Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 35 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 2.03.2015
Купить в журнале за февраль 2015 (doc, pdf): ![]()
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 3. Часть 3 Часть 2
![]()
Кадры из фильма «Эйфория» (режиссёр Иван Вырыпаев, 2006 г.).
Такое внимание самых разных современных российских режиссёров к необъятным и необжитым территориям в какой-то степени объяснимо их исключительной эстетической привлекательностью и самим характером русского мировидения. Иными словами, русское художественное мировоззрение во многом зависит от особенностей русского ландшафта с его безграничностью. О так называемом русском пустом пространстве писал ещё Николай Васильевич Гоголь: «Когда во все стороны, до всех горизонтов глаз видит много, но внутри всего ничего нет». Эти довольно странные слова могут в какой-то степени натолкнуть на то, что интерес режиссёров к Пустоте, к образу Пустоты, связан всё же не только с географическими особенностями. Здесь кроятся и философские, и внутренние причины. Голые пустые пространства в искусстве заостряют внимание на самом человеке, на его внутренней сути, наконец, на духовных проблемах. То есть внешняя пустота очень часто появляется в художественном тексте, чтобы перевести внимание на пустоту внутреннюю. Вот тут можно вспомнить уже не Гоголя, а, допустим, Чехова, скажем, его повесть «Степь». А ещё лучше – «Палату №6», которая так недавно органично облеклась в форму артхаусного кино. Здесь у режиссёра появилась возможность уже смоделировать, скажем так, постапокалиптические пустые пространства, так как мотив Пустоты, полюбившийся артхаусом, стал главной и болезненной доминантой сознания героя повести.
![]()
Кадры из фильма «Палата №6» (режиссёры Карен Шахназаров и Александр Горновский, 2009 г.).
– Как-то он мне сказал, что мы все должны рано или поздно погибнуть, не оставив в природе даже отпечатка. И что если вообразить, что если через миллион лет мимо земного шара пролетит в пространстве какой-нибудь дух – он так и сказал: «дух», – то он увидит только глину и высокие утёсы. Всё: и культура, и – как это он сказал? – нравственный закон – всё пропадёт, и даже лопухом не прорастёт.
Здесь, как видим, пустота уже особая. Эти кадры чем-то даже напоминают слова из книги Бытия, когда шло сотворение мира: «Земля же безвидна и пуста, и тьма над бездною». Образ Пустоты как раз и интересен своим пограничным положением между такими понятиями как бытие и небытие. То есть, с одной стороны, Пустота как начало всего, как нулевая точка, а с другой – пустота как уже состояние после уничтожения мира. В целом же чеховская повесть «Палата №6», так легко принявшая форму артхаусного кино, показывает, что категория Пустоты стала актуальна в искусстве, в культуре ещё лет так сто-сто пятьдесят назад. Прежде всего, с возникновением философии экзистенциалистов, остро выразивших, что человек ощутил кризис собственного существования, существования себя в мире, страх на пороге небытия. Естественно, в двадцатом веке эти проблемы никуда не исчезли. При этом появился кинематограф, живо на них откликнувшийся. И его лучшие образцы – скажем, все фильмы Тарковского – как раз об этом внутреннем мучительном состоянии человека. И образ Пустоты в творчестве Тарковского является, кстати, одним и ключевых.
![]()
Кадры из фильма «Сталкер» (режиссёр Андрей Тарковский, 1979 г.):
– Во всём вашем человечестве меня интересует только один человек – я, то есть. Стою я чего-нибудь, или я такое же дерьмо как некоторые прочие? – А если вы узнаете, что вы в самом деле?.. – Знаете что, господин Эйнштейн! Не желаю я с вами спорить. В спорах рождается истина, будь она проклята. – И вот произошло великое землетрясение. И солнце стало мрачно, как власяница. И луна сделалась как кровь. И звёзды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись, как свиток. И всякая гора, и остров, двинулись с мест своих.
В общем-то, можно говорить, что мотив Пустоты, в культуре в целом, связан ещё и с апокалиптическим сознанием, в той или иной степени утратой веры в Бога и, в то же время, болезненным ощущением богооставленности. А так как мы говорим сегодня о современном российском кино, в подтверждение приведу фильм Михаила Калатозишвили «Дикое поле». Здесь героев, переживающих внутренний кризис, окружает великая Пустота казахстанской степи.
![]()
Кадры из фильма «Дикое поле» (режиссёр Михаил Калатозишвили, 2008 г.):
– Вы в Бога верите? – Не знаю. А вы? – Я… нет. Но когда он придёт, а он придёт именно сюда, то я кое-что ему скажу. – Что? – А я спрошу у него: отвернулся ты от русских людей или нет? Если отвернулся, почему не убил нас всех разом?! Почему оставил нас такими, какие мы есть? – А если не отвернулся? – А если не отвернулся – почему молчишь так долго? Почему мы не слышим тебя? Мы стои́м тут одни. А тебя не слышим. – Так и спро́сите? – Так вот и спрошу. – Ну не забудьте. – Не забуду.
То есть, пустые голые пространства во многом помогают художнику передать ощущение богооставленности современного человека, его какой-то неприкаянности, проклятости. В целом современный человек очень много думает о Пустоте. Если обратиться к философам двадцатого века, писавшим и о кризисной ситуации в мировой культуре, то у них мы находим такие термины как «эра пустоты», «ценностная пустота», «экзистенциальный вакуум» и другие, не менее «оптимистичные» определения. Чтобы передать это ощущение экзистенциального вакуума, то есть, внутренней пустоты, режиссёры готовы снимать своих героев не только в казахстанской степи или чуть ли не на Северном полюсе, но и перебрасывать героев на Луну – естественно, в смысле моделирования ситуации съёмок на лунной поверхности, как это сделал Иван Вырыпаев в фильме «Кислород». Ведь там, на Луне, уж действительно, практически абсолютная Пустота».
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 3. Часть 3 |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Тендер на газобетонные блоки московская область. . Платный прием детского офтальмолога: реи тинг лучших детских офтальмологов. |