HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Исторический экскурс

Бретонские романы, или Кто придумал короля Артура

Обсудить

Исторический очерк

 

Автор: Петр Новицкий

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за апрель 2024:
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2024 года

 

На чтение потребуется 1 час 15 минут | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 14.04.2024
Оглавление

6. Персеваль, Ланселот и другие куртуазные рыцари Круглого стола
7. Вперед, за Граалем!
8. Прозаический финал бретонской эпопеи

Вперед, за Граалем!


 

 

 

Пятый, последний и незаконченный роман Кретьена:[99] «Персиваль, или Повесть о Граале» (Perceval, ou le Conte du Graal, после 1180 г.), подарил миру самый таинственный артефакт, сущность и происхождение которого до сих пор пытаются постичь миллионы людей, от ученых до тех, кто читает только комиксы.

Персеваль, отпрыск рыцарского рода, жил с матерью в глухом лесу, поскольку она боялась, как бы единственного оставшегося сына не постигла участь братьев, сгинувших в жостах[100] и сражениях. Оттого он вырос темным и некуртуазным. И когда все-таки зов крови вывел его из лесу и привел ко двору Артура, то стал он там посмешищем, грибулем.[101] Но со временем он многому научился и заработал себе место за Круглым столом. Однако годы насмешек сделали его излишне скромным, застенчивым.

Отправившись на подвиги, как и подобает рыцарю, он наткнулся на таинственный замок, где хозяин возлежал посреди залы, с пробитыми насквозь бедрами. Вокруг него совершался странный ритуал: последовательно проносили сломанный меч, окровавленное копье, нестерпимо ярко сияющий кубок, подсвечники и серебряное блюдо. Несмотря на распиравшее его любопытство, Персеваль не осмелился спросить о сути церемонии. Он принял предложение шатлена переночевать в отведенной комнате. Наутро обнаружил, что замок совершенно пуст. По прошествии времени Персеваль выяснил, что спроси он тогда о смысле этого итеративного[102] экстраординарного ритуала, заклятие было бы снято, и рыцарь, а это был король, мигом бы исцелился, в его стране настало б всеобщее благоденствие.

Увечного зовут Король-Рыбак. Помня пристрастие Кретьена к jeu de mots[103], нетрудно вспомнить про созвучие слов «рыбак» и «грешник»: pescheor et pecheor (совр. pêcheur et pécheur). К тому времени s перед ch перестали произносить, и указанные слова различались лишь «качеством» безударной гласной. Кретьен, называя короля Рыбаком, подразумевал Грешника. Эта версия логична, если в ритуал вложены аллюзии на христианские символы – король наказан за грехи.

Сломанный меч видится намеком на Дюрандаль Роланда (а как помним, жесты были всегда выражением христианского духа). Эта мысль посетила, в следующем столетии, автора финального прозаического романа, где умирающий Артур ломает свой Эскалибур. Сцена закольцовывается с этим эпизодом романа Кретьена. Окровавленное копье – напоминание об ударе копьем, нанесенном распятому Христу. Тогда таинственный кубок, Graal ou Greal, несомненно, чаша, в которую собрали кровь Иисуса. Само слово Грааль (или, как указано выше, Греаль, что звучит более французски, и часто встречается в списках) тоже придумал Кретьен. Нигде до «Персеваля» оно не встречается, пусть экзальтированные эпигоны «находят» его чуть ли не в Библии. По мысли некоторых комментаторов, вид Грааля облегчает страдания Короля-Рыбака (или Грешника). Если все это так, то мы получаем сюжет весьма сакральный по духу.

Но можно поискать и в, уже порядком затертых и ныне скупых на открытия, кельтских легендах. Там найдем увечное полубожество Брана, страдающего от неизлечимой раны. Найдем магический сосуд, насыщающий его владельца и лечащий его увечья. Тогда это куртуазная авантюра, которую, после ухода поэта, продолжили его ученики и прозелиты, коих у него было немало. Менассье в 1230 г. закончил одну версию, посвященную Жанне, внучатой племяннице графа Фландрии, заказчика «Персеваля», вторую версию тогда же завершил известный поэт Жерберт де Монтрёй. В обоих вариантах Персеваль вновь находит замок Рыбака и снимает с него проклятие, тот выздоравливает.

Кретьен де Труа, сколько бы он ни зачерпнул из мифопоэтической традиции, дал Бретонскому роману очень много, от канонов жанра и героев, ставших обязательными, до моральных и психологических ориентиров. Его влияние на дальнейшее развитие артурианы колоссально. Стоит отметить еще один немаловажный факт: обратное влияние письменной литературы, основанной на эпосе, на этот самый эпос, когда он впитывает все те изменения, что произошли на письменной стадии. Романы великого Кретьена де Труа были столь знамениты, что «Эрек», «Ивен» и «Персиваль» вернулись в кельтский эпос (валлийские мабиноги), обогатив устную традицию новыми героями, сюжетами и коллизиями.

Но вернемся к Персевалю, чья история, как истории других Кретьеновских героев, получила продолжение. В начале XIII в. этическая сторона рыцарского романа приобрела тенденцию к некоторой сакрализации,[104] и символы, начертанные Кретьеном де Труа в своем последнем романе, укладывались в нее как нельзя лучше. Первым их использовал в таком ключе Робер де Борон. Он написал, в 1200 г., предысторию Грааля, поэму об Иосифе Аримафейском. Несмотря на то, что этот персонаж взят из апокрифического «Евангелия от Никодима», он мигом прописался, во всех смыслах, в артуровский цикл. У Борона Иосиф, ученик Христа, собрал его кровь в чашу тайной вечери. Иудеи замуровали Иосифа в каменный мешок, но к нему явился Христос и передал ему ту чашу, Грааль, которая питала Иосифа на протяжении многих лет, прежде чем он был освобожден. Иосиф уехал в «Британию» проповедовать христианство и основал там братство хранителей Грааля. Хранители обязывались быть целомудренными. Последний хранитель впал в сладострастие, за что и был наказан непреходящим увечьем. Здесь слышится отголосок Клюнийских реформ, боровшихся с николаизмом.[105] Целомудренный рыцарь, вроде Персеваля, должен спросить увечного хранителя о причине его страданий. Тогда последний избавится от них, возносясь на небо, а неофит станет оберегать Грааль.

Концепция Грааля, как высшей священной реликвии, стала основой целой ветки артуровского цикла. Центральная идея – поиск этого артефакта, которая сменила (или развила) схему Борона. Но это произошло, в основном, уже в прозаическом романе, пик развития которого пришелся на XIII в., когда Бретонский поэтический роман стал постепенно затухать: столь ярких авторов, Как Кретьен, или хотя бы его ученик Рауль де Удан[106], на сцене не появлялось. Уже слог и ритм того же Борона оставляют желать лучшего. В иных романах нередки элементы пародии на жанр, как в «Фергюсе» Гильома Ле Клерка, где молодой виллан Фергюс роняет в поединках, одного за другим, всех рыцарей Круглого стола.

Феодалы пресытились куртуазным романом, их рыцарский эгоцентризм постепенно ослабевал, вследствие растущей централизации Франции и связанных с ней перемен. На смену привычным усобицам пришел антагонизм короля и крупных его вассалов, в первую очередь английского короля, который после потери почти всех французских владений стал иноземцем, пусть и говорящим по-французски. Время мелких стычек сменилось первыми серьезными битвами, вроде Бувина и Шато-Гайяра. В бою требовалась не только личная доблесть, но и способность к слаженным действиям, какое-то проявление дисциплины.

Великий король Филипп Август из маленького домена вырастил настоящую силу, с которой считались все, и королевство Франция стала реальностью. Его внук Луи IX мог законодательно запретить междоусобные войны. Вопросы личной чести подчинялись воле сюзерена. В такой обстановке воспевать рыцарский эгоцентризм перестало быть актуальным.

In toto, на фоне «коммунальной революции» и бурного роста городов, наметилось смещение в них культурного центра. Практичные и не искушенные в изящной поэзии горожане предпочитали прозу.

 

 

 



 

[99] Написан уже для нового патрона, графа Фландрии. Незакончен, peut-être, из-за кончины поэта.

 

[100] Joste, jouste (старофранц. ; > joute) – рыцарский поединок насмерть.

 

[101] Gribouille – Грибуль (совр. Грибуй), персонаж сказок, простофиля, деревенский дурачок, который прячется от дождя в реке.

 

[102] Постоянно совершающегося на протяжении многих лет. Время в замке шло по кругу, неизменно повторяя один и тот же день.

 

[103] Игра слов.

 

[104] Чему виной распространение ересей, упомянутых нами ранее. Эта тенденция была ментальной реакцией на них.

 

[105] Вступление клириков в брак или плотское сожительство.

 

[106] Мы опустили рассказ о других мастерах Бретонского романа, поскольку поэмы Кретьена де Труа очерчивают его достаточно четко и полно.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в апреле 2024 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2024 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

6. Персеваль, Ланселот и другие куртуазные рыцари Круглого стола
7. Вперед, за Граалем!
8. Прозаический финал бретонской эпопеи
520 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.05 на 23.06.2025, 19:04 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

11.06.2025

Снова встаёт вопрос – не стоит ли «Новой Литературе» стать «Новым литературоведением»? Потому что прекрасные, образные очерки об истории литературы раз за разом попадают в цель, и если их собрать в один сборник, то получится замечательное пособие для студентов-филологов. Никакой сетки унылых дат, только воссоздание творческого ландшафта каждого творца.

Елена Гуненкова


03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!