получить доступ ко всем публикациям месяца в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf):
Оглавление 50. Завидущий бес 51. Каменный гость 52. Кощей Бессмертный Каменный гость
К одному человеку, скульптору похоронного бюро «Светлая память» И. А. Курочкину, когда он у себя в мастерской выпивал с бюстом профессора Александра Сергеевича Краепятова (академика Краепятова), за его здоровье, явился сам он. Усопший. Покойный Краепятов. Профессор. «Твое здоровье, брат г-голова!» – только что, дружелюбно чокнувшись с головой, выговорил скульптор ПБ «Светлая память», как вдруг на лестничной площадке раздался лязг лифтовой челюсти, вой домовой шахты и приставленная к мастерской под косым углом (однако же, запертая на цепочку) дверь Мастера вздрогнула и пошатнулась. Жалобно звякнули алюминиевые звенья цепи. Покосилась на гвозде подкова на счастье (подарок старого друга) и сама натура, опрокинув на своём пути жалкую преграду дверной коробки, мрачно ступила внутрь тёмной коридорной кишки мастерской (помещение чердачного типа, цокольный этаж), окружённая клубами пепла, пыли и потолочной штукатурки. Радио «Маяк» оборвало свою передачу.
Кот художника Брюля (разноцветный кот всякой масти в полоску и с зелеными ушами)… Да, у Брюли были зелёные уши, но в этой котовьей подробности не было ничего потустороннего. Ничего неестественного; тем более, в этом не было решительно ничего сверхъестественного, чтобы этим можно было порадовать любопытство читателя. Просто хозяин мастерской на «Трубной», скульптор И. А., был творческий человек, и в перерывах между работой над надгробными монументами писал маслом на стенах своей мастерской, стеллажах и шкафу (и на холодильнике тоже) абстракционные зелёные пятна. Высказывая свою душу. Мастер не может жить, не высказывая никому свою душу. Так Курочкин И. А. высказывал свою душу всем свободным поверхностям мастерской, и это занятие приносило ему радость, всю, какую могло принести. Так что у кота Курочкина Брюли всегда были зелёные уши. Зелёные уши разных оттенков (в зависимости от настроения Мастера). Как мы уже упомянули, в этом не было ничего сверхъестественного. Вполне себе объяснимый творческий процесс.
Так, покойный профессор Краепятов вступил в мастерскую, а котяра выпал с верхней полки распахнутого настежь холодильника. Потому что у Курочкина был абсолютно пустой холодильник, и он хранил его распахнутым из соображения экономии электричества. И Брюля жил в холодильнике как у Христа за пазухой. Так, при появлении в мастерской покойного Брюля выпрыгнул из распахнутого холодильника и удалился в щели между составленных заготовок надгробий и памятных стел. И там Брюля растворился как не бывал, а усопший, очень недовольный, как и бывал всё последнее время, при жизни, решительно вошёл в мастерскую, и Курочкин И. А. позеленел. (Вы бы, наверное, тоже… на его месте). Тем временем зловещий профессор, громко шёлкая начищенными ботинками, стремительно прошёл к длинному столу Мастера, где, меж прочими заготовками, завёрнутыми во влажную холстину (серая глина), грязными тарелками и стаканами, была установлена его голова и, даже не сочтя нужным поздороваться с позеленелым хозяином, с недовольством стал, выкатив мутные глаза в свой портрет. Усопший молчал, и в этом гробовом молчании, с тоской вглядываясь в суровое восковое лицо покойного, Курочкин к своему стыду понял, что уже полностью готовый, отполированный бюст Краепятова не имеет ничего общего со своим хозяином. Честно признаться, Курочкин не особенно-то и старался со сходством. На стеллажах у него хранились, также прикрытые тряпочками, уже готовые отказные бюсты, и он этих готовых «отказников» сверял с фото новых заказчиков, и (сами понимаете), перепродавал… Юлил немного, да (кто из нас без греха), но родственники оставались довольны, так же, как Мастер, находя в чужих покойниках сходство со своими.
Немного придя в себя, Курочкин засуетился. Он вскочил с табурета, и даже опрокинув его, хотел протянуть усопшему для знакомства руку, но тут же смущённо отдёрнул её, не найдя в лице натурщика ответного желания познакомиться. Тогда Курочкин засуетился ещё больше, и ещё больше смущаясь, предложил гостю чаю с баранками. Но тот, поведя шерстяной серебряной бровью над ржавой раковиной и грязной плитой, по которой ползали рыжеусые длинные прусаки, холодно покачал головой и указал скульптору обратно на табуретку. Тот, покорно согнувшись, дрожащими руками восстановил мебель, и с этим движением полностью лишившись бодрости и воли, робкий и зелёный (гораздо зеленее и робче покойного), опустился напротив профессора. – Неплохо, – вдруг произнёс покойный в звенящей тишине, и эти слова пролились бальзамом в оробевшую перед полтергейстом душу окаменевшего Мастера. – Однако, – тут покойный профессор вытянул из рукава пиджака белую восковую руку и пальцами красноречиво провел у себя в бороде. Вместе с этим задумчивым жестом гостя Курочкин с зябким страхом заметил, что у покойного, в самом деле, есть борода... А у бюста её, оказывается, нет. «Нет бороды! Мышь пучеглазая! Как же я мог так опростоволоситься?» – покрываясь рыбьим потом, сообразил мастер ПУ, одновременно припоминая, что у него была где-то на стеллажах похожая на покойного «отказная», почти лицо в лицо, и даже с бородой. – Однако! Хм… – повторил покойный, протягивая руки к своему бюсту и медленно поворачивая его по часовой стрелке. – Где же у меня борода? Я, знаете ли, ношу бороду двадцать пять лет, и с ней меня знают. Я боюсь, без бороды меня не узнают. Там. – Тут усопший указал Мастеру пальцем вверх, и Курочкин съёжился. – Вы не находите? – и мертвец уставился поверх своего бюста на Мастера, и застучал по столешнице костяшками. Курочкин привык к критике. Недаром у него на стеллажах скопилось столько «отказников» и был совершенно пуст его холодильник. И его кошелёк. И он от критики даже опять чуть взбодрился и издал горлом какой-то возразительный мышиный писк. – Но, в общем, ничего. Ничего, – согласился с писком покойный. – В целом… (Тут на душу Курочкина опять пролился бальзам, и он воспрял), – однако… Мне бы не хотелось всё же являться без бороды. (С этими словами профессор вдруг сорвал бороду со своего лица и, бросив её рядом на стол, исподлобья взглянул на мастера). – По-моему, мне без бороды как-то несолидно. Кажется, мне это не идёт. – А мне вы без бороды кажетесь посвежевшим, – рискнув возразить, пролепетал скульптор. – А-ха-ха! – внезапно расхохотался мертвец, ощупывая пальцами свой подбородок. – Возможно. Я не возражаю, да. Посвежевшим. Помолодевшим. Да, замечательно… (На этих словах профессора Курочкин освежился и помолодел вместе с усопшим, сказав себе, что, оказывается, гость не так уж и страшен, как ему сперва показалось, и даже, кажется, дружелюбно настроен, и Курочкин даже позволил себе слабо улыбнуться заказчику…) Но тут лицо покойника свирепо выпучило глаза, у него задёргались и полезли вверх щёки, и он закричал пронзительно, хрипло и страшно… – Верни мне бороду, шельма! Негодяй! Халтурщик! Или я тебе самому башку сейчас откушу! – загрохотал покойный. И открыв рот, где у него оказались бронзовые крепкие как ножи и очень острые зубы, подался к Курочкину через весь стол, опрокинув со страшным грохотом на пол свой бюст, и защелкал зубищами пред лицом художника…
– Ааааааааа!!!!!! – заорал в ответ Курочкин И. А. и проснулся. На длинном столе заказов, обёрнутые во влажные холстины и затянутые верёвками, стояли заготовки, и от них сквозь материю отчётливо тянуло болотной глиной. Голова профессора Краепятова холодно, обвиняюще насупив брови, смотрела на скульптора со своего постамента. И огромный разномастных полос кот Брюля с зелеными ушами и глазами, желтыми как лунные диски, сидел у него на груди, тяжелый, как смертный грех. Совершенно протрезвевший, зябко стуча зубами, Курочкин приподнялся в постели, смахнув кота на пол. С тяжёлым вздохом накрыл он голову Краепятова старым вафельным полотенцем, дрожащими руками замотал бюст верёвкой и унес её на стеллаж, где спрятал меж остальными. После чего достал из верхнего ящика кухонного стола фото покойного и начал всё сначала.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 50. Завидущий бес 51. Каменный гость 52. Кощей Бессмертный |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов 02.12.2024 Хотелось бы отдельно сказать вам спасибо за публикацию в вашем блоге моего текста. Буквально через неделю со мной связался выпускник режиссерского факультета ГИТИСа и выкупил права на экранизацию короткометражного фильма по моему тексту. Это будет его дипломная работа, а съемки начнутся весной 2025 года. Для меня это весьма приятный опыт. А еще ваш блог (надеюсь, и журнал) читают редакторы других изданий. Так как получил несколько предложений по сотрудничеству. За что вам, в первую очередь, спасибо! Тима Ковальских 02.12.2024 Мне кажется, что у вас очень крутая редакционная политика, и многие люди реально получают возможность воплотить мечту в жизнь. А для некоторых (я уверен в этом) ваше издание стало своеобразным трамплином и путевкой в большую творческую жизнь. Alex-Yves Mannanov
|
||||||||||||||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|