HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2021 г.

Роман Оленев

Подсознание

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 45 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 10.04.2015
Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6

Часть 5


 

 

 

Кадр из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.)

 

Кадры из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.).

 

Чёрный человек стоит рядом, на одной линии с героем, и стреляет в любовника жены. Затем подходит к герою, обнимает его и шепчет ему что-то на ухо. То есть Чёрный человек – это голос подсознания. Неслучайно в этот момент на крупном плане мы видим глаза героя. И вот тут самое главное: следующий же кадр – герой уже один, и пистолет уже в его руках. В общем, понятно, что в мистическом триллере Дэвида Линча герой и Чёрный человек – это одно лицо.

Вообще, чтобы лучше понять феномен чёрного двойника и связанную с ним категорию страха, имеет смысл вспомнить и литературные примеры. Это поэма Есенина «Чёрный человек», написанная незадолго до гибели поэта. Из неё видно, что тёмный двойник преследовал его на протяжении многих лет. Есть там такие строки:

 

Чёрный человек

Водит пальцем по мерзкой книге,

И гнусавя надо мной,

Как над усопшим монах,

Читает мне жизнь

Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх.

 

Когда эта поэма вышла в печать, многие назвали её кошмарным материалом для психиатра и клиник. И примерно то же многие говорят о фильмах Дэвида Линча. Если Чёрный человек Есенина записывает жизнь поэта в книгу, то Чёрный человек в фильме Дэвида Линча записывает жизнь героя на видеокамеру. Видеозапись здесь – метафора того, что ничто не исчезает в подсознании. Да собственно Чёрный человек это и есть тёмное подсознание, которое запоминает то, что не хочет запоминать сознание героя.

 

Кадр из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.)

 

Кадры из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.).

 

А главным подтверждением, что видеозапись – это метафора памяти, вообще, тех страшных событий, от которых герой хочет убежать, вытеснить из собственной психики, служит сцена, когда он в своей квартире смотрит видеокассету, подброшенную кем-то к его дому. На этой видеокассете он видит себя самого над трупом убитой им жены.

И обратите внимание, что характер и качество съёмки точно такие же, как на видеозаписи, когда за ним неотступно как тень следовал Чёрный человек с видеокамерой. Видите, те же самые помехи. И помехи здесь – как, что ли, смутность воспоминаний.

 

Кадр из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.)

 

Кадры из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.).

 

Ну что ж, перейдём теперь к ещё одному фильму Дэвида Линча, в котором в зловещей притчевой форме развивается всё та же тема – тёмного отражения человека.

 

Кадр из фильма «Внутренняя империя» (режиссёр Дэвид Линч, 2006 г.)

 

Кадры из фильма «Внутренняя империя» (режиссёр Дэвид Линч, 2006 г.).

 

– Маленький мальчик пошёл поиграть на улицу. Он открыл дверь и увидел мир. Выйдя за дверь, он создал отражение. Родилось зло. Зло родилось и пошло вслед за мальчиком.

 

Инфернального вида жуткая тётя, рассказывающая о зле, как об отражении мальчика, тоже, как вы догадались, самая является отражением тёмной части души героини. Отражением пусть и совсем не зеркальным. Ведь, с точки зрения сходства, от двойника требуется лишь одно условие: он должен быть одного пола со своим оригиналом.

И в кино можно найти немало случаев, когда, скажем так, девочка или мальчик создали собственное злое отражение. Чтобы не зацикливаться на фильмах Дэвида Линча, остановимся на картине «Тайное окно» с Джонни Деппом, где у его героя – писателя – появился двойник, тоже писатель, и отражающий в себе как раз тёмные разрушительные силы подсознания самого героя.

 

Кадр из фильма «Тайное окно» (режиссёр Дэвид Кепп, 2004 г.)

 

Кадры из фильма «Тайное окно» (режиссёр Дэвид Кепп, 2004 г.):

 

– Я есть, мистер Рейни. Ведь вы меня создали сами.

– Посмотри!

– Выдумали.

– Я фермер из Миссисипи.

– Дали мне имя. Говорили мне, что надо сделать… У вас бы на это духу не хватило, но вы знали, что у меня хватит. Но теперь всё? Мы уже во всём разобрались?

 

Я думаю, мы́ уже кое в чём разобрались с этими зловещими двойниками. Но может всё-таки возникнуть вопрос: а бывает ли, что вот это теневое отражение или, как говорил Юнг, теневой двойник, оказываться в кино не то чтобы полезным, но, по крайней мере, не таким, что ли, маньяческим?

И вот в качестве исключения совершим неожиданнейший поворот от американского кино к нашему, а главное, к малоизвестному фильму Эльдара Рязанова «Предсказание», где герой Олега Басилашвили – тоже писатель, и, соответственно, его двойник тоже пишет роман.

 

Кадр из фильма «редсказание» (режиссёр Эльдар Рязанов, 1993 г.)

 

Кадры из фильма «Предсказание» (режиссёр Эльдар Рязанов, 1993 г.).

 

И писательство здесь не только элемент копирования – чёрному двойнику, вообще, как мы уже выяснили, свойственно записывать всю подноготную героя – но в данном случае, как я сказал, двойник хоть и чёрный (появляется он в фильме только в чёрной одежде), функция его особая.

 

Кадр из фильма «редсказание» (режиссёр Эльдар Рязанов, 1993 г.)

 

Кадры из фильма «Предсказание» (режиссёр Эльдар Рязанов, 1993 г.).

 

С одной стороны, он предвестник смерти героя (фильм называется «Предсказание»), а с другой – выступает защитником: в финале, если помните, он закрывает собой героя от пуль.

 

Кадр из фильма «редсказание» (режиссёр Эльдар Рязанов, 1993 г.)

 

Кадры из фильма «Предсказание» (режиссёр Эльдар Рязанов, 1993 г.).

 

Но причём здесь психоанализ? – спросите вы. Действительно, мистическая картина Рязанова, казалось бы, не имеет ничего общего с учением Фрейда. Но вот смотрите: само появление чёрного двойника в жизни героя, с таким же именем, таким же паспортом, есть не что иное, как возможность реализации тайных желаний, начиная от эмиграции в Израиль, от которой герой всё же откажется, заканчивая расправой над теми людьми, которые убили его отца.

 

Кадр из фильма «редсказание» (режиссёр Эльдар Рязанов, 1993 г.)

 

Кадры из фильма «Предсказание» (режиссёр Эльдар Рязанов, 1993 г.).

 

То есть опять-таки чёрный двойник может совершать то, на что у самого героя не хватило бы духу. Он есть то, чего герой втайне желает, но боится. Именно поэтому самая первая встреча со своим тёмным альтер эго в собственном доме очень пугает героя. Такая встреча с тёмным бессознательным всегда зловеща, это шок.

 

Кадр из фильма «редсказание» (режиссёр Эльдар Рязанов, 1993 г.)

 

Кадры из фильма «Предсказание» (режиссёр Эльдар Рязанов, 1993 г.).

 

– Ну и что ж ты так перепугался, а?

– Вы кто?

– Не узнаёшь?

– …

– А жаль.

– Как вы сюда попали? Что вам нужно?

– Садись, поговорим.

– Слушай, я ничего не понимаю. Кто ты? Зачем ты здесь? Для чего ты пришёл?

– Делу время, потехе час. Давай сначала позавтракаем. Налегай, Олег.

– Ты давай тоже не стесняйся. Кстати, как тебя зовут?

– Олег, по отчеству Владимирович.

– Это я – Олег Владимирович!

– Ну, я тоже. Так уж вышло, что нас двое.

– Ерунда какая-то!

– Да нет, это не ерунда. Я твоё точное повторение. Только из другого времени. У нас с тобой одинаково всё, кроме возраста.

– Такого не бывает.

– Бывает и не такое. Ты даже себе представить не можешь, что бывает.

 

Как помните, тёмное альтер эго не только в мистической картине Рязанова выступает в лице очень уверенного в себе брутального мужчины. Можно сказать, что абсолютно во всех картинах, где есть встреча со своим вторым «я», сам двойник – это одна сплошная решительность. А иногда это вообще такой накачанный красавец-самец как контраст колеблющемуся и внешне благовоспитанному герою.

Давайте вернёмся в Америку и освежим в памяти фильм «Бойцовский клуб», где от такого, ну что ли, американского полуинтеллигента отделилось его альтер эго как само воплощение сексуальности. На роль такого сексуального альтер эго позвали Брэда Питта.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение апреля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6
Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.



Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2021 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2021 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2021 года

 

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?
Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г.
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!