HTM
Кто победит в Конкурсе грязного реализма?
Проголосуй до 15.07.2024
Выбери лучшие рассказы!
До конца голосования осталось:

Вадим Филатов

Сны воинов пустоты

Обсудить

Эссе

Опубликовано редактором: Карина Романова, 9.02.2010
Оглавление

5. Сон четвёртый. Единое есть всё и ничто.
6. Сон пятый. Жизнь как сновидение.
7. Сон шестой. По эту сторону нигилизма.

Сон пятый. Жизнь как сновидение.


 

 

 

«Жизнь и сновидения – страницы одной и той же книги». (Артур Шопен­гауэр)

Мир – сон, иллюзия, майя – этот набор идей зародился в восточной фило­софии. «Правильно поступает тот, кто относится к миру, словно к сновидению. Когда тебе снится кошмар, ты просыпаешься и говоришь себе, что это был всего лишь сон. Наш мир ничем не отличается от такого сна». Так учит кодекс чести самураев «Хагакурэ». Русский народ тоже давно уже понял, что мир пуст, жизнь – это сон.

Постепенно и западная философия начинает овладевать опустошающими истинами. Вначале в средние века в христианской Европе сфор­мировалась негативная теология – представление о том, что Бог находится за пре­делами познавательных воз­можностей человека и, следовательно, за пре­делами любых определений. На все вопросы: не является ли Бог тем-то и тем-то, возможен только один ответ – нет. Следовательно, Бог есть Боже­ственное Ничто. Общая формула этой парадигмы такова: «Omnia ex nihilo» («Всё из ничто»). В различных фор­мах подобные идеи высказывали Псевдо­дионисий Ареопагит, Иоганн Скотт Эриугена, Николай Кузанский и другие. Немецкие мистики Мейсиер Экхарт (13-14 вв.) и Яков Бёме (16-17 вв.) дове­ли отрица­тельную теологию до логи­ческого завершения, отождествив Бога и Ничто.

Одним из источников мистических интуиций в средние века стала каббала, с её представлением о древе Сефирот. Это древо символизирует процесс, в результате которого из пустоты и невещественно­сти (из ничто) возникли живые существа. У древних не было никакого сомнения в реальности небытия. Современные верующие небытие, как правило, игнорируют, поскольку увлеклись представлениями о загробной жизни, в то время, как средневековые каббалисты определяли небытие как единственный источник всего сущего мира. В древе Сефирот небытию соответствует первая Сфира – Кетер (корона), которую иначе называют Эйн Соф – «беспредельное ничто». Параллельный перевод того же понятия – «бесконечность». На иврите «я» – «ани», а «ничто» – «эйн». Кроме того, «эйн» – одно из каббалистических имён Бога, которое также употребляется в сочетании Эйн Соф – «Беспредельное Ничто». Каббалисты обратили внимание на то, что слова «ани» и «эйн» складываются из одних и тех же еврейских букв: «алеф», «нун» и «иод». Считается, что между словами, состоящими из одинаковых букв, существует некое глубинное тождество. Слова «ани» и «эйн» – «я» и «ничто» – отличаются только порядком букв. Когда «йод» стоит на конце, получаем слово «я». Когда «йод» стоит в середине, получаем слово «ничто». Одно из каббалистических толкований буквы «иод» – «йада», то есть «сознание». Когда сознание обращено наружу, возникает «я». Когда сознание обращено внутрь, проявляется «ничто». Но это ещё не всё: слово глаз на иврите звучит как «айн». Глаз небытия – это наше самосознание. Айн Эйн – Ани.

Засыпая, каждый становится свидетелем репетиции гибели не только себя, но и вселенной. Мы умираем каждый вечер. Но мы – мертвецы, наделённые памятью. Мало встать следующим утром, нужно ещё перестать спать. Обыч­но это нико­му не удаётся – за исключением воинов пустоты. «Жизнь – это сон», – пьесу с таким названием сочинил испанский драматург Кальдерон. «Жизнь – это сон, сня­щийся Богу», – уточнил Борхес, выразив суть филосо­фии Беркли.

Джордж Беркли был ирландском епископом, он родился в 1685 и умер в 1753 году. Некоторое время занимался просветительской деятельностью в Северной Америке, где в его честь в Калифорнии впоследствии назвали Берклиевский уни­верситет. Беркли чувствовал, что современные ему филосо­фия и естествознание создают угрозу христианскому мировоззрению, видел, как набирающий силу материализм подрывает веру в то, что всё на свете со­здано и управляется Богом. При этом именно Беркли оказался наиболее по­следовательным эмпириком. Он считал, что все вещи в мире та­ковы, какими мы вос­принимаем их в своих ощущениях, но при этом они никакие не вещи, а произвольно сконструированные в нашем сознании идеи, Так называемый физиче­ский мир не обладает реальностью – его нет. С точки зрения Беркли, «суще­ствует» только то, что мы воспринима­ем. Предполагать, что за наши­ми ощу­щениями скрывается некая субстанция – это значит приходить к преждевре­менным и необдуманным выводам. У нас вообще нет и не может быть убе­дительных примеров из опыта для того, чтобы делать подобные заявления. Все наши идеи обусловлены причиной, лежащей вне нашего со­знания, но причина эта не материального, а духовного происхождения. Что же пред­ставляет собой абсолют при условии тотального отсутствия материи? Это и есть бесконечная пустота, ничто. Жизнь – это сон, снящийся пусто­те.

В 1709 году Беркли издал свой первый трактат «Опыт новой теории зрения», где заявил, что у вещей нет свойств, восприятие которых не зависе­ло бы от нашего восприятия. Действительно, различные живые существа ви­дят мир по-раз­ному. Следовательно, вещи, а вместе с ними и весь мир – всё это является продуктом нашего восприятия. А в 1710 году Беркли сочинил главный труд своей жизни – «Трактат о принципах человеческого знания», в котором пришёл к следующим выводам:

1). «Философы сначала подняли облако пыли, а теперь жалуются, что оно ме­шает им видеть». Уже во времена Беркли стало очевидно, что философия придумывает ничего не значащие термины, например – «материя», для того, чтобы за мнимой наукообразностью спрятать свою несостоятельность.

2). «Бесконечность (бесконечная пустота) по самой своей природе не может быть постигнуто тем, что конечно» (человеком и человечеством).

3). «Быть – значит быть воспринимаемым».

4). «Материи нет». Это утверждение и есть не что иное, как нигилизм и при­том крайний.

Отвечая на возможную критику, Беркли говорил следующее: «Вы можете, если это так уже вам хочется, употреблять слов «материя» в том смысле, в котором другие люди употребляют слово «ничто» и таким образом делать эти термины однозначными в вашем способе выражения». Материя представ­ляет собой ничто и лишь как продукт сознания абсолюта она может рассмат­риваться как условное нечто.

Идеи Беркли вызвали неприятие как со стороны церкви, так и со стороны учёных. Богословы увидели в них мысль о том, что раз материи нет, то зло, присущее нашему миру, есть продукт сознания Бога. Поэтому Беркли был вынужден до конца жизни сочинять с целью оправдания Бога богословские трактаты. Филосо­фы – эмпирики обвинили Беркли в солипсизме – идее о том, что в мире «суще­ствует» только он, Беркли, а все остальные являются его галлюцинациями. В принципе, так оно и есть: ведь для каждого человека единственно возможной по­зицией в восприятии мира является точка зрения солипсизма. В эмпириче­ском отношении человек не в состоянии выйти за пределы своего восприятия и своей субъективности. Тем не менее, Беркли (в порядке мыслетрусия) решил не впадать в крайность солипсизма, и выдал свою знаменитую идею, согласно которой «мы все снимся друг другу и все вместе снимся Господу Богу». Поэтому, если в мире «существуют» объекты, которые никто из людей не воспринимает, они всё равно в определённом смысле действительны – как продукт ума Бога.

Если сопоставить учение Беркли с представлениями негативной теологии, отождествляюшими Бога и ничто, возникает совершенно новая для европей­ской философии картина: несуществующий мир, выступающий как продукт сознания абсо­лютного ничто. Иначе говоря, все дхармы пусты, поскольку не обладают самосущностью. Парадоксально, что автором таких, мягко говоря, странных для Европы идей стал епископ. «Такой нигилизм, как отрицание мира бытия мог бы быть божественным образом мысли», – говорил впослед­ствие Ницше. Поистине, пути Господни неисповедимы!

 

 

 


Оглавление

5. Сон четвёртый. Единое есть всё и ничто.
6. Сон пятый. Жизнь как сновидение.
7. Сон шестой. По эту сторону нигилизма.
982 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.04 на 27.05.2024, 18:48 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

27.05.2024
У вас очень достойный проект! Горжусь, что однажды и свой рассказ прислала на ваш сайт.
Галина Врублевская

27.05.2024
Мне интересны новые веяния, темы, разные литературные приемы и методы повествования различных событий, которые освещаются в произведениях Вашего журнала. Современные авторы интересно оформляют свои чувства и мысли в современной действительности. Просто интересно.
Геннадий Винокуров

17.05.2024
Особенно радует наличие в журнале редакторского отбора. Это как огранка алмаза, что придает ему большую ценность в глазах искушённой публики.
Александр Жиляков



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!