HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Алексей Музычкин

Андалусия

Обсудить

Сборник рассказов

 

Купить в журнале за ноябрь 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 года

 

На чтение потребуется 35 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Елена Астахова, 29.10.2017
Оглавление

2. Андалусия
3. Вещи


Вещи


 

 

 

Пустынное утро.

Я выхожу из машины и иду к подъезду, стараясь не запачкать полы плаща о грязные сугробики по краям дорожки.

«Девушка! А деньги?»

Возвращаюсь к машине.

Мелкий серый снег тает, не долетая до земли. Шумят колёса машин за спиной, будто вздыхают скучные мысли. И над головой – пустота.

Я подхожу к крыльцу, набираю код, захожу в подъезд, поднимаюсь по короткой тёмной лестнице к лифту. Пока жду кабину, поворачиваюсь к высокой батарее у стены.

Две белые и насквозь мокрые варежки.

Пушистые, все в капельках растаявшего снега, они однажды легли на батарею и до сих пор там лежат. Лифт подъехал, и восьмилетняя девочка, громко клацая чехлами коньков, забралась в кабину, захлопнула дверь и уехала. А варежки забыла.

За тридцать с лишним лет, если от варежек что-то и осталось, то в лучшем случае клок грязной шерсти в мусоре где-нибудь на свалке. Или под землёй. А может, и того нет.

Мне вдруг становится удивительно, что я отлично помню эти белые варежки, лежащие на батарее, и какие они были мокрые, и как жемчужинами таял на них снег, а варежек уже никаких нет.

Или есть?

 

Я выхожу из лифта.

Дверь в квартиру открыта. Она открыта уже неделю.

Я вхожу в квартиру и начинаю ходить между коробок, не понимая, где я. Потом возле одной сажусь на корточки. Надо ещё раз проверить, что в коробках. Буду разгребать пыльные коробки, в которых нет ничего, кроме хлама. Буду искать в коробках его и не находить.

Как только я начинаю, мне кажется: вот сейчас я увижу знакомую картину, знакомую безделушку, книгу, достану – и вместе с вещами вытяну из коробки его.

Он вылезает из коробки, встаёт, отряхивается. Высокий, чуть сутулится – лицо, как обычно, такое, словно я ему помешала. Он говорит мне с укором: «Лиза, сколько раз я говорил...»

– Я знаю, папа, я знаю! Твои вещи трогать нельзя! Но ты... умер шесть дней назад.

Я открываю ближайшую коробку: знакомая книга, рама без картины, чашки, завёрнутые в газету...

Она.

Я чувствую себя вандалом, оскверняющим храм. Я беру её в руки. В детстве она стояла высоко на шкафу в комнате родителей – так высоко, что даже когда я выросла, я не могла до неё дотянуться. В первый раз она у меня в руках. Ощущение такое, будто я трогаю поверхность Луны.

Когда я была маленькая, и лампа светила в углу, словно свеча в шалаше пастуха, и комната была такой большой, что перейти её надо было решиться – эта белая женщина стояла высоко на горе. С горы шло мерцание её тоги. Я росла в благоговении перед ней, смотрящей на меня. Она была всегда – и тогда, когда меня не было. Это был мой символ вечности.

А в двенадцать лет я привезла из пионерлагеря дурацкую пластиковую чайку на синей пластиковой волне с надписью – «Привет из Сочи!» Все девчонки в лагере покупали эти сувениры на присланные из дома трёхрублевки, и я купила. Дома я торжественно преподнесла чайку папе.

Папа понял важность чайки, встал на стул и поставил её на самый верх, на шкаф, рядом с белой статуэткой. С тех пор белое совершенство стояло на шкафу рядом с моим трёхрублевым сувениром. Это принижало богиню, но это возвышало чайку. Так я стала рядом с вечностью.

 

Я вынимаю их обеих из пыльной коробки. Я ощупываю их и не понимаю. Мне хочется снова поставить их на высокий шкаф. Я хочу, чтобы они смотрели сверху за моей жизнью. Чтобы я знала, что кто-то смотрит за моей жизнью.

Но шкаф разобрали и вывезли. За моей жизнью больше никто не смотрит.

Я беру богов в руки – они такие маленькие! Бог-сын пищит мне: «Привет из Сочи!»

Я глотаю слёзы и, потому что в квартире всё равно никого нет, шепчу вслух: «Папа! Папа! Почему эта статуэтка такая твёрдая и холодная? Почему она больше не смотрит на меня с горы?»

И вдруг я слышу его голос:

– Лиза, ну что ты опять расплакалась? Какая ты неженка, ей-Богу! И зачем ты трогаешь всякую дрянь?

– Дрянь?!

– Эта статуэтка из ящика с вином. Глупый дорогой подарок, который мне сделали на работе. В деревянном ящике была огромная бутылка в соломе, штопор, бокал и эта уродливая фигурка. Я её сразу выкинул в мусор.

– Но как же?..

– Потом мама вытащила её из ведра и сказала, что подарит тёте Варе. А потом мы забыли про неё – и она так и осталась стоять на шкафу...

Я встаю и иду на кухню. Я понимаю, что весь разговор мне просто чудится. Надо делать дело. На кухне толпятся соседские стулья.

Я оборачиваюсь и вижу в углу кухни картину – большую, в золотой волнистой раме. Она не уместилась ни в одну коробку. Стоит, прислонённая к стене.

Едут через тёмную заснеженную опушку сани, машет кнутом ямщик в черном кафтане, и женщина в красной шубе, закутанная в цветастый платок, испуганно жмётся рядом. За санями по снегу гонятся волки. Стоят мохнатыми топорами вокруг страшные ели, летит в морозной ночи Луна...

 

Эта картина висела в моей спальне, пока я была маленькая – а потом куда-то пропала. Я не знаю, почему так происходит в детстве – может быть, когда мы маленькие, нам нечем заняться... Меня укладывали после обеда спать, а я не могла заснуть и всё смотрела на эту картину; и оказывалась в этих санях рядом с ямщиком, и дух захватывало нестись так по кромке чёрного леса, и волки лязгали пастями совсем близко, и прыгала Луна над головой...

Но я не боялась – вернее, это был не отчаянный страх, не безнадёжный – а такой, который странным образом был сродни теплу под одеялом, гипсовому венку на потолке вокруг люстры, приглушённому разговору родителей в соседней комнате...

Сколько раз потом, увидев тяжёлые заснеженные ели – с балкона в доме отдыха, стоя на лыжах на горном склоне, из окна поезда – я вдруг замирала, и собеседники смотрели на меня с удивлением. Сладким забытым вкусом проливалась в сердце уютная жуть...

Я слышу за спиной голос папы:

– Лиза, я купил эту картину, когда был... гм… довольно пьян. С одним моим другом на Крымской набережной мы увидели её и вздумали подарить сослуживице, которая в тот день защитила диссертацию. Видишь ли, на защите ей немало хлопот доставил некто доцент Волков. А на следующее утро я посмотрел на картину и понял, что и картина, и шутка были вовсе не хороши. Тогда я повесил картину в твою комнату – ты была ещё совсем маленькой и ничего не понимала. А когда ты выросла, я засунул её подальше на антресоли...

– Но мне нравится эта картина, папа.

– Ты плохо разбираешься в искусстве, Лиза.

 

Я подхожу к подоконнику, чтобы взять скотч. На подоконнике ещё одна коробка – поменьше – в ней лежит на боку старый деревянный автобус-копилка.

Я оборачиваюсь.

– Пап, а помнишь, мы кормили автобус монетками?

– Я, правда, не знаю, зачем я покупал все эти вещи, Лиза... Мы с мамой как-то зашли в магазин на Кузнецком, и чёрт его знает зачем... Этот автобус ничего не значит.

– Он значит, папа.

Я вдруг слышу, как он плачет.

– Ты что, пап?!

– Не значит… Все эти вещи ничего не значат... Ничего, ничего...

– Значат! Значат, значат! Ты что? Ещё как значат!

И я понимаю, что не мне, живой, надо, чтобы за мной смотрели сверху с горы, но ему. И я обнимаю его, и прижимаю к себе. А он такой маленький. И платье моё начинает светиться в темноте.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению ноября 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

2. Андалусия
3. Вещи

440 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 19.04.2024, 21:19 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!