HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Рая Чичильницкая

А у нас во дворе

Обсудить

Сборник рассказов

 

Рассказы-зарисовки из «мемуарной» серии: мои рассказы-зарисовки, рассказы-воспоминания, рассказы автобиографические и полубиографические, а то и наполовину придуманные… о детстве и юности, об эмиграции и прочем… своего рода продолжение (второй том) сборника рассказов «Уроки музыки», опубликованного в журнале «Новая Литература» 12 марта, 2014.

 

На чтение потребуется два с половиной часа | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 30.05.2014
Оглавление

7. Женитьба Гены
8. Убить Пиночета
9. Жёлтая сумочка

Убить Пиночета


 

 

 

Иллюстрация. Убить Пиночета. Автор не указан

 

 

 

Жил-был когда-то в далёких семидесятых некий сеньор, генерал Аугусто Пиночет, глава чилийской военной хунты, свергнувшей законное правительство Сальвадора Альенде и захватившей власть в стране, а затем методично и издевательски перебившей тысячи своих сограждан. Об этом кричали все советские газеты и прогрессивная общественность того времени, а сам Пиночет почитался злодеем-преступником гитлеровского масштаба, и даже поддержавшая в то время его переворот Америка впоследствии призналась, что гордиться ей этим не стоит. Помню, что я тоже, пылая благородным комсомольским гневом студентки консерватории, писала тогда доклад о положении в Чили и зачитывала его в классе научного коммунизма.

Впрочем, сегодня мне вспоминается это совсем не в историко-политическом контексте, а в связи с Сашей Ф., местным поэтическим гением моей юности, с которым мне довелось на короткое время соприкоснуться.

ЛИТО – литературное объединение – в редакции «Молодёжки», как мы прозвали газету «Молодежь Молдавии»… Сюда меня привели мои «литературные» подружки: Лорка, которая сейчас в Израиле и от литературы далека, и Алка, оставшаяся в Кишинёве и ставшая местной литературной знаменитостью. Для них это важно, как воздух, а для меня – как бы за компанию, из любопытства. Небольшая комната до отказа набита молодыми и подающими надежды, один за другим декламирующими что-то своё: кто лучше, кто хуже, но, в основном, – явная юношеская самодеятельность.

– А сейчас прочтёт нам своё новое Саша, – объявляет ведущий группы.

Из правого угла робко приподнимается щупленький длинноволосый паренёк, по виду совсем мальчик с внешностью деревенского гусепаса, и начинает читать стихи. Но какие!

– Это ОН! – шепчет Алка в растяжку. – Наш Са-а-аша…

– Он гений, – с придыханием вторит ей Лариска.

Их глаза подёрнуты глянцем безграничного обожания.

 

В перерыве нас знакомят.

Гениальный Саша социально застенчив и малоразговорчив. Зато Алка и Лорка трещат без умолку, компенсируя его молчание. Наперебой они расхваливают мне его стихи, а ему – мои рисунки. Нам ничего не остаётся, кроме того как решить, что было бы здорово, если б я рисовала к его стихам. Эта идея обсасывается с энтузиазмом несколько месяцев, вплоть до Сашиного следующего приезда из Москвы, где он учится, кажется, на востоковедческом. Идее, однако, не суждено материализоваться: я так никогда и не проиллюстрирую Сашины стихи…

Саша в контакте с Алкой, которая живёт с ним по соседству, и в его отсутствии усиленно навещает его родителей, вытягивая из них все новости, которые потом незамедлительно сообщает нам с Лоркой. Так что мы в полном курсе последних событий.

А события эти вроде серьёзные: у Саши проблемы с властями. Поездка в Питер на возложение цветов к памятнику Декабристам, изъятие какой-то крамольной тетрадки на обратном пути с последующим изгнанием из вуза и возвращением в Кишинёв. Почти как в ссылку, почти как Пушкина… Кстати, Алка и Саша живут недалеко от Пушкинского дома-музея, где великий поэт жил во времена своего кишинёвского изгнания: параллель налицо. В наших глазах Саша – крупный диссидент и борец за свободу. В моей жизни он – единственный диссидент и борец за свободу. Не имея склонности к социальному реформизму, я тихо восхищаюсь теми, кто имеет. Сашины акции, в моих глазах, неуклонно и стремительно ползут вверх.

 

Август 73-го. У меня день рождения, на который я наприглашала кучу людей, и Саша в числе приглашённых. Стол ломится от разного, хотя, следуя мудрому совету Алки (другой, не литературной, а музыкальной), вполне можно было обойтись ведром винегрета и ведром водки. Но я люблю готовить и украшать: для меня важна эстетика момента.

Саша, конечно, с гитарой (он ведь ещё, по заверению Алки и Лорки, замечательно играет и поёт бардов: наш поэт-диссидент увлекается альпинизмом, а альпинист без гитары – всё равно что молдаванин без «Спидолы»… альпинистам без гитары – ну никак), но не спешит ею воспользоваться. Забившись в угол, Саша курит сигареты «БТ» и потягивает красное вино из большого стакана. Надо полагать, уже не первого и, как время покажет, далеко не последнего.

Курят почти все. Дым коромыслом. Магнитофонная музыка. Начинаются танцы. Хорошо бы вырубить свет, но мама против. Мама в полной боевой готовности держит вахту на кухне и на расстоянии следит за общественным порядком: как бы чего… Мама никогда никуда не уходит, хотя мне уже исполнилось двадцать два и можно доверять: я – «хорошая девочка с головой на плечах»…

Саша покидает свой угол и двигается в моём направлении. Я двигаюсь ему навстречу. Где-то в середине мы неуклюже натыкаемся друг на друга и начинаем танцевать. То есть, скорее топтаться на месте, невзирая на музыку.

«A Whiter Shade of Pale»[8] – тесно прижавшись друг к другу, мы еле движемся в каком-то молчаливом оцепенении-трансе невероятной телепатической близости. Никакой эротики: мы – два духовных близнеца, перебороздивших просторы Галактики и наконец-то нашедших друг друга.

Мир вокруг перестаёт существовать. Шум, гости, дым… На нас смотрят с нескрываемым любопытством. Но мне всё равно. Литературная Алка дымит как паровоз и бегает на кухню рыдать от ревности на маминой груди, но я не замечаю. Генка и другие мои воздыхатели-ухажёры бросают недружелюбно-завистливые взгляды, дело движется к дуэли, но я не обращаю внимания…

– Давай уйдём в моё подсознание, – неожиданно произносит мой духовный близнец, поэтический юноша «с волосами цвета льна»[9].

Я многозначительно молчу, делая вид, что всё понимаю. Музыка сменяется на что-то глупо-быстроскачущее типа летки-енки. Магия «Прокол Харума» улетучивается. Мы разлепляемся, расходясь в разные стороны. Всё возвращается на свои места…

 

Сегодня в обед ко мне зайдёт Саша. Он сам напросился в гости, и я чувствую, что должен быть какой-то важный разговор. Всё-таки вчера между нами что-то там было… Близость? Связь? Или? Мне любопытно…

Неожиданно появляется литературная Алка. Она как-то узнала о его визите и ей тоже любопытно. И вообще! Саша – её с Лоркой находка и божество… Это она основала его музей (там хранится Сашин волос, ноготь с ноги, сигаретный бычок и какие-то записки), это она его искренне любит поэтически и… Так при чём же тут Райка, которая даже поэзией всерьёз не увлекается? Нет, наедине их оставлять никак нельзя.

Звонок. Саша видит Алку и моментально мрачнеет. Мы размещаемся на полу в моей маленькой комнатке. Алка, источая немой восторг и беспредельное обожание, ждёт «слова» от своего божества с гитарой. Божество упорно молчит и время от времени дёргает одну и ту же струну: дзынь… дзынь… дзынь… Тоскливо, невмоготу… «Надо ж, так и не узнаю, что он хотел… А ведь он же явно чего-то хотел, – думаю я с досадой. – Сегодня ведь последний день перед его отъездом в горы».

Мама пытается спасти ситуацию, под каким-то предлогом зовёт Алку в другую комнату и начинает плести какую-то майсу об эвакуации. Саша оживает и начинает перебирать гитарные струны. Вот-вот заговорит…

Но не тут-то было. Алка вырывается из маминых когтей и возвращается к нам на пол. Перебор обрывается… дзынь… дзынь… дзынь… тоска…

 

1975-й. Торопливо идя по улице, натыкаюсь на Сашу. Через пару недель я навсегда уезжаю в Штаты, и он об этом знает. Череда вопросов и пожеланий следует. Мы – прямики с красными паспортами (в те годы – большая редкость) и предмет зависти многих, кому путь туда предстоит не такой прямой, а через Чоп, Вену и, возможно, Израиль.

Саша тоже завидует, но, как выясняется, не этому.

– Как я тебе завидую, – говорит он на прощание, – ты будешь рядом с Чили, а значит, сможешь убить Пиночета.

«Мда… Это как раз входит в мои планы»… Прощай гениальный Саша… Так и не довелось нам уйти в твоё подсознание, что, впрочем, наверное, и к лучшему, чем если бы удалось…

 

Годы спустя звонит мама и сообщает:

– Саша Ф. в Америке. Я читала…

Действительно, в «Новом Русском Слове» его статья об эмиграции, о приходе в христианство, о жене и младенце-дочке, которую спасло крещение… Надо ж! Как выражался один наш общий литературный друг-маэстро: «всё течёт, всё из меня…»

Ещё какое-то время спустя, опять-таки от мамы, узнаю, что Саша уже больше не в Америке, а где-то в Европе бродит. Ну, в Европе так в Европе…

А недавно находим мы случайно друг друга на «Одноклассниках» (не припомню уже, кто кого), и оказывается, что обитает он на святой земле в Иерусалиме, и что у него взрослый сын (а дочь куда делась?). Выглядит весьма узнаваемо, чем занимается – неизвестно. Насчёт его христианства – тоже. Что-то друг другу написали. Очень мило, но без особой ностальгии. Вот прочла его «Cabbage Patch Life» – значит, по-прежнему пишет. На сей раз прозу. Неплохую. Ну вот и хорошо.

А Пиночет умер тихо своей смертью в преклонном возрасте девяносто одного года в окружении близких, как и полагается добропорядочному человеку, повинному в смерти и мучениях тысяч людей.

Впрочем, ни для Саши, ни для меня это уже не имеет значения…

 

 

 



 

[8] Всемирно известный хит британской рок-группы 60-х  Procol Harum

 

[9] Намёк на одну из самых известных фортепианных прелюдий Клода Дебюсси – «Девушка с волосами цвета льна»

 

 

 

Николай Носов. Приключения Незнайки (роман-трилогия). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Александр Волков. Волшебник Изумрудного города (цикл сказочных повестей). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Ги де Мопассан. Милый друг (роман). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно

 

 

 


Оглавление

7. Женитьба Гены
8. Убить Пиночета
9. Жёлтая сумочка
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!