HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2025 г.

Роман Оленев

Пустота

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 35 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за февраль 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 2.03.2015
Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3

Часть 2


 

 

 

Кадры из фильма «Эйфория» (2006 г., режиссёр Иван Вырыпаев)

 

Кадры из фильма «Эйфория» (режиссёр Иван Вырыпаев, 2006 г.).

 

Такое внимание самых разных современных российских режиссёров к необъятным и необжитым территориям в какой-то степени объяснимо их исключительной эстетической привлекательностью и самим характером русского мировидения. Иными словами, русское художественное мировоззрение во многом зависит от особенностей русского ландшафта с его безграничностью.

О так называемом русском пустом пространстве писал ещё Николай Васильевич Гоголь: «Когда во все стороны, до всех горизонтов глаз видит много, но внутри всего ничего нет». Эти довольно странные слова могут в какой-то степени натолкнуть на то, что интерес режиссёров к Пустоте, к образу Пустоты, связан всё же не только с географическими особенностями. Здесь кроятся и философские, и внутренние причины. Голые пустые пространства в искусстве заостряют внимание на самом человеке, на его внутренней сути, наконец, на духовных проблемах. То есть внешняя пустота очень часто появляется в художественном тексте, чтобы перевести внимание на пустоту внутреннюю.

Вот тут можно вспомнить уже не Гоголя, а, допустим, Чехова, скажем, его повесть «Степь». А ещё лучше – «Палату №6», которая так недавно органично облеклась в форму артхаусного кино. Здесь у режиссёра появилась возможность уже смоделировать, скажем так, постапокалиптические пустые пространства, так как мотив Пустоты, полюбившийся артхаусом, стал главной и болезненной доминантой сознания героя повести.

 

Кадры из фильма «Палата №6» (2009 г., режиссёры Карен Шахназаров и Александр Горновский)

 

Кадры из фильма «Палата №6» (режиссёры Карен Шахназаров и Александр Горновский, 2009 г.).

 

– Как-то он мне сказал, что мы все должны рано или поздно погибнуть, не оставив в природе даже отпечатка. И что если вообразить, что если через миллион лет мимо земного шара пролетит в пространстве какой-нибудь дух – он так и сказал: «дух», – то он увидит только глину и высокие утёсы. Всё: и культура, и – как это он сказал? – нравственный закон – всё пропадёт, и даже лопухом не прорастёт.

 

Здесь, как видим, пустота уже особая. Эти кадры чем-то даже напоминают слова из книги Бытия, когда шло сотворение мира: «Земля же безвидна и пуста, и тьма над бездною». Образ Пустоты как раз и интересен своим пограничным положением между такими понятиями как бытие и небытие. То есть, с одной стороны, Пустота как начало всего, как нулевая точка, а с другой – пустота как уже состояние после уничтожения мира.

В целом же чеховская повесть «Палата №6», так легко принявшая форму артхаусного кино, показывает, что категория Пустоты стала актуальна в искусстве, в культуре ещё лет так сто-сто пятьдесят назад. Прежде всего, с возникновением философии экзистенциалистов, остро выразивших, что человек ощутил кризис собственного существования, существования себя в мире, страх на пороге небытия.

Естественно, в двадцатом веке эти проблемы никуда не исчезли. При этом появился кинематограф, живо на них откликнувшийся. И его лучшие образцы – скажем, все фильмы Тарковского – как раз об этом внутреннем мучительном состоянии человека. И образ Пустоты в творчестве Тарковского является, кстати, одним и ключевых.

 

Кадры из фильма «Сталкер» (1979 г., режиссёр Андрей Тарковский)

 

Кадры из фильма «Сталкер» (режиссёр Андрей Тарковский, 1979 г.):

 

– Во всём вашем человечестве меня интересует только один человек – я, то есть. Стою я чего-нибудь, или я такое же дерьмо как некоторые прочие?

 – А если вы узнаете, что вы в самом деле?..

– Знаете что, господин Эйнштейн! Не желаю я с вами спорить. В спорах рождается истина, будь она проклята.

– И вот произошло великое землетрясение. И солнце стало мрачно, как власяница. И луна сделалась как кровь. И звёзды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись, как свиток. И всякая гора, и остров, двинулись с мест своих.

 

В общем-то, можно говорить, что мотив Пустоты, в культуре в целом, связан ещё и с апокалиптическим сознанием, в той или иной степени утратой веры в Бога и, в то же время, болезненным ощущением богооставленности. А так как мы говорим сегодня о современном российском кино, в подтверждение приведу фильм Михаила Калатозишвили «Дикое поле». Здесь героев, переживающих внутренний кризис, окружает великая Пустота казахстанской степи.

 

Кадры из фильма «Дикое поле» (2008 г., режиссёр Михаил Калатозишвили)

 

Кадры из фильма «Дикое поле» (режиссёр Михаил Калатозишвили, 2008 г.):

 

– Вы в Бога верите?

– Не знаю. А вы?

– Я… нет. Но когда он придёт, а он придёт именно сюда, то я кое-что ему скажу.

– Что?

– А я спрошу у него: отвернулся ты от русских людей или нет? Если отвернулся, почему не убил нас всех разом?! Почему оставил нас такими, какие мы есть?

– А если не отвернулся?

– А если не отвернулся – почему молчишь так долго? Почему мы не слышим тебя? Мы стои́м тут одни. А тебя не слышим.

– Так и спро́сите?

– Так вот и спрошу.

– Ну не забудьте.

– Не забуду.

 

То есть, пустые голые пространства во многом помогают художнику передать ощущение богооставленности современного человека, его какой-то неприкаянности, проклятости. В целом современный человек очень много думает о Пустоте. Если обратиться к философам двадцатого века, писавшим и о кризисной ситуации в мировой культуре, то у них мы находим такие термины как «эра пустоты», «ценностная пустота», «экзистенциальный вакуум» и другие, не менее «оптимистичные» определения.

Чтобы передать это ощущение экзистенциального вакуума, то есть, внутренней пустоты, режиссёры готовы снимать своих героев не только в казахстанской степи или чуть ли не на Северном полюсе, но и перебрасывать героев на Луну – естественно, в смысле моделирования ситуации съёмок на лунной поверхности, как это сделал Иван Вырыпаев в фильме «Кислород». Ведь там, на Луне, уж действительно, практически абсолютная Пустота».

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение февраля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3
443 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.01 на 16.02.2025, 15:11 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко

14.02.2025
Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать!
Владимир Локтев

27.12.2024
Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо.
Геннадий Литвинцев



Номер журнала «Новая Литература» за январь 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Тендер на газобетонные блоки московская область. . Платный прием детского офтальмолога: реи тинг лучших детских офтальмологов.
Поддержите «Новую Литературу»!