Виктор Герасин
ПовестьНа чтение потребуется два с половиной часа | Скачать: Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 5.06.2013
Оглавление 24. Глава 8.3 25. Глава 9.1 26. Глава 9.2 Глава 9.1
Дорофея и Екатерина Матвеевна наконец-то пустились в дальний путь. Пока что ехали в Тамбов. Разговор вели неспешный то о жизни семьи генерала, то о монастырских делах и заботах Дорофеи. Постаревшая, но мало утратившая правильные, строгие черты лица, Екатерина Матвеевна всей собой живо напоминала Дорофее об их далёком прошлом. И казалась сама себе Дорофея в том прошлом чуть ли не лёгкой птичкой со звонким чистым голосом. И печаль ложилась на сердце от утрат близких людей. Если родителей почти не помнила, то сестра Софья и мать Матрёна живыми представали перед ней, глядящими на неё, проверяющими её – праведно ли она ведёт себя, заботится ли о людях, особенно о сирых и убогих. И как бы отчёт молчаливый давала Дорофея перед сестрой и приёмной матерью. Оправдываться ей было не в чем, каждым часом своей жизни она помнила о том, как нелегко людям, как страдают они от несправедливости, как становится она, Дорофея, опорой всем страждущим, всем ищущим крова над головой и куска хлеба. В епархии Дорофея оформила книгу по сбору, благословилась у отца Николая, заодно решила навестить подворье, отдать некоторые указания. Подворье являлось для Сухотинского монастыря как бы опорным пунктом, конторой, гостиницей и, пожалуй, некоторого рода подсобным хозяйством. В глубине огромного двора стоял двухэтажный деревянный дом, окнами обращённый в большой сад, в котором бесчисленными красными, белыми, жёлтыми, малиновыми и оранжевыми пятнами пестрели тысячи свечеподобных мальв. Верхний этаж дома занимали монахини, жившие по нескольку человек в огромных, чистых горницах. Кровати с тумбочками около них сохраняли индивидуальный характер их владелиц в отделке наволочек, в материале одеял, покрышек для подушек с различными тонкими узорами и вышивками гладью. По стенам висели образа Христа, апостолов, святых, Божьей Матери, праздников.
Одни образа, написанные старинной строгой иконописью, изображавшие человеческие лица угодников, Христа, Богоматери, в тяжёлых серебряных позолоченных или только в серебряных ризах принадлежали монастырю, другие – отдельным монахиням. – Какие иконы, – удивилась Екатерина Матвеевна, – старинные работы. – Есть и по двести, есть и по триста лет, – ответила Дорофея, – заслуга матушки Аркадии. Она не допускает в общежитии развешивания икон, не отвечающих подлинной старинности или действительно художественному исполнению. «Никакой дешёвки, никакого лубка, – строго говорит матушка, – лучше голо, чем плохо». Под строгим надзором матушки Аркадии общежитие являло собой блеск и порядок. Монахини преимущественно были женщины пожилые или даже старые, но были и молодые среди них. Все они умелые рукодельницы. Заработки их складывались из выполнения заказов частных лиц по шитью белья и вышивок на нём гладью. Мужское бельё, во избежание соблазна и «размышлений суетных», не принималось к пошивке. Постельное, столовое и нательное бельё выполнялось ими безукоризненно. Основным заказчиком было купечество, исподволь готовившее своим подрастающим дочерям приданое.
Дорофея и Екатерина Матвеевна остановились в мастерской, в которой молодые монахини делали ризы для икон из различных дешёвых материалов, из тонких листов меди и жести, из золотой и серебряной бумаги. – Эти ризы для дешёвых икон, – пояснила мать Аркадия, – продаём на деревенских ярмарках, берут их в основном крестьяне. И вот ещё наши поделки: крестики, пасхальные яйца со стёклышками, за которыми рисованная картинка воскресения Христа, искусственные цветы из бумаги, шёлка, бархата, сукна и различных материй и материалов. Многие наши монахини подлинные художницы своего дела, есть среди них и вовсе талантливые живописцы. – Мать Аркадия, просьба вот какая, – сказала Дорофея, – едем с Екатериной Матвеевной в Москву, но сначала заедем в Оптину пустынь, хочу благословение получить от отца Амвросия, надо бы нам с собой гостинчики, подарочки набрать, подбери что-то пооригинальней. – К отцу Амвросию? – воскликнула мать Аркадия. – В ножки, в ножки ему от меня поклонитесь! Как же, я ведь молодым его помню, Сашу-то Гренкова! Видный парень был. И умница, каких поискать. Саше-то гостинец? Саше от меня лично вот эту иконку положите. Так и скажите, от матери Аркадии, бывшей в миру Лидии Веселовской. Он вспомнит, он узнает меня. И положила на стол икону Иверской Богоматери старой работы в позолоченной ризе. Дорофея и Екатерина Матвеевна поблагодарили мать Аркадию за показ и рассказ, вышли во двор.
В левой стороне двора стояло узкое и длинное здание, оттуда вкусно пахло только что испечённым хлебом. – А это просфорня наша. На все тамбовские приходские храмы печём здесь просфоры. Умелица просфорного печения у нас матушка Смарагда. Добрая ласковая женщина. К ней ребятишки из бедных семей со всей округи бегают за ломтиком хлеба или за горячей просфоркой. Раздаёт с благостной улыбкой. Казначея поругивает её, а она смиренно помалкивает, а потихоньку вот всех ребятишек прикармливает. И вообще, скажу я вам, Екатерина Матвеевна, наш монастырь славен своими художественными работами. Организацию декоративно-прикладного творчества в монастыре с самого начала финансирует землевладелица Болдырева. Она построила двухэтажный дом для иконописной мастерской и пригласила тамбовского художника Криволуцкого для обучения послушниц и монахинь живописи. На протяжении четырёх лет воспитанницы изучают анатомию и рисунок с натуры, овладевают искусством натюрморта и портрета. После обучения сёстры пишут иконы и расписывают стены храмов. Их работы, выполненные в золотистых тонах, очень популярны далеко за пределами Тамбова.
Оглавление 24. Глава 8.3 25. Глава 9.1 26. Глава 9.2 |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Спирометрия у взрослых сделать в москве. |