HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Лачин

Ошибка Пушкина и Достоевского, или Две главные ошибки русской драматургии

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за февраль 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2022 года

 

На чтение потребуется 4 минуты | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 16.02.2022
Иллюстрация. Автор: Джон Клементс Грегори. Название: «Трагедия «Король Лир». Горельеф» (1932 г., Шекспировская библиотека Фолджера  в Вашингтоне). Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Folger_King_Lear.JPG

 

 

 

Дело не в том, столько человек проголосовало за то или иное решение, а в том, насколько разнообразны эти люди. Предположим, вы опросили миллион человек и получили единогласное решение. Но оно может быть крайне необъективным, если вся эта публика однородна, и над ней довлеет некое общее заблуждение, или она по причинам одинакового воспитания и среды механически повторяет одно и то же. А можно опросить человек 5-10, но очень разных, и если они дают один ответ, то он кое-чего стоит.

Можно опросить сотню тысяч человек на предмет того, какое сочинение Пушкина наилучшее, и получим ответ: «Евгений Онегин». Но большей частью это будут механические ответы. Попробуем поступить иначе.

Перечислим мнение 7 человек, знаменитых и не очень. Мы с Яной Ка́ндовой, прозаиком и филологом, это обсуждали, назову и её.

Пушкин считал, что это «Анжело». «А между тем это лучшее, что я написал» (из писем, цитирую по памяти, но наизусть или почти наизусть).

Белинский считал, что это «Каменный гость». (И это несмотря на его нелюбовь к фантастике (да, «Каменный гость» – фантастика).

Анненский – что это «Цыгане».

Вересаев – что это «Моцарт и Сальери».

М. Цветаева – что это «Пир во время чумы». («Евгения Онегина» не любила, о чём писала в автобиографии, «Никогда не любила “Евгения Онегина”». Книга «Мой Пушкин» написана о вымышленном персонаже, вплоть до того, что Пушкин там выведен брюнетом.)

Автор данной статьи – что это «Борис Годунов» и «Пир во время чумы».

Яна Кандова – что это «Пир во время чумы».

Все они (мы) разнимся и хронологически, и по воспитанию, по характеру данного образования, да и по взглядам на литературу в целом, вообще по идеологии, и по отношению к Пушкину тоже. Роднит нас только одно – все мы хорошо знали (знаем) пушкинские произведения, многажды перечитывали. (Сам Пушкин, может, и не перечитывал, но, думается, тоже неплохо их знал.)

Потому, если что-то совпадёт, это наводит на размышления.

Все назвали только драматические сочинения. Притом что они составляют меньшинство пушкинских произведений.

Мнение семерых вышеназванных объективнее мнения миллиона обывателей, что механически выдохнут название произведения, которым их напичкали со школьной программы.

Пушкину долженствовало писать только драмы в стихах. И тогда он был бы заметно сильнее.

Перейдём к Достоевскому. («Эк лихо, однако, прохаживается по классикам автор данной статьи», – иронично заметит иной почитатель классики. Да, это точно... Однако продолжим.)

Обратим внимание, что наиболее впечатляет у Достоевского. Сцены. Драматургические (не драматические, хотя и это есть, а именно драматургические). Театральные (можно и в кино). Диалоги. Монологи. Бросание денег в камин в «Идиоте». Схождение Мышкина с ума. Сцены из «Села Степанчиково и его обитателей». Пьеса Ивана Карамазова, об инквизиторе, что по-своему великий. Вспомним повесть «Дядюшкин сон». На протяжении ряда лет, после её прочтения, я думал, что это пьеса. Начав перечитывать, удивился – да это ж проза... Потом понял – моей вины тут нет, просто написано так, что лучше было бы сделать это пьесой. Как, впрочем, и большинство сочинений Достоевского.

Неслучайно Достоевский хорошо подходит театру (правда, в урезанном варианте), телепьесам и фильмам.

Достоевский, как и Пушкин, был прирождённым драматургом. Точнее, великим трагиком. Проблема была в том, что в его времена драму могли сыграть лишь на подмостках театра, что ограничивало её временные возможности; кинематографа не существовало. Не было жанра кинопьес, то бишь сценариев. А он писал большие произведения, по объёму и количеству персонажей не вмещающиеся на театральные подмостки. И решился писать прозу. Романы.

Был ли выход? Был.

Нужно было писать т. н. пьесы для чтения, в сотни стр. Написал же Фридрих Горенштейн пьесу об Иване Грозном, «На Крестцах», в 1050 стр. (Есть и пьеса побольше, английская, об ирландском сопротивлении.) У Достоевского вышло бы заметно лучше.

(Кстати, интересный парадокс... Именно пьесы Пушкина лучше годятся для чтения, а не сцены/экрана, по причине крайней сжатости своей, краткости. У Достоевского – да, вышло бы для чтения, но с появлением кино эта проблема снялась бы. Достоевский даже ещё более драматург.)

Пушкин мог бы сравняться с Шекспиром в драматургии стихотворной, Достоевский – стать наилучшим в... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

2008, 2021 гг.

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в феврале 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
448 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 11:59 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Ресурс SmartZone узнал все характеристики про новый Нокиа 3310: цена, камера, 2 SIM-карты. . Присоединяйтесь к революции мобильности с новостями Volkswagen . москва петушки аудиокниги . Обзор матча "Айнтрахт" - "Рейнджерс" финал Лиги Европы . Список лучших букмекерских контор в России
Поддержите «Новую Литературу»!