HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

38. Творчество как потребность
39. Эскейпизм
40. Синдром Кафки

Эскейпизм


 

 

 

Наконец-то, прозвучала неприятная для писателя правда: писательство – это бегство от мира. Если писателя в глазах обывателя цинично десакрализовать, на поверхности – фигура жалкая и, пожалуй, презренная. В самом деле: его работу трудно признать работой. Он не производит и не зарабатывает. Он просто бежит от забот.

Следует, однако, заметить, что и всякий труженик-обыватель норовит, по возможности, от забот уклониться – и куда-нибудь вырваться.

Пляжные туры или грядки на даче, экзотические путешествия или экстремальные развлечения – всё это различные проявления одного и того же стремления: вырваться за предел. Чаще всего это называется словом «отдых». Впрочем, энергозатратность такого отдыха нередко сравнима, а то и превышает банальные будни труда. Что же влечёт обывателя к непроизводительному и затратному? Не сомневаюсь, вдумчивый читатель уже догадался: в любом человеке всегда присутствует живой и требовательный инстинкт. Мы уже знаем, каким термином его обозначить – трансгрессия.

Некоторые, в силу личных наклонностей и индивидуального культурного уровня, приходят к более изысканным видам переключения на иное. Кто-то становится за мольберт, кто-то упражняется музицировать, кто-то занимается танцами, кто-то актёрствует в любительской труппе. Кто-то увлекается коллекционированием. Кто-то – эзотерическими учениями. Кто-то – фитнесом, йогой, бодибилдингом, системами похудания. Кто-то просто слоняется из угла в угол, не ведая, куда себя деть. Кто-то торчит «онлайн». Кто-то запоем пьёт.

Словом, обыватель точно так же бежит. Но его возможности ограничены в пространстве и времени. Кстати говоря, у человека искусства – тоже. И только самое идеальное из искусств, привязанное к пространству и времени минимально, открывает перспективу максимального эскейпизма – литература. И вот здесь очень важно понять: почему человек выбирает писать? Почему среди всех доступных видов искусств он интуитивно приходит к такому, которое максимально свободно от профанных пространства и времени? К тексту. Почему?

Да потому что он сам – максимально иной.

Он изначально стоит в стороне от профанного мира. Он посторонний. Он не участник, а созерцатель. Возможно, он и хотел бы быть таким, как и все, но не может. Он из мира исторгнут своим основным инстинктом. Он ужé в состоянии трансгрессии, еще даже об этом и не догадываясь, он ужé миру противопоставлен, сущностно трансцендентен. Между ним и всем остальным – как бы прозрачная пелена, полупроницаемая, сквозь которую, в принципе, физически можно пройти, но это не выход, а лишь переход в чужое пространство, в котором писатель – элемент чужеродный, пришелец; потому что существование его подлинности – не там, в мире людей и вещей, а здесь, в ирреальном пространстве иного. Это похоже на состояние человека при высокой температуре: он окружающее видит, даже вяло участвует в нем, но сам он не там, в окружающем, а здесь, в отрешенности жáра. Писатель чувствует это как мучительную невозможность себя в мире найти, любые виды профанной привязки для него – фальшь, ложь, насилие над собой. Даже те способы доступной трансгрессии, которые радуют обывателя, для него – всё та же удушливая обывательщина. Обыватель трангсгрессирует всегда в то, что, по сути, возможно. Писатель, еще не начав писать, – ужé в невозможном.

И когда он пускается в бег вместе с буквами по странице, он, конечно, бежит от профанного мира, где он – вечно чужой. Но в этом побеге от внешних причин есть куда более трансгрессивное бегство – от себя самого, от своего сущностного одиночества. В этом есть нечто подобное трансформации психики сумасшедшего, который мучается неясной тревогой, пока не сформулирует собственный бред, но однажды его сформулировав, остается верен ему, и всё окружающее далее интерпретирует с позиции бреда. И стремление достигнуть успеха, и возвышенный поиск истины – лишь разумные объяснения, приличные прикрытия для болезненной тяги писать, которую пишущий чувствует как ненормальность, но только в ней и находит свой смысл, свое разрешение невозможности быть, свое право существовать, свою срединную точку.

Что это за болезнь?

 

 

 


Оглавление

38. Творчество как потребность
39. Эскейпизм
40. Синдром Кафки
871 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.09 на 10.11.2024, 16:01 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

09.11.2024
Взаимодействие с Вами не перестаёт меня радовать и, думаю, принесёт хорошие плоды.
Алексей Уткин

13.10.2024
Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения.
Юлия Цветкова

01.10.2024
Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову.
Екатерина Сердюкова



Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!