HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Андрей Медведев

Мир. Текст. Я

Обсудить

Философское эссе

 

(гносеологические, онтологические
и аксиологические аспекты
восприятия мира и текста)

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 10.09.2010
Оглавление

2. Всем павшим в борьбе с ветряными мельницами
3. Ритуал
4. Резюме

Ритуал


 

 

 

Теперь осталось ответить на вопрос: «И что со всем этим делать?»

Я не собираюсь классифицировать различные этические категории, развлекаться относительностью этических понятий – этого добра хватает у классиков.

Кант, придя к выводу о бессилии теоретического разума, заявил, что человек живет и действует в сфере практического разума, который оперирует не знанием, а волей. Деление Разума на теоретический и практический мне кажется довольно спорным. Но здесь не время и не место для глубокой ревизии Канта. Итак, наиболее важной в сфере практического разума становится мораль. Отсюда и Категорический императив Канта.

Буквально: «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства». Или упрощенно – для домохозяек: «Поступай в отношении другого так, как ты хотел бы, чтобы он поступил с тобой».

Спорно? Спорно. А если я маньяк-мазохист? Не завидую объекту! (шутка)

Согласно Канту, моральное чувство и совесть – врождённые качества. В значительной степени это так. Воспитание может усилить или ослабить эти качества, однако «синдром Раскольникова» не появится в том, в ком он не заложен. Тут уж никакое воспитание не поможет.

В «Метафизике нравов» Кант соотносит моральное чувство в человеке с законом долга. Долг по отношению к другим – делать добро, долг по отношению к себе – сохранять свою жизнь и прожить её достойно (самосовершенствоваться, например).

Забавно, что понятие ценности опять же впервые появляется именно у Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость: они – требования, обращённые к воле, цели, поставленные перед ней.

Согласно Канту, человеческую волю нельзя ставить в зависимость от внешних по отношению к ней благ и целей, поскольку с изменением этих благ меняется смысл доброго и злого. Не содержание воли определяется внешними ей целями, а, наоборот, цели различаются по тому, какими ценностями направляется воля. К сожалению, реальность это положение Канта зачастую опровергает. Припоминаете – «Град обречённый» Стругацких?.. Оно. Гнёт нас «вещь в себе».

В принципе, положение Канта относительно воли вполне приемлемо, но к идеально вышколенной личности, строго соблюдающей свой Ритуал. Но таких боголюдей (Кант к ним, кстати, относился) по пальцам можно пересчитать.

Я принимаю концепцию Канта с существенной заменой понятия «должны» понятием «можем» и, вслед за Бретано и Шелером, полагаю, что сущность всякого познания ценностей составляет акт предпочтения, в котором устанавливаются ранги ценностей. Мы ничего и никому не должны. Мы только можем. Или не можем…

А наше МОЖЕМ, как ни странно, воплощается в ритуализме (внутреннем и внешнем) – в готовности соблюдать формальные правила игры, нами же и созданной. Не случайно восточные философы, начиная с Конфуция, ратовали за строгое соблюдение Ритуала. Дисциплина внешних действий создаёт хорошую предпосылку для поддержания пламени веры в избранные ценности. Но опять же – слепое соблюдение Ритуала при отсутствии или потере веры неизбежно приводит к медленному разрушению Мельниц. Всё взаимосвязано.

Итак. Ответ на последний поставленный вопрос: «Что же со всем этим делать?»

После того как вы определились (и с Мельницами, и с верой у вас всё в порядке), приходится соблюдать Ритуал. Даже в том случае, если вы заняты процедурой его разрушения.

 

 

 


Оглавление

2. Всем павшим в борьбе с ветряными мельницами
3. Ритуал
4. Резюме
627 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.05 на 30.06.2025, 12:41 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

11.06.2025

Снова встаёт вопрос – не стоит ли «Новой Литературе» стать «Новым литературоведением»? Потому что прекрасные, образные очерки об истории литературы раз за разом попадают в цель, и если их собрать в один сборник, то получится замечательное пособие для студентов-филологов. Никакой сетки унылых дат, только воссоздание творческого ландшафта каждого творца.

Елена Гуненкова


03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!