Андрей Юдин
Сборник стихотворенийОпубликовано редактором: Елена Зайцева, 9.02.2007Оглавление
* * *Со льда на воду – в переулок,Где каждый шаг то глух, то гулок, То с прихлюпом… Трезвон сосулек Рвет паутину тишины. Ещё полгода ждать весны И вечность – типографской верстки. В запутанной сети хрущоб: И перекап, и перешлеп, И перешептывают стенки… Как знать, коленками в коленки Лежат, целуются взахлёб, Взадых влюбленные за ними? Сегодня – снежит, завтра – тает. Синоптик холод обещает. Но, аналитик, не спеши: Быть может, нас – под этажи И окна наши – и ерши, И окуни придут проведать… И как насельник райских мест – Веницианец – до средины Омакивая в волны шест, Вонь выволакивает тины, – Гоня вперёд себя волну, Прибьюсь я к твоему окну. Кидай на гондолу веревку!– Повеселимся налегке В многоэтажном далеке, Чью овевает сервировку Гарсон салфеткой на руке. * * *Воссоздаю в уме во всехДеталях первое объятье: Синтетики холодный треск О тело трущегося платья. Всей грудью вспоминаю бюст, Все тело – телом, отвечая На позывные милых уст, Сопротивленья не встречая. Я как соломинки гнезда Тебя руками оплетаю И после нежного труда Минутой позже льдинкой таю. А ты по-прежнему свежа, – Глазами, суженными в щели, Как ночью лезвия ножа, Поблескиваешь еле-еле… * * *Веришь ли в мистику ритмов: прилива – отлива,Выдоха – вдоха?… Не вписана ль в кровь партитура Встреч и разлук? Что ж снуют и лопочат пугливо Чайки у моря когда начинается буря? Так я волнуюсь и переживаю от сдвига Каждого атома. … Ужас не повыдырь горя. Пятится в реку свою ледяная коврига. Тягловой силой ведомая ветра и моря. Значит напрасно взаимопроникнув друг в друга Некогда жили мы в виде уродцев сращённых… Вскрикиваю по ночам, обмираю с испуга… Тело твоё не собрать меж ступней и гребёнок Ты – вездесуща. Присутствие твое в окоеме Слышится всюду За мною как спицы за осью Образы ходят. Привились бы даже фантомы, Если б волокнами мышц я с тобою не сросся! Под ноги брось, апельсиновой коркою выжав. Смилуйся над простаком – деревенщиной. Ты же, любимая, милая – милая, ты же Больше, чем я – потому, что ты – женщина. До ижицы последней...Алле Р.1 До ижицы последней – тёмной Своей Вселенною – в глаза Твои гляжусь, как в мир огромный Всей жизнью с первого аза! Твои глаза с моими вровень Из влажной полутьмы блестят. Как брызги виноградной крови В давильном жбане из под пят. Твои глаза – зажим на сердце Такой, что если снять зажим, То сердцем впору разболеться Без остановок, на всю жизнь! Так в нематериальной муке Материальным молотком В свои вколачивают руки Гвоздь за гвоздём, гвоздь за гвоздём. И, затуманивая зренье Слезами, требуют размах Ресниц – иной – как исключенье И счастье – с болью жить в глазах. 2 Охрой пылит на отёкшие улицы Солнце – росит водопровод в траншее. И мостовая меж окон сутулится, И ожерельем загара льнёт к шее. И преломляясь, в витринах оранжево Улица – чем не из оранжереи? Выглядит, женщиною охорашиваясь, Обетованной: – Берите, евреи! Город, любимая, твой сколько подлинней Рая библейского с травкой из рубищ Лиственной прели – се-общая родина, Где и духи на стихи не окупишь. Но – прикажи: буду зверя нежнее я, Веера мягче, Адама рассеянней, Рук оплетая тебя ожерельями Не дорогими, не оранжерейными… Чтоб в неназойливом однообразии Век вековать в баскетбольного роста Многоэтажках – с присущей всей Азии Неторопливостью – как можно просто. 3 Сам беру и отдаю Фейерверочного залпа Праздничнее – слышишь? – всю Кровь свою за каплей капля, Радуясь небытию Будущему, как покою (Лучше выразить свою… Средств не вижу под рукою)… Будь благословенна вся Ты – твои уста и чрево! Плодородная земля Смысл лемеха и сева. Исчерпать в тебе себя И, алкая, стать безумным От начала мира я, Знать, Йеговою задуман. Счастья – требовать со всей Психо-силой одиночки Завершения вещей – Смерти, как логичной точки. 4 И я повторял твоё имя и, видимо, плюсом, Была моя невосприимчивость к боли, раз гвозди Я благословлял, на которых и распят с Иисусом В необлегчённом ещё от жертв предыдущих воздухе. Как это не ты средь надменных, замужних ходила В Ершалаиме! – Я знал наизусть твои платья. Был грех: я хватал твои руки – меня осудила На казнь вся твоя Иудея Кайафо – Пилатья. Играя, актёрствуя, мускулами на овальце Лица я могу, будучи далеко не первым, Кто б мог, воссоздать до рисунка на пальцах Тебя, зацелованную как реликвия церкви. 5 Небо – ближе некуда… Мысли без усилий Мышц дрейфуют нехотя Перистой флотилией. Слышишь? – Над и около Вьюсь бесполым облаком Птицей, орнитологам Неизвестной обликом. И ликую внутренне: – Аллилуйя, милая! – Потому что чувственность Наша – рукокрылая! Всем, кто с земью вертится, Мужествует, женствует И бесштанным перистым Сам в себе блаженствует… * * *Привстав на цыпочки, однаИз-за другой гора глядит. О, гамарджоба, тишина! К Тамаре демон не летить. Безоблачные небеса Объять – ничьих не хватит рук. Поддельным жемчугом роса Кропит манжеты брюк. Бурдюк Топырит в стороны культи. Я пью – и ползает кадык. «Ык, ык» – коль вслух перевести На человеческий язык. Кури, биджо, кнутом стреляй Вслед круторогому волу. И о надгробной урны край Стряхивай с бычка золу. Позднее станешь тих и сед. И над чешуйчатой Курой Проникнешь таинство бесед Сосны с сосной, горы с горой, Звезды с звездой… Смешно сказать: Деревня лишь откроет рот И не шанелью номер пять, А Геродотом опахнет. Приехал душу отвести… Где Врубелевский бес как гид С несуществующей пости Царицы совлекает стыд. «Я»До луны не высоко.Можно провести верблюда Сквозь игольное ушко Полнолуние покуда. Между – из чего лопух Прорастает на погосте И душой – одной из двух Чаш весов – в противоборстве Света и теней – луну К горлу шариком подкатит. Думаю на не одну Сотню лет смятенья хватит. И кружит исходный пункт Помешательства дервишем. Пресловутый Млечный Путь Мызыкою сфер не слышим. Вот и ячевствует «Я» В мире солнц и человека, Всем ячейкам ячея, Соль земная, смысл века… * * *Катят круглые сутки к тебе поезда,День за днём, в неизвестно куда. Ты предчувствуешь, город, откуда – когда Я приеду к тебе навсегда, …Нет, не зря над Невою – похоже на то, – Путеводная стынет звезда! Я оттуда, где, кроме несчастий, ничто Не сбывалось вполне никогда. Что там: белые ночи, ветра впереди, Привокзальная чаек орда? Свить бы птица посмела гнездо на груди У меня – не замечу гнезда. Меловые утесы, кусты ковыля Сны заполнят мои по края. Заиграет башкир на тростинке стебля, Может статься, заплачу и я… Как при параде...Не отправленное из 89 г.Как при параде, Таким – губастым, Я в Ленинграде Таком – глыбастом. С бравадой той, что Плетёт побайки, Вру по той почте, Что носят чайки: – Бесстрастный, старый Громозд-Исакий Обветрен хмарой, Изъеден влагой. Я – чуть поменьше, Но – неустанно – Поперек женщинам И вдоль тумана… * * *На балтийском море ветреномВ пику сонным донерветтерам Чудо-город восстаёт. С-под фуганка стружкой кремовой Сходит в море своевременный Первенец Петровый – Флот. Мачт пернатых камарилья… Плещут крылья и надкрылья У линейных кораблей. А судачили: – не вырасти Флоту на болотной сырости Выше бревен штабелей. Зря злорадствовали недруги. Позадь – треволнения, спереди – Балтика, Чухонь, Литва… Пожелайте и –получите! Знать, не боги мелют участи Там, где люди – жернова. С палубы – по обе стороны Шляпы с трех углов подвернутой Фейерверками – стрельба. Справа – берег торжествующий, Вьются над землёй ликующей Птичьи головы герба. * * *О городе с неровным климатом,промозглой сыростью тумана вымытом. С ночами матовее млека, В начале восемнадцатого века Проклюнувшемся из-под моха Как требовала то эпоха: Стремительней экспромта – из потемок Небытия – бери, потомок! – О городе дворцов и арсеналов, Казарм, кондитерских, вокзалов, Чугунных надолбов и сажи, И золоченых экипажей Я думаю сиюминутно… Из исторического грунта На свет выуживаю, кроме Того, что черепки да комья, Фрагменты монолитной славы… Как если бы орел двухглавый Ожил и вспомнил прежний клекот И ветра пушкинскую легкость… * * *Империи петровой тростьюОчерченные рубежи… Взошли фундаменты на кости, Овеществились чертежи. Так, на костях и сваях город Петра вознесся на века… Но что ни город, то свой норов, Причуды быта, языка… Сойдет на нет смешной обычай, Железо – в ржу, в песок – гранит: Об историческом величьи На камень – слово говорит. Не из материи, но – духа Настанет время Пирамид: Оно сердца, как лемех плуга, Во имя Нивы бороздит… Исчезнет имя «Пётр» со света, И те, что после нас придут Сей град, спустя тысячелетья, Поэтоградом нарекут. * * *Я на дороге, что ползёт всё выше,На холм крутой, откуда крыши Молдавских сел – как на ладони. Фургон с цыганами… В фургоне, Похожем на чуланчик на колёсах, Я украшаю резью посох. Соседа справа осторожно Оглядывая: не – таможня? По пуговкам орлы на фраке, Вертлявостью – под стать макаке… Как вдруг – кастетом по макушке – Испуг: – Мосье, не Вы ли Пушкин? * * *На распутье меж страстным «исполнься»И несбыточностью – тишина. У ничто, у подземного солнца Отрицательная величина. Ворон каркает горе за горем: Мне ль, кому ль? … А фотограф до плеч Накрывается саваном черным: У треноги улыбки стеречь. Призанять у него б оптимизма В меру средств, по уму своему. И блаженно вымучивать письма К Вам, века, и к себе самому. А не то я сбегу… Как пустое Все отдав, за заимку в горах, Где, одной половиною стоя В небе, домик парит на жердях. Где, склоняясь, взвожу рукоятку И – с-под ветхозаветной иглы Патефона со сдержанной страстью Древний голос спрямляет углы. Ту пластинку в местах заеданья Пальцем вместо мотора верчу. И как с гребня волны при купанье С ней в певучую бездну лечу. * * *Впечатлительна ты и лицо твоегоОтражение – как молоко. Своевольные губы сведённого рта – Как трагической маски уста. У рояля с заломленным к люстрам крылом Скрипку – к уху и промельк – смычком… Чуть за тридцать… Еще и айвою тепла, И сосулькой под солнцем светла… Не пора ли ребёнка в лохани купать. А ничья ни жена и не мать? Но зеркальной поверхностью повторена – С партитурой как с глазом нежна: Скрипку – к уху и – промельк смычком: Пыльных люстр дирижабли с крылом Приоткрытым рояля – все, – бог знает, где: Растворилось как сахар в воде, Так срывают дрова, затопляя дворы, Исполинского шторма шары… Триптих1Не иначе, как в чулках, В буклях парика и в плисе Клавиши вбивает Бах, В музыку свивает мысли. Давит на педаль, держа Паузу на нужной ноте, Многоцветье витража В звуковом дрожит полете. Перед ним ряды колонн И мехов, и рукояток, Чей вселенский гром и звон Рвет опоры из-под пяток. Составляются легко Акустические трюки И куда-то высоко Тянут, взяв меня под руки. 2 Где-то холодом по жилам, То струями кипятка Носят жизнь по перистилям Труб органные меха, Акустическая сила, Звуковое торжество Норовит разъять стропила У собора своего Иль пошатывает стены При сейсмическом толчке? Музыкант в самозабвении Рвет манжету на руке. 3 Стынет венская луна Над Бетховенской ночевкой: У чердачного окна С веерною расстекловкой. Сам Бетховен в неглиже Свечи жжет и жжет поленья На четвертом этаже Трехэтажного строенья. То бумаги нотной пук Перекапывает рьяно, То до онеменья рук Клавиш бьет по фортепьяно. В коем целой – ни струны Не осталось – ни единой, Стуки дерева слышны: Ящик – с полой сердцевиной! О, глухой чудак, живи Вечность музыкою вместо Человеческой крови В жилах. Где Вселенной тесно. Кремонские скрипкиЯковлевой Ю.Париж, Париж, Париж не тот: Хлеб – дорог, дешев – эшафот И древесина, и железо…– Ни верхового, ни портшеза! А противопоставь Кремону Парижу – я и ты за соню сочтем её, сказав, «Ей-бо». Как над развернутой ладонью Над нею небо голубо. Ещё оливы и фужеры Улавливают в кроны свет И рокового шантеклера Судьбы – войны, в помине нет. Есть Страдивари и Гварнери, Загадочный Амати их… На грифах струнных – пасти зверьи… И в старом коллекционере Иных порывов никаких. В чехле под мышкой подле графа Ливрейный служка альт несет: У графа скрипок за шестьсот… И каждая за тушкой шкафа Застеклена и эту – ждет. И всяк почтенная, как Мекка, Имеет свой и цвет, и тон – Под лаком грушевая дека, Пластинчатые ель и клен. Что ни пластина – камертон. Разно породной древесины Кусочки сшиты воедино, Хоть из одних и вышли рук – Как одинаковых улыбок, Так нет и двух похожих скрипок. Как звонче воздуха на слух проводят звук сосна и бук, Так выветренная до звона Ель всех певучей – а, Кремона? Патриархальный городок, Твои пронизывает улочки Мышиной суетливости ток, Разноголосицы и сутолоки. К твоим подвешены плечам И кладовые, и киоски, Кой-где леса и дух известки… Прислушаемся к голосам: -Я честный человек, не урка – Иной брюзжит, – и сам с усам, Но скрипки те, что по шкафам… Ночьми безжалостней Ликурга Граф разнимает по частям! А челядинцев – так волов За лемехом не понукают! – Бьет чем ни поподя! – каков! – В регистры женских голосов, Рассказывая, забегает. А граф меж кариесных стен Кремоны кружит, как прощается. Барышник скрипок, их Скопен Без скрипок жить не соглашается: Умру и – ничего взамен… Я так в чешуйках позолот Дворцовых сам себя обеливаю: Искусство скрипки создает. Уменье – грубые изделия. Но я ни за какой алмаз Не променяю и пластинки Из скрипки – звездами морщинки Расходятся у губ и глаз. И ты не умствуй чересчур: Там, в квохтанье детей и кур, Старух, торгующих требуху, Оборвыш скрипку крепит к уху И – си-и, – изделие поет!.. Без наслажденья и аскеза Не делается… Зря, что ль, ждет Гварнериевская дель-Джеза? Гаммы…Не диезы, не бемоли –Плавки, лифчики, носки: Трикотажные куколи, Бельевые пустяки. Кто б додумался на нити Ноты вывесить сушить, Тишины зелёный фитиль В лампе дома приспустить? Вьётся бабочками сажа То – задумчивость моя… Звуки клавиш сучат пряжу Нить за нитью с бытия. И разводят череп звуки Шире, шире… Стоп! – доколь? То – соседский мальчик руки Ставит: до-ре-ми-фа-соль, Ля-си-си-ля-соль – забиты! – Фа-ми-ре – с ума сойти! – До-до-ре-ми-фа – для быта Революция почти. * * *Точит, точит пианиноДревоточец. Редкий день Не теряет сердцевина Струны, слышишь, снова “Дзень” Иль за странное нетленье В ранг мощей произведут, Иль – скорее, – на поленья У камина разберут. Но вникает мастер некий В скрупулезное нутро… Бляшкой стетоскопа лекарь Крестит на больном ребро. Бабочек пушистых вроде: Рот раззявишь, внутрь влетят, – Хлопают в ушном проходе Звуки и… качает в такт Слушателя…Тесен ворот Мне – органом в глубине Всяк удару пальца вторит Молоточек по струне. * * *Человек умирает, а вещи его остаются.Вот истоки, откуда материалисты берутся. Но… возносятся чьи-то ладони над ждущим оркестром… Всем отечным лицом, для ношенья прилюдно не годным, Зеркалам и хозяину, кажущимся инородным Озираюсь пугливо и… дыбится волос на коже: И по правую сторону – я, и по левую – то же. А с экрана мелькают над ложами струнных заплачек Лезвиями смычков оголенные руки скрипачек. …За окном – ни ведра, ни метлы… Где ж вы, ведра и метла? Иль по сговору дворники в городе вымерли подло? Но без их перекличек так улицы утром пустынны, Что и впрямь – никого, окромя солонцов да полыни. Жив язык человеческий или мертвее латыни? Но возносятся чьи-то ладони над струнным оркестром… От анданте до престо катаюсь, на скрипках покоясь, Став и солнцем и ветром, не будучи классиком, то есть Как в прямом так и в иносказательном смысле – бессмертным! Но – возносятся чьи-то ладони – и нимб над оркестром! * * *Явной огласкойЗлодейства венчаются редко. Молит принц Датский Парящего в воздухе предка. И роковые Слова заклинают о мщении. Ходят живые, А мертвые – в воображении. Трупы на трупы, И вонь как в мертвецкой со сцены. Тленна и труппа, И зрители, всё в мире тленно. Глупые! – жадно Внимают, что Завтра им прочит, Знающи – задним Числом – результаты пророчеств. |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|