Игорь Иванов
Статья
На чтение потребуется 1 час 40 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Исследователи не заметили в ряде строк «Слова» подтекста, особенности которого исключают возможность создания «Слова» в 12-13 веках. Примеры. «Лебеди роспущени» – любодеи распущенные. «Птиць по дубию» – птиц подобие. «Мужаимеся сами» – мужа имеся сами. «Пониче веселие» – паныче веселие. «Полозы» – по лозе.
Оглавление 5. Обычаи русского народа в «Слове о полку Игореве» 6. Слёзы Святослава Всеволодовича. Прототип горьких слёз Дмитрия Ивановича – горькие слёзы апостола Петра. 7. Ярослав Осмомысл и Ярославна – греческая мифология в «Слове о полку Игореве» Слёзы Святослава Всеволодовича. Прототип горьких слёз Дмитрия Ивановича – горькие слёзы апостола Петра.
В Ипатьевской летописи отсутствуют внешне обвинения в адрес Святослава Всеволодовича, что в поражении князя Игоря есть и его вина. Однако летопись и духовная литература дают возможность определить, как велико было его горе.
Летопись. Святослав в то время плыл в ладьях; когда же прибыл он в Чернигов, прибежал туда Беловод Просович и поведал Святославу о случившемся в Половецкой земле. Святослав, узнав об этом, вздохнул тяжело и сказал, утирая слёзы (утеръ слезъ своихъ): «О дорогая моя братия, и сыновья, и мужи земли Русской! Даровал мне бог победу над погаными, а вы, не удержав пыла молодости, отворили ворота на Русскую землю. Воля господня да будет во всем! И как я только что досадовал на Игоря, так теперь оплакиваю его, брата своего».
В духовной литературе описание истинного горя, покаяния, осознания человеком своей вольной, или невольной вины берет начало в плаче пророка Давида. Ст. 7, 8 Пс. 6 Молитва покаяния: «Утомлён я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою. Иссохло от печали око моё...» Из «Слова на шестой псалом» преп. Анастасия Синаита: «Посему (пророк) и прибавляет: утрудихся воздыханием моим, изымаю на всякую нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу, достоверно зная, что сеящие на землю слезные капли из очей в радости пожнут небесную траву». Обратите внимание – «сеящие на землю», а не «утирающие». Ст. 136 Пс. 118: «Из глаз моих текут потоки вод, от того, что не хранят закона Твоего». Более подробно и обстоятельно см. «Слово на шестой псалом» преп. Анастасия Синаита, «Беседа на 6 псалом» Иоанна Златоуста. Согласно такому пониманию, «слезы» Святослава – свидетельство не слишком великого горя. В соответствии с «истинным плачем – горем» находится сообщение летописца о состоянии Ивана Грозного, узнавшего о сожжении Москвы татарами: «плакал долго». Истинным плачем, признаком симпатии летописца, можно считать плач Изяслава Мстиславовича и Изяслава Давидовича, согласно Ипатьевской летописи «плакавших долго» над телом погибшего в битве при Руте в 1151 году брата Изяслава Давидовича Владимира Давидовича Черниговского, «доброго», «кроткого», выступавшего на стороне Юрия Долгорукого, противника Изяслава Мстиславовича.
Летописец взял за основу «плача» Святослава «плач» Ярослава Мудрого в 1015 году, «утеревшего» слёзы по погубленным им новгородцам, поднявшим бунт против варягов. «Повесть временных лет» (перевод): «Когда ещё Ярослав не знал об отцовской смерти, было у него множество варягов, и творили они насилие новгородцам. Новгородцы же поднялись на них и перебили варягов во дворе Поромоньем. И разгневался Ярослав и пошёл в Ракомо, сел там во дворе. И послал к новгородцам сказать: «Мне уже тех не воскресить». И призвал к себе лучших мужей, которые перебили варягов, и, обманув их, перебил их тысячу. В ту же ночь пришла ему весть из Киева от сестры его Предславы: «Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса и за Глебом послал, берегись его очень». Услышав это, Ярослав опечалился об отце, и о брате, и о дружине. На другой день, собрав остаток новгородцев, сказал Ярослав: «О милая моя дружина, которую я вчера перебил, а сегодня она оказалась нужна». Утёр слёзы и обратился к ним на вече: «Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве, истребляя братьев своих». И сказали новгородцы: «Хотя, князь, и иссечены братья наши, – можем за тебя сражаться!» В обоих случаях мы имеем то, что можно условно назвать «слезами досады».
«Задонщина» (список И-1): Дмитрий Донской, услышав о потерях русских: «и прослезися горко и утер слезы». «Задонщина» (список С): «Тогда князь великий Дмитрий заплакал гарко и рече: Втер слезы свои...». «Задонщина» (текст из «Изборника»). Слова Дмитрия Донского в начале битвы: «Господи, Боже мой, на Тебя уповаю, да не будет на мне позора никогда, да не посмеются надо мной враги мои. И помолился он Богу и пречистой Его Матери, и всем святым, и прослезился горько, и утер слезы». Прототипом горьких слёз Дмитрия Донского являются слёзы апостола Петра, который отрёкся от Христа, но через слёзы покаяния был восстановлен в своём достоинстве первого апостола. Лука 22, 62: «И вышед вон, горько заплакав». Из «Слова на шестой псалом» преп. Анастасия Синаита: «В Новом Завете – Петр, умилостививший слезами Бога и (от греха своего) отречения исцеленный...». Вновь горькие слёзы у Дмитрия Донского и его брата Владимира возникнут после взятия Москвы Тахтомышем. «Повесть о нашествии Тахтомыша» (текст из «Изборника»): «И увидели, что город взят, и пленен, и огнем пожжен, и святые церкви разорены, а люди побиты, трупы мертвых без числа лежат. И о том возгоревали немало и расплакались горькими слезами». Приблизительное понимание подтекста – несмотря на некие ошибки через покаяние – «горькие слезы» Дмитрий Донской подобно апостолу Петру, восстановленному в своем достоинстве первого апостола, достоин быть первым – великим князем Руси. Слова автора «Задонщины» «утер слезы» – вероятно, знак беды; перед нашествием Тахтомыша князья не смогут договориться о совместных действиях против него. Нельзя исключить, что «горькие слезы» своим появлением обязаны постоянному конфликту Дмитрия со ставленником Византии митрополитом Киприаном и его сторонниками, попыткой Дмитрия выдвинуть митрополитом своего духовника коломенского священника Михаила. Ни Киприана, ни избранного по подложным документам Пимена Дмитрий не принимал и в Москву не допускал. Куликовская битва происходила, когда на Руси было два митрополита, но ни одного не было в Москве, и ни один из них не разделял устремлений князя. В 1382 году после разорения Москвы Тахтомышем Дмитрий вышлет из Руси Киприана и Афанасия Высоцкого – духовника Владимира Андреевича, ученика Сергия Радонежского.
У автора «Слова» своё мнение: «Рекъ Боянъ и Ходына, Святославля песнотворца старого времени Ярославля, Ольгова коганя хоти: «Тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы» – Руской земли безъ Игоря». Перевод последних строк, принимаемый большей частью исследователей: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы, так и Русской земли без Игоря». Для автора «Слова» по каким-то причинам князь, достойный править Русью, не Дмитрий Донской, не князья, перечисленные в «Слове» часто без упоминания их титула, а князь Игорь. У переведённых строк есть праобраз. Иоанн Мейендорф «Апостол Пётр в Византийском богословии»: «Неизвестный патриарх Константинопольский в письме патриарху Иерусалимскому писал о представлении (латинянами) Петра как главы церкви: «Телу невозможно лишиться головы, – пишет он, – Церкви невозможно быть телом без головы. Но её Глава – Христос. Голова, по-новому вводимая латинянами, не только излишняя, но вносит беспорядок в тело и опасно для него». «Источник цитаты Критические опыты по истории греко-русской полемики против латинян». – с. 164-165/ Изд. А. Павлов СПб 1878г.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 5. Обычаи русского народа в «Слове о полку Игореве» 6. Слёзы Святослава Всеволодовича. Прототип горьких слёз Дмитрия Ивановича – горькие слёзы апостола Петра. 7. Ярослав Осмомысл и Ярославна – греческая мифология в «Слове о полку Игореве» |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|