HTM
Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Лачин

Ещё раз о гибели высокого искусства

Обсудить

Статья

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за август 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за август 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 4.08.2015
Иллюстрация. Название: «Теория эволюция по нисходящей…». Автор: Вадим Глухов. Источник: http://www.photosight.ru/photos/2599991/

 

 

 

Часть интеллигенции считает, что человечество деградирует, и исследует причины происходящего. Автор данной статьи всецело согласен, что люди глупеют. Прежде чем перейти к причинам этого, подкинем ещё аргумент в нашу общую копилку. Часто сравнивают книги и фильмы разных лет: глядите, стало хуже. Кто-то упрётся: почему хуже, а мне кажется… а вот например… etc. Добьём наших оппонентов языком цифр.

Во времена Пушкина и Лермонтова человечество составляло девятьсот с лишним миллионов, к началу XX века – один миллиард шестьсот миллионов, сейчас примерно семь миллиардов с лишним. Если сравнить количество сделанного в сфере культуры нашими предками и делаемое сейчас, то становится ясно, что современный мир – сборище умственно отсталых людей.

Вкратце изложим популярную версию о механизме происходящего. Утончённые дворяне спонсировали высокую культуру. К несчастью, дворяне повывелись, зато, как из ящика Пандоры, явились современные технологии. Звукозаписывающая техника, дешёвые носители и полиграфия соблазняют создавать не штучные шедевры для знатоков благородного происхождения, а дешёвый товар, рассчитанный на тиражирование.

Но, во-первых, хотя бы по цифрам начала статьи можно видеть, что деградация началась задолго до НТР (в эпоху Возрождения человечество составляло всего полмиллиарда). Во-вторых, если рассматривать литературу, то до появления узаконенных авторских прав в XIX веке великие прозаики и поэты получали за свои шедевры гроши, и каждая вторая знаменитость влачила полунищенское существование. Сейчас за крупные произведения можно получить гораздо больше, но с шедеврами у нас негусто. Наконец, «высокообразованность» и «высококультурность» дворян – миф, созданный ими же и подпитываемый современными СМИ. Рембрандт окончил свои дни в подвале, а легковесный гламурный Ван Дейк нажил состояние. Бах ценился дворянами как хороший исполнитель, а его дети – как великие композиторы. Лермонтова и Пушкина дворянское общество затравило, гремели Бестужев-Марлинский и Кукольник. Импрессионистов освистывали, платя большие деньги за глянцевые картины салонных мастеров. На каждого мецената-аристократа найдётся дюжина палачей дворянского происхождения вроде Салтычихи и Дракулы (да, реальная личность, не вампир, но садист и граф). Псовая охота, карты, попойки и интрижки со служанками – вот главные занятия дворян.

Критиковать легче, чем отстаивать свою точку зрения. Впрочем, эта дискуссия не из тех, когда радуешься поражению противника. Главное: сообща исследовать механизм происходящего, чтобы знать, что делать дальше (хотя, согласно многим, делать уже нечего). Изложу свою версию происходящего.

Скажем в двух словах о некоторых особенностях протестантской идеологии и психологии. Бог любит богатых, точнее, он выделяет своих любимцев уже на этом свете – избранные богатеют. Прагматизм, уважение к предметам утилитарного назначения – эти чувства вышли на авансцену. Делакруа сокрушался, что «протестанты опустошили небо и церкви», разумея, что протестантское духовенство в искусстве уже не нуждается, но это было только началом. Назовите социальный класс, выигравший при новых условиях. Буржуазия. Люди, которые «однажды сформулировав понятие «доход», потом всю жизнь стремятся к нему с параноидальным упорством»[1]. Где сформировался капитализм, если не считать его слабых ростков в Италии XVI века? Правильно, в протестантской Голландии, после – в северной, то бишь протестантской Европе. И поныне наиболее благополучные капстраны – из протестантского мира.

Теперь замолвим слово за охаянных дворян. Деньги им нужны были для того, чтобы покупать – создавать – красоту, и тем бахвалиться перед окружающими. Людовик XIV, обчистив свой народ, воздвиг Версаль, и было чем гордиться перед потомками, да и для современных французов это национальная гордость. Немецкие дворяне держали своих музыкантов впроголодь, но заботились, чтобы крупных мастеров у меня было не меньше, чем у соседа, не то засмеют. Испанская аристократия могла щедро одарить, если посвятить какому-либо герцогу или графу известное произведение. Но буржуазии деньги нужны только для того, чтобы с их помощью делать ещё большие деньги. Деньги превратились в самоцель. А окружающие уважать их всё равно будут – не за красоту, а за наличие денег.

Вспомним, с какого времени рост численности человечества перестал отражаться на количестве крупных произведений. Я не случайно в начале статьи упомянул XVI век. С того времени это и происходит. Теперь вспомним, когда произошла протестантская Реформация, и капитализм пошёл в гору. Правильно. Добавим только, что буржуазная психология давно уже вышла за пределы протестантского мира, и каждый второй из нас – тот же буржуй, только без денег. И, кстати, многие примечают, что деградация резко ускорилась в последние лет десять-двадцать. Остается вспомнить, когда произошли события, приведшие к почти полной победе капитализма.

Деньги в культуру буржуазия вкладывает – но не для красоты и славы, а чтоб больше заработать. Не меценатство, а капиталовложение. А куда выгодно вложить свой нежно любимый бакс? Правильно, «сиськи­-письки, насилие, фильмы-комиксы, лубок, балаган…»[2]

«Всё, крандец», – грустно подытоживает тот же Буркин. Но «крандец» уже был – после гибели античности, когда в Европе почти не осталось умеющих читать и писать. А через тысячу лет итальянское Возрождение – надо же – вылупилось. И Лермонтов не подкачал. Так что лично моя надежда сдохнет последней. Ей по пословице – так полагается.

 

 

декабрь 2008 г.

 

 

Комментарий из 2015 г.

Статья писалась для журнала «Полдень XXI век», чем и объясняются цитаты оттуда. Но Борис Стругацкий не взял. Яна Кандова сказала мне потом: «А чего ты ждал от родственника Егора Гайдара?!». Действительно – чего я ждал…

 



 

[1] Владимир Цаплин. «Зачем человек?», «Полдень XXI век», ноябрь 2008 г.

 

[2] Юлий Буркин. «Гибель высокого искусства», «Полдень XXI век», ноябрь 2008 г.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за август 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение августа 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

815 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.07 на 07.09.2024, 10:55 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.08.2024
Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу.
Валентин Попов

23.08.2024
Благодарю за регистрацию на Форуме журнала и за публикацию моих стихов!
Обязательно ознакомлюсь с творчеством авторов «Новой Литературы».
Приятно удивили рецензии! Ведь обычно всем некогда даже читать, лень несколько слов оставить в комментариях, а тут полноценные рецензии (а это труд человека, потраченное время). Поэтому БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО!
Кристина Денисенко

13.08.2024
В отношении июльского номера журнала «Новая Литература» – понравилось две вещи: 1) стихотворение «Поэзия» в подборке Дадаева, 2) очерки Ольги Удинской «Бабушка» и «Дочь».
Елена Ханина



Номер журнала «Новая Литература» за июль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

https://f-service.su онлайн касса купить в москве по цене.
Поддержите «Новую Литературу»!