HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Рая Чичильницкая

Расставание с иллюзией

Обсудить

Прозаические этюды

На чтение потребуется два часа | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 23.10.2014
Оглавление

6. Разговор в скверике, или Иллюзия общения
7. Выигрыш, или Иллюзия бесплатного
8. Когда на дурницу мёд не сладок, Или иллюзия радостного безделья

Выигрыш, или Иллюзия бесплатного


 

 

 

Я по натуре не азартна: на деньги не играю, в казино не хожу, лотерейные билеты не покупаю и вообще ничего специального на этот счёт не делаю. Однако выигрывать люблю. Особенно, если просто так, без с моей стороны на то усилий, вдруг свалится на голову удача и… На эту тему мне вспоминаются два эпизода.

 

Наше первое соприкосновение с выигрышами в Америке произошло в самом начале эмиграции, через пару недель после нашего приезда. Собственно, выигрыш тот был не мой, а папин. По почте на его имя пришёл официальный конверт с чеком на 150 долларов. В те времена это была для нас огромная сумма, и все члены семьи пришли в сильное возбуждение.

– Как вам это нравится? Разве у вас там такое было? Я же говорила, что волноваться ни о чём не надо будет, – ликует тётя. – Америка – богатая страна. Тут полно денег, и они просто не знают, что с ними делать…

– Откуда им известно моё имя? – поражается папа.

– Мне это подозрительно, – скептически замечает мама, – с какой стати кто-то просто так будет посылать тебе такую сумму денег? И вообще, кто ОНИ такие?!

– А что ты такая недоверчивая? Это у вас там надо было всего бояться, – парирует тётя.

– Я никогда не слышала, чтобы кому-то просто так давали большую сумму денег, – вздыхает бабушка.

– Почему просто так? Это, наверное, подарок... всем новым иммигрантам, – рассуждает дядя.

– Но если так, то почему из всех нас получил подарок только папа? – удивляюсь я.

– А потому что он – глава семьи, моя дорогая, – со знанием дела говорит тётя.

– Но я же тоже глава… – возмущается мой муж.

– Может быть, твой ещё не дошёл… подожди, – успокаиваю я его.

– Ладно, не слушай их, – обращается тётя к папе, – вы там не привыкли ни к чему хорошему и во всём ищете подвох. Лучше подпиши чек, и мы пойдём с тобой в банк.

– И что, можно будет сразу получить на руки деньги?

– Ну а как же?! Конечно. Скажешь только, как ты хочешь… двадцатками или покрупней…

Папа расплывается в довольной улыбке, на которую мама тут же реагирует:

– Ну что ты улыбаешься? Думаешь уже, на что потратить, а? Ты как ребёнок, ей-богу, моментально надо раздать на какие-то игрушки… или где-нибудь потерять…

– Лучше открой счёт в сберкассе: не трать ничего, – подсказывает бабушка. – У меня всегда был счёт, который таки пригодился, когда надо было купить пианино, потому что у вас никогда ничего за душой не было.

– Не забудь подписать чек, – напоминает дядя, – иначе он не действителен.

– И число не забудь… – прибавляет тётя.

Папа торжественно садится за стол, берёт одной рукой чек, другой – шариковую ручку, кто-то включает свет и…

При более внимательном рассмотрении чек оказывается вовсе не чеком, а только лишь очень похожей на чек бумажкой, на обратной стороне которой написано, что, если получатель сей бумажки (то бишь, папа) приобретёт набор суперкастрюль и сковородок такой-то фирмы за 300 долларов, то этим он сэкономит 150, потому что цена такого набора вообще-то 450 долларов.

– М-да... не понимаю, – разочарованно бубнит папа, – зачем же так обманывать людей?

– Какой же это обман? Это – реклама! Им же надо свой товар как-то продавать, – огрызается тётя, – вы просто не привыкли.

– Всегда надо всё проверять, – замечает бабушка.

– Ты очень наивный, а я так и чувствовала, что в этом есть что-то нечестное, – говорит мама.

– Подумаешь, никто тебя ж не заставляет: не хочешь – не покупай эти кастрюли… Это у вас там всё было из-под палки, а здесь – свободная страна, – вспыхивает тётя.

– Кларочка, они тут все врут… вспомни Никсона, – вставляет дядя.

– Да, Никсон был лгунишка, – ударяется тётя в воспоминания.

Нам же о лгунишке-Никсоне вспоминать нечего.

Вспоминается мне лишь известное выражение о бесплатном сыре, который бывает только в мышеловке…

 

 

*   *   *

 

Второе же соприкосновение с американскими выигрышами произошло года через два после эпизода с кастрюлями. И вроде опыта здешней жизни у нас тогда уже было побольше, и вообще могли б быть побдительней, однако…

 

На этот раз повезло мне.

Получаю конверт от журнала «Плейбой», а в нём, на добротно-шелковистой бумаге с красивыми (и по виду официальными) печатями, сообщается, что являюсь я счастливой победительницей розыгрыша, проводимого журналом в рекламных целях, и обладательницей главного приза с правом выбора одного из возможных выигрышей: недельную поездку в Лондон на двоих, ценную бумагу (бонд) на сумму в $1000 или электронные наручные часы. И самое главное, что всё это просто так. То есть, если хочу, то могу подписаться на год на журнал, но только если хочу… подписка не обязательна для получения выигрыша. И тот факт, что я ни в каком розыгрыше участия не принимала, меня совершенно не смущает.

«Вау! Вот это да! – разыгрывается моя фантазия. – Что же мне выбрать? Часы у меня уже есть. В Лондон было бы здорово, но годовалого сынишку ещё рано оставлять с кем-то…»

В общем, самым подходящим оказываются $1000 в ценных бумагах: это всегда деньги. Итак, решение принято, остаётся только получить выигрыш. А чтобы его получить, оказывается, необходимо за ним поехать на принадлежащий журналу лыжный курорт в горах, где-то часа три езды в один конец. Далековато, конечно, но ведь выигрыш-то какой: того стоит… тем более, в письме написано, что потраченный на дорогу бензин нам оплатят.

Ранним субботним утром, подкинув сынишку родителям и истекая радостным предвкушением, мы отправляемся в горы на лыжный курорт получать причитающийся мне выигрыш.

Раскинувшийся на заснеженных холмах «Great Gorge Playboy Resort» поражает нас своими масштабами, ухоженностью бревенчатых избушек и великолепием главного здания (тоже бревенчатого, но огромного, высоченного, с невероятного размера очагом-камином, развешанными на стенах охотничьими трофеями и освещённого пламенем толстых, средневекового вида свечей – интерьер в моём вкусе), в котором и выдавались выигрыши таким же счастливчикам, как я.

Нас приветствуют и ведут в отдел, где должна происходить «раздача слонов». Здесь уже всё значительно проще, а конторского типа интерьер – намного менее впечатляющий. Однако всё очень цивилизованно, вежливо и гостеприимно. Нас встречают, поздравляют с выигрышем, угощают кофе, усаживают за стол и начинают свою презентацию. Нам показывают красочные картинки и архитектурные раскладки, с энтузиазмом рассказывают о том месте, в котором мы находимся, о том, как хорошо здесь отдыхается, какие здесь чудные домики и прекрасные услуги, и все это, начиная с каких-то сорока с чем-то тысяч… Смешно, право, да куда такие деньги не уходят? А тут тебе роскошное место, гарантированный (!), бесплатный (!) недельный отдых раз в году, и всё это можно оставить в наследство детям…

– Странно, а зачем они нам это всё рассказывают? – шепчу я по-русски. – Дали бы мне мой подарок и отпустили б с богом.

– Наверное, у них так принято… из гостеприимства, – шепчет муж.

Причина, однако, оказывается иной: они просто пытаются уговорить нас подписаться на vacation timeshare за те самые, «какие-то» сорок тысяч, которых у нас не было не только в наличии, но и в абстракции. О чём мы им честно и заявляем.

Наших презентёров это не обескураживает.

– Нет проблем, – улыбаются они, – возьмите ссуду в банке, называется «mortgage», а потом выплачивайте. И мы тоже можем помочь с финансированием. Сколько вы зарабатываете?

Улыбки резко сползают с их лиц после того, как им, наконец, становится ясно, что зарабатываем мы недостаточно и кредитоспособностью не обладаем. Энтузиазм моментально гаснет, все они как-то резко тускнеют и расходятся по своим конторским столам.

– Приятно было познакомиться… спасибо, что навестили нас, – кивает один из них по дороге к двери.

– А что насчёт моего выигрыша? – окликаю его я.

– О да... совсем забыл…

Без всякой охоты на лице он вытаскивает из какого-то ящика пару пластиковых часиков в целлофановой упаковке. Такие копеечные часики делали в компании «Unisonic», где я получила свою первую работу.

– Нет, нет, я выбрала 1000-долларовый бонд! – протестую я.

– Вы, наверное, не поняли, мэм, – усмехается он, – вот, читайте, – он тычет пальцем в еле видимый шрифт на полученном мной письме.

«The first two gift options are contingent upon the purchase», – читаю я.

– Так что таким как вы, кто не подписывается на наш timeshare, полагаются только лишь эти часики. Oops! – часики выскользают из его руки и шмякаются о пол. – Sorry… Я поменяю.

Извинение его звучит неискренне. Так когда-то мог прозвучать советский таможенник, «нечаянно» уронивший что-то хрустальное при проверке багажа отъезжающих в эмиграцию.

– Спасибо, не надо, обойдусь без часов.

– Возместите нам только за потраченный бензин… или это тоже нам не полагается? – спрашивает муж.

– Да нет, почему? Полагается, – отвечает. – Вот только пусть ваша супруга предъявит какой-нибудь документ с фотографией.

Документа такого при мне не оказывается, а водительские права мужа не засчитываются: ведь это не его, а меня осчастливили «выигрышем».

– Как же так, там же гарантировано?

– Конечно, гарантировано. Как только привезёте требуемый документ, то мы вам сразу и оплатим.

 

В общем, уезжаем мы оттуда усталые и злые. По дороге останавливаемся на молу перекусить в какой-то забегаловке, рядом с которой магазин, торгующий мебелью в «Early American» стиле, который мне нравится. С горя тянет меня туда…

– Давай зайдём на минутку… у нас стола нет.

– Ничего покупать не будем, ладно? – говорит муж.

– Да нет, только посмотрим… – соглашаюсь я, – и вообще, нам лишь стол нужен: есть не на чем.

Внутри магазина, забитого массивными дубовыми тумбами, буфетами, столами и прочей мебелью, протолкнуться негде. Но я умудряюсь и в этой толкучке заметить стол моей мечты: чистого дерева, тёмный, овальный, раздвижной, на ноге-пьедестале, по виду старинный, дышащий стабильностью и покоем.

– Ах, вот такой бы нам столик, – с тоской вздыхаю я.

– Тебе нравится? Так давай возьмем, – неожиданно произносит муж.

Я закашливаюсь, поперхнувшись от счастья.

А он обращается к продавщице:

– У вас есть что-то к этому столу?

– Зачем? Да ты что? – тяну его за рукав. – Нам только стол…

– А сидеть на чём будем? И вообще, мы уже здесь, и в настроении… ты ведь знаешь, как я люблю ходить по магазинам… лови момент!

В общем, через какие-то полчаса мы, уже счастливые обладатели столового гарнитура из стола, буфета и восьми стульев за две тысячи в рассрочку, продолжаем нестись по хайвею в направлении Нью-Йорка. Гарнитур этот, оказавшись на редкость хорошей покупкой и пережив несколько переездов, ремонтов и смен интерьера, служит нам верой и правдой до сих пор, вполне сходя за настоящий «antique», и отношусь я к нему очень нежно.

А ведь не случись мне тогда «выиграть», его бы у нас не было б…

 

 

 


Оглавление

6. Разговор в скверике, или Иллюзия общения
7. Выигрыш, или Иллюзия бесплатного
8. Когда на дурницу мёд не сладок, Или иллюзия радостного безделья
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!