Сергей Бойко
Литературный сценарий(на чтение потребуется 2 часа 12 минут) Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 10.05.2013
Оглавление 13. Часть 13 14. Часть 14 15. Часть 15 Часть 14
29 июля 2010 года, четверг, день, Москва
Дети, под наблюдением взрослых, весело купаются в фонтанах Москвы: Парк культуры и отдыха имени Горького, ВВЦ, Манежная и Пушкинская площади, другие фонтаны. Смех, визг, хохот. Городские поливальные машины опрыскивают асфальт улиц и тротуаров и весёлых людей. Дикторский голос объявляет: «Сегодня 29 июля 2010-го года, четверг. Вы слушаете радиостанцию…» – Дикторские голоса раздаются из распахнутых окон домов, в автомобилях, в магазинах, на площадях. – «…В Москве ясный день. На небе – ни облачка. Температура воздуха в тени – 39 градусов выше нуля. Погода вновь бьёт температурные рекорды…» Некоторые взрослые тоже залезают в фонтаны. Шутники поливают друг друга и самих себя водой из бутылок, детских ведёрок и других подручных средств. Мокрые платья на дамах высыхают за считанные секунды.
Голос со старинной пластинки отдалённым эхом заканчивает свою декламацию: – Обманщик Сон, уже нас не обманешь! С распахнутыми широко глазами и объятьями кидаемся навстречу мы друг другу, готовые в мученьях умирать и воскресать, рождаясь бесконечно раз и в пепел многократно обращаясь. Старинный граммофон стоит на коробках около мусорных контейнеров во дворе дома Порфирия Лаврова. Рядом никого нет…
30 июля 2010 года, пятница, день, Москва, +28 °C.
Из динамиков всевозможных радиотрансляционных средств по городу и области бодрый голос радиодиктора радостно возвещает: «Над Москвой чистое синее небо и вполне комфортная температура: +28 °C. Дует резкий юго-западный ветер. Росгидромет сообщает, что под наш антициклонный раскалённый купол ненадолго прорвался узкий поток Средиземноморской прохлады…»
30 июля 2010 года, пятница, день, квартира Лаврова
Дверь на балкон и все створки окна распахнуты настежь. Тонкие тюлевые занавески периодически надуваются пузырями и с шуршанием опадают; иные уже полощутся снаружи, отгоняя мух, комаров и бабочек. Впечатление такое, будто комната покачивается от воздуха, как парусник на пологих волнах. Шум листвы – как шум прибоя – заглушает монотонный гул мегаполиса. За окном – быстро летящие по синему небу белые кудрявые облачка. Их тени пятнисто бегут по земле: свет – тень – свет. Вот так, подмигивая, солнце катится к западу и уже краешком заглядывает в угол комнаты. Лавров сидит за компьютерным столом, спиной к окну. Перед ним разложены листочки с распечатками. Группа последних оставшихся учеников расположилась на диване, двух табуретах, низком столике, принесённом из кухни, и просто на ковре на полу. Юра весь в белом вольготно расположился на ковре у ног сидящей на табурете Марины. У неё обычная «соломенная» причёска и стандартная «полуодежда». Юра хоть и без клубного пиджака, но всё же при галстуке-бабочке. Лавров читает свою лекцию по разложенным перед ним шпаргалкам. – …двадцатый век начался с того, что в него ворвалось иррациональное. В 1900 году Зигмунд Фрейд опубликовал одну из самых своих популярных в будущем книг – «Толкование сновидений». Началась эра психоанализа. Несколькими годами раньше, в 1895 году, братья Люмьер изобрели кинематограф. Кино во многом напоминало сон. Как и во сне, в кино практически всё было возможно. Как и во сне, реальное и мнимое путалось в сознании зрителя. Ощущение иллюзорности и бессилия перед экраном были точно такими же, как и во сне. В 1931 году Гёдель доказал теорему о неполноте: если формальная дедуктивная система непротиворечива, то она неполна. Достоверное знание невозможно! Мы не можем сказать, где кончается текст и начинается реальность, спим мы или бодрствуем… Лавров обрывает чтение лекции, заметив боковым зрением движение полноватого Юры подняться с ковра. – Вы хотите что-то спросить? Кряхтя, Юра встаёт на ноги. С нагловатой усмешечкой он начинает: – Мы вот тут с вами ходили туда-сюда, прогуливались… А толку что-то никакого! Мне опять какой-то старший брат снится, которого нет, море зимой, скалы… А тут ещё, по-вашему, выходит, что мы вообще не можем знать, спим мы или бодрствуем. Ну? – Да, – кивает Лавров, – так выходило по науке. И разражается хохотом, глядя на наглую физиономию Юрия, чем приводит его в замешательство. Остальные ученики вежливо улыбаются и укоризненно глядят на Юрия, прервавшего лекцию. Лавров перестаёт смеяться и говорит уверенным тоном: – Успокойтесь. Уверяю вас, я знаю, как определить, когда вы во сне, а когда нет. Я поделюсь с вами позднее. Юра удовлетворённо кивает. Лавров говорит с улыбкой: – Мы ещё поговорим об этом. А теперь, с вашего позволения… Можно мне продолжить? – Да пожалуйста! Сколько угодно! Юра усаживается на своё место на ковре, у ног Марины. Лавров продолжает: – Итак… Логико-позитивистская жёсткая доктрина стала исчерпывать себя и на смену ей пришла более мягкая доктрина аналитической философии в строгом смысле этого термина. Стала активно развиваться теория речевых актов. Из модальной логики выросла семантика возможных миров. Значительную роль в науке стала играть психология и лингвистика изменённых состояний сознания. Лавров отодвигает от себя шпаргалки и откидывается в кресле, всем своим видом давая понять ученикам, что наступило время перерыва. В комнату входит Причуда, толкая перед собой поднос на колёсах, заставленный прохладительными напитками и фруктами. Солнце за окном уже царапает крышу дома напротив. Тонкие тюлевые занавески не спасают комнату от его нестерпимого блеска. – Слушаю тебя, друг мой, – говорит Лавров. Юра снова поднимается на ноги. Щурится, загораживаясь от солнца ладонью. – И вообще! – самоуверенным тоном начинает он, но солнце мешает ему. – Что это за сон, в котором меня нет? И вообще, это был не сон! – Вот видишь. Ты сам знаешь, что это было. Ты сам всё знаешь. Ищи вопросы, ответы на которые ты не можешь найти самостоятельно. А из этих вопросов задавай только такие, ответы на которые имеют значение. Начнём издалека. Лавров встаёт и выходит из-за стола. – Чувство, – начинает рассуждать он, – есть продукт регистрации иррационального знания. Оно не поддаётся инструментам рационального ума. Например, «душа не лежит», «сердце не на месте», «душа изболелась», «чуять нутром» (например, печёнкой), «чувствовать сердцем» – ну, и тому подобное – то есть, безоговорочно знать, не обосновывая это своё знание никакими рассуждениями, доводами разума или логическими построениями… Лавров стоит, загораживая своим телом ослепительный солнечный свет. – …Чувства, как и мысли, обыкновенно вызывают после себя те или иные эмоции. Фундаментальных, чистых эмоций всего четыре: радость, гнев, страх и уныние. И все они являются выражением намерения. Намерение же есть физическое проявление единой всеобщей силы, которую разные группы людей называют по-разному, но суть её одна: творящее всепроникновение. Итак, гнев является желанием бороться, страх – желанием отступить, радость – желанием жить, уныние является желанием измениться. Лавров замолкает. Взгляд его упирается в стену. Некоторое время длится молчание. – И что же вы хотите? – очнувшись, вдруг спрашивает Лавров, обращаясь к Юрию. – Вы хотели объяснить, как отличать сон, – с усмешкой напоминает Юра. – Да-да-да, конечно! Конечно, я научу вас. Есть несколько способов. Первый заключается в том, чтобы попытаться прочитать два раза подряд один и тот же текст. Если вы во сне, то во второй раз в тексте обязательно произойдут какие-то изменения. Или даже он окажется вообще другим… новым. Юрий ухмыляется: ну-ну! Поглядывает на остальных. Лавров прохаживается вдоль окна и балконной двери. Останавливается, резко оборачивается к Юрию и говорит: – Но самый лучший, на мой взгляд, второй способ… Мы, естественно, говорим об осознанном сновидении. Об этом мы говорили в предыдущих лекциях… Так вот, осознав, что ты во сне, и, следовательно, можешь все, что угодно, попытайся совершить это «что угодно». Например, возьми – и взлети… поплыви по воздуху, как по воде… А можешь взмыть в небо! Можешь даже несколько раз облететь вокруг Земли или отправиться на Марс или Альфу Центавра. – Так просто? – с сомнением в голосе произносит кто-то из учеников. – Что-то не верится! – Правильно! Подвергай всё сомнению! – откликается Лавров. – Но! Лавров вскидывает руку к потолку. – Чтобы знание стало силой, – произносит он, – надо использовать полученную информацию на практике. Иначе это знание так и останется только пустым сообщением! – И оборачивается к Юрию. – Дерзайте, друг мой! Сегодня ваш день. Лавров садится в своё кресло. Юра широко ухмыляется. – А можно? – Конечно! Когда вы во сне, то можете всё. Если это ваш сон. Дерзайте! Вперёд! Продемонстрируйте нам ваше намерение! Силу вашего намерения! – Хорошо! Я – полечу! – с вызовом и насмешкой говорит Юрий. Юрий смотрит на Марину. Подмигивает ей. Потом обводит всех засветившимися вдруг изнутри глазами. Он неожиданно для себя самого осеняет себя крестным знамением и отчаянно и громко, с каким-то даже испугом произносит: – Господи, помоги! Тут происходит невозможное: Юра пружинисто отталкивается от пола, взмывает под потолок, вытягивается горизонтально лицом к окну – и плавно летит через всю комнату. Он вылетает наружу через балконную дверь, сбив по пути носком лакированной туфли органайзер с комода и задев плечом тюлевую занавеску. И исчезает, растворившись в нестерпимо ярких лучах низкого предвечернего солнца. После того, как Юра исчез, несколько секунд стоит полная тишина. Потом она взрывается криками и всеобщей суматохой. Все вскакивают со своих мест. Говорят разом. Выбегают на балкон. Возвращаются и снова выбегают. – Папка, родненький, ты куда улетел? – причитает Марина. – Мамочки мои! – голосит другая женщина. – Ты видел? – Это было? Или мне померещилось? – Держите меня! – А ты это видел? – Да! – А я это видел? – Да! – И ты видел? – Да! Да! Да! – Не верю! – Сам не верю! – О-фи-ги-тель-но! – А он не упал с балкона? – Проверили – нет под балконом никого. – Мальчики, посмотрите, может, мой папка вокруг дома летает? – Кто-нибудь успел заснять на мобильник? – Да я пытался, но там такое солнце! – И что это значит? – Только то, что все видели! Он – улетел! – Офигенно! – Захотел – и полетел. – Что это значит? – Это значит! Что он! Во! Сне! Вот что это значит. – Точно! – Тогда мы – кто? – А мы – никто! – Может, вы – никто, а я – вот! Можете потрогать. – Если он во сне, значит, мы – его сон. – Это значит, что нас – нет! – Офигеть! – Как так? Я же – вот! – Мы же – вот они! Есть! – Нас – нет! Мы – его сон! Иллюзия! – Мы себе только кажемся! – Не себе, а ему! – Как же так? – А ты что хотел? Ты ведь не летаешь! – Дай попробую… Прыг-скок! Не получается что-то! – То-то же! Значит, это не твой сон… Лавров сидит в кресле и озадаченно наблюдает за происходящим. В конце концов, ему надоедает эта суматоха, он встает, хлопает в ладоши и громко произносит: – Всё! Успокоились! Успокойтесь, прошу вас! Это не сон, друзья мои. Успокойтесь. Сейчас вы наблюдали так называемое парадоксальное явление обыденной реальности, в просторечии – чудо. Принято считать, что чудес на свете не бывает. Так вот, дамы и господа, чудеса в этом мире происходят на каждом шагу. Уверяю вас. Просто люди проходят мимо. Они торопятся. У них дела, семья, заботы. И только когда случается какое-нибудь совсем уж экстраординарное чудо, они позволяют себе обратить на него своё высокое внимание. Так сказать, снизойти! Как теперь, например, этим прекрасным нежарким вечером. Успокойтесь. Мы живём в волшебном мире, уверяю вас. И все вы – в разной степени – волшебники! Будем продолжать? Или останемся в пелёнках разума? Понятно… Хочется ещё немножко понежиться в пелёнках… Комфортная позиция. Но выбираться из пелёнок всё-таки придётся. Другого пути нет. Что ж, на сегодня – всё! Курс лекций для дураков продолжим в другой раз. Расходитесь по домам. Одна просьба: не пытайтесь сразу же повторить опыт Юрия. Делайте это постепенно. И обязательно – во сне!
Оглавление 13. Часть 13 14. Часть 14 15. Часть 15 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|