HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Анастасия Бабичева

Два Робинзона: диалог длиною в века (№15)

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Карина Романова, 18.06.2009
Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2. Другой Нового Времени: «Робинзон Крузо» Д. Дефо.
3. Часть 3. Другой ХХ века: «Пятница» М. Турнье.

Часть 2. Другой Нового Времени: «Робинзон Крузо» Д. Дефо.


 

 

 

Философский дискурс Нового времени в открытой форме провозглашает манифест мыслящего и познающего субъекта, эпистемологические горизонты которого практически бескрайни. Однако, параллельно, пусть в первое время и неочевидно, формируется и дискурс Другого, этого спутника познающего «я». Поистине великолепной иллюстрацией этого процесса является одно из первых и, пожалуй, одно из самых знаменитых художественных произведений эпохи, затрагивающих проблему «я» и Другого, – роман Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо».

 

Сам герой, Робинзона Крузо, представляет собой яркий пример субъекта мыслящего, рационального, занимающего центральное место в постижении мира. Максимально эти качества проявляются, конечно же, на острове, когда, оставшись один на один с природой (тоже в определенном смысле Другим по отношению к герою), человек вновь приручает ее, привносит цивилизацию в дикий мир. Несмотря на уникальность и трудность ситуации, Робинзон довольно быстро обретает контроль над ней. Неминуемые приступы страха, отчаяния и болезненного одиночества, от которых периодически страдает Робинзон, скоро сменяются воплощением в жизнь его рациональных стратегий по обустройству жизни на острове, более того – по превращению ее в максимально удобную и максимально приближенную к привычной жизни европейца, по созданию «маленькой Англии». Действия Робинзона предельно последовательны и продуманны, решения – тщательно реализуемы; работа Робинзона по преобразованию окружающего мира крайне тяжела, часто он допускает ошибки, порою даже катастрофические ошибки, но все это способствует лишь еще большей рационализации его действий. Недаром в уста самого героя вложена такая характеристика его действий: «наиболее рациональный способ». Разумность, рациональность являются абсолютными ценностями и для самого Крузо. Так, вернувшийся практически к исходной точке отсчета, мыслящий субъект вновь творит порядок в хаосе стихии, проходит укороченный путь становления европейской цивилизации, являя тем самым победу познавательного оптимизма и веры в разум человеческий.

 

Что до Другого, точнее – до Других, то, словно подтверждая мнение о том, что, пожалуй, наибольшей Другостью Новое время наделяло фигуру Бога, с первых же страниц роман строится как повествование о конфликте между высшей божественной волей и познавательным усилием человека: молодой Робинзон, ищущий морских странствий, свободы, сталкивается с гневом Провидения, обрушившимся на него в наказания за сыновнее непослушание. Долгое время Робинзон представляет Бога (как, впрочем, и дьявола) исключительно антропологизированным; зачастую Божественное Провидение трактуется им буквально, как воплощающееся в его каждой конкретной неудаче и злоключении. Робинзон буквально ставит себя и Бога на противоположные полюсы, трактуя их конфликт как прямое, почти личное противостояние: «…Небеса против меня». Подобное очеловечивание сверхчеловеческих образов есть ни что иное как уподобление Другого самому «я» – явление, абсолютно типичное для философской рефлексии 18 века. Инаковость Другого здесь понимается лишь в отношении к «я», но не как самостоятельный феномен.

 

Что же касается Пятницы, являющегося в полном смысле Другим (он принадлежит к абсолютно другой культуре, он говорит на другом языке, у него другой цвет кожи и т.п.), то для Робинзона он (как, впрочем, и вся природа острова) является проявлением хаоса, противопоставленного цивилизации, а потому нуждающегося в преобразовании. В течение долгих лет Робинзон лелеет мысль о том, как бы превратить одного из дикарей-каннибалов в своего слугу и, «возможно, товарища». Именно это Робинзон и осуществляет: он подчиняет Пятницу своему образу жизни, хотя и делает это в соответствии с представлениями о европейском гуманизме, хотя и называет его другом. Робинзон отучает Пятницу от каннибализма, противится обычаю безоговорочного подчинения, знакомит с более развитыми формами орудий и оружия и т.п. Однако, по сути, это не что иное, как уподобление Другого самому «я». В итоге, Пятница из Другого превращается в, так сказать, Другую проекцию «я», как и весь остров – в Другую проекцию европейской цивилизации. Ведь «эпоха субъективности», как назвал 18 век Мартин Хайдеггер, не ставит проблематику Другого как самоценного феномена, сосредотачивая рефлексию на рациональном «я».

 

 

 


Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2. Другой Нового Времени: «Робинзон Крузо» Д. Дефо.
3. Часть 3. Другой ХХ века: «Пятница» М. Турнье.
434 читателя получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 10:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!