Яна Ка'ндова
СтатьяНа чтение потребуется один час | Скачать: Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 15.09.2014
Оглавление 1. Лачин. О составителе Словаря неологизмов Андрея Белого Яне Ка'ндовой 2. Яна Кандова. Словарь неологизмов из романа А. Белого "Москва": А, Б, В Лачин. О составителе Словаря неологизмов Андрея Белого Яне Ка'ндовой
Писателей можно оценивать по разным критериям. Говоря о словотворчестве, трудно найти равновеликого Андрею Белому[1] – не в русской литературе, а мировой. Только Велимир Хлебников[2] сопоставим ему, несколько приближён к нему Джойс[3], называть остальных нет особого смысла. Сокровищница его неологизмов неведома почти никому. Глуп читатель, глуп и писатель. Встречая неологизм, слово недавно придуманное, любят спрашивать: «а есть такое слово?». Вопрос глупый, изобличающий человека недалёкого. Словарный запас постоянно пополняется, хотя многим кажется, что существует некий неизменный запас слов, упавший с неба или изобретённый зараз при царе Горохе. Каждое слово – бывший неологизм, переставший быть таковым от частого употребления. «Чертёж», «рудник» и «созвездие» придуманы Ломоносовым, «влюблённость» и «девушка» – Карамзиным (раньше были «девицы»), «стушеваться» – Достоевским, в «Двойнике». «Я могу показаться необычным; необычность – не оторванность; необычное сегодня может завтра войти в обиход, как не только понятное, но и как удобное для использования» (Белый, из предисловия к «Маскам»). Почему неологизмы Белого остаются неологизмами, не став не только «удобными для использования», но и «понятными»? Потому что в тридцатых годах победили «простые» (выражение Яны Кандовой, к которой ниже мы и перейдём). Любители Сервантеса, Чехова, Бунина, Шолохова, Ильфа и Петрова, Фадеева, Твардовского, Симонова, Солженицына, «Мастера и Маргариты», «Доктора Живаго» и прочих следующих путём Абая[4], пишущих для «простых», не «заумных», чтоб голова не болела, чтоб прозрачно было, простенько. Мол, пишите искренне и Пушкина с Низами[5] уважайте, а остальное приложится («простые» – всегда пушкинисты). Такие авторы и критики заняли командные посты в Союзе писателей с момента его основания в тридцать четвёртом году, в коем – символично – скончался Белый. Пожалуй, советская литература кончилась не в тридцать первом, как думал Олеша[6], а в тридцать четвёртом. Открытия автора «Петербурга» и «Москвы» остались на обочине, победила серая масса пишущих «не мудрствуя лукаво». (Точно так же на вооружение взяли Репина с Шишкиным и Айвазовским, даже тупого Брюллова, а не Врубеля, «Мир искусства»[7] и «Бубновый валет»[8]). Сталинско-ждановская команда сменила ленинско-луначарскую (ленинский режим Белый принял восторженно). Ждановы корнают литературу и поныне (при этом большинство из них – антикоммунисты). Как-то я участвовал в литконкурсе. Цитирую по памяти, почти дословно, отзыв члена жюри: «язык рассказа слишком сложный и витиеватый для художественной (!! – Л.) литературы». То есть писать нужно простенько. Чтоб у него, ждановца, голова не болела. Повторим, к марксизму-ленинизму это не относится. Та же Кандова, как и Белый, из ленинской команды. Наступление на культуру армады «простых» началось с воцарением семинариста, православного. А у православия, как и всего христианства, всего средиземноморского монотеизма (иудаизма, христианства, ислама), один лозунг – «блаженны нищие духом». Не смей проявлять «гордыню» (страшное обвинение в устах монотеиста, «нищего духом»!). Помню дамочку-литератора, сказавшую, прочтя фрагмент моего романа: «Нет, знаешь, у тебя там всякая игра слов… Автор выезжает с шашкой на белом коне…». «А как, – спрашиваю, – должен выезжать автор? На ослике с понурой головой? Потому что у тебя нет белого коня с шашкой?». Молчит, насупилась. «Я свинья, и ты свинья, все мы братья-свиньи» – девиз монотеиста, девиз стада, «простых», в частности, девяноста процентов православно-исламской интеллигенции. Армады асеевых и демьянов бедных, прошедших мимо ослепительного гения – прозы, поэпрозы и поэзии. «Необычность – не оторванность…». Простые сделали её оторванной, «оторвали» от культурной жизни. Белый – из мастеров элитарных, чья слава двойственна, не знаемых или знаемых понаслышке каждым вторым интеллигентом, а для обывателя это и вовсе китайская грамота. Таковы и Пруст, Тракль[9], Хлебников, драмы Анненского и Цветаевой, Гуннар Экелёф[10], Клод Симон[11], Славко Яневский[12], Эль Греко[13] (очень интересно сравнить его именно с Белым), Врубель, Х. К. Ороско[14], Гуго Вольф[15], Шёнберг[16], Хиндемит[17]. Даже попадая в классики, они остаются элитарными, не тиражируются вроде Рафаэля, Рубенса, Моцарта и Пушкина. Много званых, говорите? Мало избранных. Набоков лучшими произведениями XX века называл «Петербург» Белого, «Улисса» Джойса, «В поисках утраченного времени» Пруста и «Превращение» Кафки. Между тем «Москва» Белого масштабнее «Петербурга» по объёму и теме и значительно сложнее по стилю. Называть «Петербург», умалчивая «Москву», откровенно нелепо – но Набоков принципиально замалчивал всё написанное в Союзе, кроме самых одиозных антисоветчиков. Во-вторых, «Превращение» – небольшое сочинение, называя его, нужно упомянуть многие малые шедевры. А речь идёт о произведениях наиболее масштабных. Будь Набоков немного честнее, вместо «Превращения» назвал бы «Москву». Белый как романист – это Джойс и Пруст, взятые вместе. «Его смотрели как спектакль, – писала о Белом Марина Цветаева в «Пленном духе», – сразу после занавеса бросая его одного…» (курсив Цветаевой). Сразу после смерти его бросили одного, дали занавес, предали забвению в закоулках библиотек, что говорит о скудоумии, нашем с вами, общем. «…бушующие костры на бледном, измождённом лице…», – описывал внешность Белого Илья Эренбург. Бушующими кострами и поныне остаются «Петербург» и «Москва» (хотя «Москва» – это уже пожар) на бледном, измождённом фоне последующей словесности – что сталинистов, что шестидесятников. То обстоятельство, что автор лучших – сложнейших и наиболее новаторских – русских романов XX века остаётся малоизвестным, для Яны Кандовой было личной болью, учитывая степень её любви к Белому. И она успела внести лепту в исправление этой несправедливости. Многое делала и устно. До сих пор почти никто не знает, что «лесенка» Маяковского – открытие Белого, не только поэта и прозаика, но и крупного стиховеда. Белый так не писал, но теоретически вычислил возможность этого, и точно вычислил, кому это предложить. Многие (из авторов «Новой Литературы» – А. Хакимов) узнали об этом от Кандовой. С Белым Кандову роднили две черты: аристократизм и демократизм. Аристократизм эстетики, вкуса, и демократизм политический. Любовь к простому народу в социальном смысле слова, уважение к трудящимся, и – ненависть к «простым» в сфере культуры. Обдумывая это, вспоминая наши беседы, думаю – ведь это и есть ленинизм. Ставить во главу угла интересы трудящихся и обездоленных, но не подгонять культуру под вкусы большинства, а развивать это большинство. Ибо, как повторял Ленин, хороший писатель не следует за читателем, а ведёт его за собой. Луначарский, Блок, Хлебников, Белый, Волошин, Брюсов, Бабель[18], Маяковский, Олеша, В. Чекрыгин[19], Петров-Водкин, Юон[20], Филонов, Татлин, Лентулов, Шостакович, Мейерхольд были ленинской когортой интеллигенции, почти вчистую сметённой православно-исламской массой тридцатых. Сейчас её новые ростки давят уже вдвоём: ждановцы и неолибералы (либерасты), уже не репрессиями, а организованным отуплением. В Белого Кандова влюбилась сразу и бесповоротно, как наследница этой когорты. Кандова первой замыслила словарь неологизмов Белого. Только через несколько лет в российской печати появились сведения о группе филологов, занявшихся неологизмами «Петербурга». Кандова занялась «Москвой», что намного сложнее – из-за вдвое большего объёма сочинения и намного чаще встречающихся неологизмов. Судьба помешала ей завершить начатый труд, труд огромный, ибо способность Белого к обогащению русского языка была потрясающей. Со сделанным можно теперь ознакомиться на страницах «Новой Литературы». Ознакомиться для знания русского языка, ибо целый пласт его, созданный одним (!) человеком, мало кому известен. А чтобы хорошо писать, надобно хорошо знать язык, на котором сочиняешь. «Москва» (1923–1932) – трёхчастный роман-эпос, каждая часть – «Московский чудак», «Москва под ударом» и «Маски» – полноценный роман. Сочинение с полудетективным сюжетом, но крайне сложное по лексике, синтаксису и пунктуации. В словаре Кандовой – неологизмы «Московского чудака» и самого начала «Москвы под ударом», составляющих около тридцати процентов романа. Да, это лишь менее трети «Москвы» (к тому же в последующем тексте неологизмы учащаются), ибо неология[21] Белого – океан, в который осмелится погрузиться не каждый пловец. Хорошим пловцам в волнах литературы – рекомендуется.
[1] Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик, видный символист и модернист (прим. ред.).
[2] Велимир Хлебников (1885–1922) – русский поэт, писатель, и прозаик, известный авангардист, футурист, поэтический экспериментатор (прим. ред.).
[3] Джеймс Джойс (англ. James Joyce, 1882–1941) – ирландский писатель и поэт, один из самых значительных представителей западного модернизма (прим. ред.).
[4] «Путь Абая» – роман-эпопея Мухтара Ауэзова, жизнеописание знаменитого казахского поэта Абая Кунанбаева (прим. ред.).
[5] Низами Гянджеви (ок. 1141 – ок. 1209) – крупнейший поэт Востока, для персидской литературы примерно такого же значения, как Пушкин для русской и Шекспир – для английской (прим. ред.).
[6] Юрий Карлович Олеша (1899–1960) – русский писатель-сатирик, поэт, драматург (прим. ред.).
[7] «Мир искусства» (1890–1924) – художественное объединение и издававшийся его участниками одноимённый журнал (прим. ред.).
[8] «Бубновый валет» – сначала выставка (1910–1911), а потом творческое объединение художников, просуществовавшее до декабря 1917 г. (прим. ред.).
[9] Георг Тракль (нем. Georg Trakl, 1887–1914) – выдающийся австрийский поэт (прим. ред.).
[10] Гуннар Экелёф (швед. Gunnar Ekelöf, 1907–1968) – выдающийся шведский поэт, эссеист, переводчик, крупнейшая фигура скандинавского модернизма (прим. ред.).
[11] Клод Симон (фр. Claude Simon, 1913–2005) – французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1985) (прим. ред.).
[12] Славко Яневски (1920–2000) – македонский писатель и поэт, основоположник македонской детской литературы (прим. ред.).
[13] Эль Греко (исп. El Greco, 1541–1614) – испанский художник, отличавшийся оригинальной для своего времени манерой письма (прим. ред.).
[14] Хосе Клементе Ороско (исп. José Clemente Orozco, 1883–1949) – мексиканский художник, новатор и монументалист (прим. ред.).
[15] Гуго Вольф (нем. Hugo Wolf, 1860–1903) – австрийский композитор и музыкальный критик (прим. ред.).
[16] Арнольд Франц Вальтер Шёнберг (нем. Arnold Franz Walter Schoenberg, 1874–1951) – австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр. Крупнейший представитель музыкального экспрессионизма, основоположник новой венской школы (прим. ред.).
[17] Пауль Хиндемит (нем. Paul Hindemith, 1895–1963) – немецкий композитор, музыкант, педагог и музыкальный теоретик (прим. ред.).
[18] Исаак Эммануилович Бабель (1894–1940) – русский писатель и драматург (прим. ред.).
[19] Василий Чекрыгин (1897–1922) – живописец, график, теоретик искусства.
[20] Константин Фёдорович Юо́н (1875–1958) – русский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства (прим. ред.).
[21] Неология (в смысле лингвистического термина) – образование неологизмов в языке (прим. ред.).
Оглавление 1. Лачин. О составителе Словаря неологизмов Андрея Белого Яне Ка'ндовой 2. Яна Кандова. Словарь неологизмов из романа А. Белого "Москва": А, Б, В |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 06.09.2023 Впечатление от июльского номера НЛ 2023 г. — прекрасное! Подбор сильных авторов, проделана большая редакторская работа по оформлению и подаче текстов. Талантливые проза, поэзия, интересное и глубокое содержание, разнообразие жанров. Всё продумано до мелочей. Галина Мамыко 07.08.2023 Решимость голосующих редакторов и оценки, прозвучавшие на странице обсуждения рассказа, придают новых сил. Геннадий Литвинцев 22.07.2023 У вас очень хороший журнал, действительно большое разнообразие вкусов и предпочтений. Так держать! Алмас Коптлеуов 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Led табло купить - светодиодные бегущие строки и экраны alu box led. |