Лачин
Рецензияна сборник рассказов Игоря Шадрова «Экскурсия»
На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Казалось бы, в «Экскурсии» Шадрова 9 рассказов. Но это как посмотреть.
«...Океан вышел из берегов. Погибли три женщины. Они дремали на усохших корнях. Временами они просыпались, чтобы поесть рыбы. В ней много кальция. Полезно для костей. Одна из женщин за обедом рассуждала: «Ведь, в конце концов, что от нас сохраняется дольше всего? Кости. Но только если ты не поэт какой-нибудь. Или художник. Тогда, конечно, ты в своём искусстве остаёшься. Но это исключительные случаи. А так – кости. То есть это ведь наше главное! И как тогда можно рыбу не есть? Я вот этого не понимаю совершенно. Не могу понять. А если и могу, то не хочу всё равно понимать». Океан выходил из берегов. И возвращался, проплыв по миру и вобрав в себя женщин с рыбой и мужчин в краске на полу...»
Этот отрывок (кстати, выставленный на главной странице «Новой Литературы» при публикации), уже есть законченная миниатюра. Это можно сказать и об одном только первом абзаце (правда, немножко чего-то будет не хватать):
«...Океан вышел из берегов. Погибли три женщины. Они дремали на усохших корнях. Временами они просыпались, чтобы поесть рыбы.»
Годится и абзац, следующий за первыми двумя:
«То, что ты себе фантазируешь, мне отвратительно. И ещё мне стыдно, что я тоже влюбляюсь. И ем. Ем и влюбляюсь. Как я только с этим ни боролся. А всё также влюбляюсь и ем. Думаю, что человечное будущее в тотальном контроле сознанием тела. Никаких лишних чувств. Никакой расслабленности. Путь угасания рефлексов. Древнего. Танцы, любовь, секс, алкоголь. Всё уйдёт. Только язык, мысли, творчество. Абстрактное. Стерильное. Туда человек будет идти волнами. С откатами. Долго эволюционировать. Будут появляться те, кто чуть ближе к будущему, и те, кто отстаёт. Я, может быть, просто болен. Но ощущаю иначе. Я не считаю свою закрытость и замкнутость, ненависть к вот этим вот «turn off your brain-удовольствиям» недостатками. Я всегда ощущал, что стою особняком. И что я намного чище и стерильнее других людей. Мне претит секс, я ненавижу терять свежесть и трезвость ума. Я ощущаю, что я родился человеком, который ближе к будущему. Или просто желаю будущего, которое подходит такому человеку, как я. Нравится смотреть на веселящихся. Но во мне этого нет. Как будто тело не подключено к мозгу.»
И таких примеров у Шадрова много. Взять хоть первые два абзаца первого рассказа, «Waving through a Window»:
«А за его спиной, сама не зная, почему, постанывала женщина. Отвлёкшись на мужчину, она быстро забыла, что делала. Помнила лишь, что издавала звуки, а какие и почему, вспомнить не могла. Чтобы вспомнить, какие, и, самое главное, почему, она начала пробовать разные звуки. Сначала покашляла с мокротой, потом сухо. Ничего не вспомнила, погрустнела, влюбилась и захотела позаботиться. И мужчина, и женщина вышли на центральной станции. Женщина, как всегда, опаздывала к выходу. Без сил и романтичная, пасмурным вечером уплыла она по реке далеко от берега. А лысеющий мужчина в скатерти, зевая, раскинул руки, недоброжелательно чихнул и исчез за увлечённо и со смыслом спешившим и нервно посматривающим юношей в чёрном. А что потом? Ещё у берега она запуталась и чуть не застряла в камышах. И должна была вроде бы ожить и взволноваться, но не взволновалась. Так что, когда легла на спину и плыла, плыла, никто из полицейских и не удивился.»
А можно только первый абзац отдельно опубликовать:
«А за его спиной, сама не зная, почему, постанывала женщина. Отвлёкшись на мужчину, она быстро забыла, что делала. Помнила лишь, что издавала звуки, а какие и почему, вспомнить не могла. Чтобы вспомнить, какие, и, самое главное, почему, она начала пробовать разные звуки. Сначала покашляла с мокротой, потом сухо. Ничего не вспомнила, погрустнела, влюбилась и захотела позаботиться. И мужчина, и женщина вышли на центральной станции. Женщина, как всегда, опаздывала к выходу.»
Или из рассказа «Земля и я»:
«Молоко у одуванчиков – самое невкусное молоко. Берёзовый сок – самый невкусный сок. Желток у ромашек – самый невкусный желток. Но из всего молока мира я выберу одуванчиковое. Из всех соков мира я выберу берёзовый. Из всех желтков мира я сделаю солнышко и подарю его Плутону, чтобы тот не мёрз.»
Вот это особенно серьёзно, вышепроцитированное. Столь сильных миниатюр немного сыщется. Это классика миниатюры. В целом в этом сборнике заключены 20-25 законченных вещей. Можно и 35-40 найти, правда, с натяжкой. Хотя формально это сборник рассказов, но в первую очередь Шадров продемонстрировал себя как крупный мастер миниатюры. (Что, конечно, не означает, что он плох как рассказчик.) И по краткости, и по тонкости и своеобразию юмора, и своими сюжетами Шадров, думаю, входит как минимум в сотню лучших авторов НЛ (на данный момент их около 1200). А учитывая все эти три достоинства зараз – он входит, пожалуй, и в куда более узкий круг. Да, и ещё вот хотелось сказать... Писатель должен уметь быть мужчиной и женщиной. Перевоплощаться в своих героев. В момент писания сильный писатель стоит вне полов – и одновременно он с лёгкостью «входит» в тот или иной пол. Писатель средней руки пишет как мужчина или женщина, и его (её) гениталии видны на каждой странице. Предсказуемо и скучно. Шадров идеально выдерживает и мужскую интонацию, и женскую. Это достоинство. Лично мне этот сборник почему-то напоминает Серебряный век. Не знаю, сочтёт ли Шадров это за комплимент. Я бы счёл, но кто как. В обсуждении цикла Шадрова было сказано о его «иностранности». Господа-товарищи... Шадров – до боли русский писатель. Никто из иных пишуших не будет говорить так, как его персонажи. Да вы вслушайтесь в говоримое ими. Интонация. Голос. Кто, кроме русского, скажет так? Ах, переводы? Покажите мне переводы, где говорится вот так, вот этим голосом. Русскость Шадрова бьёт из каждой фразы – и это притом что он об этом явно не думает. Рассказ «Алёнька» – чёрт возьми, да сдохни и расшибись любой нерусский писатель, пусть мастер, пусть гений, но нерусский – а не скажет он так. Это наше, русское, мать вашу. Пора разругать Шадрова, хотя бы слегка – автор рецензии, кажись, чрезмерно расчувствовался. Итак... [...]
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов 02.12.2024 Хотелось бы отдельно сказать вам спасибо за публикацию в вашем блоге моего текста. Буквально через неделю со мной связался выпускник режиссерского факультета ГИТИСа и выкупил права на экранизацию короткометражного фильма по моему тексту. Это будет его дипломная работа, а съемки начнутся весной 2025 года. Для меня это весьма приятный опыт. А еще ваш блог (надеюсь, и журнал) читают редакторы других изданий. Так как получил несколько предложений по сотрудничеству. За что вам, в первую очередь, спасибо! Тима Ковальских 02.12.2024 Мне кажется, что у вас очень крутая редакционная политика, и многие люди реально получают возможность воплотить мечту в жизнь. А для некоторых (я уверен в этом) ваше издание стало своеобразным трамплином и путевкой в большую творческую жизнь. Alex-Yves Mannanov
|
|||||||||||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Обзор матча "Балтика" - "Факел" 6 августа 2023, 3 тур РПЛ |