HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Иванов

Когда было написано «Слово о полку Игореве»?

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за апрель 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2020 года

 

На чтение потребуется 1 час 40 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

Исследователи не заметили в ряде строк «Слова» подтекста, особенности которого исключают возможность создания «Слова» в 12-13 веках. Примеры. «Лебеди роспущени» – любодеи распущенные. «Птиць по дубию» – птиц подобие. «Мужаимеся сами» – мужа имеся сами. «Пониче веселие» – паныче веселие. «Полозы» – по лозе.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 19.04.2020
Оглавление

5. Обычаи русского народа в «Слове о полку Игореве»
6. Слёзы Святослава Всеволодовича. Прототип горьких слёз Дмитрия Ивановича – горькие слёзы апостола Петра.
7. Ярослав Осмомысл и Ярославна – греческая мифология в «Слове о полку Игореве»

Слёзы Святослава Всеволодовича. Прототип горьких слёз Дмитрия Ивановича – горькие слёзы апостола Петра.


 

 

 

В Ипатьевской летописи отсутствуют внешне обвинения в адрес Святослава Всеволодовича, что в поражении князя Игоря есть и его вина. Однако летопись и духовная литература дают возможность определить, как велико было его горе.

 

Летопись. Святослав в то время плыл в ладьях; когда же прибыл он в Чернигов, прибежал туда Беловод Просович и поведал Святославу о случившемся в Половецкой земле. Святослав, узнав об этом, вздохнул тяжело и сказал, утирая слёзы (утеръ слезъ своихъ): «О дорогая моя братия, и сыновья, и мужи земли Русской! Даровал мне бог победу над погаными, а вы, не удержав пыла молодости, отворили ворота на Русскую землю. Воля господня да будет во всем! И как я только что досадовал на Игоря, так теперь оплакиваю его, брата своего».

 

В духовной литературе описание истинного горя, покаяния, осознания человеком своей вольной, или невольной вины берет начало в плаче пророка Давида. Ст. 7, 8 Пс. 6 Молитва покаяния: «Утомлён я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою. Иссохло от печали око моё...» Из «Слова на шестой псалом» преп. Анастасия Синаита: «Посему (пророк) и прибавляет: утрудихся воздыханием моим, изымаю на всякую нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу, достоверно зная, что сеящие на землю слезные капли из очей в радости пожнут небесную траву». Обратите внимание – «сеящие на землю», а не «утирающие». Ст. 136 Пс. 118: «Из глаз моих текут потоки вод, от того, что не хранят закона Твоего». Более подробно и обстоятельно см. «Слово на шестой псалом» преп. Анастасия Синаита, «Беседа на 6 псалом» Иоанна Златоуста. Согласно такому пониманию, «слезы» Святослава – свидетельство не слишком великого горя. В соответствии с «истинным плачем – горем» находится сообщение летописца о состоянии Ивана Грозного, узнавшего о сожжении Москвы татарами: «плакал долго». Истинным плачем, признаком симпатии летописца, можно считать плач Изяслава Мстиславовича и Изяслава Давидовича, согласно Ипатьевской летописи «плакавших долго» над телом погибшего в битве при Руте в 1151 году брата Изяслава Давидовича Владимира Давидовича Черниговского, «доброго», «кроткого», выступавшего на стороне Юрия Долгорукого, противника Изяслава Мстиславовича.

 

Летописец взял за основу «плача» Святослава «плач» Ярослава Мудрого в 1015 году, «утеревшего» слёзы по погубленным им новгородцам, поднявшим бунт против варягов.

«Повесть временных лет» (перевод): «Когда ещё Ярослав не знал об отцовской смерти, было у него множество варягов, и творили они насилие новгородцам. Новгородцы же поднялись на них и перебили варягов во дворе Поромоньем. И разгневался Ярослав и пошёл в Ракомо, сел там во дворе. И послал к новгородцам сказать: «Мне уже тех не воскресить». И призвал к себе лучших мужей, которые перебили варягов, и, обманув их, перебил их тысячу. В ту же ночь пришла ему весть из Киева от сестры его Предславы: «Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса и за Глебом послал, берегись его очень». Услышав это, Ярослав опечалился об отце, и о брате, и о дружине. На другой день, собрав остаток новгородцев, сказал Ярослав: «О милая моя дружина, которую я вчера перебил, а сегодня она оказалась нужна». Утёр слёзы и обратился к ним на вече: «Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве, истребляя братьев своих». И сказали новгородцы: «Хотя, князь, и иссечены братья наши, – можем за тебя сражаться!» В обоих случаях мы имеем то, что можно условно назвать «слезами досады».

 

«Задонщина» (список И-1): Дмитрий Донской, услышав о потерях русских: «и прослезися горко и утер слезы». «Задонщина» (список С): «Тогда князь великий Дмитрий заплакал гарко и рече: Втер слезы свои...». «Задонщина» (текст из «Изборника»). Слова Дмитрия Донского в начале битвы: «Господи, Боже мой, на Тебя уповаю, да не будет на мне позора никогда, да не посмеются надо мной враги мои. И помолился он Богу и пречистой Его Матери, и всем святым, и прослезился горько, и утер слезы». Прототипом горьких слёз Дмитрия Донского являются слёзы апостола Петра, который отрёкся от Христа, но через слёзы покаяния был восстановлен в своём достоинстве первого апостола. Лука 22, 62: «И вышед вон, горько заплакав». Из «Слова на шестой псалом» преп. Анастасия Синаита: «В Новом Завете – Петр, умилостививший слезами Бога и (от греха своего) отречения исцеленный...». Вновь горькие слёзы у Дмитрия Донского и его брата Владимира возникнут после взятия Москвы Тахтомышем. «Повесть о нашествии Тахтомыша» (текст из «Изборника»): «И увидели, что город взят, и пленен, и огнем пожжен, и святые церкви разорены, а люди побиты, трупы мертвых без числа лежат. И о том возгоревали немало и расплакались горькими слезами». Приблизительное понимание подтекста – несмотря на некие ошибки через покаяние – «горькие слезы» Дмитрий Донской подобно апостолу Петру, восстановленному в своем достоинстве первого апостола, достоин быть первым – великим князем Руси. Слова автора «Задонщины» «утер слезы» – вероятно, знак беды; перед нашествием Тахтомыша князья не смогут договориться о совместных действиях против него. Нельзя исключить, что «горькие слезы» своим появлением обязаны постоянному конфликту Дмитрия со ставленником Византии митрополитом Киприаном и его сторонниками, попыткой Дмитрия выдвинуть митрополитом своего духовника коломенского священника Михаила. Ни Киприана, ни избранного по подложным документам Пимена Дмитрий не принимал и в Москву не допускал. Куликовская битва происходила, когда на Руси было два митрополита, но ни одного не было в Москве, и ни один из них не разделял устремлений князя. В 1382 году после разорения Москвы Тахтомышем Дмитрий вышлет из Руси Киприана и Афанасия Высоцкого – духовника Владимира Андреевича, ученика Сергия Радонежского.

 

У автора «Слова» своё мнение: «Рекъ Боянъ и Ходына, Святославля песнотворца старого времени Ярославля, Ольгова коганя хоти: «Тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы» – Руской земли безъ Игоря». Перевод последних строк, принимаемый большей частью исследователей: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы, так и Русской земли без Игоря». Для автора «Слова» по каким-то причинам князь, достойный править Русью, не Дмитрий Донской, не князья, перечисленные в «Слове» часто без упоминания их титула, а князь Игорь. У переведённых строк есть праобраз. Иоанн Мейендорф «Апостол Пётр в Византийском богословии»: «Неизвестный патриарх Константинопольский в письме патриарху Иерусалимскому писал о представлении (латинянами) Петра как главы церкви: «Телу невозможно лишиться головы, – пишет он, – Церкви невозможно быть телом без головы. Но её Глава – Христос. Голова, по-новому вводимая латинянами, не только излишняя, но вносит беспорядок в тело и опасно для него». «Источник цитаты Критические опыты по истории греко-русской полемики против латинян». – с. 164-165/ Изд. А. Павлов СПб 1878г.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению апреля 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

5. Обычаи русского народа в «Слове о полку Игореве»
6. Слёзы Святослава Всеволодовича. Прототип горьких слёз Дмитрия Ивановича – горькие слёзы апостола Петра.
7. Ярослав Осмомысл и Ярославна – греческая мифология в «Слове о полку Игореве»
467 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 24.04.2024, 12:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!