HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Валерий Степанов

Нерублевские судьбы

Обсудить

Сборник рассказов

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 5.01.2009
Оглавление

57. С. Н. Х.
58. Подруги
59. Подруги. Дмитрий Николаевич.

Подруги


 

 

 

Они подружились с университетских лет. Учились обе в ЛГУ на инязе. Потому доступ к культурным ценностям у них был огромен: музеи, театры, выставки... К тому же на дворе стояли весенние пятидесятые, и настроение и надежды у всех были подобны радуге, распустившейся в голубом небе после долгого дождя. А тут еще и молодость с ее безоглядной верой в вечное солнце на небосклоне, влюбленностями, смехом и вечерними прогулками шумной компанией по Питеру, казавшемуся еще прекрасней в вуали белых ночей.

Одну из них звали Тоня, вторую – Ада. Обе они были коренными петербурженками. Однако жизнь их до поступления в ЛГУ сложилась совершенно по-разному.

22 июня 41-го Ада гостила с родителями у родственников под Москвой. Посему смогла избежать участи блокадного ада: ее семья эвакуировалась в Самарканд вместе с отцом, получившему броню ввиду своей особой ценности для науки и оборонной промышленности. В общем, в Самарканде семья худо-бедно перезимовала войну, и вернулась домой в полном составе и здравии.

У Тони же все сложилось гораздо сложнее. Она с матерью осталась в осажденном Ленинграде (отца к тому времени уже не было: он был арестован осенью 37-го и тогда же по приговору «тройки» расстрелян). Ей пришлось вкусить «прелестей» блокады до зимы 42-го, пока ее вместе с другими маленькими детьми не вывезли по льду Ладоги на большую землю. Мать, естественно, осталась в городе. Немногим удалось выжить в том кошмаре, который царил в блокадном Ленинграде. С его жуткими подробностями нас дозировано знакомят только сегодня. Может быть, прах ее матери покоится среди тех, кто похоронен на Пискаревском кладбище.

Тоню вместе с другими вывезенными детьми определили в детдом на Южном Урале, где она и провела несколько лет тяжелого военного детства до самой Победы. После войны ее разыскала тетя, чудом выжившая благодаря тому, что работала секретарем в Смольном.

Отца Ады звали Моисей Лазаревич. Носил он окладистую профессорскую бородку и был крупным руководителем в одном очень секретном НИИ. Каждый день личный шофер отвозил его на работу, а Ада весело махала ему рукой с балкона третьего этажа элитного дома. Росла Ада девочкой смышленой, в меру шаловливой, училась, естественно, на одни пятерки. Только не очень любила точные науки. Потому и поступила на иняз. Играла она, разумеется, на пианино и страстно любила театр, что впоследствии и сблизило ее с Тоней, тоже завзятой театралкой.

Кстати, у Тони были менее комфортные условия жизни: они с тетей ютились в коммуналке вместе с еще десятью семьями. Тетя продолжала работать в Смольном, однако зарплаты ее едва хватало на двоих. Так что в первые послевоенные годы им приходилось довольствоваться тем, что выдавалось по карточками в магазинах, да редкими покупками на рынке. Спецпайков им не полагалось.

В Тоне помимо русской текла польская, калмыцкая и бог еще знает какая кровь, что делало ее лицо своеобразным и выделяло среди прочих неясностью породы и неординарностью. Характер она имела упорный и боевитый (тут, вероятно, сказались годы, проведенные в детдоме). При всем при том имела она склонность к чтению церковной литературы. К этому ее приобщила тетя, бывшая, несмотря на место своей работы, тайной верующей.

Итак, Тоня, как и Ада, поступила на иняз. Как уже упоминалось, сблизились они на почве страстной любви к театру. Они старались не пропустить ни одной премьеры, ни одного спектакля лучших московских театров. Учеба им давалась легко, да и преподавание в ЛГУ велось в ту пору, как, впрочем, и сейчас, интересно и на самом высоком уровне: еще живы были старые ученые кадры дореволюционной закалки, обладавшие почти энциклопедическими знаниями.

Ада была девушкой довольно симпатичной, следила за своей внешностью, да и наряды могла носить получше, чем другие. Поэтому успехом у мужской половины университета она пользовалась огромным. Она могла составить себе не одну великолепную партию. Но выбрала скромного студента с литфака по фамилии Раевский, полюбив безоглядно и навсегда. У него не было влиятельных родителей, сам он был из глубинки. Однако он с такой любовью читал стихи и так нежно смотрел на нее, что сердце Адочки растаяло в лучах его любви как восковая свеча во время долгой бессонной ночи. Они поженились и уехали вместе по распределению в институт одного областного центра к вящему неудовольствию родителей Ады. Правда, с ними остался ее старший брат, уже женатый и успевший произвести на свет потомство. Аду же не волновала неустроенность быта на новом месте. В ней звучала такая сладкая песня любви, что все прочее по сравнению с ней казалось ничтожным и глупым. Так соловей не слышит и не видит ничего вокруг, когда поет свои ночные серенады. Ада с мужем поселились в общежитии для преподавателей и аспирантов и начали работать в институте.

Тоня же уехала по распределению в Молдавию. Ей были интересны эти места из-за их живописности, экзотики. Да и вообще, ей хотелось совершенно новых впечатлений. Преподавала она в тамошнем университете. Работа ей нравилась. Помимо языка она преподавала латынь, очень близкую к румынскому и соответственно молдавскому языкам.

Однажды ее пригласили на одну типично молдаванскую свадьбу: звучала оживленная и мелодичная речь на местном языке, звенели веселые молдавские песни, играла задорная музыка, человек двести в полном составе отплясывали на лужайке перед домом. И тут к ней подошел баянист из оркестра. Был он молод, хорош собой и весел. В нем чувствовался налет провинциальности и простоты, но очарование его молодой красоты и силы вкупе с всеобщим весельем захватили Тоню. Она и не заметила, как со временем увлеклась этим высоким красавцем, заразительно смеявшимся и обучавшем ее премудростям молдавского языка. И как-то быстро они сыграли свадьбу, а в положенный срок у них родился сын. Назвали его Алексеем.

Она не переставала переписываться с Адой. У той еще раньше родилась дочь, им дали от института отдельную квартиру в новом доме. Однажды Ада написала, что у них на кафедре имеется вакансия старшего преподавателя. Так что, если подруга не против, то может приезжать. И Тоня решилась на переезд, уговорив мужа. Наскоро собравшись, они переехали на новое место.

Им дали квартиру в том же общежитии, в котором сначала жила Ада с мужем. Однако с некоторых пор в семье у Тони стали возникать трудности. Ее муж-музыкант зарабатывал тем, что играл на баяне на разного рода празднествах, а летом выезжал на заработки в пионерские лагеря. А поскольку к алкоголю он был неравнодушен и раньше, то с определенного момента он уже не мог и дня прожить без него. Прошло несколько лет, и Тонина семья распалась. Она осталась одна с сыном, которому едва минуло шесть лет. Ей, конечно, приходилось нелегко, но ведь жизнь с раннего детства приучила ее к преодолению трудностей.

Теперь звали ее все Антониной Николаевной, и преподавала она на младших курсах иняза лексику и фонетику. Попутно самостоятельно ввела она курс изучения античности, начиная с изучения мифов древней Греции и Рима, а затем и основных положений Евангелия в целях расширения кругозора у недавних советских школьниц, в основной массе своей приехавших из глубинки области. Некоторые из них увлекались научной работой, писали доклады на темы античности, а потом и Средневековья (например, о крестовых походах). Ада же Моисеевна вела кружок по изучению тонкостей стилистики языка, приглашая туда самых способных студентов, обучая тех нюансам оксюморонов и метафор. Они обе искренне стремились заинтересовать студентов сокровищами культуры и приучить их работать самостоятельно. Они с удовольствием отдавали им огромную часть своих университетских знаний и плодов работы над собой.

 

 

 


Оглавление

57. С. Н. Х.
58. Подруги
59. Подруги. Дмитрий Николаевич.
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Домен izanna.ru: купить в магазине доменных имен Рег.ру
Поддержите «Новую Литературу»!