HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Родион Вереск

Тихий час

Обсудить

Рассказ

 

 

Посвящается Татьяне Матвеевне, моей воспитательнице, которую я буду помнить всю жизнь…

 

Опубликовано редактором: Карина Романова, 13.04.2010
Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Часть 1


 

 

 

Игровая, в широкие окна которой било яркое оранжевое солнце, пустела на глазах. Один за другим в дверь заглядывали раскрасневшиеся родители, и начинались хныканья, завязывания шнурков, шуршание пакетов и хлопанье дверей на лестнице. Детей уводили домой. А один коротконогий пацанёнок, за которым ещё не пришла мамаша, подбежал к воспитательнице, посмотрел на неё преданным взглядом и сказал:

– Татьяна Матвеевна, а правда, Дианка – злая?

– Правда, правда, – промямлила в ответ воспитательница.

Она сидела за столом и что-то строчила, сверяла, потом опять строчила. Её кучерявая шевелюра уже второй час торчала из-за спинки стула. Проходя мимо её стола, я заметил, что у неё красные глаза. Похоже, она опять ревела. Она иногда любила пореветь во время тихого часа, когда никто из детей её не видел. А потом весь остаток дня ходила с красными глазами и очень напоминала пластмассового ёжика, стоявшего на полке у противоположной стены игровой. Кудряшки её были настолько мелкими, что я просто диву давался – как она их сделала. Тем более что в те времена с парикмахерскими было плохо. Как, впрочем, и много с чем другим.

По полу были разбросаны игрушки. Сделав несколько рейсов из кладовой в спальню, я несколько раз наткнулся на длинную деревянную балку, на которой были нарисованы синие окна. Из таких балок дети постоянно строили дома, иногда даже целые города. Краска, правда, порядком потерлась, и кое-где окон не было видно совсем, но это не мешало общему веселью. В ход шли и битые машинки с выломанными дверцами, из-за которых мальчишки часто устраивали драку, и старые пистолетики, от которых давно закончились пистоны, и девчоночьи кастрюльки-тарелочки – словом, всё, чего было не счесть в больших деревянных ящиках, стоявших около входа в спальню.

В спальне я чинил две кровати. Я принёс все нужные инструменты, но, когда начал чинить, периодически выяснялось, что гайка не та или ключ плохо справляется со своими обязанностями, и, в конце концов, стало ясно, что без ножа не обойтись.

– Таня, мне нужен какой-нибудь нож, – сказал я, остановившись перед Шевелюрой.

– Зачем это? – вскинула она на меня свои красные девичьи глаза.

– Кровать починить.

– Не поняла…

Мне почему-то стало так смешно, что я развернулся, пошёл в кладовую и взял первый попавшийся нож, стараясь не показывать своего смеха. А то ещё, чего доброго, разревётся. А потом будет долго-долго ездить мне по мозгам, заявляя, что я выставил её в плохом свете перед детьми.

Нож этот, видимо, когда-то его принесли с кухни, где он добросовестно отслужил свой железный век. Деревянная рукоятка была красновато-буроватого цвета. Им, наверное, резали мясо. А сейчас мне предстояло подцепить лезвием приржавевший болт, который мешал процессу.

В спальне всё время пахло мочой. Раз в неделю хрупкая бельёвщица приносила свежевыстиранное, стоявшее колом бельё, от которого исходил химический запах дешёвого стирального порошка. В те годы им стирали всё, что только можно. И всё равно уже на следующий день работа прачечной шла насмарку.

– Ты снова описался? – причитала на всю спальню Шевелюра, – Нет, я с мамой твоей всерьёз поговорю…

«Дура ты, Таня!» – кричал я каждый раз про себя, и мне казалось, что она меня слышит. По крайней мере, она часто боялась смотреть мне в глаза и даже, наоборот, всегда отводила их в сторону.

Перед дневным сном дети всегда выглядели как-то уж особенно неряшливо. По-моему, и мальчики, и девочки были одеты примерно одинаково: длинная грязно-белая майка, оттянутая чуть не до колен, худые загорелые плечи, стоптанные чешки.

– О, смотрите, сиськи! – заорал сегодня на всю спальню один мальчишка. Его соседка по кровати решила переодеть майку, которую по ошибке одела наизнанку.

В спальне поднялся хохот. Скрипели кровати, кто-то колотил босыми ногами о стену. Пристыженная девочка забралась под одеяло и надула губы.

– Сиськи, сиськи! – доносилось отовсюду. Дети, вообще, жестоки.

Я наблюдал всё это из-за дверей, ковыряясь в игровой с доживающим свой век ящиком. Я терпеть не мог чинить ящики, потому что надо было правильно подогнать рейки, которые потом всё равно срывались через неделю-другую. И вот, стабильно несколько раз в месяц я занимался починкой этих заезженных ящиков для игрушек, мне даже иногда казалось, что это и есть суть моей здешней должности. Спальня и не думала успокаиваться. Пятилетняя публика резвилась, как умела, пока, наконец, из раздевалки не вынырнула Шевелюра и, промчавшись через игровую и споткнувшись об угол ковра, не влетела в царство маек и кроватей. Спальня мгновенно затихла, и оттуда сразу же начали раздаваться девичьи крики, местами переходящие в надрыв. Потом ещё долго кудрявая копна виднелась у противоположной стены. Казалось, она провела там не меньше часа, и я искренне жалел тех, перед чьими кроватями она сидела на своей узкой воспитательской табуретке.

– Ты что, не мог успокоить детей, пока я бегала вниз? – печально-сердитый голос раздался у меня почти над самым ухом как раз в тот момент, когда я прижал густо смазанную клеем рейку к боковой стенке ящика.

Я едва удержался, чтобы не рассмеяться в голос. Меня жутко смешила её интонация обиженной девицы.

– Я с тобой разговариваю!..

– Таня, не мешай лучше, – говорю. – А то через три дня сама ящик чинить будешь.

Я давно перестал принимать какое-либо участие в работе с детьми. Первое время я делал кое-какие попытки, но это заканчивалось неизменными стычками с Шевелюрой. Она начинала трясти своими мелкими кудрями, и глаза у неё сразу становились красными. И теперь вот она тоже медленно проковыляла к своему столу, сложив руки на груди. Она всегда так делала, когда старалась детям что-то объяснить. Они сидели широким полукругом на разноцветных низеньких стульчиках. А молодая воспитательница строгим голосом рассказывала о правилах приличия, и местами её интонация становилась жалостливой и обиженной.

На исходе лета жизнь в детском саду только начинала брать разгон. Дети понемногу возвращались от своих бабушек, у которых проводили несколько летних недель. Каждый день в группе появлялся кто-нибудь новенький, который для всех был хорошо забытым стареньким. Мне было жалко детей, проторчавших всё лето в душных помещениях сада. Ставя себя на их место, я был уверен, что они ходят сюда как на каторгу. Помню, одна худенькая черноглазая девочка любила подолгу стоять у открытого окна и смотреть, как по тихим переулкам посёлка туда-сюда снуют толстые старушки с вязаными авоськами и за вспаханным полем, на шоссе, мелькают крошечные машины. Однажды я видел её стоящей примерно в той же позе около решётки, опоясывающей территорию детсадовской площадки. Хрупкая фигурка была похожа на муху, попавшую в железную паутину сетки. На ней была синяя курточка и белая шапка с большим помпоном. Её черные задумчивые глаза наблюдали за собакой, которую выгуливал какой-то очкастый юноша. У девочки был очень сосредоточенный взгляд.

– Диана, мы уходим! – запальчиво крикнула воспитательница. Мне было её не видно, но я живо представил себе красные глаза, которые на ветру становились ещё краснее. Девочка не сдвинулась с места.

 

 

 


Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!