HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Леонид Кауфман

Синклер против сильных мира сего

Обсудить

Статья

 

Грустный рассказ о том, как большой писатель Эптон Синклер пытался воплотить в социальную жизнь людей христианско-социалистическую мифологию равенства и братства, но не смог сказку сделать былью.

 

Купить в журнале за июнь 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2018 года

 

На чтение потребуется полчаса | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 22.06.2018
Оглавление

2. О сходстве мифологии христианства и социализма
3. Синклер и неправедная власть
4. Синклер и неправедное богатство

Синклер и неправедная власть


 

 

 

В штате Колорадо, США, имеются значительные запасы высококачественного коксующегося угля, необходимого для металлургической промышленности. Подземные условия работ по добыче угля тяжелы и опасны. Малая зарплата, высокие смертность и травматизм, большая продолжительность рабочего дня, необходимость проживания в домах, принадлежащих компании, и покупок только в её магазинах, неудовлетворительное медицинское обслуживание вызывали недовольство рабочих и их протесты.

Летом 1913 г. для защиты прав рабочих начала создаваться организация «Объединённые угольные рабочие» (United Mine Workers). В неё вошли 11 тысяч шахтёров, работающих в компании Д. Рокфеллера «Колорадская топливная и сталелитейная компания» («Colorado Fuel & Iron Company»). В большинстве они были иммигрантами в первом поколении из Италии, Греции и Сербии.

Профсоюз пригласил представителей компании, чтобы обсудить жалобы шахтёров, включая низкую оплату, длинный и нерегулярный рабочий день, коррумпированный менеджмент, но все эти претензии были компанией отклонены. Осенью восемь тысяч шахтёров Колорадо пошли на забастовку. Среди их требований были увеличение зарплаты на 10%, обеспечение 8-часового рабочего дня, право жить и покупать вне городка, принадлежащего компании. Многие из этих прав были предусмотрены законами штата Колорадо, но оставались необеспеченными.

После начала забастовки шахтёрские семьи были выброшены на улицу, они установили палаточные городки вокруг шахт, из которых наибольшим был Ладлоу (Ladlow). Рокфеллер ответил наймом детективного агентства, агенты которого применяли оружие при нападении на бастующих. В ноябре губернатор штата Э. Эммонс (E. Ammons) по требованию компании вызвал национальную гвардию штата, зарплата которой обеспечивалась Рокфеллером. Были сформированы карательные отряды, совершавшие рейды и стрелявшие в палаточных городках.

20 апреля 1914 г. в день православной Пасхи национальные гвардейцы открыли огонь по группе вооружённых шахтёров и подожгли городок Ладлоу, где жили более тысячи бастующих рабочих и их семьи. До сих пор так называемая «бойня в Ладлоу» («Ladlow Massacre») остаётся одним из самых кровавых эпизодов в истории американской промышленности. По крайней мере, 66 мужчин, женщин и детей были убиты, палаточные жилища и имущество шахтёров были сожжены. Обитатели, пытавшиеся бежать, расстреливались. Выгорел весь лагерь, а вместе с ним сгорели многие жертвы. Среди руин на следующее утро был обнаружен подвальный женский госпиталь, где пытались спрятаться от огня четыре женщины и одиннадцать детей. Две женщины и все дети погибли. Одна из выживших потеряла в огне трёх собственных детей.

Все эти новости и особенно смерти в госпитальной палатке привлекли внимание страны. Для многих американцев эта бойня проявила последствия бесконтрольного могущества корпораций. Сознанию страны было показано, что её отношение к организованному труду было бесстрастным и равнодушным.

 

 Д. Эрлих. «Шахтёры»
Рис. 1. Д. Эрлих. «Шахтёры»
https://artchive.ru/artists/68249~Dmitrij_Erlikh/works/386708~Shakhtery

 

Через два дня после описанных событий бастующие отплатили, напав на шахтную собственность. С красными банданами на головах, выкрикивая «Помни Ладлоу!», они жгли здание за зданием, пока президент страны В. Вильсон не приказал федеральным войскам навести порядок.

Газеты систематически отрицали кровопролитие в Колорадо. Ни одного слова о забастовке не было опубликовано ни в местных газетах штата, ни агентством «Ассошиэйтед Пресс» (Associated Press). Позднее, однако, власти штата затребовали списки так называемых гвардейцев, которые были привлечены к подавлению забастовки, и оказалось, что 119 из 122 были наняты штрейкбрехерскими агентствами и оплачивались угольными компаниями. Они были вооружены штатом, одеты в униформу штата, прикрывались флагом штата и совершали те самые преступления, которые должны были предотвратить. Дальнейшее расследование показало, что этот промышленный конфликт вполне мог стать началом гражданской войны.

Рокфеллер предстал перед Конгрессом, где он назвал создавшийся тупик в переговорах между собственниками и восставшими трудящимися национальным предметом спора, когда рабочим следует работать на таких условиях, которые им предложены. Он не разрешал «посторонним лицам», то есть профсоюзным организаторам, вмешиваться в дело тех рабочих, которые удовлетворены условиями работ. Председатель комитета конгресса спросил Рокфеллера, будет ли он настаивать на своих антипрофсоюзных принципах, даже если это будет стоить всей его собственности и убьёт всех его рабочих. Рокфеллер ответил: «Здесь главное принцип».

Почта Синклера была переполнена жалобами шахтёров, и он был вынужден поехать в Денвер – столицу штата, желая понять, как можно объяснить читателям, что происходит в стране. Он прибыл, когда прошла первая народная ярость, вызванная бойней в Ладлоу, и выступил на митинге бастующих, призвав их не позволять национальным гвардейцам вернуться в угольные районы.

Писатель видел, что забастовка в Колорадо заслуживает большего внимания, чем колонка текста высотой в пару сантиметров, которую наконец дали нью-йоркские газеты. Поэтому с поддержкой четырёх женщин, поющих «Марсельезу», он провёл протестную демонстрацию у офиса Джона Рокфеллера, считая, что эта акция приведёт к более громкому резонансу, чем заурядная забастовка, последствия которой оказались недооценены прессой. И в самом деле, арестованный за нарушение порядка, Синклер вызвал больший интерес газет, чем бойня в Ладлоу. Когда он отказался заплатить три доллара штрафа, его арестовали на трое суток. Во время тюремного заключения он понял, что если он отсидит полный срок, у него не будет повода подать аппеляцию, так что он провёл в тюрьме двое суток, заплатил один доллар и продолжил кампанию после освобождения.

Прошла демонстрация возле загородного дома Рокфеллера. Бомба анархистов, предназначенная для него, попала в съёмное жильё посторонних людей. В редакторской заметке «Нью-Йорк Таймс» утверждалось, что смертельный заговор и динамитный взрыв были прямым последствием пикета Синклера. Не поддерживая насилия, Синклер позднее писал, что последствием этой серии событий было изменение отношения общества к семье Рокфеллера.

Президент В. Вильсон послал губернатору штата сердитую телеграмму:

 

«...мои конституционные обязанности по поддержанию порядка в Колорадо не могут продолжаться неопределённое время из-за бездействия властей штата. Федеральные силы останутся там только до тех пор, пока штат Колорадо получит возможность восстановить полную самостоятельность и контроль над событиями. Я не могу представить, что штат хочет уклониться от своей ответственности или переложить её полностью на правительство Соединённых Штатов».

 

Синклер посещал Колорадо четыре раза, чтобы лучше ознакомиться с условиями труда шахтёров и описать их затем в романе «Король Уголь» («King Coal»). Он считал, что губернатор штата был непосредственным виновником кровавых событий, поскольку не сумел их предотвратить. Синклер писал о нём:

 

«Он, очевидно, дружелюбный человек, по интеллектуальному калибру подходящий для исполнения обязанностей директора воскресной школы в маленькой деревне. Он – один из самых жалких фигур, которых я когда-либо встречал. Он оправдывался тем, что он фермер, работающий человек, что невежественен в таких делах, как шахты. Я ему сказал, что, согласно правительственным данным, в шахтах южного Колорадо число несчастных случаев в 20 раз больше, чем где-либо ещё. Его единственным ответом было то, что условия работ в разных местах различны. Он плаксиво жаловался, что вызывает общую ненависть, признал, что поставлен в тупик и не знает, что делать с кризисом. Каждое его слово свидетельствовало о его полной безграмотности в экономических причинах, которые привели к этой пугающей ситуации. Когда я предлагал то или иное решение и от него лишь требовалось сказать «да» или «нет», он терял контроль над собой и выкрикивал, что я пытаюсь заставить его «выразить мнение». Он, губернатор штата, «не обязан иметь мнения в таком споре».

 

Состоялись долгие переговоры губернатора с руководством и владельцами шахт, в результате которых и в ответ на телеграмму президента он просил финансовую поддержку намечаемых мероприятий, но в конце телеграммы губернатор написал президенту, что создан комитет по посредничеству в делах забастовки.

Эта последняя фраза была ключевым моментом телеграммы. Синклер задался вопросом, а был ли в самом деле назначен такой комитет? Оказывается, нет. Синклер выяснил, что это решение не было внесено в резолюцию ассамблеи штата. Руководство шахт заставило губернатора телеграфировать президенту ложь, а теперь старалось утаить правду от него и от всей страны.

И здесь «вступает в бой» пресса. Синклер звонит представителю «Ассошиэйтед Пресс» (АП) в Денвере и объясняет суть дела. В ответ он слышит смех за «попытку просветить» эту большую организацию. Её представитель заявляет, что они все достаточно учёны, и в легислатуре (законодательном органе) штата внимательно наблюдают за каждым пунктом процедуры. Он приложит все усилия, чтобы уточнить наличие фразы о посредничестве, но у него сейчас нет копии этого документа, и он не может поверить, что губернатору штата подсунули такое сфальсифицированное решение.

Вечером того же дня Синклер идёт в офис местной газеты АП, где видит копию этого решения, но искомого слова «посредничество» в нём нет. Ничего не говорится также ни о нарушении законов угольными компаниями, ни об оплате труда шахтёров, условиях аренды жилья, усилий по успокоению забастовщиков и т. д. Проконсультировавшись с несколькими членами ассамблеи штата и адвокатами Денвера, Синклер выясняет, что АП не опубликовало ни намёка об этих фактах, только напечатало телеграмму президента и ответ губернатора.

Разъярённый Синклер посылает президенту следующую телеграмму:

 

«Все газетные работники знают, что телеграмма вам губернатора Эммонса содержит ложь. Слово «посредничество» в ней отсутствует и в принимаемых мерах упоминается только расследование. Губернатор декларирует мне, что он намерен вернуться к использованию Национальной гвардии. Это приведет к гражданской войне в масштабах, неизвестных ранее в трудовых спорах. Шахтеры тысячами клянутся умереть скорее, чем подчиниться правлению бандитов».

 

Синклер отдал эту телеграмму в местную газету и спросил, будут ли они её публиковать. Издатель ответил: будут. Получит ли АП от них эту телеграмму? Издатель ответил: получит.

Получена ли моя телеграмма?– спросил Синклер в АП. Ответ был: получена. Будете ли вы её рассылать? Ответ был – нет.

Зато в этой газете на следующий день была опубликована яростная атака губернатора Эммонса на Синклера. Ответ Синклера напечатан не был.

Решив довести дело до конца, Синклер пишет письмо Д. Рокфеллеру, в котором он надеется убедить последнего использовать свою силу и состояние, чтобы улучшить условия работы в шахтах. Однако письмо осталось не отвеченным. Тогда 1 июня 1914 г. он пишет второе письмо.

 

«Около месяца назад я адресовал вам письмо по поводу забастовки в Колорадо. Я заходил в ваш офис с женой одного из представителей шахтеров, но разрешения увидеть вас я не получил. В то время у меня было только непроверенное свидетельство, касающееся ситуации, но теперь я был на месте событий и разговаривал с десятками пострадавших в преступлении, которое было совершено против них.

С тех пор в газетах и журналах было опубликовано множество статей, связанных с ситуацией в Колорадо. Некоторые из них подписаны людьми, которых даже вы не можете опровергнуть. Например, профессор Е. Селигман (E. Seligman) из Колумбийского университета указал, что из семи требований, выдвинутых шахтёрами, пять предусмотрены законами штата, а забастовка была вызвана отказом исполнителей уважать эти законы.

«Нью-Йоркская вечерняя почта» (New York Evening Post) опубликовала статью, наполненную государственной статистикой, которая показывает огромное увеличение несчастных случаев в шахтах, контролируемых вами. Они происходят вдвое или втрое чаще, чем в среднем по стране и в 12 раз больше, чем в Австрии...

Прочитайте обо всех издевательствах ваших карательных команд над захваченными людьми и найдите людей в униформе, виновных в этих преступлениях. Вам сказали, что такие вещи были необходимы потому, что забастовщики были невежественными иностранцами и они не управляемы никакими другими способами. Вы теперь видите, что когда федеральные отряды вошли в район, а ваши головорезы были отведены, забастовщики мгновенно подчинились порядку, даже несмотря на то, что с ними эти отряды обращались несправедливо.

Эти вещи, мистер Рокфеллер, о которых я говорю, были доказаны к удовлетворению преобладающего большинства американского народа, и вам не следует пытаться избежать ответственности за них».

 

Письмо Синклера заканчивается упрёками Рокфеллеру в жестокостях и угнетении и ссылкой на известное выражение Иисуса Христа о том, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богачу попасть в Царствие Небесное (Евангелие от Матфея). Рокфеллер, в свою очередь, обнародовал меморандум с ответными аргументами. Однако процветание его компании в регионе после Ладлоу стало убывать. Начали приниматься и даже исполняться в судебном порядке более строгие законы о труде. В 30-х годах поддержка профсоюзов обществом достигла самого высокого уровня, позднее и влияние профсоюзов, и их поддержка снизились. Забастовка в Ладлоу закончилась арестом более 400 шахтеров. Все национальные гвардейцы были оправданы. Тем не менее, выступление Синклера против несправедливой административной власти – губернатора штата и неуступчивой власти капитала шахтовладельца и миллионера – поддержало авторитет писателя как социалистического заступника угнетённых.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июня 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

2. О сходстве мифологии христианства и социализма
3. Синклер и неправедная власть
4. Синклер и неправедное богатство
518 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 18:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!