Фёдор Раухвергер
Цикл статейОпубликовано редактором: Игорь Якушко, 3.06.2007Оглавление 1. Очерк о современной русской литературе и о месте в ней Сергея Сакина 2. Смерть в конце тоннеля (обращение к начинающим писателям) 3. Битничество (небольшой очерк об истории движения) Смерть в конце тоннеля (обращение к начинающим писателям)Зима – сезон суицидальных мыслей. Молодая интеллектуальная поросль человечества окармливает себя европейским декадансом и хитрой японской философией. Ведь это модно. А потом сблёвывает парой нежданных смертей. И это, наверное, нормально. Закономерность эволюции – самоуничтожение склонных к депрессии особей с неустойчивой психикой. Декаданс – излишество интеллектуальных измышлений европейцев. Именно они, досыта опившись в конце XIX века философических изысков, заново систематизировали культ нравственного упадка и смерти. Многие взяли на вооружение идею «негодяйствования» Артюра Рембо, этого апологета французского декаданса. «Я – римский мир периода упадка» - провозгласил его старший друг Поль Верлен. Да, декаденты сравнивали свою эпоху с, пресыщенными излишеством, последними веками Римской Империи. Новые калигулы и мессалины. Русский декаданс я разделяю на два периода: слепое подражание европейской моде и более осмысленное и по-русски идеологически подкреплённое разочарование в итогах революции 1905-го года. Молодая интеллигенция осознала, что либеральными реформами существующий строй не изменить, бунт русского народа бессмысленен и беспощаден – выхода из сложившейся ситуации не существует. Есть ли смысл созидать, устраивать семью, если всё будет сметено? Зачем прилагать усилия к чему-либо, если это всё равно никому не поможет, не будет оценено по достоинству? И молодые люди бесцельно прожигали свою жизнь, или, отчаявшись, обрывали её. Очень удачно описана эта эпоха в романе замечательного русского писателя-декадента Михаила Арцыбашева «Санин». Главный герой, подобно лермонтовскому Демону, не находит себе места, а его неприкаянность смущает других, развращает их. Пообщавшись с ним, вешается молодой, всегда восторженный, еврей; теряет себя в его сложной философии Зинаида Карсавина. Всюду оставляет после себя Санин «суету и томление духа». Эпиграф к роману – отрывок из книги Екклесиаста. Эта наполненная скептической философией часть Ветхого Завета всегда привлекала моё внимание. Я бы даже назвал её первой упаднической книгой человечества. Для подтверждения этого тезиса привожу цитату: «И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает и скорбь» Екклесиаст (2: 17, 18) Декаденты, томившиеся от затхлого европейского мировоззрения, искали отдушину в восточных философиях. Наглядный пример тому – часть творчества лауреата Нобелевской премии, выдающегося немецкого писателя Германа Гессе. И «Степной Волк», как апофеоз, особенно суицидального мировосприятия. Это произведение «возникло из размышлений автора над жизненной ситуацией современного ему человека, с его одиночеством, крахом жизненных ценностей и утратой самого смысла существования» (цитата из одной из рецензий на этот роман). Не буду подробно останавливаться на этом произведении – сейчас это не моя цель. Приведу только отрывок из стихотворения «Бессмертные», являющегося, на мой взгляд, центральной частью всего романа:
Но поистине гигантского размаха европейский декаданс достигает, соединяясь с японским культом смерти самураев. Ознакомится с ним можно прочитав трактат «Хагакурэ» Ямамото Цунэмото, а также комментарий к нему – «Хагакурэ Нюмон» нашего современника Юкио Мисимы. Вот выдержка из «Хагакурэ Нюмон»: «Между тем, «Хагакурэ» утверждает, что даже бессмысленная смерть – смерть, которая не принесла ни цветов, ни плодов, - обладает достоинством Смерти Человека». Обязательно нужно учитывать то, что «Хагакурэ» был написан для японцев, причём не для всех, а только для элиты – самураев. Об этом, к сожалению, не задумываются, принимая его на вооружение, молодые люди, воспитанные на европейской гуманной культуре. Мы живём во время очень близкое к ситуации 1905-го года. В России, да и во всём цивилизованном мире вообще, в воздухе витает та же нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне – угроза новой мировой войны, финансового кризиса. В качестве примера приведу аннотацию к новому английскому интеллектуально-концептуальному фильму «В последний момент»: «Время идёт. Жизнь проходит. «Отрывайся» как… «В последний момент»». Декаданс снова в моде. Следовательно, в моде сейчас и суицид. И это удручает. Я хочу обратиться к начинающим писателям: коллеги, давайте отведём свой взгляд от дурного – упаднической и подоночьей литературы и так уже слишком много – и будем в своих произведениях взывать к жажде жизни читателя, обнадёживать его, призывать к позитивному действию! Посвятим свою жизнь высокому Искусству; отдадим всю её, без остатка, и наши имена клинописью высекутся на скале Вечности! Стоит ли, закрыв глаза, смотреть на золотое солнце декаданса, ярко пышущее в чёрной, безликой пустоте?! Пустоте, именуемой Смертью в конце тоннеля. Оглавление 1. Очерк о современной русской литературе и о месте в ней Сергея Сакина 2. Смерть в конце тоннеля (обращение к начинающим писателям) 3. Битничество (небольшой очерк об истории движения) |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|