Александр Сапир
РоманКупить в журнале за ноябрь 2015 (doc, pdf):
Оглавление 1. Часть первая. Род Авраама. 2. Глава 1. Веление Господа. 3. Глава 2. Абрам и Сара. Глава 1. Веление Господа.
Через несколько тысячелетий после потопа вся земля между двух великих рек, Тигром и Евфратом, оказалась заселённой потомками Сима, третьего сына Ноаха. Его старший сын, Иафет, отделился от отца ещё в Великих Горах, куда принесло и выбросило на сушу их корабль, и ушёл далеко на запад. Другой сын, Хам, некоторое время проживал со своими сыновьями по соседству с Симом, но незаладилась у них совместная жизнь. Один из сыновей Хама, Кнаан, повздорил с кем-то из семитов и, спасаясь от них, бежал к Срединному морю, где и осел на побережье. Остальные сыновья Хама ушли на юг, перебрались через морской пролив и прижились там. Семиты, потомки Сима, оказались трудолюбивы, они возделывали плодородные земли и собирали обильные урожаи. Их торговые караваны уходили на восток и запад, а суда плавали по всему побережью бескрайнего океана. Они берегли священные книги, которые завещал им Ноах и, хотя немногие могли читать их, они знали о Всевышнем, Создателе мира, и о чадах Его, перволюдях Адаме и Еве, что появились на свет и проживали в Эдеме, где-то в истоках Тигра и Евфрата. Помнили об их сыновьях, злополучных Авеле и Каине и третьем их сыне, Сифе. От последнего и вёл свой род Ноах, их прародитель, которого Господь предупредил о потопе и спас от неминуемой гибели. Но понемногу, со сменой поколений память о Всевышнем ослабевала, и у семитов появились новые верования – в бога-быка Ваала, кровожадную Астарту и во множество других, местных божков. Одно обстоятельство омрачало жизнь потомков Сима. Время от времени, как тайфун, сметающий всё на своём пути, на них налетали с Великих гор, что возвышались на севере, дикие орды горцев. Они штурмом брали города, подчиняли себе царства и облагали данью местное население. Семиты построили крепостной вал и оградились от горцев. На несколько столетий они обрели покой. Но однажды пришла беда. Содрогнулась земля и стены домов и крепостей рухнули в один миг. Изменился климат, кончились запасы продовольствия, и начался голод. Только через два столетия измождённая страна стала принимать свой прежний облик. И тут вновь налетели горцы, прорвались сквозь укрепления и заняли всю страну. На этот раз они не спешили уходить обратно, а предпочли осесть среди местного населения, которое значительно поредело после перенесённых бедствий. От связей горцев и семитов рождались дети, которых местные жители стали называть «чужими людьми». Они отличались более светлой кожей, длинными носами, мохнатыми бровями и ещё одним своим качеством – неуёмной энергией и непоседливым нравом. Эти «чужие люди» преуспели в торговле и ростовщичестве и оказались искусными мастерами по части обработки драгоценных камней. Они богатели, а вместе с богатством к ним пришла беда – их невзлюбили. Местные жители громили их лавки и, спасаясь от погромов, «чужие люди» уходили из Двуречья и оседали в заречных районах, к западу от Евфрата. Постепенно их так и стали называть – «перешедшие реку» или «заречные», что на местном языке звучало как «ивры». Особенно много их оказалось вблизи Ура Халдейского, самого многолюдного города Двуречья. Проходили века, и вновь налетали горцы, разоряя все вокруг. Но к иврам они благоволили, считая их своей роднёй. Многие ивры и иверки уходили вместе с ними. Так в горах появились родственные иврам народы – арамы, иберы, айсоры. Но самим иврам становилось всё труднее и труднее жить на своей родине. После ухода горцев им мстили не только за богатство, но и за связи с ненавистными завоевателями.
Иверский род Тераха, что проживал в заречном районе Ура, отличался своим благочестием. Сам Терах собирал древние свитки, знал святой язык и приучил к чтению своих сыновей, Абрама, Нахора и Гарана. Особенно радовал старого Тераха его старший, Абрам. Сметливый и расторопный в торговых делах, он всё свободное время проводил за чтением рукописей. – Всевышнему надо молиться, а не Ваалу или Астарте, – сказал он как-то Тераху, – они – лжебоги, придуманные людьми. Я думаю, что Всевышнему не нравится, что люди забыли о Нём. – Возможно и так, – ответил Терах, – но ведь и Всевышний подзабыл про нас. Последний раз Его посланцы являлись Ноаху перед потопом. С тех пор прошло десять поколений, и где Он? После Ноаха Он не являлся никому из наших предков. – Наверное, Он очень занят, – вздохнул Абрам. – Может быть, помолиться Ему, и Он тогда вспомнит о нас? – Молись, но только тайно, чтобы никто об этом не знал, – проговорил Терах, – Если из соседей, тем более не ивров, кто-то узнает, что мы отвернулись от их богов и молимся своему Богу, они нас растерзают. После этого разговора каждый вечер на сон грядущий Абрам стал молить Всевышнего вспомнить о роде людском и обратить Своё внимание на иверский народ, что стал гоним, как только появился на земле. Шли годы, сыновья Тераха обзавелись жёнами и детьми. Женой Абрама стала красавица Сара, его сводная сестра – у них с Абрамом был общий отец и разные матери. Сара была на десять лет моложе Абрама, и он нравился ей с раннего детства. Они любили друг друга, но подлинного семейного счастья у них не было – она никак не могла забеременеть. «Наша Сара даром что красавица, а пустоцветом оказалась», – злорадствовали жёны Нахора и Гарана, которые регулярно одаривали своих мужей отпрысками. Сара плакала, ощущая на себе их торжествующие ухмылки, и только любовь Абрама приносила ей облегчение. Между тем семья богатела. Абрам придумал новый способ делать деньги. Он стал брать небольшой страховой взнос с караванов, отправляющихся в дальние страны, и если они не возвращались, то семьи получали хорошую компенсацию. Купечество было опасной профессией, и его придумка пользовалась большим успехом.
Тем временем к власти пришёл молодой царь, Нимрод. Он был страстный охотник и не любил государственные дела. Один из его придворных посоветовал ему простой способ пополнить опустевшую казну. – Царь, ты ведь знаешь, среди нас живут ивры, они богаты и народ не любит их. Так почему бы не вытрясти из них денег? А как накопят новые, так и опять потрясти. – Хорошая мысль, – усмехнулся Нимрод. – Отбери самых богатых и приведи ко мне. Так и оказалось, что десять самых богатых ивров предстали перед Нимродом, и Абрам был среди них. – Отдайте моим людям ваше золото и серебро, – сказал Нимрод, – тогда мы отпустим вас. Иначе вас ждет лютая казнь. – Отдадим, всё отдадим, – трясясь от страха, говорили ивры, и только Абрам угрюмо молчал. – А ты что молчишь? – обратился к нему Нимрод, – в кипятке хочешь повариться? – Царь, – вдруг произнес Абрам, неожиданно для самого себя, – скажи мне, разве грабеж – царское дело? – Ах ты поганец, тварь иверская! – вскочил на ноги Нимрод. – Взять его, запереть в темницу и завтра же бросить в чан с кипятком. А остальные смотреть будут и пусть только не отдадут свои накопления, за ним последуют. Стражники увели ивров, а Абрама схватили и бросили в темницу. «Боже мой, зачем только я произнёс эти неразумные слова, – шептал саму себе Абрам. – Вот и все, завтра я приму лютую смерть. Поделом мне». Абрам слышал, как переговаривались за дверью стражники, и не мог простить себе свою невоздержанность. Наконец, настала глубокая ночь, стражники прекратили свои разговоры и вскоре захрапели. Абрам подошёл к двери, подёргал её, но она была заперта. Он опустился на каменный пол и слёзы потекли из его глаз. В отчаянии он бил кулаками о стены, потом успокоился и произнёс: «О, Всевышний, я не прошу спасти меня, но покарай этого нечестивца, Нимрода». И тут он услышал, как скрипнула дверь. Он вскочил на ноги и потрогал её. Она была открыта. Он вышел и в свете луны увидел спящих на земле стражников. Он бросился к воротам дворца, но и там стража спала. Он приоткрыл ворота и оказался на свободе. – Нам надо немедленно бежать отсюда, – произнёс Терах, когда Абрам расказал ему всё, что произошло с ним. – Тебя казнят, а всю семью разорят. Они разбудили домочадцев и те согласились с ними. Так и случилось, что в то же утро, ещё затемно, они покинули дом, захватив лишь самое необходимое, и направились в небольшой городок Харран на северо-западе страны. Там ещё с давних времен у Тераха было небольшое имение, а на лугу под присмотром местных пастухов пасся его скот.
Через несколько лет после переселения в Харран, так и не оправившись от потрясений, умер престарелый Терах, и главой рода стал Абрам. Молодость его давно осталась позади, он облысел, и борода его покрылась сединой. Понемногу он привык к мысли, что останется бездетным и унаследует ему его любимый племянник от Нахора, Лот. Лот был не менее благочестив, чем сам Абрам. Вдвоём они читали древние свитки, доставшиеся Абраму от Тераха, и молились Всевышнему. Жена Лота, Сима, сдружилась с Сарой, и они вместе воспитывали двух дочерей Лота, которые к тому времени уже были подростками. Иногда обе женщины заглядывали в читальную комнату своих мужей, когда те, согнувшись над рукописями, что-то бубнили себе под нос. Выразительно покрутив пальчиком у виска, они закрывали дверь, дабы не помешать им. Однажды Лот, с трудом прочитав полуистлевший папирус, воскликнул: – Абрам, я нашёл кое-что интересное. Смотри, здесь благословение Господне Ноаху и его сыновьям, правда, оно не полное. Абрам бережно взял из рук Лота папирус и прочёл: «Сказал Всесильный: Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю. И всякий земной зверь, и птица небесная, и рыбы морские, и всякая зелень – всё отдаю вам для пищи во власть вашу. Только помните, не ешьте плоть с кровью, ибо душа твари в её крови. И ещё знайте – за насильство взыщу Я. За насильство зверя и за насильство человека над другим человеком. Тот, кто прольёт кровь человека, того кровь пусть пролита будет людьми, ибо помните – по образу Всесильного создал Он человека... Заключу Я союз Мой с вами и потомками вашими. Помещу Я радугу в облаке, и будет она знаком союза между Мною и между землёю. И когда Я увижу радугу, то вспомню о союзе между Мною и вами, и не будет более потопа на земле». – Племянник, ты сделал великое открытие, – воскликнул Абрам, – и Господь когда-нибудь возблагодарит тебя. Я много раз слышал, что Всевышний одарил Ноаха напутствием, но никогда не видел этих слов. И вот они нашлись. Теперь мы будем соблюдать эти напутствия, будто они даны Господом нам самим. В тот вечер они долго молились на сон грядущий, прося у Господа совета, что делать им, дабы имя Господне и заветы Его вновь воцарились в этом мире язычников и рабов. Поздно ночью они разошлись, Абрам улёгся на своё ложе рядом со спящей женой, но уснуть не мог. И вот, когда под утро он задремал, он услышал слова: – Абрам, слушай Меня внимательно. Я – Всевышний, Создатель мира и твой Господин. Тебе следует покинуть свою родину и дом своего отца. У тебя великое предначертание, и дабы исполнить его, ты уйдёшь в другие края, которые Я укажу тебе. Я благословляю тебя, Я возвеличу твоё имя и произведу от тебя великие народы. – Господин мой, куда мне следует идти? – спросил Абрам. – Иди на запад в землю Ханаанскую, где расселились потомки Кнаана, не угодного Мне. Там ты будешь жить и назад не вернёшься. Абрам провалился в сон, но слова Господа запечатлились в его памяти. Назавтра Абрам собрал у себя братьев и их старших сыновей и передал им свой ночной разговор со Всевышним. – Вы все знаете, – сказал он, – сколь глубоко я верую во Всевышнего и только в Него, и поэтому повинуюсь Его словам. Я собираю своих людей, своё имущество, свой скот и ухожу на запад в землю ханаанскую. – Абрам, ну приснилось тебе что-то, но ты ведь уже не молод, стоит ли так срываться с мест и идти неведомо куда? – пытался урезонить его Нахор, но Абрам был непреклонен. – Кто-нибудь пойдёт со мной? – спросил он. – Я с тобой, – ответил Лот, – можешь рассчитывать на меня. – Ну, тогда собирайся, мы выходим в ближайшие дни. Когда Сара узнала, что они с семьёй Лота навсегда покидают Харран, она просияла от счастья. – Дорогой мой, я так рада. Пусть нам будет нелегко в пути и на новых местах. Но всё лучше, чем видеть эти злорадные улыбочки. Я устала от унижений. Как жаль, что я старая, но всё равно, мне кажется, что у нас ещё многое впереди. Через несколько дней они вышли в путь. Ехали в крытых повозках, запряжённых волами, и на верблюдах. Всего их набралось вместе с домочадцами и слугами около трёхсот человек. Абрам в молодости не раз ходил в Египет с купеческими караванами и поэтому хорошо знал маршрут.
Через две недели пути они миновали безжизненный горный хребет, и впереди показались цветущие селения. Они пересекли Иордан и раскинули свои шатры рядом со Шхемом, небольшим селением, где проживали в основном хетты. Невдалеке от Шхема возвышалась высокая гора, и Абрам решил подняться на неё и оглядеть окрестности. Стояло раннее утро, и поднимающееся солнце озарило перед ним всю ханаанскую землю. Среди зелёных деревьев текла река Иордан, а где-то вдалеке виднелись стены Иерехона, большого ханаанского города. Многочисленные селения утопали среди виноградников и фруктовых садов. – Эту землю, что за Иорданом и вплоть до самого моря, Господь отдаст твоим потомкам, – услышал Абрам голос за своей спиной, – не правда ли, прекрасная земля? Про такую землю говорят, что она молоком и мёдом сочится. Абрам оглянулся и увидел странно одетого человека с тросточкой в руках. – Кто ты, почтенный?– спросил его Абрам. – Я – Посланец Божий, зовут меня Габр. Руководитель земного проекта. Абрам склонил голову и попытался встать перед ним на колени, но Посланец удержал его. – Не стоит, Абрам. Давай лучше присядем и поговорим. Они сели на поваленное дерево, Габр извлёк из одежды маленькую трубочку, в его руке сверкнул огонёк, он затянулся и выдыхнул колечки дыма. Абрам с изумлением рассматривал его. – Ты служишь самому Господу? – спросил он. – Да, я работаю в Его команде. Ты меня не знаешь, а я тебя уже давно знаю. Помнишь, Нимрод хотел тебя казнить? – Ещё бы не помнить. Хотели бросить в кипящую воду. Так бы и сделали, но двери темницы оказались отперты, а стражники спали. Я и сбежал. – Это я открыл двери темницы и усыпил стражников. – Так ты мой спаситель? Как я могу отблагодарить тебя? – Не надо благодарить. Верь во Всевышнего, Единого и Сущного. И передай эту веру своим потомкам. – Во Всевышнего я всем сердцем верю, но, Габр, кому мне передать эту веру? Мне наследует мой племянник, Лот. А прямых потомков у меня нет. – Они будут. Мы ведь там – он махнул рукой куда-то вверх – не даром тобой заинтересовались. И даже не только тобой, а всем родом твоего отца, Тераха. – А что в нас такого, Габр? Мы купцы и скотоводы. Обычные ивры. – Не совсем обычные. Ты ведь знаешь, что такое порода? – Конечно. Отбираем породистую скотину, спариваем между собой. – Ну, так вот. Люди, как ты и сам понимаешь, тоже бывают разной породы, как мы говорим – с разным генотипом. Ты ведь читал о перволюдях, Адаме и Еве? – Очень немного, Габр. – Ничего, я сделаю так, чтобы ты прочёл много больше. А пока скажу тебе, что у них было несколько сыновей. Первых двух постигла беда – старший в пылу гнева убил младшего и сам бежал, спасаясь от отца. А вот третий, Сиф, стал любимцем Господа. Потомком Сифа через десять поколений стал Ноах, который пережил потоп. Мы спасли его, потому что его генотип был схож с генотипом Сифа. И вот теперь, через много поколений после Ноаха, мы нашли человека со схожим генотипом. Им был твой отец, а после его смерти – ты и твоя жена, Сара. Вы позаимствовали свою породу от Тераха. Вот почему нам нужно, чтобы у вас с Сарой родился продолжатель твоего рода. – Эх, Габр, вы бы раньше позаботились. Теперь мы старые. Разве Сара сможет родить? – Родит. Наш специалист ей уже занимается. А как – вам об этом и знать не надо. – Скажу ей – не поверит. – Когда наступит омоложение, поверит. – Габр, поясни, зачем Господь направил меня в эти места? – Эта земля дарована Господом твоим потомкам от Сары. Через несколько столетий они заселят её. – А ханаане? – Их предок, Кнаан, сын Хама, в своё время совершил серьёзное преступление, он надругался над малолетней внучкой Сима и, спасаясь от мести, бежал в эти края. Господь осерчал и проклял весь род Кнаана на веки вечные. И как выяснилось – не напрасно. Ханаане подвержены разным порокам, веруют в истуканов, устраивают человеческие жертвоприношения. Смотри только, не позаимствуй у них эти мерзости, Господь не простит. – Что ты, Габр, ни в коем случае. – Вот поэтому род Кнаана будет пресечён. Им на смену придут твои потомки. Таково решение Господа. У тебя будут и другие сыновья от других женщин, но их потомки проживать будут в других местах. От тебя пойдут большие народы. – Твои слова поразили меня, но раз так, то Слава Всевышнему, – воскликнул Абрам. – Могу ли я возвести здесь жертвенник и воздать хвалу Господу? Габр поднялся на ноги, и Абрам последовал за ним. Габр бросил на землю свою трубочку, из которой он выпускал дым, и придавил её ногой. – Конечно, Абрам. Так и сделай. Сооруди жертвенник и воздай хвалу Господу. Прощай, Абрам, наша встреча не последняя. – Прощай, Габр. Посланник Божий исчез, и Абрам поспешил в обратный путь. – Я многое не понял из того, что Посланник Божий говорил мне, – сказал он Лоту, – но понял главное: Господь узрел нас и благоволит нам. Вместе с Лотом он воздвиг на горе жервенник и принёс Господу обильное жертвоприношение.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 1. Часть первая. Род Авраама. 2. Глава 1. Веление Господа. 3. Глава 2. Абрам и Сара. |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|