Лачин
СтатьяНа чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 4.08.2015
Купить в журнале за август 2015 (doc, pdf):
Часть интеллигенции считает, что человечество деградирует, и исследует причины происходящего. Автор данной статьи всецело согласен, что люди глупеют. Прежде чем перейти к причинам этого, подкинем ещё аргумент в нашу общую копилку. Часто сравнивают книги и фильмы разных лет: глядите, стало хуже. Кто-то упрётся: почему хуже, а мне кажется… а вот например… etc. Добьём наших оппонентов языком цифр. Во времена Пушкина и Лермонтова человечество составляло девятьсот с лишним миллионов, к началу XX века – один миллиард шестьсот миллионов, сейчас примерно семь миллиардов с лишним. Если сравнить количество сделанного в сфере культуры нашими предками и делаемое сейчас, то становится ясно, что современный мир – сборище умственно отсталых людей. Вкратце изложим популярную версию о механизме происходящего. Утончённые дворяне спонсировали высокую культуру. К несчастью, дворяне повывелись, зато, как из ящика Пандоры, явились современные технологии. Звукозаписывающая техника, дешёвые носители и полиграфия соблазняют создавать не штучные шедевры для знатоков благородного происхождения, а дешёвый товар, рассчитанный на тиражирование. Но, во-первых, хотя бы по цифрам начала статьи можно видеть, что деградация началась задолго до НТР (в эпоху Возрождения человечество составляло всего полмиллиарда). Во-вторых, если рассматривать литературу, то до появления узаконенных авторских прав в XIX веке великие прозаики и поэты получали за свои шедевры гроши, и каждая вторая знаменитость влачила полунищенское существование. Сейчас за крупные произведения можно получить гораздо больше, но с шедеврами у нас негусто. Наконец, «высокообразованность» и «высококультурность» дворян – миф, созданный ими же и подпитываемый современными СМИ. Рембрандт окончил свои дни в подвале, а легковесный гламурный Ван Дейк нажил состояние. Бах ценился дворянами как хороший исполнитель, а его дети – как великие композиторы. Лермонтова и Пушкина дворянское общество затравило, гремели Бестужев-Марлинский и Кукольник. Импрессионистов освистывали, платя большие деньги за глянцевые картины салонных мастеров. На каждого мецената-аристократа найдётся дюжина палачей дворянского происхождения вроде Салтычихи и Дракулы (да, реальная личность, не вампир, но садист и граф). Псовая охота, карты, попойки и интрижки со служанками – вот главные занятия дворян. Критиковать легче, чем отстаивать свою точку зрения. Впрочем, эта дискуссия не из тех, когда радуешься поражению противника. Главное: сообща исследовать механизм происходящего, чтобы знать, что делать дальше (хотя, согласно многим, делать уже нечего). Изложу свою версию происходящего. Скажем в двух словах о некоторых особенностях протестантской идеологии и психологии. Бог любит богатых, точнее, он выделяет своих любимцев уже на этом свете – избранные богатеют. Прагматизм, уважение к предметам утилитарного назначения – эти чувства вышли на авансцену. Делакруа сокрушался, что «протестанты опустошили небо и церкви», разумея, что протестантское духовенство в искусстве уже не нуждается, но это было только началом. Назовите социальный класс, выигравший при новых условиях. Буржуазия. Люди, которые «однажды сформулировав понятие «доход», потом всю жизнь стремятся к нему с параноидальным упорством»[1]. Где сформировался капитализм, если не считать его слабых ростков в Италии XVI века? Правильно, в протестантской Голландии, после – в северной, то бишь протестантской Европе. И поныне наиболее благополучные капстраны – из протестантского мира. Теперь замолвим слово за охаянных дворян. Деньги им нужны были для того, чтобы покупать – создавать – красоту, и тем бахвалиться перед окружающими. Людовик XIV, обчистив свой народ, воздвиг Версаль, и было чем гордиться перед потомками, да и для современных французов это национальная гордость. Немецкие дворяне держали своих музыкантов впроголодь, но заботились, чтобы крупных мастеров у меня было не меньше, чем у соседа, не то засмеют. Испанская аристократия могла щедро одарить, если посвятить какому-либо герцогу или графу известное произведение. Но буржуазии деньги нужны только для того, чтобы с их помощью делать ещё большие деньги. Деньги превратились в самоцель. А окружающие уважать их всё равно будут – не за красоту, а за наличие денег. Вспомним, с какого времени рост численности человечества перестал отражаться на количестве крупных произведений. Я не случайно в начале статьи упомянул XVI век. С того времени это и происходит. Теперь вспомним, когда произошла протестантская Реформация, и капитализм пошёл в гору. Правильно. Добавим только, что буржуазная психология давно уже вышла за пределы протестантского мира, и каждый второй из нас – тот же буржуй, только без денег. И, кстати, многие примечают, что деградация резко ускорилась в последние лет десять-двадцать. Остается вспомнить, когда произошли события, приведшие к почти полной победе капитализма. Деньги в культуру буржуазия вкладывает – но не для красоты и славы, а чтоб больше заработать. Не меценатство, а капиталовложение. А куда выгодно вложить свой нежно любимый бакс? Правильно, «сиськи-письки, насилие, фильмы-комиксы, лубок, балаган…»[2] «Всё, крандец», – грустно подытоживает тот же Буркин. Но «крандец» уже был – после гибели античности, когда в Европе почти не осталось умеющих читать и писать. А через тысячу лет итальянское Возрождение – надо же – вылупилось. И Лермонтов не подкачал. Так что лично моя надежда сдохнет последней. Ей по пословице – так полагается.
Комментарий из 2015 г. Статья писалась для журнала «Полдень XXI век», чем и объясняются цитаты оттуда. Но Борис Стругацкий не взял. Яна Кандова сказала мне потом: «А чего ты ждал от родственника Егора Гайдара?!». Действительно – чего я ждал…
[1] Владимир Цаплин. «Зачем человек?», «Полдень XXI век», ноябрь 2008 г.
[2] Юлий Буркин. «Гибель высокого искусства», «Полдень XXI век», ноябрь 2008 г.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за август 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.08.2024 Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу. Валентин Попов 23.08.2024 Благодарю за регистрацию на Форуме журнала и за публикацию моих стихов! Обязательно ознакомлюсь с творчеством авторов «Новой Литературы». Приятно удивили рецензии! Ведь обычно всем некогда даже читать, лень несколько слов оставить в комментариях, а тут полноценные рецензии (а это труд человека, потраченное время). Поэтому БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО! Кристина Денисенко 13.08.2024 В отношении июльского номера журнала «Новая Литература» – понравилось две вещи: 1) стихотворение «Поэзия» в подборке Дадаева, 2) очерки Ольги Удинской «Бабушка» и «Дочь». Елена Ханина
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
https://f-service.su онлайн касса купить в москве по цене. |