HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Владимир Тартаковский

Антология короткого рассказа о странностях, трагедиях и химерах

Обсудить

Сборник рассказов

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за июль 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2022 года

 

На чтение потребуется 1 час | Цитата | Подписаться на журнал

 

 

АНТОЛОГИЯ

КОРОТКОГО

РАССКАЗА

О

СТРАННОСТЯХ,

ТРАГЕДИЯХ

И

ХИМЕРАХ

 

Опубликовано редактором: публикуется в авторской редакции, 2.07.2022
Оглавление

6. Перед отправкой
7. Флаконы
8. Прости меня, Фима!

Флаконы


 

 

 

Работа на конвейере – не подарок, это понятно. Даже если дальше по линии многие другие работники выполняют ту же функцию, что и ты, и пропущенное тобой будет восполнено. Даже если не существует никакой нормы выработки, никто тебя не гонит, не контролирует и не отмечает сделанное каждым лично. Даже если работа совсем не тяжела физически и не требуется – ни моментальных решений, ни ловкости рук, ни особенной точности. Даже если освещение, воздух и все другие условия идеальны, место удобно, а лента с флаконами движется плавно и медленно. Даже если работаешь давно, а значит, безошибочно выбираешь с ленты очередной износившийся флакон, открываешь крышку и…

 

 

На стене напротив висит подробная инструкция: «Приоритетные признаки пришедших в негодность флаконов» – восемнадцать пустых, заведомо невыполнимых формулировок: если проверять каждый флакон, сверяясь со всеми пунктами, недолго свихнуться. Кстати, и заторов на ленте тогда не избежать.

Как и все работающие на конвейере, Анжела знает инструкцию наизусть, но, выбирая поврежденный флакон, полагается не на пыльные строчки, а исключительно на собственные опыт и чутье. Этот выбор – единственное, что отличает ее от машины, оживляет и делает по-своему интересной бесконечную, монотонную работу. Остальные действия элементарны и неизбежны: открыть крышку флакона, вылить остаток содержимого в желобок под ногами и бросить оболочку на ленту, уносящую ее в контейнер вторсырья. На каждый флакон уходит три секунды. Следующий, следующий…

Наверно, постороннему взгляду все флаконы показались бы одинаковыми, но в действительности ни один не похож на другой. И, даже заметив разницу, непосвященный не поймет, по каким признакам Анжела выбирает один флакон из множества остальных.

Иногда выбранный опытным взглядом флакон оказывается совершенно пустым, так что выливать из него попросту нечего. (Даже те, что на первый взгляд выглядят целыми, могут скрывать под оставшимся блеском незаметную сквозную дыру или трещину.) А иногда наоборот – Анжела пропускает старый по виду флакон, не сомневаясь, что износившаяся оболочка полна до горлышка.

Иногда, беря очередной флакон, она видит в нем себя.

И хотя такое видение – только искаженное, затуманенное отражение, но дыхание на миг замирает, а рука с трудом переворачивает флакон горлышком вниз и бросает потерявшую форму и ничего уже не отражающую оболочку на ленту вторсырья.

 

 

Анжела никому не завидует, не ропщет на судьбу. Хотя, мягко говоря, положение работника конвейера – не ахти. Ниже только уборщицы, грузчики и, пожалуй, водители тележек, меняющие полный выброшенных оболочек контейнер на порожний. А выше – головокружительная лестница: техники эксплуатации, ремонтники, химики-лаборанты, контролеры качества оболочек. Еще выше: снабженцы, ответственные за смену, участок, цех. Потом – отдел кадров и мастера, следящие за порядком, соблюдением производственных правил и моральным климатом. Еще выше: элитное инженерное ведомство: энергетики, технологи, математики, программисты, разработчики конвейерных переходов. И, наконец, самая верхушка: дизайнеры и разработчики оболочек, контролеры количества флаконов, директора цехов.

А на самой вершине, на невообразимой высоте – Он, Хозяин, собственноручно наполняющий каждую новую оболочку.

Впрочем, даже эта, исключительная, доступная только Ему работа тоже требует вторсырья, каковым и является ручеек наполнения, струящийся в канавке под ногами Анжелы.

Ничего особенного – обычный промышленный круговорот.

Новые оболочки производятся отдельно, в особом цехе, и тоже с использованием материала демонтированных. Наполненные Хозяином, они становятся флаконами и попадают на конвейер.

Конвейер приводится в движение многими микро-моторчиками. Сгоревший или испорченный тут же заменяется ремонтниками на новый, так что ни остановок, ни замедлений не случается никогда. Постоянное движение конвейера – нечто большее, чем просто обеспечение производственного процесса. Оно – залог общего спокойствия и уверенности, и так же неизменно, как ежевечерний заход солнца или, наоборот, наступающее после темноты утро. Движение конвейера не гладко, иногда он вдруг обрывается. Флаконы падают, ударяются и царапают друг друга, пока не попадают на лопатку колеса, поднимающего их вверх, на одну из следующих лент. С одной ленты флаконы падают в воду, с другой – в канаву с гравием, одни подвергаются тряске, другие нагреву…

Обо всем этом Анжела знает понаслышке: с ее места видна только самая последняя линия конвейера, где часть флаконов опорожняется, а их оболочки отправляются на переработку.

Те же, что остались на ленте, начинают новый круг.

 

 

Однажды утром Анжела ощутила странное волнение. Когда она волновалась последний раз? Наверно, когда проходила тест на занятие места у конвейера.

Но теперь это было не просто волнение, а неприятное ощущение, почти уверенность: что-то должно произойти. Хотя что может нарушить привычную работу, постоянную, как движение ленты конвейера?

 

 

Заняв, как обычно, свое место напротив рамки с инструкцией, Анжела ясно почувствовала: что-то изменилось. Оглянувшись и не заметив ничего особенного, она уже хотела взять с конвейера первый флакон, но рука повисла в воздухе: прямо поверх инструкции толстым, размашистым фломастером было написано одно слово: «зачем?»

Что бы это могло значить? Что именно – «зачем»?

Кто вообще осмелился писать на доске «Инструкций»?

Написанное на доске сразу сложилось с утренней тревогой.

Анжеле стало совсем не по себе…

Нет, хватит! За работу! И так уже столько времени потеряно.

Привычным движением она взяла флакон с конвейера, хотела снять крышку, но вдруг заметила, что экземпляр в ее руках абсолютно цел. В почти новеньком, чуть потертом флаконе она увидела свое отражение – настолько четкое, что на лице читалось удивление. После секундного колебания она вернула флакон на ленту. Что с ней вдруг случилось, откуда эта нерешительность?

И что, все-таки, значит это «зачем?»

Внимательней присмотревшись к проплывающим на ленте флаконам, Анжела выбрала следующий, с тоненькой трещинкой. Но то, что она приняла за трещину, оказалось прилипшей к оболочке тонкой ниткой, а флакон был полон и вполне еще ничего. Снимая нитку, она провела пальцем по гладкой поверхности и… почувствовала, будто упругая подушка прошлась по ее спине. Анжела хотела вернуть флакон на конвейер, но вместо этого снова погладила его и снова ощутила мягкое, приятное прикосновение. Ее отражение в тонкой оболочке было как никогда отчетливым и… Нет, оно не было отражением: ясным, самостоятельным взглядом флакон смотрел на Анжелу – того и гляди, заговорит!

От неожиданности она вскрикнула и испуганно огляделась.

Тезки, сидевшие за конвейером справа и слева от нее, конечно, услышали крик, но продолжали работать, как ни в чем не бывало. Преодолевая вдруг охвативший ее страх и стараясь не встречаться взглядом с флаконом, Анжела попыталась вернуть его на конвейер. При этом ее собственное ощущение было обратным: тело словно потеряло вес, пол уплыл из-под ног.

Едва коснувшись ленты конвейера, она услышала ворчание флаконов, толпившихся вокруг и норовивших столкнуть ее вниз.

А под крышкой затухающим эхом все еще звучало: «зачем?».

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в июле 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за июль 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

6. Перед отправкой
7. Флаконы
8. Прости меня, Фима!
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!