HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2024 г.

Лачин

Жанна д’Арк, Милла Йовович и Космодемьянская

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за май 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2022 года

 

На чтение потребуется 6 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 2.05.2022
Кадры из фильма Люка Бессона «Жанна д’Арк» 1999 г., с Миллой Йовович в роли д’Арк.

 

 

 

О Жанне, ну той, бессмертной, снято около 90 фильмов. Большинство из коих лучше бы не сняли вообще. А лучше бы вообще ни один, кроме как с Миллой Йо́вович («Посланница: История Жанны д’Арк», 1999 г.). Объяснимся.

Внешность Жанны неизвестна. Неизвестно даже, была она светло- или тёмноволосой (а французы единственный крупный европейский народ, среди которых одинаково распространены и те и другие, и потому по теории вероятности тут тоже ничего не скажешь). Известно лишь, что была не крупнотелой, и довольно стройной. Поэтому нет смысла вычислять, кто из актрис более подходил по внешности. Дело в ином.

Дело даже не в актёрском таланте. Он первостепенно важен, конечно. Но здесь речь идёт об одной определённой роли. И даже великая актриса может на неё не подойти.

Дух. В современной лексике говорят ещё так: «энергетика». Дух Жанны. Главное – его передать. Передали. Точнее, передала. Не понявшие этот фильм (его вообще мало кто понял) иронизируют над тем, как бесновато ведёт себя Йовович в роли Жанны, мол, истерична, издёргана.

В результате Йовович получила «премию» «Золотая малина» как худшая актриса.

О, идиоты...

Стоп, стоп. Да лично я не воевал, к сожалению своему. Но, 1) я много слушал ветеранов Великой Отечественной, как они меж собой говорили, 2) много общался с участниками Афганской, карабахской и абхазской войн, 3) много читал о войнах.

Также смею сказать, что немало знаю о д’Арк, интересовался ею с детства ещё.

Ну так вот.

Мы придумали себе другую Жанну. Мягкую, с ангельским взором. В стиле Ингрид Бергман, её сыгравшей. Ерунда, ребята – на фронте такое не катит. Едва лишь окинув взором десятки игравших Жанну, понимаешь, что любая из них и ротой командовать не сможет, не то что всем фронтом. Как говорил Станиславский – «не верю!». И средневековый портрет Жанны (написанный после её гибели человеком, никогда её не видевшим), ничем не лучше.

 

Слева направо. Средневековый портрет Жанны д’Арк. Не верю. Милла Йовович в роли д’Арк. Верю. 
Слева направо. Средневековый портрет Жанны д’Арк. Не верю. Милла Йовович в роли д’Арк. Верю.

 

Не верю. И картины на эту тематику – не лучше. Не верится.

Дико ведёт себя Йовович в роли Жанны? Так это нормально. Так оно и было. Война не игрушки. Не было никакой ангелообразной Жанны – её мы себе сами придумали.

(Через пару дней после окончания сей статьи говорил с ветераном абхазской войны, он сказал – война дело грязное и жёсткое, романтика там не катит. Чёрт, ведь я пишу о том же...)

 

 

*   *   *

 

Та же проблема с Зоей Космодемьянской, в постсоветском кино постоянно изображаемой плачущей, а на картинах – этакой ангеловидной девицей, летящей над облаками. Не было таких Жанны и Зои. Подобные девицы поливают кактусы, дома сидючи. В лучшем случае – перевяжут израненного. Но не более того.

 

Слева направо. Жанна д’Арк на картине. Не верю. Командовать она не сможет. Йовович в роли д’Арк. Верю. 
Слева направо. Жанна д’Арк на картине. Не верю. Командовать она не сможет. Йовович в роли д’Арк. Верю.

 

«Последняя ночь» (Зоя Космодемьянская. 1948-1949. Холст, масло. 182 х 170). 

 

Фото Космодемьянской (вскоре после смерти отца, 1933 г.). 

 

Кадр из фильма о д’Арк (Космодемьянской?) в исполнении Йовович. 

 

Сверху вниз. «Последняя ночь» (Зоя Космодемьянская. 1948-1949. Холст, масло. 182 х 170). Не верю. Фото Космодемьянской (вскоре после смерти отца, 1933 г.). Верю. Кадр из фильма о д’Арк (Космодемьянской?) в исполнении Йовович. Верю. И как в д’Арк, и как в Космодемьянскую.

 

 

*   *   *

 

(Рене-Жанна Фальконетти сыграла бесподобно, в фильме Карло-Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» 1928 г. Гениально. Просто это не д’Арк. Такие не воюют. Тем более не командуют фронтом.)

 

Рене-Жанна Фальконетти в роли Жанны д’Арк. «Гениально. Просто это не Жанна. Такие не воюют. Тем более не командуют фронтом». 

Рене-Жанна Фальконетти в роли Жанны д’Арк. «Гениально. Просто это не Жанна. Такие не воюют. Тем более не командуют фронтом».

 

 

*   *   *

 

Смотря на Йовович в данной роли, я наконец-таки увидел Жанну д’Арк.

Не нравится? Тогда скажи прямо, что не любишь ты д’Арк и Космодемьянскую. Всё нормально. Можешь не любить, выбор твой. Просто лицемерить не надо.

Люк Бессо́н, режиссёр данного фильма, где Йовович прыгнула выше головы, точно угадал архетип, нужный для показа истинной Жанны д’Арк. Артемида-Селена-Диана. Да, так оно и есть. Такая – может командовать. Верю.

Поняла это и сама Йовович.

«Мне кажется, что она пряталась за фасадом святости так долго, что никто и не пытался понять её как реально существовавшего человека. Я внимательно прочла сохранившиеся протоколы суда над ней, переведённые с латыни на английский. Из них совершенно очевидно вырастает реальная личность. Она импульсивна и обладает мнениями и определённой манерой общения с людьми...» (из интервью Йовович).

«...фасадом святости». Точно. Ангельский облик был фасадом, за коим стояла жестокая правда войны.

«Она импульсивна...». Точно. Нашлась-таки актриса, понявшая это.

Она бы поняла Космодемьянскую.

 

 

*   *   *

 

 (Была советская актриса, могущая сыграть д’Арк, частично даже сыгравшая, в фильме Глеба Панфилова «Начало», 1970 г. Инна Чурикова. К сожалению, сыграла лишь отчасти, в роли актрисы, играющей роль д’Арк. Руководство отринуло план Панфилова снять фильм именно о д’Арк. Мол, а почему не о Космодемьянской? Ничтожества не поняли, что именно Чурикова и покажет на экране истинную Космодемьянскую, пускай и в виде д’Арк.)

 

Игравшие Жанну д’Арк. Слева направо: вторая – Инна Чурикова, пятая – Милла Йовович. Верю. Остальных, похлопав по попкам, нужно отправить домой. 
Игравшие Жанну д’Арк. Слева направо: вторая – Инна Чурикова, пятая – Милла Йовович. Верю. Остальных, похлопав по попкам, нужно отправить домой.

 

 

*   *   *

 

Йовович могла бы сыграть Космодемьянскую. Кто хочет видеть Космодемьянскую – смотрите Йовович в роли д’Арк.

А постсоветские фильмы о Космодемьянской – ложь.

 

 

*   *   *

 

И что ещё интересно... Феминизм на Западе выродился в нечто непотребное, в частности, в кино это сплошная пошлятина. А в данном фильме, Бессона, есть сцены, трогающее сердце человека, ратующего за равноправие полов, и именно с этих позиций выступающего против патриархата (а не с позиций матриархата, как нынешнее подлое бабьё Запада). Ибо есть политически левый феминизм, и есть правый. Насколько благороден первый, настолько презренен второй. И в данном фильме есть сцены, достойные левого феминизма.

Полководцы презирают д’Арк, как женщину, по недоразумению назначенную главнокомандующим. Но всё быстро меняется. Один из них – здоровенный толстый мужик – слёзно молится, чтоб она выжила, и плачет от радости, услышав её голос. Другой подставляет грудь, спасая её от стрелы. Поднимает её на руках, влепляясь лицом ей в зад. Всё это, казалось бы, дешёвые штампы матриархального голливудского дерьма.

Но нет! В данном случае это прекрасно.

Мы, левые, должны не перепутать одно с другим.

Тут всё по-другому. Ибо, во-первых, это реальная история. Во-вторых, тут нет матриархата, сиречь подлости, а есть воспевание – воспетие – положительного героя, героини. Когда она едет верхом и люди целуют ей руку – это прекрасно, тут, с политически левой точки зрения, нет пошлости и глупости. Это ранний феминизм, левый, нормальный, достойный пропагандирования.

И Западу это не понравилось. Не понравилось и российскому либерасту. Ибо такой, неподлый, феминизм ему без надобности. Фильм провалился в прокате – и в этом ничтожество современного Запада, и тех постсоветских, что ему вторят.

(И неважно, что сыгравшая истинную Жанну (Зою) – этнически славянка, даже полурусская. Это, если честно, совпадение. (Хотя приятно, конечно.) Главное – передача духа. Дух – вне этноса.)

 

 

*   *   *

 

Всё это будет актуально в не столь уж далёком будущем. Никому не нужны будут тупые сексапилки современного кино. Будут востребованы... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

Милла Йовович в роли Жанны д’Арк 
Милла Йовович в роли Жанны д’Арк

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за май 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
1333 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.05 на 24.06.2024, 21:32 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

17.06.2024
Главное – замечательно в целом то, что Вы делаете. Это для очень многих людей – большая отдушина. И Ваш демократизм в плане работы с авторами – это очень важно.
Виталий Гавриков (@prof_garikov), автор блога о современной литературе «Профессор скажет»

10.06.2024
Знакома с «Новой Литературой» больше десяти лет. Уверена, это лучшая площадка для авторов, лучшее издательство в России. Что касается и корректуры, и редактуры, всегда грамотно, выверенно, иногда наотмашь, но всегда честно.
Ольга Майорова

08.06.2024
Мне понравился выпуск. Отметил для себя рассказ Виктора Парнева «Корабль храбрецов».
Особенно понравилась повесть «Узники надежды», там отличный взгляд на проблемы.
Евгений Клейменов



Номер журнала «Новая Литература» за май 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

князь серебряный аудиокниги . Обзор матча "Витесс" - "Твенте" 25 января 2023, 18 тур Эредивизи
Поддержите «Новую Литературу»!