Максим Герасимов
Сборник стихотворений
![]() На чтение потребуется 25 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
![]() Оглавление
Ч/БПейзаж таков: на землю валит снег.А белизна какая! – Больно векам… И бесконечно чёрный человек идёт на снег, по снегу и под снегом. Ни данных, ни деталей, ни следа – бесследен. Одинок и одинаков. Он только здесь – ни «где» и ни «когда» – дырой в листе и точкою от знака вопроса – о длине его пути и плате за короткую отсрочку. И бесконечно белый снег летит навстречу, – чтоб закрасить эту точку… Большая собакаБольшая собака брела по осеннему лесу,печалясь тому, что в лесу точно так же нет места, как нет ни в жилье человечьем, ни в своре собачьей... Собака искала, где лечь ей… Собаки не плачут. А ветер сгущался, и холод спускался из неба. Собака нашла под мангалом прокисшего хлеба. Собака в какую-то рытвину всунула тело. И тело спасалось. И шерсть поминутно густела. Собака из рытвины корни жралá и бруснику, к утру становясь постепенно всё более дикой, из всех своих чувств ощущая одну лишь усталость, поскольку ни веры, ни верности в ней не осталось. Поскольку и вера и верность даются судьбою, большая собака с рассветом осталась собою. Поскольку свобода – во всём, и запреты не вправе, большая собака пришла к ней, замёрзнув в канаве. Собака заснула, во сне получив, что хотела. Хозяин пришёл, протрезвев, и нашёл её тело. Хозяин немного поплакал, сходил за лопатой. Большая собака осталась в лесу… Так и надо. Норд-Зюйд-Норд...я пишу из туалета:тут свежо и больше света, нет соседей, есть бумага и открытое окно. Ночь. Россия. Жмут колёса. Путь не крёстный и не постный, но вопрос: «зачем я еду?» актуален всё равно. Пораспиханы баулы. День насуплен, люди – снулы, горизонт как час – неровен, и просрочено пивко ... А базар! – пошлей не встретишь. Этот путь – народный фетиш, и не слиться с этой массой очень-очень нелегко. Впрочем, я ещё не слился. У сортира хвост скопился. Жму педаль и вижу шпалы – понимаю на весу, что чреват мой путь не боле, чем потерей силы воли. Впрочем, риска нет: до цели и бессильных – довезут. На фига мне униженье сквозь чужое предвкушенье жизни беспричинно сладкой ехать полному тревог? Но и это всё не ново – сяду! Сяду в подкидного убивать тоску и время самой южной из дорог… * * * Я дышу прибойной гнилью… Не допить мне чачу – вылью. Вкус убогий раздражает так же точно, как бока этих дур из целлюлита, сплетен, тряпок, общепита, для загара крема, глазок, недостроенных пока, их мужей рогопузатых, продавщиц, водил усатых, пар счастливых и – семейных с парой деток на хвосте… Д-дурачьё! – Сгорят-облазят. бабы-суки ходят-дразнят мужиков-козлов обзором и расслабленностью тел. Боже, боже, как же я – тут?! Знать, придётся выпить йаду… Или, в новые кроссовки влезши, в горы сигануть. Проще, правда, взять полбанки, чем в свои, но всё же рамки, втиснуть путаницу мыслей да распутать как-нибудь. Я – не скот! Я – рыцарь стопок! Ваших муравьиных тропок мне – без надобности… «кстати, – л-любопытнейший маршрут»… Надоели чайки, жопы! Я ж объездил пол-Европы!.. «Не бывали?.. Я бы тоже… Вы тут с кем?.. Вас как зовут?» * * * Я чешу, где шелушится. Сталактит в руках крошится. Нужен мне, или не нужен – ноль пять евро – не цена. Впрочем, денег поистратив, я вопросом «чего ради» перестал терзать сознанье: дайте к истине – вина. Лучше чачи? Я согласен! У меня – коньяк в запасе. Думал выпью – пораскину чем осталось от мозгов, о своей и прочей жизни. Да всё как-то… Видно, скиснет. горы в висе, словно груди, – облачка вокруг сосков. Пляж, газеты, оригами… Я прибавил. Так, – боками. И заметно оживился – мне б всё эту или ту. Подгорел. Теперь облажу. Из тени глазами глажу силуэты против света и детали на свету: волоски, ключицы, лямки… Я гляжу на них из рамки щедро выделенных КЗОТом отпускных рублей и дней. Эти чайки, эти попки… Я ползу наверх по тропке, и чужой недоброй воли сила тает вместе с ней. * * * …полдень. С мокрой проводницей мне бы лечь, да лень возиться. Будет станция и пиво, в карты ждёт играть сосед… Я везу домой ракушки, фотку Зары и подружки. И подружкин странный номер. – Та – дала, а Зара – нет… Вот об этом и базары. Вспоминаю лифчик Зары. что под ним – совру соседу, (выйдет скво его едва). Мы болтаем без умолку. Жаль, парнишка влез на полку: нам его так не хватает – чтоб дурак был два на два. Дует в щель истёртой рамы. У меня опять все дамы, обсуждаем пиво, шмотки, – чё почём и всё подряд. Наши вещи как живые толстые сторожевые, что уснули мордой в лапы в ус не дуют и храпят. Я пишу из этикета. Мне уже не нужно это – мы с соседями похожи, как деревни за окном. Всё одно – поля, бурёнки, загорелые ребёнки. Мыслей нет. Меня ласкает и опутывает сном… ИцырК«Пока народ безграмотен,из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк» В. И. Ленин Я бы мог написать невесёлую повесть про химеру, которою сделалась совесть, про кошмарный изгиб её ног, меж которыми хлещет поток чёрным облаком под потолок, как она из людей тянет сок ... А про совесть – я так бы не смог. Или, скажем, я б песню издал на виниле, в ней бы мёртвые люди живых заменили, – будто кто-то им власть, типа, дал над землёю, и – «мёртвый восстал»! Я вопил бы, басил, скрежетал, может – в панке, а может – металл... Про живых – ничего б не издал. Впрочем, главный пока инструмент – кинолента. Я про душу бы снял, то есть – про экскременты, что получатся после лапши, что нарежут тупые ножи, из души – только нос покажи... А про душу – хоть пой, хоть пляши – в кинозал не придёт ни души. В общем, много каких я бы выдал шедевров. Мне, поверьте, не жаль ни таланта, ни нервов воплощать бездуховную связь: мой читатель – меж строк ищет грязь, кинозритель – жующая мразь, пьяный слушатель в ритмах погряз... Я бы выдал. Но пусть – не сейчас. Я поклялся душой пред своею химерой, что ещё послужу ей и правдой, и верой, всё издам, всё сниму – не вопрос, сей – стишок, так сказать, – первый взнос (от души – про кровавый понос). А пока, господа, – вот мой нос, безобразие рыжих волос, котелок и ботинки в полос... Симметрия...принимая всерьёзто, что шепчут шаманы над рунами, выдавая за явь бред, навеянный полными лунами, вырывая из снов дни, укрытые глиной и дюнами, продевая сквозь мозг то, что мнится мембранами, струнами, благосклонно вкушая иные духовные мнимости, ощущаешь – всё лажа! – при всей своей веротерпимости. Отвлекаясь от наносимого или наводимого, отдаляясь от всех, дальше всех – от себя от любимого, отвергая и употребимое, и необходимое, начинаешь нащупывать, если не бога единого, то, как минимум – в такт распылению личности – несомненные признаки, скажем так, – симметричности. Не пытаясь её показать ни волной, ни спиралями, не пытаясь увлечься сансарами, каабами, граалями, не пытаясь её осознать – ни куском, ни деталями, не пытаясь привлечь то, не знали б о чём, не читали бы, всё равно понимаешь, что где-то есть, мать его, центр, и, сам к тому не стремясь, постигаешь законы симметрии. Потому что есть ты, своей роли ни в чём не играющий, потому что есть ты, чей-то ход в сотый раз повторяющий, потому что есть ты, чьих-то там интересов ристалище, потому что ты рад бы уже и свалить, – да тебе не пора ещё. в том и боль, в том и страх, что ни тут, ни тебе, а – зачем-то там, неизвестно кому, – что-то нужное предначертано. Что бы что-то иному открылось рассудку и зрению, чтобы где-то сошлось примитивнейшее уравнение, ты подставлен, поставленный на пьедестал, на колени и на всё, что будет нужно, – твоё тут не спрошено мнение. И слова, что клинком в твоё горло сейчас упираются, повторяются, мать их, послушно как мир – повторяются, образуя узор, миллиардно откинутый зеркалом, – всё всему отраженье – вселенского, тщетного, мелкого, завиток небольшой – человек, целый мир, целый век его. даже исповедь нечем закончить – прощать как бы некого. Так, себя утомив повторениями, мироздание не приходит – ни к свету, ни к тьме, ни к концу, ни в сознание. Потому что, пронизанное в каждой точке повторами, оно тоже – ещё неизвестно, по счёту – которое… Оно тоже – ещё неизвестно, по счёту – которое… Оно тоже – ещё неизвестно, по счёту – которое... Незнакомка«а из скота нечистого возьми по два,мужского пола и женского» По вечерам в начале пятого перестаю соображать. К воде тащу себя измятого с бухлом в окурках полежать, где каждый вечер, за шлагбаумами, почти все пьяные, в трусах, быдлоэлита с яжемамами гудят об алых парусах. Над озером скрипят уключины, и раздаётся женский мат. Все нервы мира перекручены, всё происходит невпопад. Всё для другого предназначено, и было создано другим, как будто мир, шелками схваченный, всего лишь только снится им. Здесь – озеро мой друг единственный. В нём, как в стакане, отразясь, бушует влагою воинственной – во мне – их алчность, похоть, грязь. Вот из воды вылазит барышня, на вид ей 40 – 43, а я борюсь с соблазном давешним узнать, что у неё внутри. И этой скромною уступкою я сам собою поощрён, смотрю на штуки, что под юбками обычно спрятаны у жён. Иначе эту вот эстетику я б рассовал без лишних слов по чёрным мусорным пакетикам в помойки четырёх дворов, или – в пространства меж кореньями, чтоб пригодились на века татушки с траурными хренями и в кольцах жирная рука. Но та – вся в каплях: «эй, задумчивый!..», и – липнет терпкое вино, глухие тайны мне поручены, и чьё-то вымя вручено. Осознавая «счастье – то ещё», я лепечу ей сквозь года: «ты, право, – пьяное чудовище», но попадаю не туда. И, странной близостью закованный, я слышу, как она гласит, что я – маньяк, что я обдолбаный... Но кто-то мягко жмёт «exit». И дышит свежими порезами моя упругая стезя. И, медленно пройдя меж трезвыми, я ухожу, куда нельзя. Три измерения, как три стены. Четвёртое – под кирпичом. Ведь, если и в вине нет истины, всё остальное – ни о чём. Волшебное утроСветло... светло настолько, что не слышно –звенит ли измороженный вагон, подкатывающий коньково, лыжно – как в облако, как в воду, как в огонь ... Дивясь потере собственного веса в лишённой гравитаций пустоте, железные колёса жмутся к рельсам, как впадины и выпуклости тел людей, качаемых задумчивым составом под волнами невидимых ветров – нестройно, как надломленные травы, усеянные тяжестью плодов. И – позади разлуки и простуда, для всех, до света дотерпевших нас. И весь трамвай покорно верит в чудо – уже наверняка на этот раз ... * * * ...рукав стирает чудные картинки, кондукторша измята, как сурок, мороз вползает в зимние ботинки, мурлыкает и греется у ног... ПерчаткиДамы и зелёные девчаткивсе теряют правые перчатки, у меня их дома – стопицот. Если на кусте или оградке две недели провисят перчатки, то никто за ними не придёт. Дамочка перчатку понемножку забывает, как хозяев кошка, и решает, новые надев, поскорее позабыть оплошку, и летят перчатки на дорожку с юных дев, как впрочем, и не дев. Вязаные, кожаные, замша, хлопок, флис и шёлковые даже – помнят руку как секретный код. Этот код запомнен лишь однажды, он уже не для перепродажи. У меня ж для этого – комод. Сделайте попроще ваши лица, ни к чему больницы и полиции: даже если я маньяк и мразь, нити ваших душ и отношений собираю не для извращений, просто – чтоб не втаптывались в грязь. Каждый жест людской – живой, упругий – словно круг в воде. И в этом круге мир запоминает сам себя. С этой памятью нет большей муки, чем налазить на чужие руки, целое на частное дробя. Потому что пара её тоже будет ждать – на вешалке в прихожей – и реальность на себя тащить, ну, а та – не сталь, скорее – кожа: покряхтит, потянет сколько может, да и разойдётся, затрещит – на микрон. Не видно, не смертельно. нами поминутно, понедельно, через хохмы и телеэкран жизнь воспринимается постельно – левое и правое отдельно. И обилие душевных ран списываем на её изъяны. Мол, душа – предмет ранимый, странный. Телу, мол, здоровому – видней, для чего блуждают обезьяны по земле, теряя постоянно то перчатки, то – что поважней... 5 сантиметровЖуя бутерброд с колбасой и уставясь в окошко,сидел как-то в рюмочной грустный и малость поддатый немного похожий на старую толстую кошку мужчина с короткою писькой и низкой зарплатой. Он был инженером глухой постсоветсткой шарашки, в окне были сумерки, день был короткий и мрачный. На нём были куртка и джинсы, на джинсах – подтяжки, поскольку фигура «не ах», и фасон неудачный. Мужчина на всё отвечал «я не знаю» и «вроде». Он был недовольным судьбой, недоверчивым к чуду – зайди он не в этот шалман, а, буквально, напротив, он встретил бы Колю, приятеля по институту. Тот Коля бы с ним поболтал, по предплечью похлопав, про то «как когда-то они…», о делах, о зарплате, про фирму, где Коля стал дьявольски близок файфтопу, про место в той фирме под солнцем, вакантное, кстати. Мужчина в дремучем КБ проектировал миски, а там – те же миски, но только – для нефти и газа. Зато всё большое – зарплаты, амбиции, сиськи! И фитнес от фирмы бесплатный – в неделю три раза. Хорошие скидки в продвинутой клинике модной – для лучших клиентов – сезонные и – c сантиметра, два дня поболит, и вот ты – во все щели пригодный! А самооценка какая – хоть ссы против ветра! 2 дюйма всего-то – от чмошника до человека! Доверься герой наш судьбе, а не смейся над нею, была б у него иномарка, костюм, ипотека И главное – писька! – на 5 сантиметров длиннее! Что ж, выбор распивочной – дело всегда роковое. Вошедшим не в те ворота даже чёрт не поможет. Герой не попал в своё будущее деловое, смекнув, что в нём водка на 40 процентов дороже. Но разница в ценах – ещё не последняя мера: представьте, в тот вечер в угрюмых фонарных потёмках по улицам ангел шатался, ища инженера, и счастье его на груди согревал, как котёнка. Оно ни рублём, ни рулеткою не измерялось. Простое – надёжней валюты и ближе, чем кожа – оно выручало всегда. Оставалась лишь малость: чтоб ангелу встретилась эта унылая рожа. Ведь, долго готовя детали рождественской сказки, он всё рассчитал, только шла она не по расчёту. И я не уверен в её голливудской развязке, поскольку терпенье у ангелов тоже ни к чёрту. СтепьОднажды человек, придя в свой дом,застал в нём женщину в халатике без кружев. Она готовила какой-то ужин, болтая с мамой, дочкой и котом одновременно. Человек, присев, молчал и с грустью думал: «Вот те на: унылый быт, законная жена...». Кота и дочь погладив, ужин съев, он вышел. И опять пришёл домой. Опять застал в нём женщину, но эта была раскрашена, раздута, разодета. Вокруг неё гостей дымился рой, водоворот. И человек прилёг. Лежал и молча думал: «Вот те раз! Где чуткость рук? Где нежность милых глаз? – Унылый узаконенный подлог...» Сомкнув глаза, он видел дом во сне, где, словно кот урча, он льнул к жене, где лиц водоворот, и кот, и ужин, и дочь, и сын. И всем он очень нужен. Но сон стекал ознобом по спине и становился леденящей стужей, в которой страшно быть отцом и мужем. Страшней, чем боль. Страшней, чем на войне. И – никаких «прости» и «либо-либо», ни звука никому, как ни вопи... Вдали, в ночи, в мертвеющей степи он говорил: «Люблю тебя… Спасибо…». В ответ звенело: «Спи, любимый, спи». ЧислаВ холодном лесу в понедельник мне встретился бог.Я сам не заметил, как мы перешли с ним на «ты». И я тыкал: «Сынок, чего же ты не светел?» А он отвечал мне, как хор непослушных детей, – тысячеголосо – про десять в какой-то там степени разных затей и разных вопросов, что, пусть не за всем, но за имиджем нужно следить, и в ельнике стылом сверкать не пристало, что любит вот так походить – опущеннокрылым, что в радости – так вот не встретишь в лесу чудака на слово-другое... Вещал он, рассевшись на ветке, как будто слегка качая ногою. * * * Болтали – о детях, погоде. Я благодарил, он явно смущался. Я чаю из термоса чуть не на силу налил, – он пил, обжигался, хвалил... «Ну а водкою-то – не греши, угости», – промолвил он странно. Рука потянулась, но я удержался: «Прости, с тобою – не стану». Он хмыкнул. Печально допил остывающий чай с матрушкой и мятой. «Спасибо на том...» – «...Ну, я ж ведь не во грех, не серчай!» – «Понятно, понятно...». «Ты, господи, тут не замёрзни, – стемнеет к пяти. Пора мне, пожалуй...». Он буркнул в ответ: «Что ж, бывай...». Но куда-то идти душа не лежала. * * * Минута, другая... и ельник из виду пропал. Ужасно скучая, я вышел к опушке и разом всю водку убрал, запив чашкой чая. И тут же все числа, дороги, часы и дела упали и смялись. И ветки рябинника, заиндевев добела, как дети смеялись. Повсюду звенели невидимые голоса, как будто скитальцы. Тянулись, как к золоту, мёрзлым туманом в леса костлявые пальцы. И холод привычно везде и во всём побеждал – почти без усилий. А что до меня – я и вовсе спокойно лежал довольный и синий. Покуда откуда-то сверху с притихших берёз убийцей весёлым не спрыгнул седой, беспросветный, глубокий мороз с осиновым колом... * * * Но прежде того, может быть, за секунду, за миг ногою, недобро какой-то седой, беспросветный, глубокий старик пихнул меня в рёбра. ...Шли молча. Признаться, я еле за ним поспевал к дороге, жилищу. Ощупав себя, я ощупал карманы и мял промокшую тыщу. «Спасибо, отец... Может, вмажем? Айда угощу?» – Он сморщился странно, потом усмехнулся и хлопнул меня по плечу: «С тобою не стану – ты что-то не светел...» ...Мы оба взглянули наверх – по-своему каждый. Потом попрощались. И то, что уже был четверг, казалось неважным. ВидеороликНа мелодию жизни коротенький видеоролик:человек за столом, упирающимся в подоконник, океан заполняет дом канонадой своих гармоник. Человек шевели́т рукой, словно дразнит чаек. Запах моря проник во всё: в холодильник, в часы и в чайник, в человека, который давно его не ощущает... Успокаивается шторм. Облака золотым карнизом обрамляют пустынный пляж, обдуваемый тёплым бризом. Остывает налитый чай, и бормочет в углу телевизор. Человек что-то хочет сказать, на бумагу словами сползая, а тем временем темнота, не холодная, да и не злая, покрывает и море, и пляж, вид в окне до окна урезая. Бриз шевелит листы на столе и волнистые шторы, перемешивает слова, и не ясно, – важнее которые? Человек закрывает окно. Тишина входит в дом, словно воры. Человек долго трёт глаза. На отсиженных в хлам суставах ковыляет в постель – почивать, так сказать, на лаврах, насладиться сном, где нет правых и нет неправых... В музыке – финал. Кода длится довольно долго. В тёмном спящем доме открывается дверь где-то сбоку. Человек выходит под звёздное небо – к богу. В спину дует бриз и подсказывает дорогу. ВолжскоеДавно устав от вихрей яростных атак,сбежав от дел, от бабы и привычек, выходит на воду, нахохлившись, рыбак высиживать холодную добычу. Над ним клубится потревоженный туман, под ним грустят разбуженные рыбы и на наживку не клюют – держи карман! Хотя теоретически – могли бы. Воспоминания досадно моросят, их память выбирает как слепая. Рыбак накатывает 250 и сразу благодарно засыпает. Его сознание не держат якоря, оно гребёт в своей воздушной лодке, за привередливость сазанов не коря, по воле волн и скоропальной водки. Пейзаж безмолвствует, но слово «выходи» в неслышном шелесте незримых вёсел. – Душа выходит из резиновой ладьи, бросая в ней всё, что рыбак не бросил. Душа кидается в туман, как в белый свет, и наслаждается отсутствием картины, она несётся будто в левой полосе, хоть знает, что все полосы едины. – Как будто – Кама ли, Ветлуга ли, Ока, Шексна ли, Вятка, Агидель, Сухона – одна мечта, один маршрут, одна река, один кумир, одна на всех икона. И близок каждому и грандиозен лик, но – слой чего-то вроде белой пыли его надёжно скрыл от глаз. Аллах велик! – Икона – есть, а лика – нет. Приплыли. Все времена ища, пред чем упасть, нашли туман и присно, и сегодня. Надежды, как оторванная снасть, осели в Каспий, будто в преисподней. Чьи крови вашею разбавлены водой, Сура, Молога, Агидель, Ветлуга? Чья память илом устилает ваше дно, за веком век цепляясь друг за друга?.. И вроде бы уже умчавшись далеко, но в пустоте споткнувшись, как на кочке, душа утрачивает цели и покой, и – Иншалла! – приходит к прежней точке. А в ней – давно вовсю играет поплавок, туман рассеялся, вода сверкает. Рыбак не чувствует затёкших рук и ног. Рыбак мычит, но всё же подсекает. И, вдоль борта уже подсачек волоча, душа азартно посыпает матом. И держат их в реке два старых кирпича, обмотанных ворованным шпагатом...
... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]
Чтобы прочитать в полном объёме все тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в марте 2022 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]() ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 23.03.2023 Для меня большая честь сам факт, что Вы меня заметили – при любом решении редколлегии. 21.03.2023 Хочу поблагодарить Вас за такое чуткое внимание к каждому автору, за продвижения молодых и малоопытных авторов, за указанные направления движения в развитии, за то, что помните и помогаете! Огромное спасибо Вам! 14.03.2023 Вчера прочитала февральский номер «Новой Литературы». Рассказ «Огнестрельных пять» Михаила Лидогостера мне очень понравился. И еще одна тема – убийство беркутов, которая всплыла в журнале, меня в своё время потрясла. Сделай добро: ![]() |
||||||||||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|