HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Мастерство перевода

Йордан Йовков. Другой мир

Обсудить

Рассказ

 

Перевод с болгарского и вступление Николая Божикова

 

Купить в журнале за апрель 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 года

 

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Елена Астахова, 25.05.2017
Иллюстрация. Название: «Лошадь». Автор: Ванчиков Михаил. Источник: http://www.photosight.ru/photos/3337508/

 

 

 

От переводчика

 

 

Йордан Йовков (1880-1937) – выдающийся болгарский писатель, его произведения переведены на 45 языков. Он прославился в первую очередь как рассказчик. Рассказы созданы на основе народных преданий и песен. В творчестве мастера реализм приобретает ярко выраженную романтическую окраску.

Иво Андрич называл Й. Йовкова одним из своих учителей, Томас Манн включил его рассказы в антологию лучших рассказчиков мира.

Моя искренняя благодарность доценту кафедры славянской филологии СПбГУ, переводчику на русский язык ряда произведений болгарских и македонских писателей, включая рассказы Йордана Йовкова, Зое Кузьминичне Шановой за внимание к моей работе и замечания по тексту перевода.

 

 

 

 

Другой мир

 

 

Хорошо было Илие Дочкину погреться на солнце, но пришло время отправиться в трактир Темелко. Всё внутри него противилось этому, он был тяжёл на подъём – годы брали своё. Наконец он решился подняться, постоял неподвижно, пока не поутихла боль в старых коленях, и только потом пошёл. Послышалось постукивание посоха, но звука шагов было почти не разобрать.

Дочкин и трактирщик Темелко были давними приятелями. Дочкин был пастухом, а Темелко – перекупщиком лошадей. Оба они неплохо разбирались в лошадях. Но лучше всё же понимал в них Темелко. В его руках самая негодная кляча становилась первосортной: больная лошадь выздоравливала, по крайней мере, до той поры, пока он не решался продать её, а грузная и ленивая превращалась в резвую и стремительную, словно ветер. Как? Очень просто.

На спину коня Темелко набрасывал какую-нибудь рогожку и принимался охаживать коня палкой. От сильных ударов через рогожку напуганный конь подскакивал как безумный, и когда Темелко добирался до рынка, конь по-прежнему плясал как ошпаренный и таращил глаза. Мастерство Темелко было так велико, что он мог поставить уши вислоухим лошадям; если уши были большими, можно было подрезать их и уменьшить. А если возьмёт, бывало, печёное яблоко или картофелину ещё горячими и приложит ко лбу лошади, то через какое-то время на этом месте вырастала светлая шерсть и появлялась звезда. Если конь был краденый – не всегда Темелко имел дело с честными людьми – то с такою звездой, подстриженного и преображённого никто не смог бы узнать его.

Таким мастером был Темелко, но сердце у него было чёрствое; на лошадей он смотрел лишь как на товар, от которого можно было получить прибыль или убыток.

В конюшне они появлялись и исчезали, как посетители, которые заглянули в трактир и пошли себе дальше. А лошадь хочет быть с человеком, хочет доставлять ему радость. И надо чувствовать, как найти подход к лошади. Конь мог быть самым норовистым, но стоило похлопать его по шее, погладить по лбу, подышать ему в ноздри, как он становился кротким, словно агнец, и податливым под седоком. Было ещё много других вещей, о которых может знать лишь тот, кто не покупал и не продавал лошадей, а, как говорится, рос с ними рядом.

 

Так размышлял Дочкин, пока шёл по дороге, и эти мысли его тревожили, он смотрел в землю и качал головой. Добравшись до трактира, Дочкин увидел, что Темелко стоит под навесом и разглядывает лошадь. Темелко был озабочен и задумчив. За несколько дней до этого он купил эту кобылу, и вдруг она захворала. «Сколько я их лечил, и эту вылечу», – бахвалился он накануне.

– Ну как, Темелко? – спросил Дочкин. – Не полегчало ей?

– Да всё так же. Дьявол её возьми! Не человек, чтоб спросить её...

– Послушай меня, Темелко... ты ж вроде бы доктор! Разбираешься...

Темелко плюнул, но промолчал. Оба смотрели на кобылку. Такое превосходное животное редко когда попадало в руки Темелко. Было видно, что кобыла породистая: тонкие ноги, небольшая голова, аккуратные уши. Под кожей видны были вздувшиеся вены, быть может, что-то неладное было с её сердцем. Бедное животное горбилось, близко составив ноги, и дрожало, будто под мокрым хлёстким снегом зимой.

– Темелко, послушай, – сказал Дочкин, – может, она простудилась?

– Да нет. Была бы простуда, я б заметил. Простуды нет, вот погляди, – и Темелко надавил кобыле у горла, но она не закашляла. – Здесь что-то другое…

Дочкин пристально смотрел на кобылку. Время от времени та поджимала уши и отворачивалась, но это вовсе ничего не значило, поскольку она вслушивалась в шаги Темелко. Но когда её маленькие уши навострялись, он видел, как вся она обращалась в слух и смотрела, не отрываясь... И этот взгляд, эти глаза растрогали Дочкина. Он видел не два глаза, а только один – чёрно-белый, окружённый кровянистой кожей век с тонкими прожилками. Было в этом глазу что-то жалостное, почти человеческое. Дочкин заметил это, но не решался сказать. Он приблизился к кобыле и внимательно посмотрел ей в глаза.

– С глазами нет ничего, – сказал Темелко. – Глаза у неё здоровые.

– Да нет, я так не думаю.

– Так что это?

– Гм, откуда мне знать! Темелко, послушай, эта кобылка не из наших мест, эта кобылка издалека.

Темелко махнул рукой и рассмеялся:

– Будто ты что-то понимаешь в этом!

 

Вернувшись домой, Дочкин захотел разобраться в этой неясной болезни, но был не в силах. Не дал ему Бог спокойной старости. У него было двое сыновей, и тот, что постарше, был работящим. Весь день стучит-мастерит телеги, зарабатывает семейству на жизнь.

Младший был бездельником и пропойцей. Вот приходил только что, старуха ещё злится, а обе снохи, словно клуши, вступаются за мужей, переругиваются. И раздают шлепки и затрещины детям – и дом становится похожим на ад. Дочкин вскипел. Ему страшно захотелось схватить посох и прибить их всех, но он сдержался, вскочил и вышел прочь – только бы не смотреть на всё это. «Скрыться бы от всех, – подумал он, – и уйти далеко, как можно дальше!»

Много раз Дочкин произносил эти слова и когда говорил: далеко, далеко – представлял зелёное поле. Он видел зелёное поле, потому что там была его жизнь, там он пас лошадей и туда стремился душой. Как будто пристальный взгляд кобылки настиг его; он увидел её глаз – чёрный с белым, и в нём такая тоска.

 

На следующий день он сказал Темелко:

– Послушай меня, Темелко. Не бери грех на душу. Скотина умрёт, если ей не помочь.

– Умрёт, – сказал Темелко. – Одну только шкуру с неё и возьмёшь.

– Видишь, как смотрит... Дай мне её, я излечу её.

Темелко смотрел, смотрел на него, потом сказал:

– Да ты в своём ли уме?

Прошло несколько дней. Кобылке стало совсем худо, на глазах таяла. Дочкин всё настаивал на своём.

В конце концов Темелко, разозлённый и распалённый, в отчаянии закричал:

– Бери её, бери её и делай с ней, что хочешь. Она всё равно не жилец. Пропали мои деньги. Возьми её, даже шкуры её мне не нужно, пропади пропадом! Бери её, раз так…

На сердце у Дочкина камнем лежала тяжесть, он был так погружен в свои мысли, что и ругаться не мог.

 

Темелко всё ещё не верил, что всё это всерьёз, пока он не явился снаряжённым и готовым отправиться в путь. Подпоясанный кожаным ремнём, он захватил с собой длинный пастуший кнут. Мешок с хлебом он навесил на палку и нёс её на плече. Он взял кобылку за недоуздок и медленно, осторожно вывел её со двора трактира.

Николчин удел в Порязе был единственным местом в том краю, где общинные пастбища были нетронуты, без возделанных полей, без земель под паром – только трава. Сыновья Николчина разводили овец, коров и лошадей. Туда и отправился Дочкин. Дорога туда занимала часа три, но ему потребовались все девять.

Когда он добрался до места и очутился на пастбище, уже стемнело. Какое поле, какая трава! Стар был Дочкин, но сердце у него забилось, больные ноги забыли об усталости. Это те самые звёзды, которые он видел когда-то, то самое небо, то же поле, широкое, бесконечное...

И он смотрел то в одну сторону, то в другую. Когда вспомнил про кобылку, увидел, что она легла.

«Устала, – подумал Дочкин, – пускай полежит и после снова пойдёт». Сам Дочкин долго не ложился, смотрел на звёзды, слушал сверчков, радуясь тому, что он посреди этого широкого поля. Наконец голова у него стала тяжёлой, и он уснул.

Когда похолодало, он пробудился. Кобылка подле него не просто лежала, но уронила на землю голову, как будто собралась умирать.

– Вздыхает, как человек, – сказал про себя Дочкин. – Даже зелёная трава не может помочь ей. Придётся отнести её шкуру Темелко, вот и всё.

 

На востоке посветлело. Алая полоска зажглась над тёмной кромкой поля. Трава была влажная от росы, и было ещё темно. Внезапно где-то в глубине поля послышались звуки колокольчика – ритмичные, размеренные, словно у колокола, и заржал конь. Дочкин вздрогнул: сомнений не было – приближался табун.

Светало. И вот из бурьяна, из травяных зарослей показались лошади – одна, две, три – целый табун. Дочкин увидел то, чего не встречал лет уже сорок: полудиких лошадей, приземистых, со вздутыми животами; гривы у них были густые и тяжёлые, а хвосты доставали до земли. Они не знали рук человека, а их копыта не знали подков.

Над бурьяном, позади коней, скакал всадник с длинным кнутом, который извивался и при ударе о землю хлопал, как выстрел из револьвера. Табун возвращался к родным местам, спины у нагулянных лошадей были гладкие, словно рыбы; колокольчики зазвенели, и табун сорвался на бег.

Перед Дочкиным как из-под земли выросла лошадь с наездником. Всмотревшись, табунщик крикнул:

– Дед Илия, ты? – И легко соскочил с коня.

Немного погодя два приятеля пошли посмотреть на кобылку, о которой успел рассказать Дочкин; она едва держалась на ногах, но из последних сил пыталась приблизиться к табуну. Ещё она подёргивала ушами и смотрела в сторону табуна знакомым Дочкину взглядом. Пройдёт немного, запнётся и снова идёт. Внезапно она остановилась, фыркнула и шумно встряхнулась, будто в пыли валялась.

– Она поправится, – сказал табунщик. – С ней всё будет в порядке.

И в самом деле, кобылка опустила голову и стала есть траву – медленно, понемногу, но всё же ела. А глаза её по-прежнему смотрели на других лошадей. Дочкин обрадовался. У кобылки было достаточно сил, чтобы идти дальше, и он сказал табунщику:

– Не уходи далеко. Побудь поблизости.

– Знаю, дед Илия, знаю. Одну не оставлю. Присмотрю за ней.

Табунщик, глядя на кобылку, крикнул:

– Так она же из нашего табуна, дед Илия. Вот клеймо у неё на боку.

Он оглянулся, что-то высматривая среди лошадей, и сказал:

– Видишь ту гнедую кобылу с длинной гривой? Это её мать. Гм...Теперь я понял, почему она так неожиданно успокоилась. Всё здесь родное ей, всё помогает!

 

Через десять дней Дочкин верхом на кобыле вихрем влетел на двор трактира Темелко, соскочил с коня, словно юноша, словно никогда и не маялся болями в коленях.

– Как ты вылечил её? – спросил Темелко. – Да и ты поправился. Не к Халилу ли ты ездил, к лекарю?

Дочкин молчал.

– Может, лечил её травами? Скажи свой секрет. Вишь, румяный какой.

Дочкин вздохнул и ничего не сказал. Но когда уже направился к дому, обернулся и сказал:

– Послушай, Темелко, продай ты её поскорей. Животное умрёт, если останется у тебя...

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению апреля 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Крупнощитовая стальная опалубка для стен: аренда крупнощитовой опалубки стен.
Поддержите «Новую Литературу»!