HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Умит Салиев

Архипелаг Гулаг по-азиатски

Обсудить

Повесть

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 21.04.2008
Оглавление

4. Часть 4
5. Глава 5
6. Глава 6

Глава 5


 

 

 

Заканчивался третий месяц моего заключения. Моё уголовное дело все еще не было закрыто. Казалось, в СНБ обо мне забыли.

Я совсем извелся в нетерпеливом ожидании, ломая голову о причинах задержки. Встреча с моим адвокатом прояснила ситуацию. Но он не навещал меня, хотя часто бывал в тюрьме, ведя дела других заключенных. Зеки, знавшие моего адвоката, называли его хапугой и болтуном, который брал немалые деньги, но редко выполнял обещанное. Навестив меня в тюрьме сразу после ИВС, адвокат заломил астрономическую цену, обещая добиться в суде моего освобождения, и тут же стал оправдываться: “Это еще мало, – сказал он, – и судье надо дать, и прокурору, а они берут только по-крупному.” Я не спорил, но обещал заплатить после освобождения, так как мои деньги лежали в ташкентском банке. “Нет, надо сейчас”, – сказал адвокат, сразу утратив ко мне интерес. И больше я его не видел.

Каждый день я ждал каких-нибудь известий для себя. Но день проходил за днем, не принося ничего нового.

Близился Новый год. Зима выдалась ранняя, с небывалыми морозами для здешних мест. На прогулке после полумрака камеры глаза слепли от яркой белизны снега. Проводившие прогулку прапорщики отчаянно мерзли, несмотря на теплые полушубки и нахлобученные на уши шапки. Не успевали заключенные погулять и пяти минут, как прапорщики пытались загнать их назад в камеры.

– Эй! Может, хватит гулять? Давай по камерам! – кричали они, заглядывая в глазки дверей прогулочных двориков.

Но зеки, сами околевая от стужи, издевались.

– Нет! Положняк гулять будем! Погода отличная!

 

Если раньше мы задыхались от духоты и жары в камере, то теперь жестоко страдали от холода. Паровое отопление не работало. Пол у окна был покрыт коркой льда. Паста в шариковых ручках замерзла напрочь.

Как и многие другие, я не имел одеяла. Тюремная администрация не реагировала на наше требование выдать одеяла. Ночами я не мог заснуть от холода, скорчившись на голом матрасе, подтянув колени к подбородку и клацая зубами. Результат не замедлил сказаться: я простыл и лежал в горячке с высокой температурой. Не избежали этой участи и другие сокамерники. Несколько упаковок аспирина здорово помогли бы нам, но обращаться в санчасть было бесполезным делом. Умид натирал нас какой-то самодельной мазью. И то ли мазь помогла, то ли мой организм отчаянно боролся – высокая температура спала, болезнь отступила, оставив сильный сухой кашель.

С Умидом я сдружился крепко. Редко я схожусь с людьми по-настоящему. Столько на свете человеческой дряни! Но бесхитростный, добрый, всегда спокойный Умид, пришелся мне по душе.

Когда он сказал, за что он сидит, я рассмеялся, думая, что он шутит. Оказание сопротивления властям! Бред какой-то! Такой, как Умид, мухи на обидит.

Арестовали его после нашумевшего исчезновения имама андижанской мечети Джами. Летом 1995 года имам отправился в Москву из Ташкента на конференцию исламских лидеров Средней Азии и арабского Востока. В Москву он не прибыл. Прошла неделя-две – имам как в воду канул. Обеспокоенные узбеки-мусульмане стали роптать. Строилось много предположений и домыслов. Больше всего склонялись к тому, что имам арестован Службой Национальной Безопасности. Многие были уверены в этом. Имам снискал любовь простого народа за бесстрашие, с каким он в открытую обличал погрязший в коррупции и грехе режим, который довёл народ до крайней нищеты.

В Андижане начались волнения. Народ осаждал милицию, но там разводили руками: ничего не знаем.

Скоро из уст очевидца кое-что стало известно. Очевидцем оказался один андижанский профессор. Он летел в Москву через Ташкент. Профессор стоял позади имама в очереди на посадку в самолет в Ташкенте. Он видел, как к трапу самолета стремительно подъехали две машины, забрали имама и увезли.

Спустя некоторое время, пропал и профессор вместе со своими родственниками. Потом пошли повальные аресты других религиозных деятелей – сподвижников имама. В их числе оказался и Умид.

– Власти боятся слов правды, – усмехнулся Умид, рассказав мне свою историю. – Они прячут в тюрьмы людей, открывающих народу глаза. Но нас не остановят никакие репрессии.

 

Часто в камере возникали споры. Они становились общими, так как в крохотной клетушке невозможно было оставаться безучастным.

Как-то в разговоре я обмолвился, что советская власть всё же принесла немало пользы Узбекистану. Меня тут же поддержал угрюмый, обычно молчавший дехканин в вылинявшей тюбетейке и заношенном узбекском халате (он украл корову, чтобы накормить голодных детей).

– Верно. При советской власти мои дети не знали голода. Я работал. Мои руки были нужны, – дехканин поднял свои заскорузлые, в мозолях руки и повертел ими перед собой. – Я был спокоен за свою семью. А теперь что?

Умид, выбиравший вшей из своего чапана, поднял голову.

– Да, при советской власти люди были сыты, – сказал он спокойным голосом. И только. Но достаток и благополучие так и не пришли в узбекскую семью. Однако нельзя замыкаться только на желудке. Социализм разорил земли Средней Азии, погубил Арал, поставил азиатские народы перед угрозой экологической катастрофы. Лично я вижу пользу от советской власти только в том, – Умид усмехнулся, – что можно было найти тогда управу на любого зарвавшегося нашего чиновника.

– Все равно, тогда были сыты! – подал голос молодой рабочий с Ленинабадского хлопкозавода. – А сейчас цены каждый день растут, семью не прокормить, да еще зарплату не выдают. Когда это кончится!

Умид отложил в сторону чапан.

– Это кончится тогда, – сказал он, – когда наша страна станет исламской. Нынешние правители добивались независимости Узбекистана только для себя, чтобы безнаказанно грабить страну. Они прикрываются тем, что строят, якобы демократическое государство. Но что мы видим в стране? Беспредел и репрессии, коррупцию и грабеж страны, нищий народ, доведенный до отчаяния и загнанный в тупик! Социализм, коммунизм, тоталитаризм с демократической окраской – это не для нас. Мы привыкли жить по обычаям наших предков. Ислам выполнит свою великую миссию, внесет порядок и умиротворенность в стране, доброту и согласие в души узбеков-мусульман! – при этих словах глаза Умида загорелись, он высоко поднял голову. – Кто запретит народу избрать путь, угодный его сердцу? Никто! Ислам выведет нас из тупика!

Молодые парни, совершавшие с Умидом ежедневные намазы, восторженным гулом встретили последние слова своего наставника.

 

Подавляющее большинство заключенных в городской тюрьме составляла молодежь, в основном “первоходки”. Умид и другие религиозные деятели, оказавшиеся в тюрьме, вели среди них активную работу.

Из камеры в камеру передавалась религиозная литература, изучался арабский язык, для малограмотных проводился курс всеобуча, доходчиво разъяснялась ситуация в стране. Верно говорят, что тюрьма – это академия. Только здесь готовили не уголовников, а будущих борцов за лучшую долю народа.

Повсюду в стране, по словам Умида, шла тайная, с соблюдением строжайшей конспирации, незримая подготовка к борьбе. Создавались небольшие вооруженные группы по 3-5 человек для охраны исламистских лидеров. Их уже не собирались отдавать без боя, как прежде, на заклание Службе Национальной Безопасности.

Для меня все это было откровением. Я и не подозревал, что на самом деле происходило в этой азиатской стране. Да и откуда? В средствах массовой информации постоянно трубили о спокойствии и политической стабильности в республике, которая успешно поднимала экономику, заботилась о благосостоянии своего народа и быстрыми шагами шла к подлинной демократии. Об этом же взахлёб распинались газеты Запада и Америки, мировая общественность под фанфары принимала Узбекистан в свое лоно.

 

Как-то, в один из тягостных тюремных вечеров я взял у Умида Коран. Он был на русском языке. Священная книга мусульман настолько увлекла меня, что я читал ее несколько дней запоем.

Коран поразил меня. Исламская религия оказалась удивительно совершенной, универсальной и вечной. Вероучения Иудаизма и Христианства, как они изложены в Ветхом и Новом Завете, довольно туманны. В отличие от них в Коране, в учении Мухаммада, можно найти исчерпывающие ответы на каждый возникающий вопрос. И самое главное, что привлекло меня – это принцип фундаментального учения Мухаммада: человек создан невинным, свободным от прежних грехов, Ангела или Дьявола из него делают его поступки. В Китае, Индии и Бирме восточные религии проповедуют доктрину, гласящую, что судьба человека предопределена поступками в его предыдущих жизнях. Вера в переселение душ и в преемственность прежних грехов обрекали человека на бездействие и безразличие к справедливости. Это был висевший на нем тяжелый груз, который он не мог убрать ни своей добродетельностью, ни моральной стойкостью.

И Христианство присоединялось к вере в первородный грех Адама и Евы. Христианство проповедовало, что каждый человек, появившийся на свет, порочен по природе своей, наследник греха своего первого праотца.

Это были верования, которые делали судьбу человеческую безысходной, в то время как Мухаммад провозглашал, что человек рождается на свет безупречным.

Когда-то я сильно увлёкся иудаизмом, изучал Тору и Кабалу. Но глубоко разочаровался: иудаизм говорит одно, делает другое, а думает – третье. С тех пор в моей душе было пусто. Религия – неотъемлемая потребность человеческой природы. И я искал ее, и нашел лишь сейчас, открыв Коран. Исламская религия полностью отвечала моим моральным и духовным запросам, и душа моя возликовала, обретя, наконец, душевное равновесие.

 

В конце декабря, в пятницу, Умида увезли в городской ИВС. Обычно туда увозили для встречи со следователем, на очную ставку или для проведения следственных экспериментов.

В тот же день к вечеру в камере появились два новичка: молодой уйгур из Андижана, быстроглазый, шустрый, общительный и паренек из Ходжаабада, худенький, похожий на подростка. Ходжаабадец со страдальческой гримасой на лице баюкал левой рукой неестественно выгнутую правую руку, с сильно вздутой тыльной стороной у запястья.

– Где тебя так угораздило? – усмехнулся Алишер, глядя на его руку.

– Менты покалечили, – шмыгнул носом ходжаабадец, настороженно, будто ожидая подвоха, озираясь вокруг.

– Ты, видно, крутой вор? – серьёзным тоном спросил Алишер, незаметно подмигивая сокамерникам.

В камере весело заржали.

– Я не вор, – смутился ходжаабадец. – Я ничего такого не делал... Просто шел по улице и вынул папироску с анашой покурить. А навстречу мент из-за угла вывернулся. Испугался я, выбросил папироску на газон. А он поднял и в отделение меня... Там стали вешать на меня две нераскрытые квартирные кражи. Мордовали, пока я не согласился. Пришлось, куда денешься... Вот, дубинкой сломали..., – будто оправдываясь, ходжаабадец показал на свою правую руку.

– Так мы с тобой коллеги! – захохотал Алишер. – Но ты ловок, братан, две хаты обчистил!

– Оставь его, – сказал Юрка приятелю, свесив голову с верхней койки.

Я осмотрел руку ходжаабадца: у него оказался скрытый перелом лучезапястной кости. Соорудив примитивный лубок, я уложил в него руку парня.

Уйгур, сразу освоившись в камере, стрельнул у кого-то покурить и хохотал вместе со всеми над ходжаабадцем. Он попался на краже сапог на базаре. Оперативник из уголовного розыска отвел его в милицейский вагончик, тут же на базаре, избил и предложил: или пять тысяч долларов на месте, или – тюрьма. Но денег у уйгура не оказалось.

– Папаша выручит, – весело блеснул глазами уйгур, – у него своя чайхана, подмажет судью!

 

Я уже не удивлялся, что новички приходят в тюрьму избитые, искалеченные. Повсеместно в стране оперативники, дознаватели, следователи били арестованных. Это был простейший способ жестокими побоями, а порой и пытками, выбить нужные следователю показания или принудить арестованного взять на себя “глухое” – нераскрытое уголовное дело, – и всё это преподносилось в протоколах дознания как чистосердечное признание.

Особенно зверски избивали в Ташкенте, в Управлении Внутренних Дел. Как рассказывали сами зеки, там бьют палками по пяткам, надевают на голову полиэтиленовые мешки, топчут ногами, бьют дубинками по почкам, по копчику, по сердцу и бывает – забивают насмерть.

Статистика раскрываемости уголовных преступлений по стране была на уровне почти 100%. Министерство Внутренних дел объясняло достигнутые успехи высоким профессионализмом своих работников.

 

 

 


Оглавление

4. Часть 4
5. Глава 5
6. Глава 6
251 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 16.04.2024, 11:00 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!