HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2021 г.

Роман Оленев

Подсознание

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 45 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 10.04.2015
Оглавление

5. Часть 5
6. Часть 6


Часть 6


 

 

 

Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (режиссёр Дэвид Финчер, 1999 г.)

 

Кадры из фильма «Бойцовский клуб» (режиссёр Дэвид Финчер, 1999 г.):

 

– Сядь. Ты хотел изменить свою жизнь, но не мог это сделать. Твои желания воплощены во мне.

– Не может быть!

– Может.

– Безумие!

– Со всеми это бывает. Люди видят себя такими, какими они хотели бы быть.

 

В целом фильм «Бойцовский клуб» можно смело считать одной из самых популярнейших киноиллюстраций идей психоанализа и всего учения о теневой бессознательной стороне личности, которая связана не только с агрессией и сексуальностью, но, как говорил Юнг, является ещё и неким хранилищем жизненной энергии. Той энергии, которая своими корнями уходит в первобытный, в животный мир, и той энергии, которую современная цивилизация хочет как бы похоронить в человеке.

 

Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (режиссёр Дэвид Финчер, 1999 г.)

 

Кадры из фильма «Бойцовский клуб» (режиссёр Дэвид Финчер, 1999 г.):

 

– В мире, который мне видится, ты охотишься на лосей в пропитанных влагой лесах, окружающих руины Рокфеллер-центра. На тебе – одежда из шкур, одна до конца жизни. Ты взбираешься на верхушку небоскрёба Сирс Тауэр и видишь оттуда крохотные фигурки людей, которые молотят зерно и раскладывают узкие полоски мяса по заброшенной скоростной автомагистрали. Будь здоров, чемпион!

 

Из этой сцены может показаться, что герой обрёл гармонию с первобытно-звериным началом в самом себе. То есть опять-таки прямо как по Юнгу, считавшему, что задача любой личности – это примириться со своим тёмным альтер эго, сделать его своим другом. Но этот базовый пункт психоанализа финал фильма ставит как раз под вопрос.

Дело в том, что важнейшая особенность тёмного бессознательного, помимо сексуальности и агрессии, это ещё и влечение к смерти. Одно из самых спорных положений учения Фрейда, но одно из самых фундаментальных. Известно, что Фрейд вначале объяснял всё исключительно сексуальностью, но потом почувствовал, что чего-то не учёл, и разработал концепцию о бессознательном влечении ещё и к смерти, так называемый «танатос».

Именно инстинктом смерти можно объяснить, например, тот факт, что человек боится высоты. Вернее, ведь он даже не высоты боится, а импульса, идущего из собственного подсознания, взять и прыгнуть вниз. Согласно психоанализу, именно из-за влечения к смерти всё человечество постоянно оказывается под угрозой самоуничтожения.

Вернёмся всё же к отдельно взятой личности и к фильму «Бойцовский клуб», где брутальный двойник в лице Брэда Питта воплощает подсознание героя, вначале передаёт ему агрессию, сексуальность, а затем склоняет к самоубийству.

 

Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (режиссёр Дэвид Финчер, 1999 г.)

 

Кадры из фильма «Бойцовский клуб» (режиссёр Дэвид Финчер, 1999 г.):

 

– Поганая галлюцинация! Почему я не могу от тебя отделаться?

– Я нужен тебе.

– Нет! Не нужен, больше не нужен.

– Эй, ты создал меня. Ты создал никчёмное альтер эго для повышения тонуса. Так ответь за это!

– Отвечу. Но ведь ты хватил лишку. Этого я не хочу.

– А чего хочешь? Вернуться на поганую работу? В вонючем кондоминиуме смотреть сериалы? Я не согласен!

– О господи, этого не может быть!

– Это уже есть. Замолкни. Шестьдесят секунд. Зрение хорошее?

– Нет, нет! Сейчас соображу. Сейчас соображу, всё это нереально. Ты ведь нереален. И пистолет, пистолет не у тебя. Он у меня.

– Умница. Но это ничего не меняет. Зачем же к голове?

– Это не моя голова, а наша.

– Интересно… Чем это пахнет?

 

Об идущем из глубины подсознания стремлении к самоуничтожению в психоанализе существует масса научных работ. Но мы остановимся лишь на той, которая называется «Война с самим собой»[12], написанная одним из последователей Фрейда ещё в тридцать восьмом году. В ней рассматриваются различные формы саморазрушающего поведения, которые учёный разделил на собственно самоубийство, хроническое самоубийство (сюда он отнёс психозы, алкоголизм, наркоманию, в целом антисоциальное поведение) и ещё выделил локальное самоубийство (имеется в виду членовредительство).

Тут как-то невольно перед глазами встаёт фильм «Антихрист»[13], где режиссёр вначале погружает нас вместе с героями в тёмный лес, символизирующий подсознание человека, территорию тёмных инстинктов, а затем заполняет пространство фильма двумя энергиями, о которых говорил Фрейд как о движущих силах личности, то есть сексуальным влечением и влечением к смерти, в частности, одной из таких его форм, как членовредительство.

 

Кадр из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.).

 

То, до какой степени в фильме показана связь секса и смерти, мы показывать не будем. Скажем, что весь фильм есть некий диалог с учением Фрейда.

 

Кадр из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.).

 

Главный герой, по профессии психоаналитик, пытающийся вывести из глубокого нервного расстройства свою жену – а известно, что Фрейд как раз начинал свою практику с лечения нервных расстройств у женщин – но только в фильме методы психоанализа, мягко скажем, не работают. Доходит до того, что психоаналитик в панике с пробитой ногой (жена постаралась) прячется от бешеной женщины в лесную нору.

 

Кадр из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.):

 

– Вылезай, скотина! Вылезай!

 

Причём, самое интересное, что этот забившийся в нору психоаналитик олицетворяет собой в фильме не что иное, как сознание человека как такового. А его больная на всю голову жена, одержимая сексуальным влечением и агрессией – это образ бессознательного вообще любой личности. И вот сознание и бессознательное воюют в фильме на территории леса. Который, в свою очередь, есть территория тёмных стихийных сил, это как глубинный мир подсознания.

Конечно, символично и то, что лес, похожий в фильме на ад, носит название Эдем. А значит, мужчина и женщина – это ещё и как Адам и Ева. А соответственно, сцена секса под деревом заставляет вспомнить дерево уже как библейский символ не только познания, но и момента грехопадения, когда произошла утрата целостности, и от сознания наших прародителей отделилось тёмное бессознательное.

 

Кадр из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.).

 

Как я говорю, два героя и олицетворяют собой две силы, разрывающие психику человека. Ну а то, что в фильме именно женщина выступает в качестве тёмного двойника, олицетворяющего собой и сексуальное влечение, и влечение к смерти – это достаточно условно. Это опять-таки оглядка на библейскую историю, что Ева первая приняла грех. Но, естественно, носителем тёмной природы является любой человек, независимо от пола.

А вообще интересно, что ведь и само такое название фильма – «Антихрист» – несёт в себе идею тёмного двойника. Антихрист – это же чёрная лживая копия Христа, цель которой, как у любого тёмного двойника – захватить власть, вытеснить оригинал. Ну и, соответственно, борьба за такое управление миром идёт и в самом человеке. То есть, за управление внутренним миром.

Тут есть хороший образный пример, уже из другого фильма, о том, как тёмное подсознание стремится овладеть или, скажем так, оседлать сознание. Глубинный демонический пласт психики выступает в лице ковбоя. Ковбоя из глубинки.

 

Кадр из фильма «Малхолланд Драйв» (режиссёр Дэвид Линч, 2001 г.)

 

Кадры из фильма «Малхолланд Драйв» (режиссёр Дэвид Линч, 2001 г.).

 

– Привет.

– Ну привет.

– Прекрасный вечер.

– Да.

– Хочу поблагодарить тебя, что ты проделал такой путь из центра, чтобы повидать меня.

– Чего ты от меня хочешь?

– Допустим, есть телега. Сколько возниц у телеги, как думаешь?

– Один.

– Что ж, телегой, скажем, я управляю. Ты можешь управлять вместе со мной. Если хорошо подумаешь.

– Подумаю.

– Пока.

 

Сама площадка, на которой происходит эта демонически окрашенная встреча, – опять же, метафора. Это такая территория психической реальности, где решается, кто, собственно, управляет личностью: сознание или тёмное подсознание. Тут хочется вспомнить Достоевского, сравнившего сердце человека с полем битвы, на котором Бог с дьяволом борется.

Но если же говорить о психоанализе, который называют религией двадцатого века, и сквозь призму которого мы и старались смотреть на парадоксальную двойственность человеческой природы, то он, конечно, очень глубоко изучил всю внутреннюю конфликтность личности, но при этом вынес за скобки и Бога, и дьявола, надеясь силой интеллекта измерить глубину бездны человеческой психики. А ведь из неё может вынырнуть то, что превосходит всякие психоаналитические мерки.

В сновидениях эта бездна открывается в виде жутких фигур из потустороннего подземного мира. Кино же, близкое по своей природе сновидению, имеет возможность, если надо, устроить встречу зрителю с этими фигурами воочию.

 

Кадр из фильма «Малхолланд Драйв» (режиссёр Дэвид Линч, 2001 г.)

 

Кадры из фильма «Малхолланд Драйв» (режиссёр Дэвид Линч, 2001 г.).

 

– Итак. Ты видел это место во сне. Расскажи мне.

– Стоит человек. Это он наводит ужас. Я вижу его сквозь стену. Я вижу его лицо. Представить не могу, что бы со мной было, если бы я увидел его в реальности.

– Даг, Даг, что с тобой, Даг? Ты слышишь, Даг!

 

И это не фильм ужасов, а одна из картин Дэвида Линча, режиссёра, которого называют хирургом человеческого подсознания, и по фильмам которого можно, в общем, знакомиться с идеями Фрейда. Что же касается самого отца психоанализа, то он говорил следующее: «Мы подчёркиваем тёмное и злое в человеке только потому, что другие это отрицают, в результате чего душевная жизнь человека не становится лучше, но зато делается непонятной».

Хорошие, в общем, слова, но только акцент на тёмной стороне психики – особенность не только психоанализа, но и любой религии. Скажем, Макария Египетского, который ещё в четвёртом веке, то есть до Фрейда, говорил, что сердце человека есть бездна, и тёмные силы гнездятся под самим умом, в глубине помыслов, в так называемых тайниках и хранилищах души.

Таким образом, и психоанализ, и христианство не обманываются представлением о добреньком от рождения человеке. Все мы по себе знаем, что, даже устремляясь к добру, всё равно подчиняемся таинственным злым импульсам. Другое дело, что психоанализ, в отличие от христианства, принципиально не признаёт саму возможность внутренней чистоты, того, что называется святостью. Для Фрейда и иже с ними святость – это лишь разновидность психоза и самоубийства.

Но, в свою очередь, отрицая божественный свет, психоанализ в поисках гармонии предлагает примириться с этим демоническим глубинным тёмным подсознанием в самом себе. Что, с точки зрения христианского сознания, невозможно. И в этом смысле психоанализ можно сравнить с бесконечным погружением в бездну, или в тёмные лабиринты психики, где нет света в конце тоннеля. Но – где есть страстная и красивая попытка умом высветить этот тёмный мир подсознания. Но, который, сколько ни высвечивай, всё равно остаётся тёмным.

 

Кадр из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.)

 

Кадры из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.).

 

 

 

13 декабря 2010

 

 

 

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 



 

[12] «Война с самим собой» (1938) – книга Карла Меннингера (прим. ред.).

 

[13] «Анти́христ» (англ. Antichrist) – психологическая драма с элементами мистики, ужаса и артхауса режиссёра Ларса фон Триера 2009 г. (прим. ред.).

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение апреля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

5. Часть 5
6. Часть 6

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.



Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2021 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2021 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2021 года

 

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?
Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г.
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!