HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

120. Сакральное пространство
121. Сакральное время
122. Смысл мифа

Сакральное время


 

 

 

То же самое относится и ко времени. Когда писатель погружается в работу над текстом, его субъективные внутренние «часы» соответствуют течению мысли и написанию, а время внешнее, объективное, суточное, календарное – практически для него исчезает.

 

«Что отличает сакральное время от профанной длительности, предшествовавшей ему и за ним следующей?.. Оно может означать время, в течение которого совершается тот или иной ритуал… Им может также быть обозначено мифическое время, воскрешенное ритуалом или простым повторением какого-либо действия, имеющего мифический архетип. Наконец, так могут называться ритмы Космоса (например, "иерофании Луны"), если их понимать как моменты, в которые обнаруживает себя, т.е. проявляется, изначальная сакральная сила, движущая Космосом. Таким образом, момент или фрагмент времени могут в любое мгновение превратиться в иерофанические… обнаружить перед нами то, что мы для удобства называем абсолютным, сверхъестественным, сверхчеловеческим или сверхисторическим».  

«В религии… периодическое повторение чего-либо означает главным образом, что мифическое время идет именно теперь и может длиться бесконечно… Страсти Христовы, его смерть и воскресение не просто вспоминаются во время служб на Святой неделе – они происходят именно в эти моменты перед "имеющими глаза"».

«То же можно сказать и о магии… Люди отправляются искать целебные травы со словами: "Мы соберем травы и приложим их к ранам на теле Спасителя". Этим магическим обрядом целительница превращает себя в современницу страстей Христовых, лечебную же силу трава обретает благодаря тому, что прикладывается… к ранам Иисуса или растет у подножия креста».

«Периодические возвращения, повторения, вечное настоящее – вот три свойства религиозно-магического времени».

«Совершением любого ритуала и, следовательно, выполнением любого значимого действия (к ним относятся, например, охота, рыбная ловля) первобытный человек помещает себя в мифическое время... Это период Творения в том смысле, что именно тогда, in illo tempore, был сотворен и упорядочен Космос, а боги, предки и культурные герои научили людей действиям, ставшим архетипическими».

«С точки зрения первобытной духовности любое начало есть illud tempus, а значит, момент и акт выхода в Великое время, в вечность».

«В желании начать новую жизнь в лоне нового Творения – а это чаяние выражают все церемонии встречи одного года и проводов другого – есть и парадоксальная жажда достичь подлинно исторического существования, жить только в сакральном времени. Человеку хочется возрождения неделимого, нерасчлененного времени, превращения последовательности в "вечность"».

«На всех уровнях – от космологии до сотериологии – понятие возрождения связано с идеей нового времени, с верой человека в возможность в какие-то моменты достигать Абсолютного начала».

«Чувство, которое можно назвать "ностальгией по вечности" доказывает, что человек жаждет вполне конкретного рая и верит в возможность иметь его здесь, на Земле, и сейчас, в данную минуту. Именно в таком смысле древние мифы и обряды, связанные со священными местами и сакральным временем, можно, похоже, генетически вывести из ностальгических воспоминаний о "земном рае" и некой "реализуемой" вечности, в достижимость которой, может быть, все еще верит человек».

 

Таковы функция и осуществление сакрального времени. Человек архаичный всё свое бытие стремился сделать максимально сакральным, и всякое действие, начиная с рутинных и кончая торжественными, он проецировал на некий божественный архетип.

Сегодня эта практика людьми позабыта. Человек современный – это человек сугубо профанный. Он проживает профанную жизнь в координатах, лишенных божественности. И только некоторые интуитивно стремятся за этот мертвый предел – люди творчества.

Художественное творчество, в глубинной основе, есть реализация вечности. Дело не в том, что картина или книга может пережить своего автора, а в том, что еще при жизни, находясь в конкретном «здесь и сейчас», художник ужé живет в вечности; вечность – его основной инстинкт. Удаляясь за рамки профанных пространства и времени, художник существует в совершенно иных измерениях, и пока он находится там, в бесконечности и безврéменьи, он ни к чему не привязан здесь, в мире календарном и смертном. Он – бессмертен.

 

 

 


Оглавление

120. Сакральное пространство
121. Сакральное время
122. Смысл мифа
871 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.09 на 10.11.2024, 16:01 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

09.11.2024
Взаимодействие с Вами не перестаёт меня радовать и, думаю, принесёт хорошие плоды.
Алексей Уткин

13.10.2024
Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения.
Юлия Цветкова

01.10.2024
Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову.
Екатерина Сердюкова



Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!