Михаил Ковсан
Сборник рассказов
На чтение потребуется 45 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Оглавление 3. Кусочек огромного текста 4. Один! 5. Не оставляй меня! Один!
В схожих ситуациях схожие люди ведут себя схоже. Схожие слова, схожие реакции, схожие жесты. Схожесть – продукт культуры, может, культура и есть. Или она лишь среда сосуществования инакостей, не заставляющая треугольники обращаться в овалы.
Это был летний час, когда день, зависая, пустеет, что особенно заметно в той части города, которая рассчитана хоть не на праздничное многолюдье, но на многих прохожих. На остановке – одинокий ожидающий автобуса или сотворения женщины человек, ему, судя по внешности, подошёл срок собирать им же когда-то разбросанные камни. Внутри металлической конструкции никого, как и во всём видимом пространстве опустевшего города. Никакого знака, символа никакого: просто время такое. Бывают времена утверждений, но наступает и час отрицаний. Летит ниоткуда и в никуда велосипед. Дальний автомобильный гудок. Не суетливо, по сторонам не оглядываясь, шествует кот. Столбы, светофоры, огромные зелёные мусорные контейнеры, прозванные лягушками, – всё порознь, врозь, каждый сам по себе, наличие иного не замечая. День, когда ничего не случается. День несовершенного вида, настоящего времени, исчезающий навсегда, в нём не задерживаются детали, меты пространства. День фраз тусклых, лишённых эмоций, графики без вопросительного и восклицательного знаков. О чём думает ожидающий автобуса, никто знать не может, но каждый может представить. Только, не зная о нём ничего, отталкиваться приходится от внешнего, даже если оно в этом месте и в этот час не слишком красноречиво. Скажем, размышляет о том, что слишком часто – предыдущие не успеваешь запомнить – меняют автобусные остановки. И каждая следующая генерация неудобней и некрасивей. А может, о том, что первично в истории языка: глаголы или же существительные.
В сторону ожидающего, едва выделяясь из плотного блёклого фона, надвигается фигура – то ли автобуса, то ли творения женщины: ожидать, вместе ли, порознь. Неведомо, неизвестно, неважно. О чём думает, может, кому-то и любопытно, но и это неважно. Надвигаясь, фигура становится отчётливо узкой, тощей в некогда красноватой футболке, сероватых спортивных штанах, пузырящихся над кроссовками, потерявшими цвет. Это никак не вяжется с возрастом, шумным, развевающимся, очень цветным. На него глядя, представляешь одежду иную, но она на глазах выцветает. Проявляется и лицо: случайный клочок, пустырь с тускло зеленеющей травкой – пробивается сама, чахло, бугристо, кустисто. Взгляд в себя, хотя в таком определении есть что-то надуманное. Лицо без радости и без печали. Рюкзачок. Верно, домой. Ждущий вглядывается – отшатывается, словно узнав, вспоминает. Рюкзачок замедляет движение, что-то привлекает внимание, он за ним, нагибается, подбирая, нагибается, штаны сползают, не подтянув, две задачи зараз не по силам, разгибается, несёт собранный мусор в закуток под нависающей над тротуаром площадкой, которому бездомные особенно в дождь явно завидуют. Ему бы не мусор собирать, а камни разбрасывать. Ждущий смотрит, размышляет о странности бесцветной одежды, о странных действиях рюкзачка, о том, что должно быть странно, что это странно. Почему бы не подобрать этот мусор, тем более мусорные баки тут же, в роскошнейшем закутке, где тощий мусорщик находится слишком уж долго. Время тянется, автобуса нет, пойти глянуть всего несколько метров, если автобус – не торопясь, назад пару шагов.
Настигнутый чужим взглядом, словно полумёртвая бабочка на игле, отпрянув, дёрнувшись, взгляд вне, бесцветно, не разжёванными звуками произносит невнятно. – Что, что… – Не вопросительно, бесцветности подражая. Повторяет, стараясь доступней, понятней, но членораздельные звуки даются с трудом. – Не понимаю. – Один. – Что… – Один! Хотел, не умея сказать, вымучил блёклую натуженную эмоцию.
Свой трактат о происхождении языка Гердер начинает картиной: страдающее животное или человек, терзаемый болью, даже один на необитаемом острове, где нет надежды на помощь, кричит.
– Один!
Отпрянув, дёрнувшись, ждущий покидает чужое пространство, думая, что великие ошибаются, на самом деле первое слово – это числительное. Возвращается, нетерпеливо всматривается в сторону, откуда должен показаться автобус, за ним, гремя, звеня, светясь, пыль поднимая, бренчит бубнами и монистами карнавал, изгнанный из Бразилии и нашедший пристанище здесь, возле мусорных баков, среди которых скрывается тощий в просторных блёклых одеждах, не по возрасту не разбрасывающий камни.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в апреле 2023 года, оформите подписку или купите номер:
Оглавление 3. Кусочек огромного текста 4. Один! 5. Не оставляй меня! |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|