HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 г.

Кругом 500

«Честь шахматной короны»: спорт и жизнь в дилогии Владимира Высоцкого

Обсудить

Очерк

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за март 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за март 2023 года

 

На чтение потребуется 14 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

В жизни СССР 1960–70-х годов трудно найти сколько-нибудь значимое явление, событие или человека, которые не нашли бы отражение в песнях Владимира Высоцкого. Он не только как поэт, но и как журналист запечатлел советскую эпоху с детальной точностью.

 

Автор: Вера Круглова

 

Идея проекта: Анна Круглова

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 14.03.2023
Владимир Высоцкий и Станислав Говорухин. Одесса, 1966 год. Источник: https://pastvu.com/p/938924.
Владимир Высоцкий и Станислав Говорухин. Одесса, 1966 год. Источник: https://pastvu.com/p/938924.

 

 

О том, как создавалась эта песня, режиссёр Станислав Говорухин поведал в интервью журналу «Шахматы в СССР» (1990 год, номер 10). В январе 1972 года он и Высоцкий отдыхали в Доме творчества кинематографистов, где однажды Владимир Семёнович попросил Говорухина рассказать ему о шахматах. Интерес Высоцкого к этой теме был не случайным: гениальный американский игрок Роберт Джеймс Фишер в 1971 году разгромил со счётом 6:0 советского гроссмейстера Марка Тайманова. Имя Фишера было на слуху у всех, и Владимир Семёнович решил обыграть иностранного чемпиона мира в своей вымышленной истории.

По словам Говорухина, Высоцкий не обладал даже минимальными знаниями об игре, и потому объяснение началось с азов. Станислав Сергеевич поделился с поэтом сведениями о том, что такое дебют, королевский гамбит, староиндийская защита и тем, что любители называют слона офицером, а ладью – турой, и только собрался перейти к более серьёзной информации, как собеседник оборвал его речь. «Этого достаточно!» – заявил Высоцкий.

 

 

 

Часть первая: «Подготовка»

 

 

«На второй день к вечеру песня была готова, – вспоминал С. Говорухин. – Она называлась «Честь шахматной короны» и поначалу меня разочаровала. Не знаю уж, чего я ожидал, помню, даже обиделся за шахматы...» Но когда кинорежиссёру довелось услышать полную версию на концерте в Киеве, он изменил своё мнение. «Что творилось с публикой! Люди корчились от смеха – и я вместе с ними – сползали со стульев на пол...» – делился с журналом Говорухин.

Набравшись от Станислава Сергеевича поверхностных, но достаточных для комической истории сведений, Высоцкий написал песню в двух частях от имени некоего Севы, явно увлечённого спортивным престижем родной страны. Проигрыш советского шахматиста парень воспринял как катастрофу:

 

«Я кричал: «Вы что там, обалдели?

Что ж вы уронили шахматный престиж!»

А мне сказали в нашем спортотделе:

«Ага, прекрасно – ты и защитишь!»

 

Негодование нашего героя, возможно, обращено к Министерству спорта Советского Союза: Фишер сумел разрушить миф о непобедимости наших игроков, и это больно ударило по самолюбию всех советских граждан, за шахматными матчами в ту пору следила вся страна. Это, к слову, убедительно показано в современном российском фильме «Чемпион мира» (2022 год). Шахматы были в моде, всевозможные победные комбинации публиковались в журнале «Наука и жизнь», на который была подписана буквально каждая советская семья. Отечественные шахматисты были героями, за них болели, их поддерживали, а проигрыш воспринимали как личное несчастье. Кроме того, победы спортсменов, в том числе шахматистов, были неразрывно связаны с международным престижем СССР, поэтому партийное руководство государства не допускало поражений в шахматных поединках за границей. Проигрывать в шахматы иностранным соперникам было во всех отношениях недопустимо, оттого лирический герой Высоцкого и завёлся с полуоборота. За державу обидно! Но на его протест последовала довольно неожиданная реакция с приказом отыграться:

 

«Но учти, что Фишер очень ярок,

Он даже спит с доскою – сила в нём,

Он играет чисто, без помарок…»

Ну, ничего, я тоже не подарок,

И у меня в запасе – ход конём».

 

Роберт Фишер (слева) и Марк Тайманов (справа). Источник: https://abcblogs.abc.es/jugar-con-cabeza/ajedrez/muere-mark-taimanov-maestro-perdio-todo-infierno-bobby-fischer.html.
Роберт Фишер (слева) и Марк Тайманов (справа). Источник: https://abcblogs.abc.es/jugar-con-cabeza/ajedrez/muere-mark-taimanov-maestro-perdio-todo-infierno-bobby-fischer.html.

 

Высоцкий с первых же строк создал для своего героя ситуацию-западню: инициатива наказуема. Протест Севы сразу же обернулся против него самого, так как создалась анекдотическая ситуация: исправить ошибки опытного гроссмейстера предложили не в меру разошедшемуся дилетанту. Такого Сева явно не ожидал, но на эксперимент согласился. Поэт включает в речь своего героя двусмысленные словечки и прибаутки в стиле народных песен, от чего история битвы за шахматную корону становится ещё ярче:

 

«Ох, вы, мускулы стальные,

Пальцы цепкие мои!

Эх, резные, расписные

Деревянные ладьи!»

 

Разудалый Сева ставит себя на один уровень со Стенькой Разиным – гулять так гулять! К предстоящему турниру он готовится по собственной программе: если шахматы – вид спорта, то и тренировки, по мнению будущего чемпиона, должны быть соответствующими. Высоцкий явно иронизирует над своим персонажем:

 

«Ну, я налёг на бег, на стометровки,

Я в бане вес согнал, отлично сплю,

Были по хоккею тренировки…

Ну, в общем, после этой подготовки

Я его без мата задавлю!»

 

Герой песни Высоцкого уверен в победе, но к подготовке относится легкомысленно: автор песни снабжает его теми же поверхностными знаниями, которыми «насытился» сам, при этом горе-шахматист просчитывает свою стратегию с другом-футболистом, боксёром и поваром. Разговор с последним просит особого внимания: повар рекомендует Севе взять с собой «с питанием рюкзак». Эта деталь указывает на то, что игра с Фишером должна была происходить за границей, где в распоряжении советских граждан были весьма скудные командировочные. О поездках наших соотечественников за рубеж читайте в материале «Секретная брошюра и деловой инструктаж: о поездках за рубеж в песне Высоцкого «Полчаса в месткоме».

Исключение среди консультантов Севы – Михаил Таль (1936–1992), чьё имя придаёт песне и комизм, и достоверность. Восьмой чемпион мира по шахматам (1960–1961 год), Михаил Нехемьевич был известен всему Советскому Союзу как творческий гений и один из лучших игроков в истории шахмат. То, что этот гроссмейстер снизошёл до встречи с Севой – абсурд. Тем более что Высоцкий свёл мастера и простака вовсе не у шахматной доски:

 

«Мы сыграли с Талем десять партий –

В преферанс, в очко и на бильярде.

Таль сказал: «Такой не подведёт!»

 

Михаил Таль. Фото: Ron Kroon / Anefo. Источник: https://grandswiss.fide.com/2021/10/12/.
Михаил Таль. Фото: Ron Kroon / Anefo. Источник: https://grandswiss.fide.com/2021/10/12/.

 

Сева явно доволен собой, но подозревает, что исходом встречи с Фишером может быть и личный провал: «Спать ложусь я вроде пешки». Однако просыпается наш богатырь ферзём, и потому не слишком трусит перед турниром. Главное – впереди.

 

 

 

Часть вторая: «Игра»

 

 

Продолжение дилогии заметно отличается от народной стилизации первой части. Изменилось всё: и характер монолога, и темп, и ритм. Перед нами уже не подготовка, а накал страстей, бушующих в разгорячённом Севином мозгу. Автор с журналистской точностью передаёт атмосферу международного турнира:

 

«Только прилетели –

сразу сели.

Фишки все заранее стоят.

Фоторепортёры налетели –

И слепят, и с толку сбить хотят».

 

Советский новичок явно в смятении. Ему всё равно, что стоит на доске, и поэтому фигуры он сгоряча называет фишками: вероятно, Сева привык к азартным или настольным играм, в которых положение игрока на поле демонстрируют именно фишки. На адаптацию нет ни минуты, но находчивый дебютант решает использовать ситуацию в свою пользу:

 

«Но меня и дома – кто положит?

Репортёрам с ног меня не сбить!..

Мне же неумение поможет:

Этот Шифер ни за что не сможет

Угадать, чем буду я ходить».

 

От волнения Сева извращает фамилию соперника: грозный Фишер с его лёгкой руки превращается в «Шифера» – так нашему герою проще его называть. В повседневной жизни шифер – материал, которым кроют крыши, и это слово Севе намного привычнее (возможно, он работал на стройке). Между тем песенному Роберту Джеймсу с первого взгляда ясно, что играть можно незатейливо, но даже простейший ход сбивает его советского противника с толку:

 

«Выпало ходить ему, задире, –

Говорят, он белыми мастак!

Сделал ход с е2 на е4…

Чтой-то мне знакомое… Так-так!

Ход за мной – что делать?! Надо, Сева, –

Наугад, как ночью по тайге…

Помню: всех главнее королева –

Ходит взад-вперёд и вправо-влево,

Ну а кони – только буквой "Г"».

 

Ход белыми с е2 на е4, который совершает Фишер, в те годы был хорошо знаком поклонникам творчества И. Ильфа и Е. Петрова: так играл в шахматы знаменитый герой романа «Двенадцать стульев» Остап Бендер. Очевидно, Сева посмотрел экранизацию этого произведения, и элементарный ход запал в его подсознание. Упоминание же тайги имеет в песне Высоцкого двоякий смысл. Возможно, его Сева – коренной сибиряк, который бывал в тайге и не понаслышке знает, каково там заблудиться. А может быть, автор подводит читателя к мысли, что этот парень сам как дремучая тайга – или, вернее, как таёжный медведь:

 

«Только зря он шутит с нашим братом,

У меня есть мера, даже две:

Если он меня прикончит матом,

Так его через бедро захватом,

Или ход конём – по голове!».

 

Кадр из фильма «Двенадцать стульев». В роли Остапа Бендера – Андрей Миронов. Источник: https://chessmusical.ru/metro/kino/#gallery1-4.
Кадр из фильма «Двенадцать стульев». В роли Остапа Бендера – Андрей Миронов. Источник: https://chessmusical.ru/metro/kino/#gallery1-4.

 

Герой Высоцкого обыгрывает известную поговорку на свой лад. «Сделать ход конём» означает пойти на хитрость, но у Севы всё проще: он просто хочет поразить соперника ударом кулака с зажатой в нём фигурой. При этом агрессивность парня внезапно приобретает политический оттенок с отсылкой на известные в те годы события, и в его мозгу всплывает по воле автора неожиданная ассоциация:

 

«…А он мою защиту разрушает – старую, индийскую! – в момент.

Это смутно мне напоминает индо-пакистанский инцидент».

 

О том, что такое староиндийская защита, можно прочесть в энциклопедическом словаре по шахматам. На доске этот дебют начинается так:

1. d2-d4 Kg8-f6

2. c2-c4 g7-g6

3. Кb1-c3 (или 3. g2-g3) Сf8-g7.

Вряд ли переволновавшийся Сева был в состоянии повторить эту комбинацию. Скорее всего, индийская защита и индо-пакистанский инцидент для него – всего лишь совпадение названий, а не стратегия игры. Индо-пакистанский инцидент в 1970-х был на слуху у всех мало-мальски осведомлённых граждан СССР. Вероятно, в сознании лирического героя песни Высоцкого индийский стиль защиты в шахматах смешался с событиями в Индии и Пакистане, которые обрели независимость в 1947 году и не смогли мирно решить вопрос о принадлежности смежной территории – Кашмира. Результатом этого стали боевые действия и массовые жертвы. Руководители Советского Союза поддерживали индийское правительство, но при этом всячески старались примирить обе воинствующие стороны. В 1966 году А. Н. Косыгин, председатель Совета Министров СССР, организовал в советском Ташкенте политическую конференцию, небывалую по сложности проведения: прибывшие на неё министры Пакистана и Индии наотрез отказались сесть за стол переговоров. Алексею Николаевичу пришлось полмесяца метаться между резиденциями высокопоставленных упрямцев, пустив в ход всю свою дипломатию: он всеми силами добивался подписания миротворческой декларации. В итоге она была принята и вошла в историю под названием Ташкентской. Произошло это выстраданное событие 10 января 1966 года. Индия и Пакистан, следуя декларации, восстановили дипломатические отношения и отвели войска от линии соприкосновения.

 

Политическая конференция в Ташкенте. 1966 год. Фото: © Sputnik / Valeriy Shustov / Mediabankka oʻtish. Источник: https://oz.sputniknews.uz/20180305/7648091.html.
Политическая конференция в Ташкенте. 1966 год. Фото: © Sputnik / Valeriy Shustov / Mediabankka oʻtish. Источник: https://oz.sputniknews.uz/20180305/7648091.html.

 

Вспомнив об этом, Сева «добавил прыти» и тут же заметил, что его противник проявляет беспокойство:

 

«Шифер стал на хитрости пускаться,

Встанет, пробежится – и назад.

Он предложил мне турами поменяться.

Ну, ещё б ему меня не опасаться,

Когда я лёжа жму сто пятьдесят!»

 

У нашего героя на подготовку было ограниченное время, но он всё же сумел понять степень опасности. Со своей стороны «Шифер», впервые играющий с таким нестандартным соперником, оценил его грозный вид и накаченные мышцы. Это решило исход сражения.

 

«…Обнажил я бицепс ненароком,

Даже снял для верности пиджак.

И мгновенно в зале стало тише,

Он заметил, что я привстаю,

Видно, ему стало не до фишек,

И хвалёный пресловутый Фишер

Тут же согласился на ничью».

 

Дилогия «Честь шахматной короны» вышла за рамки вымышленного матча и превратилась из песни о спорте в песню о самой жизни. О неумении и азарте. О стремлении восстановить справедливость любой ценой. О русской находчивости и смекалке – с великим юмором и задиристостью, отличавшей самого Высоцкого. Он, как и его персонаж, ухватил лишь азы шахматной игры, но создал не просто песню, а мини-спектакль – увлекательный, эмоциональный и вечный.

 

 

I. Подготовка

 

Я кричал: «Вы что там, обалдели?

Что ж вы уронили шахматный престиж!»

А мне сказали в нашем спортотделе:

«Ага, прекрасно – ты и защитишь!

 

Но учти, что Фишер очень ярок,

Он даже спит с доскою – сила в ём,

Он играет чисто, без помарок…»

Ну, ничего, я тоже не подарок,

И у меня в запасе – ход конём.

 

Ох вы, мускулы стальные,

Пальцы цепкие мои!

Эх, резные – расписные

Деревянные ладьи!

 

Друг мой, футболист, учил: «Не бойся,

Он к таким партнёрам не привык.

Ты за тылы и центр не беспокойся,

А играй по краю – напрямик!..»

 

Ну, я налёг на бег, на стометровки,

Я в бане вес согнал, отлично сплю,

Были по хоккею тренировки…

Ну, в общем, после этой подготовки –

Я его без мата задавлю!

 

Ох вы, сильные ладони,

Мышцы крепкие спины,

Эх вы, кони мои, кони,

Ох вы, белые слоны!

 

«Не спеши и, главное, не горбись», –

Так боксёр беседовал со мной.

«В ближний бой не лезь, работай в корпус,

И помни, что коронный твой – прямой».

 

Честь короны шахматной – на карте!

И он от пораженья не уйдёт:

Мы сыграли с Талем десять партий –

В преферанс, в очко и на бильярде.

Таль сказал: «Такой не подведёт!»

 

Ох, рельеф мускулатуры,

Дельтовидные – сильны!

Ой вы, лёгкие фигуры,

Ой вы, кони да слоны!

 

И в буфете, для других закрытом,

Повар успокоил: «Не робей!

Ты, – говорит, – с таким прекрасным аппетитом

Враз проглотишь всех его коней!

 

Ты присядь перед дорогой дальней –

И бери с питанием рюкзак.

На двоих готовь пирог пасхальный:

Этот Шифер хоть и гениальный,

А, небось, попить-покушать не дурак!»

 

Ох мы, крепкие орешки!

Мы корону привезём.

Спать ложимся вроде пешки,

А просыпаемся – ферзём!

 

 

II. Игра

 

Только прилетели –

сразу сели.

Фишки все заранее стоят.

Фоторепортёры налетели –

И слепят, и с толку сбить хотят.

 

Но меня и дома – кто положит?

Репортёрам с ног меня не сбить!..

Мне же неумение поможет:

Этот Шифер ни за что не сможет

Угадать, чем буду я ходить.

 

Выпало ходить ему, задире, –

Говорят, он белыми мастак!

Сделал ход с е2 на е4…

Чтой-то мне знакомое… Так-так!

 

Ход за мной – что делать?! Надо, Сева, –

Наугад, как ночью по тайге…

Помню: всех главнее королева –

Ходит взад-вперёд и вправо-влево,

Ну а кони вроде – только буквой «Г».

 

Эх, спасибо заводскому другу –

Хоть научил, как ходят, как сдают…

Выяснилось позже – я с испугу

Разыграл классический дебют!

 

Всё следил, чтоб не было промашки,

Вспоминал всё повара в тоске.

Эх, сменить бы пешки на рюмашки –

Живо б прояснилось на доске!

 

Вижу, он нацеливает вилку –

Хочет есть. И я бы съел ферзя…

Эх, под такой бы закусь – да бутылку!

Но во время матча пить нельзя.

 

Я голодный, посудите сами:

Здесь у них лишь кофе да омлет.

Клетки – как круги перед глазами,

Королей я путаю с тузами

И с дебютом путаю дуплет.

 

Есть примета – вот я и рискую:

В первый раз должно мне повезти.

Да я его замучу, зашахую –

Да мне бы только дамку провести!

 

Не мычу не телюсь, весь – как вата.

Надо что-то бить – уже пора!

Чем же бить? Ладьёю – страшновато,

Справа в челюсть – вроде рановато,

Неудобно как-то – первая игра.

 

…А он мою защиту разрушает –

Старую индийскую – в момент,

Это смутно мне напоминает

Индо-пакистанский инцидент.

 

Только зря он шутит с нашим братом,

У меня есть мера, даже две:

Если он меня прикончит матом,

Так я его – через бедро с захватом

Или ход конём – по голове!

 

Я ещё чуток добавил прыти –

Всё не так уж сумрачно вблизи:

В мире шахмат пешка может выйти –

Ну, если тренируется – в ферзи!

 

Шифер стал на хитрости пускаться:

Встанет, пробежится и – назад;

Предложил турами поменяться,

Ну, ещё б ему меня не опасаться,

Когда я лёжа жму сто пятьдесят!

 

Вот я его фигурку смерил оком,

И когда он объявил мне шах –

Обнажил я бицепс ненароком,

Даже снял для верности пиджак.

 

И мгновенно в зале стало тише,

Он заметил, что я привстаю…

Видно, ему стало не до фишек –

И хвалёный пресловутый Фишер

Тут же согласился на ничью.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в марте 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за март 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
138 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.09 на 13.10.2024, 13:04 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

13.10.2024
Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения.
Юлия Цветкова

01.10.2024
Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову.
Екатерина Сердюкова

28.09.2024
Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Александр Жиляков



Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Обзор матча "Зенит" - "Динамо" 6 августа 2023, 3 тур РПЛ . Vr иркутск - клуб виртуальнои реальности в иркутске.
Поддержите «Новую Литературу»!