HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Александр Сапир

Ведомые Богом

Обсудить

Роман

 

Купить в журнале за ноябрь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года

 

На чтение краткой версии потребуется 9 часов, полной – 10 часов | Цитаты: 1, 2, 3, 4, 5 | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.11.2015
Оглавление

16. Глава 2. Аарон, Мариам и Корах. Встречи с фараоном.
17. Глава 3. Исход из Египта. Переход через море.
18. Глава 4. Трудный путь. Манна небесная.

Глава 3. Исход из Египта. Переход через море.


 

 

 

Фараон сдержал своё обещание. Тем же днём во все концы Египта отправились гонцы с приказом: ивры завершают свои работы и отправляются по домам, дабы готовиться к походу в пустыню на большое богомолье.

Народ ликовал. Соберёмся вместе на большое богомолье в пустыне! Поклонимся мощам Иосифа. И все разом взмолим Бога облегчить нашу участь. Тридцать лет фараоны не позволяли иврам совершать богомолье, и вот Моисей добился своего. О Ханаане уже никто не вспоминал, но все восхваляли Моисея. «Отдохнём от постылой работы, – говорили люди, – семь дней поживём в походных шатрах. А сколько новых семей появится!».

Домик Аарона превратился в командный пункт. Старейшины и главы племён признали Моисея вождём всего народа и поклялись именем Бога Единого исполнять его приказания. По его приказу забивали ягнят и сушили над кострами мясо. В больших кожаных мешках заготавливали воду. За три дня до похода перестали есть квасное и молочное и перешли на пресные лепёшки.

– Чтобы Бог услышал нас, уйти на богомолье должен весь народ. Если хоть один останется, молитвы наши не дойдут до Господа, – говорил Моисей главам племён, – поэтому забирать надо всех. Даже больных и рожениц. Родить на богомолье – большая удача для женщины. Её дитя будет отмечено Богом. Забирайте свой скарб. Он нечистый. В пустыне разложим его, и очистится он. Забирайте свой скот. Пока мы будем Бога молить, пусть и он очищается. Берите всё золото и серебро. Как полагается, возложим его перед собой во время молитв. После окончания богомолья заберёте обратно. Если золота дома нет, то одолжите у египтян. После возвратите.

И вот все племена ивров собрались на лугах земли Гешем. Ежедневно главы племён собирались у Моисея и докладывали ему о готовности к походу. Трое суток оставалось до назначенного дня, когда стали приходить тревожные вести. Моисей собрал совет и выслушал старейшин и глав племен.

– По всему Египту начались волнения, – услышал он. – Прошёл слух, что бог ивров забирает свой народ из Египта, потому что скоро повторятся казни египетские и мгла накроет всю египетскую землю. Народ выходит из повиновения, люди бросают работу, собираются толпами. Одни говорят: ивров надо истребить, другие – наоборот: пусть идут на богомолье. Может, их бог и за египтян заступится.

– А что фараон?

– Пока выжидает.

В этот момент из египетского посёлка, что располагался рядом с домами ивров, послышалось заунывное пение.

– Молох, Молох, – повторяли люди нараспев.

Моисей с товарищами выбежали из дома. В сумерках они увидели толпу людей с факелами в руках, направлявшихся к домам египтян. Моисей видел, как египтяне поспешно закрывают двери домов и ставни окон, будто готовятся к песчаной буре.

– Господи, неужели секта Молоха? – прошептал Моисей.

– Да, Молоха, – подтвердил Аарон. – Они пришли за первенцами. Сейчас – за египетскими, но потом они придут и к нам.

– Я помню, эту секту под страхом смертной казни запретил фараон-отец, – проговорил Моисей. С раннего детства он слышал рассказы об этой страшной секте, поклонявшейся Молоху – ангелу смерти, и теперь силился вспомнить всё, что когда-то знал о ней. Согласно вере в Молоха каждая семья должна жертвовать этому божеству своих первенцев. Им резали горло, а тела сжигали на жертвенных кострах. Ещё во времена Авраама Бог запретил иврам приносить человеческие жертвы. Египетские фараоны тоже боролись с этой сектой, и, тем не менее, среди ивров и египтян находились семьи, которые, несмотря на запреты, умерщвляли своих первенцев. Поверье это шло из Ханаана, где поклонение Молоху было повсеместным.

Тем временем пение прекратилось, и послышались крики людей. Сектанты ворвались в один из домов и вскоре с ликующими возгласами появились вновь. Они несли маленькую девочку, обречённую на смерть. Она тщетно пыталась вырваться и призывала свою мать спасти её.

К братьям подошла Циля со старшими сыновьями Аарона, Надавом и Авиудом.

– Аарон, – сказала она, – я знаю эту семью и эту девочку. Мне страшно, Аарон. Они придут к нам и заберут нашего Надава. Моисей, что нам делать? Ты должен что-то придумать. Ведь с твоим появлением начались все эти беды.

 Моисей не знал, что ответить ей. Тем временем крики девочки внезапно прекратились.

– Все, прикончили её, – сказал Аарон.

– Не понимаю, что они ещё делают у ворот дома, – послышался голос Кораха. – Что им еще нужно?

И тут Моисей совершенно отчётливо, будто вчера это было, вспомнил рассказ своей приёмной мамы: «Эти ужасные люди убивают первенцев, а дома, которые они посетили, они отмечают кровью своих жертв. Пока они не обойдут все дома, они не успокоятся».

– Они отмечают дом, – сказал Моисей, – я знаю, что нам надо делать. Немедленно берите ягнят и приносите их в жертву Богу. Кровь собирайте в кувшины и этой кровью обильно помажьте притолоки и косяки дверей и ворот на наших домах. После этого запирайтесь в домах и молите Бога. Господь сильнее ангела смерти, Он спасёт нас. И ещё. Мы не можем здесь больше оставаться. Нам надо уходить на богомолье завтра.

– Но ещё тесто не сквасилось, лепёшки не готовы, – сказал кто-то.

– Пусть забирают закваску, какая есть. Поедим лепёшки пресными. Всё понятно? Если всё, тогда расходимся и действуем. Сегодня, 14 нисана, Молох карает египетских первенцев. Я верю: Бог защитит нас. Завтра, 15 нисана, мы уходим на великое богомолье.

Той ночью никто не спал. Заунывное пение «Молох, Молох» перемежалось с воплями жертв. Было далеко за полночь, когда толпа сектантов подошла к домику Аарона. «Тут уже наши побывали», – произнёс кто-то из них, и толпа проследовала дальше.

– Песах, песах («миновало, миновало»), – разом произнесли Моисей, Аарон и все их домочадцы, – Слава Богу Авраама, Исаака, Иакова. Он спас нас.

 

Назавтра, 15 нисана 2448 года от Рождества Адамова, (прим. авт.: 3 апреля 1312 года до Р. Х. Здесь и далее даты по календарю 2007 года) громадная процессия, племя за племенем, тронулась в путь. В тучах пыли тянулись вереницы повозок, запряжённых волами и ослами, брёл погоняемый пастухами скот, и бесконечной чередой шли и шли ивры, конные и пешие, молодые и старые. В центре процессии в крытой колеснице везли мощи Иосифа. Миновав пограничный Софок, в пустынной местности остановились на первый ночлег. Расставили шатры, разожгли костры, вынули съестное, а кое-где уже хоронили первых умерших.

В шатре у Моисея собрались самые к нему приближённые: Аарон, Осий, глава хабиров Кацон и кое-кто из племенных вождей. Только они были посвящены в замысел Моисея.

– Осий, доложи обстановку, – сказал Моисей, глядя на папирус с картой Софока.

– Всего у нас пять тысяч бойцов, – начал Осий, – из них три тысячи хабиров и две тысячи ивров, мной подготовленных. Но ивры почти без оружия. Гарнизон Софока – шесть тысяч египтян-пехотинцев и около сотни боевых колесниц. Египтяне, по нашим наблюдениям, совершенно спокойны и не помышляют о том, что мы можем напасть на них.

– Где сейчас хабиры? – спросил Моисей Кацона.

– Спрятались в ущелье рядом с Софоком. Готовы к выступлению.

– Мои воины уже вышли из стана и тоже готовы, – сказал Осий.

– Выступаем в темноте, перед рассветом. Я зажгу факел на высоком шесте. Ты, Осий, как только увидишь факел, зажигай свой. А его уже увидят хабиры. Снимать часовых будут хабиры, они опытнее. Ивры нападут со стороны Египта, хабиры – со стороны пустыни, – Моисей показал на карте направления ударов, – ивров следует усилить парой сотен хабиров. Сразу захватывайте оружие, обычно оно складывается рядом с домами, где спят воины. Пытайтесь обойтись без кровопролития. Наша цель – захватить оружие, копья, луки, стрелы. И главное – боевые колесницы с лошадьми. Этим займёшься ты, Кацон. Подгоните колесницы, грузите оружие и сразу уходите.

– А дальше что? – спросил Кацон

– Идём по филистимской дороге в Газу. Используя колесницы, прорвёмся через филистимлян и южной пустыней, минуя Ханаан, выйдем к горе Синай. Господь будет ждать нас на этой горе. Так Он сказал мне. А как скажет Он Слово Божье, то с Его благословением пойдём мы в Ханаан, что молоком и мёдом сочится. Господь поможет нам. Промедление для нас смерти подобно. Пока фараон соберёт войско, пройдёт два-три дня. За это время мы должны дойти до филистимлян и неожиданным ударом проложить путь через их земли. Теперь расходимся на короткий отдых. Ранним утром, Аарон, созывай племенных вождей и старейшин.

– Тревожно мне что-то, – сказал Аарон, когда все разошлись, – раздавят нас египтяне как клопов.

– Даст Бог, в Софоке всё пройдёт гладко, тогда легче будет, – ответил Моисей.

 

– Плохие известия, – начал Моисей, когда по зову трубы в его шатре следующим утром собрались старейшины и главы племён. – Фараон затаил злобу в своем сердце и решил напасть на нас, пока мы в пустыне молим Бога. К счастью, к нам присоединились вольные ивры, они хорошие воины. Вместе с нашим отрядом они отогнали египтян к Софоку и теперь ведут с ними сражение. Но главное войско египтян уже в пути. Не теряя времени надо собираться и тем же порядком, которым мы шли вчера, уходить дальше. Объясните людям – только в этом наше спасенье. Господь ждёт нас у горы Синай, и мы идём к нему. Идите же, не теряйте времени. Все, кто будет противиться, кто решит возвратиться на милость фараона, предаётся смерти.

Потрясённые его словами, главы племён молча покинули Моисея.

– Господи, не забудь о нас, – шептал Аарон. Мужество покинуло его. – Моса, мы ведь мирные люди, оружие в руках не держали. И вдруг такие испытания. Брат, а если народ взбунтуется? Если решат возвратиться на милость фараона? Ведь повяжут они нас.

– Иди к женщинам, брат, сам успокойся и их успокой, – сказал Моисей.

Он вышел на пригорок, откуда открывалась дорога на Софок, и присел на камень. Дул восточный ветер, предвещающий бурю. Моисей и сам не был уверен ни в чём. Оставалось только ждать. Он не оставил при себе даже сотни воинов. Если народ взбунтуется, его свяжут и выдадут фараону. Тогда его ждет мучительная казнь. Он услышал шаги и, оглянувшись, увидел Кораха. Тот решительным шагом направлялся к нему. Его лицо не предвещало приятного разговора, но Моисей был рад ему – надо было отвлечься от мрачных мыслей.

– Я хочу высказать тебе всё, Моисей, – вместо приветствия заявил Корах, – фараон не нападал на нас, ты всё это выдумал. Ты решил завладеть оружием, а заодно и отрезать нам путь назад в Египет. Ты повязал нас всех со своей безумной идеей – идти завоёвывать Ханаан. Я не знаю, каким образом ты общаешься с Богом и общаешься ли ты с Ним вообще. Но я знаю, что более безумную идею трудно придумать. Подозреваю, что ты жуёшь травку и свои видения выдаёшь за божественные откровения. Ты что, не понимаешь, что ты народ загубишь? Остановись, пока не поздно. Умоляю тебя, дай отбой этим хабирам, этим грабителям с большой дороги. Пусть они уходят в свои края, и ты уходи вместе с ними. Я поговорю с фараоном…

– Ты почти во всём прав, Корах. Кроме одного: никакой травки я не жую. Мой разговор с Богом – такая же реальность, как и наш с тобой разговор в данный момент. Авраам, Исаак, Иаков-Израиль общались с Богом. Так записано в свитках. После этого – провал на четыреста с лишним лет. И теперь новое общение, на этот раз со мной. Я и сам не совсем понимаю, почему Он избрал меня, а, скажем, не тебя или еще какого-нибудь. Возможно потому, что я никогда не был рабом. И потому что рабство ненавистно для меня. А ты, хоть и высокопоставленный, но раб. Сегодня ты им полезен и живёшь в достатке и даже богатстве. Но завтра ты впадёшь в немилость, и тебя выставят из дворца и превратят в обычного ивра-раба. Ты и мыслишь по-рабски. Ты хорошо придумал: идём на великое богомолье. И думал, что так всё и пройдёт. А молить-то о чём Бога? Ты об этом подумал? Молить, чтобы фараон выработку по кирпичам уменьшил? Или чтобы обеденный перерыв в каменоломнях был подлиннее? Или чтобы надсмотрщики были поласковее? Так многие из них – из наших же, из ивров. И ради вот этих жалких молитв надо было затевать всё это богомолье? А уж как помолимся Богу, так и обратно в своё рабское стойло возвратимся. Правда, я понимаю, твое стойло особое, туда возвратиться не грех.

– Но ведь в этом жизнь, Моисей. Людям ничего другого и не нужно. Чуть поменьше притеснений – и они будут счастливы. А ты их соблазняешь Ханааном, что молоком и медом сочится. Я был там по делам фараона. Нужна большая война, чтобы завоевать эти земли. Сколько слёз, сколько страданий с обеих сторон. Люди воевать не умеют. Ну, предположим, завоюют. И что им даст эта свобода, этот Ханаан? На крови счастья не будет. Тот же труд, те же подати. Здесь хоть страна древняя, с устоями, с традициями. Мы приносим пользу Египту, а египтяне защищают нас от врагов. Да если даже ивры когда-нибудь и поселятся в Ханаане, они будут вспоминать Египет как благословенную страну.

– Ханаан раем земным для нашего народа действительно не будет. Придётся работать не менее, чем в Египте, и воевать к тому же. Но народ станет свободным, станет хозяином своей судьбы. А без свободы человек теряет в себе искру Божию, которая ему через Адама и Еву досталась. Я знаю, народ прирос к дому рабства и свыкся с этой жизнью. Прикипели к своим жалким домишкам, очагам, подстилкам. Народ и веру-то нашу древнюю в Единого Бога забыл. Есть, конечно, святые люди, читают древние свитки, помнят об Адаме, о Ноахе, о союзе Бога с праотцами. Но таких немного. А большинство пляшут вокруг тельцов и радуются. А Бога поминают так, по привычке. То Бога помянут, то про Молоха вспомнят. Вот поэтому-то и с рабством свыклись, что вера измельчала.

– У тебя, Моисей, одно дурное в голове. Но ты назад обернись. Мы ведь с тобой люди грамотные, историю знаем. Я уж не говорю о временах Иосифа, визиря Египта. Но и позже: разве одно плохое было? Вспомни времена твоей молодости. Разве Эхнатон – фараон-благодетель – не благоволил к иврам? Проживи он подольше и, как знать, может, освободил бы ивров от рабства, и было бы в Египте два равных народа.

– Так в том-то и дело, что всё от владыки зависит. А владыке выгодно, чтобы в стране был народ-раб. Поэтому нас снова и снова делали рабами. Да, всякое было. Когда я родился, мальчиков-ивров истребляли. Я чудом остался жив. Фараон-отец этот закон отменил. А его сын, Эхнатон, и вовсе ивров ко двору приблизил. Но потом – опять гонения. А ведь были времена, когда народ мог покинуть Египет. Лет триста назад мог уйти вместе с гиксосами, пастухами-завоевателями. Они нас роднёй своей считали, над египтянами поставили. Но вот изгнали гиксосов, а ивры остались. Потом Великая Мгла приключилась, полный хаос в Египте. Так нет, опять большинство осталось. Хабиры мне рассказывали со слов своих предков: был тогда Ефраим-проповедник. Уговаривал народ подняться и уйти. Нет, не пошли. Да я со времён своей ранней молодости, когда узнал, что я из рабов, из ивров, мечтал освободить народ и вывести его из Египта. Молил об этом Господа и, видно, Господь услышал меня и приметил.

– А ты подумай, Моисей, почему народ не ушёл с гиксосами или во времена хаоса. Не только из-за лености своей. Причина другая. Ивры – не простые рабы. Нас в домах египтян нет. Там рабы – нубийцы или ливийцы. Мы же – рабы государственные. Мы – рабы Египта, рабы фараона, а не египтян. Трудовые повинности, возлагаемые на ивров, сам фараон утверждает. Так ведь фараон для египтян бог земной. А значит, египтяне тоже фараоновы рабы. Поэтому на самом-то деле большой разницы между египтянином и ивром нет. У египтян одни обязанности и повинности, у ивров другие. Когда египетских детей в армию забирают, то египтяне иврам завидуют: у вас-то, мол, трудовая повинность, а у нас – воинская. Ладно, Моисей, не убедить мне тебя. А так как пользы от меня никакой не будет, так я лучше в Египет возвращусь. Отпусти меня, Моисей, с моей семьей.

– Нет, не отпущу. И ты сам понимаешь, почему.

– Догадываюсь, потому что половина народа со мной уйдёт.

– Да не половина, а гораздо больше. Мой брат, Аарон, и тот, скорее всего, меня покинет. Вот поэтому я и настаивал: все должны уйти, со всеми корнями уйти. Никто остаться не должен. Поэтому придётся тебе, Корах, разделить общую участь. Теперь иди, оставь меня одного.

 

Между тем солнце поднималось над горизонтом всё выше и выше. Наконец, дорога запылилась, и появились воины. Один из них приветственно помахал знаменем, как они условились с Осием. Значит – свои. На душе стало легче. Он знал: Осий и хабиры будут верны ему до конца. Он не выдержал и пошёл им навстречу.

Впереди воинов шёл Кацон, рядом на телеге везли раненого в ногу Осия – египетская стрела попала ему в бедро. Осий стонал, но увидев Моисея, улыбнулся ему.

– Теперь я настоящий воин, – проговорил он.

– Я не сомневался в тебе, – ответил ему Моисей, – расскажите, как было дело и где колесницы?

– Все прошло не совсем так, как мы предполагали, – начал Кацон, – мои хабиры сняли часовых и подступили к домам. Но выяснилось, что египтяне были наготове. Они встретили нас тучей стрел, мы залегли и стали отстреливаться. Неизвестно, чем бы дело кончилось, но тут с тыла на египтян набросился Осий со своим отрядом. Египтяне решили, что нас много больше, чем их, покидали оружие и бросились наутёк. Мы не преследовали их. Загрузили оружие и сразу поспешили обратно. Но троих бойцов мы всё же потеряли. А колесниц не оказалось.

– Как так – не оказалось? – поразился Моисей. – Когда я ехал в Египет, я проезжал мимо конюшен и хранилищ с колесницами.

– Мы допросили одного старика-конюха. Пару дней назад колесницы с воинами ушли в Раамсес. Где-то там фараон собирает войско, в нём будет около шестисот колесниц. Вот такие дела, Моисей.

Тем временем они подошли к шатру Моисея.

– Распорядись, – сказал Моисей Кацону, – даём воинам короткий отдых. Пусть женщины займутся ранеными. А мы пока обсудим план наших действий.

 

Оставшись наедине с Кацоном и Осием – воины внесли его в шатёр на руках – Моисей сказал:

– Друзья, я буду с вами откровенен. Фараон перехитрил нас. Он разгадал наш замысел, увёл колесницы и подставил под удар небольшой гарнизон в Софоке. У них, несомненно, был приказ: как только завяжется бой, бежать. Теперь весь египетский народ возненавидит ивров как предателей. И фараон по справедливости сможет рассчитаться с нами. Частично истребит, а кого в живых оставит, те попадут в самое жестокое рабство, какого ещё не было за четыреста лет плена. Завтра фараон настигнет нас, и против шестисот колесниц мы бессильны.

– Так что же делать, Моисей, неужели Господь позволит нам так бесславно погибнуть? – проговорил, морщась от боли, Осий.

– Я вижу один выход, – сказал Моисей, – но риск огромный. Надо уходить не по филистимской дороге в Газу, а идти по караванным тропам в пустыню, пересечь горы и выйти к берегу залива. На это уйдёт дня два. Я знаю эти места, и ты, Кацон, тоже знаешь. Я заметил, ветер крепчает, даст Бог, поднимется пыльная буря, и фараон не сразу поймёт, куда мы пошли. Если нам повезёт, мы успеем выйти к заливу.

– Предположим, успеем, – сказал Кацон, – хотя пыльную бурю и нам придётся пережидать. Но мы окажемся прижаты к морю, а в тылу у нас – горы и фараон. Мы окажемся в ловушке.

– Мы и теперь в ловушке. Филистимская дорога для нас гибель. Фараон уверен, что мы пойдём по ней. Поэтому надо идти только к заливу.

– Неужели ты надеешься, что вода уйдёт, и мы сумеем перейти залив?

– Больше нам не на что надеяться.

– Друзья, объясните мне, о чём вы говорите, – попросил Осий.

– В заливе есть мелководное место шириной три-четыре тысячи локтей, – сказал Кацон. – При сильном восточном ветре вода сгоняется в море и обнажается дно. Кочевники пользуются этим и переходят залив посуху. Но такое случается нечасто. Я один раз месяц прожил на берегу, но дно так и не обнажилось. Но как-то раз я все же перешёл залив. А ты, Моисей?

– Я тоже переходил залив всего один раз. Я хорошо помню, какой должна быть сила ветра, чтобы обнажилось дно.

– А если ветер стихнет, когда мы ещё будем идти по дну залива?

– Тогда вода возвратится, и все мы утонем, – сказал Моисей, – такое иногда случается.

 

Наступили страшные дни. Запуганные, дрожащие от страха, плелись ивры со своим скарбом и скотом по пустынным дорогам, каждую минуту ожидая появления войска фараонова. Разрешался лишь небольшой привал, и снова в путь. Многие не выдерживали тягот пути и погибали. Их тела складывали вдоль дороги. Пройдёт два-три дня, и от них останутся лишь белые кости.

Опасаясь бунта, Моисей окружил себя воинами Осия и хабирами. В народе их стали называть левитами, так как большинство воинов были из племени Левия. Только на них мог положиться Моисей, и они стали его опорой. Моисей с когортой левитов шёл впереди всех, так как лишь он один знал путь. Кацон с отрядом хабиров замыкал шествие и следил, чтобы не было отставших. На второй день пути, переждав пыльную бурю, пришли в горы.

Взойдя на возвышенность, Моисей оглянулся назад. До самого горизонта, сколько мог он разглядеть, шли люди и гнали скот, и не было им конца и края. «Господи, не оставь нас, – прошептал он, – ибо погибнет весь народ без помощи Твоей». Он взял пригоршню песка и подбросил её в воздух. Моисей когда-то видел, что кочевники проверяют так силу ветра. Подхваченный ветром, песок пролетел на расстояние руки и упал на землю. Мало. Чтобы обнажилось дно, нужен пролёт хотя бы в полторы руки.

К Моисею подскакал на боевом коне, отбитом у египтян в Софоке, Кацон.

– Хорошее место для обороны, Пи-Гахирот называется, – сказал он, спрыгнув с коня и оглядывая узкую дорогу и мрачные скалы, нависшие над ней с обеих сторон. – Пожалуй, когда весь народ пройдёт к побережью, я останусь здесь с моими парнями. Египтянам придется повозиться с нами.

– Не буду тебя отговаривать, – сказал Моисей, – мы ведь с тобой старые боевые друзья, мы оба понимаем, что значит – здесь остаться. Но другого выхода действительно нет. Пока ты задержишь фараона, даст Бог, народ перейдёт залив.

– Ты знаешь, я всю жизнь мечтал сразиться с египтянами, поквитаться с ними за поражение, которое они нам нанесли под Иерихоном в старые времена. Себя мне не жаль, жаль молодых парней, они так хотели идти на Ханаан.

– Скажи им, что в Пи-Гахироте они умрут за нашу победу в Ханаане. Ваша битва будет первой битвой за Ханаан.

– Хорошо, я так и скажу им. Но я о тебе думаю. Даст Бог, вы перейдёте залив, а что дальше? Ты знаешь дорогу? Там ведь непроходимые горы и пустыня.

– Знаю. Я пойду к медиатянам через пустыню Сиф. У медиатян народ отдохнёт, и я поведу его на встречу с Богом, как Он велел мне.

– В пустыне иди на Рифидим. Там есть колодцы.

– Так и сделаю.

– Остерегайся амеликов. Они проживают в тех местах. Нет никого на свете коварнее их.

– Я буду помнить об этом.

– Прощай, Моше, – назвал его по-иврски Кацон.

– Прощай, друг.

Они обняли друг друга, Кацон вскочил на коня и умчался к своему отряду.

Между тем после узкой горловины караванная дорога пошла под уклон, и вскоре перед беглецами открылась широкая каменистая долина, а за ней – бушующее море. По приказу Моисея и под строгим надзором левитов каждое племя заняло свой участок вдоль побережья. Начинало темнеть, и морские волны с грохотом набегали на берег. Люди с ужасом смотрели перед собой. Зачем он привёл их сюда? Что он ждет? «Он всех нас погубит, Господь лишил его разума», – шептали люди. Женщины плакали и прижимали к себе детей. Моисей поднялся на пригорок и в мольбе Богу поднял вверх руки. Одновременно он проверял силу ветра. Уже целые сутки дул сильнейший восточный ветер, но сила его была недостаточна, чтобы ушла вода и обнажилось дно. Оставалось лишь ждать и уповать на Бога. Моисей приказал ставить шатры и располагаться на отдых.

Так минуло двое суток. Моисей почти не выходил из своего шатра, он лежал на шкуре и прислушивался к шуму ветра. «Господи, какое счастье, что со мною нет Ципоры», – думал он. Он почти не спал, так как более всего боялся, что народ взбунтуется, и бунтовщики повяжут его во сне, чтобы выдать фараону. Если надеяться будет не на что, он приказал Осию убить его. Прибыл гонец от Кацона: фараон настиг их, и хабиры держат оборону. «Продержимся сутки, но не более того», – передавал ему Кацон. Моисей приказал Осию отправить ему на подкрепление всех оставшихся у него хабиров. «Вместе с ними Кацон продержится ещё двое суток», – подумал он. Прошла еще ночь, наступило 21 нисана. «Прошла неделя, как мы ушли из Египта, – подумал он, – и, скорее всего, сегодня всё окончится для меня». К вечеру ему показалось, что шум ветра стихает. Он вышел из шатра и бросил горсть песка. Да, ветер стихал, значит, надеяться более не на что. Люди стали выходить из шатров и группами направляться к нему. Левиты заняли круговую оборону, но их была лишь жалкая кучка.

– Его не Бог сюда привел, а демон, – закричал кто-то, – бейте его, люди, спасайте себя.

Полетели камни, началась неразбериха. Казалось, ещё мгновение, и народ сомнёт левитов и бросится на него. И в этот момент небо озарилось сиянием и стало светло как днём. Будто где-то вдали, за морем вспыхнул громадный костёр. Раздался грохот, и задрожала земля. И одновременно сильнейший восточный ветер заставил всех пригнуться к земле. Раздался крик изумления. Вода убывала и стали видны верхушки валунов, чёрных и мрачных. Их становилось всё больше и больше и, наконец, свершилось – обнажилось песчаное дно.

– Там гора Синай, там Бог ждёт нас! – воскликнул Аарон, указывая на залив. – Он призывает нас. Исполняйте приказы Моисея, пророка Господня, и Господь возблагодарит и спасёт нас.

Моисей махнул рукой, но люди всё ещё стояли на берегу и не решались спуститься на дно залива. Первым сделал это Нахшон, сын Аминодава, главы племени Иуды. За ним десятки, а потом тысячи людей, погоняя скот и поддерживая ослабевших, направились в путь. Полночи они шли по вязкому дну, и только к утру вышли на противоположный берег. К рассвету сияние впереди них померкло, и стал виден громадный столб дыма.

Моисей решил уходить одним из последних. Когда последние группы людей спустились в залив, Моисей с охраной пошли вместе с ними. Раскисший песок вязнул под ногами, и Моисей почувствовал, что силы покидают его. Он стал отставать. Воины подхватили его и понесли. Когда противоположный берег был уже близок, ветер начал стихать, и они шли по пояс в воде.

Вдруг среди народа, который столпился на берегу, началось волнение. Люди что-то кричали, указывая на залив. Все обернулись и увидели вдали, где-то на середине пролива, скопище лошадей и колесниц. Вода быстро прибывала, и они отчаянно боролись за свою жизнь.

– Египтяне, нас настигают египтяне, – воскликнул Аарон, шедший рядом с Моисеем.

– Нет, они не настигнут нас, – сказал Моисей. – Войско фараоново гибнет, а народ наш обретает свободу. Свершился промысел Господень.

 

Вскоре все уже были на берегу, люди обнимали друг друга, смеялись и плакали одновременно. Какой-то мужчина пал перед Моисеем ниц, но Моисей поднял его с земли. «Я такой же человек, как и ты», – произнёс он гневно.

– Мертвых египтян прибило, – крикнул кто-то, и толпа бросилась к воде. Несколько мёртвых тел, судя по одежде, египетских воинов, колыхались на волнах около берега. Люди со страхом смотрели на них и отходили молча прочь.

– Восславим Господа! – воскликнула Мариам. – А ну-ка, музыканты, берите дудки и свирели, а мы, женщины, запеваем.

Заиграла музыка, люди взялись за руки и, двигаясь по кругу, запели вслед за Мариам:

 

…Сила моя и ликование – Бог,

Он был спасением мне.

Это – Всесильный мой,

и я прославлю Его.

Всесильный рода моего,

Его превознесу.

Бог – воин, Бог – имя Его.

Колесницы фараона и войско его

вверг Он в море,

и потонули они в море Суф…

 

Люди, забыв на время о смертельной усталости, о невзгодах и мрачных предчувствиях, прихлопывали в ладоши и пританцовывали, подпевая вслед за Мариам. Какое-то истерическое веселье овладело всеми.

Один лишь Корах стоял в стороне и смотрел на столб дыма, вздымающийся к небу где-то за горным хребтом.

«Огнедышащая гора, – шептал он. – Слышал я о таких».

К нему подбежала его жена Риха.

– Кор, идём к людям, – потянула она его за собой. – Нельзя оставаться одному в такую минуту.

– Да, ты права, что бы всё это ни значило, но мы действительно обрели свободу, обрели впервые за четыреста тридцать лет, – ответил ей Корах и присоединился к танцующим.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение ноября 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

16. Глава 2. Аарон, Мариам и Корах. Встречи с фараоном.
17. Глава 3. Исход из Египта. Переход через море.
18. Глава 4. Трудный путь. Манна небесная.
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!