HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2023 г.

Лачин

Серебряный Игорь Шадров

Обсудить

Рецензия

 

на сборник рассказов Игоря Шадрова «Экскурсия»

 

 

Купить в журнале за апрель 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2020 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 15.04.2020
Игорь Шадров

 

 

 

Казалось бы, в «Экскурсии» Шадрова 9 рассказов. Но это как посмотреть.

 

«...Океан вышел из берегов. Погибли три женщины. Они дремали на усохших корнях. Временами они просыпались, чтобы поесть рыбы.

В ней много кальция. Полезно для костей. Одна из женщин за обедом рассуждала: «Ведь, в конце концов, что от нас сохраняется дольше всего? Кости. Но только если ты не поэт какой-нибудь. Или художник. Тогда, конечно, ты в своём искусстве остаёшься. Но это исключительные случаи. А так – кости. То есть это ведь наше главное! И как тогда можно рыбу не есть? Я вот этого не понимаю совершенно. Не могу понять. А если и могу, то не хочу всё равно понимать». Океан выходил из берегов. И возвращался, проплыв по миру и вобрав в себя женщин с рыбой и мужчин в краске на полу...»

 

Этот отрывок (кстати, выставленный на главной странице «Новой Литературы» при публикации), уже есть законченная миниатюра. Это можно сказать и об одном только первом абзаце (правда, немножко чего-то будет не хватать):

 

«...Океан вышел из берегов. Погибли три женщины. Они дремали на усохших корнях. Временами они просыпались, чтобы поесть рыбы.»

 

Годится и абзац, следующий за первыми двумя:

 

«То, что ты себе фантазируешь, мне отвратительно. И ещё мне стыдно, что я тоже влюбляюсь. И ем. Ем и влюбляюсь. Как я только с этим ни боролся. А всё также влюбляюсь и ем. Думаю, что человечное будущее в тотальном контроле сознанием тела. Никаких лишних чувств. Никакой расслабленности. Путь угасания рефлексов. Древнего. Танцы, любовь, секс, алкоголь. Всё уйдёт. Только язык, мысли, творчество. Абстрактное. Стерильное. Туда человек будет идти волнами. С откатами. Долго эволюционировать. Будут появляться те, кто чуть ближе к будущему, и те, кто отстаёт. Я, может быть, просто болен. Но ощущаю иначе. Я не считаю свою закрытость и замкнутость, ненависть к вот этим вот «turn off your brain-удовольствиям» недостатками. Я всегда ощущал, что стою особняком. И что я намного чище и стерильнее других людей. Мне претит секс, я ненавижу терять свежесть и трезвость ума. Я ощущаю, что я родился человеком, который ближе к будущему. Или просто желаю будущего, которое подходит такому человеку, как я. Нравится смотреть на веселящихся. Но во мне этого нет. Как будто тело не подключено к мозгу.»

 

И таких примеров у Шадрова много. Взять хоть первые два абзаца первого рассказа, «Waving through a Window»:

 

«А за его спиной, сама не зная, почему, постанывала женщина. Отвлёкшись на мужчину, она быстро забыла, что делала. Помнила лишь, что издавала звуки, а какие и почему, вспомнить не могла. Чтобы вспомнить, какие, и, самое главное, почему, она начала пробовать разные звуки. Сначала покашляла с мокротой, потом сухо. Ничего не вспомнила, погрустнела, влюбилась и захотела позаботиться. И мужчина, и женщина вышли на центральной станции. Женщина, как всегда, опаздывала к выходу.

Без сил и романтичная, пасмурным вечером уплыла она по реке далеко от берега. А лысеющий мужчина в скатерти, зевая, раскинул руки, недоброжелательно чихнул и исчез за увлечённо и со смыслом спешившим и нервно посматривающим юношей в чёрном. А что потом? Ещё у берега она запуталась и чуть не застряла в камышах. И должна была вроде бы ожить и взволноваться, но не взволновалась. Так что, когда легла на спину и плыла, плыла, никто из полицейских и не удивился.»

 

А можно только первый абзац отдельно опубликовать:

 

«А за его спиной, сама не зная, почему, постанывала женщина. Отвлёкшись на мужчину, она быстро забыла, что делала. Помнила лишь, что издавала звуки, а какие и почему, вспомнить не могла. Чтобы вспомнить, какие, и, самое главное, почему, она начала пробовать разные звуки. Сначала покашляла с мокротой, потом сухо. Ничего не вспомнила, погрустнела, влюбилась и захотела позаботиться. И мужчина, и женщина вышли на центральной станции. Женщина, как всегда, опаздывала к выходу.»

 

Или из рассказа «Земля и я»:

 

«Молоко у одуванчиков – самое невкусное молоко. Берёзовый сок – самый невкусный сок. Желток у ромашек – самый невкусный желток. Но из всего молока мира я выберу одуванчиковое. Из всех соков мира я выберу берёзовый. Из всех желтков мира я сделаю солнышко и подарю его Плутону, чтобы тот не мёрз.»

 

Вот это особенно серьёзно, вышепроцитированное. Столь сильных миниатюр немного сыщется. Это классика миниатюры.

В целом в этом сборнике заключены 20-25 законченных вещей. Можно и 35-40 найти, правда, с натяжкой. Хотя формально это сборник рассказов, но в первую очередь Шадров продемонстрировал себя как крупный мастер миниатюры. (Что, конечно, не означает, что он плох как рассказчик.)

И по краткости, и по тонкости и своеобразию юмора, и своими сюжетами Шадров, думаю, входит как минимум в сотню лучших авторов НЛ (на данный момент их около 1200). А учитывая все эти три достоинства зараз – он входит, пожалуй, и в куда более узкий круг.

Да, и ещё вот хотелось сказать... Писатель должен уметь быть мужчиной и женщиной. Перевоплощаться в своих героев. В момент писания сильный писатель стоит вне полов – и одновременно он с лёгкостью «входит» в тот или иной пол. Писатель средней руки пишет как мужчина или женщина, и его (её) гениталии видны на каждой странице. Предсказуемо и скучно. Шадров идеально выдерживает и мужскую интонацию, и женскую. Это достоинство.

Лично мне этот сборник почему-то напоминает Серебряный век. Не знаю, сочтёт ли Шадров это за комплимент. Я бы счёл, но кто как.

В обсуждении цикла Шадрова было сказано о его «иностранности». Господа-товарищи... Шадров – до боли русский писатель. Никто из иных пишуших не будет говорить так, как его персонажи. Да вы вслушайтесь в говоримое ими. Интонация. Голос. Кто, кроме русского, скажет так? Ах, переводы? Покажите мне переводы, где говорится вот так, вот этим голосом. Русскость Шадрова бьёт из каждой фразы – и это притом что он об этом явно не думает. Рассказ «Алёнька» – чёрт возьми, да сдохни и расшибись любой нерусский писатель, пусть мастер, пусть гений, но нерусский – а не скажет он так. Это наше, русское, мать вашу.

Пора разругать Шадрова, хотя бы слегка – автор рецензии, кажись, чрезмерно расчувствовался. Итак... [...]

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в апреле 2020 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению апреля 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

657 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.10 на 06.12.2024, 19:13 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

03.12.2024
Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа.
Евгений Разумов

02.12.2024
Хотелось бы отдельно сказать вам спасибо за публикацию в вашем блоге моего текста. Буквально через неделю со мной связался выпускник режиссерского факультета ГИТИСа и выкупил права на экранизацию короткометражного фильма по моему тексту. Это будет его дипломная работа, а съемки начнутся весной 2025 года. Для меня это весьма приятный опыт. А еще ваш блог (надеюсь, и журнал) читают редакторы других изданий. Так как получил несколько предложений по сотрудничеству. За что вам, в первую очередь, спасибо!
Тима Ковальских

02.12.2024
Мне кажется, что у вас очень крутая редакционная политика, и многие люди реально получают возможность воплотить мечту в жизнь. А для некоторых (я уверен в этом) ваше издание стало своеобразным трамплином и путевкой в большую творческую жизнь.
Alex-Yves Mannanov



Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Обзор матча "Балтика" - "Факел" 6 августа 2023, 3 тур РПЛ
Поддержите «Новую Литературу»!