HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Дмитрий Болдырев

Подполковник Батарыкин

Обсудить

Повесть

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 25.09.2010
Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4

Часть 3


 

 

 

Профитроли с кремом из мозгов. Для профитролей довести до кипения 1/2 стакана воды, добавить масло, растопить, всыпать всю муку, соль и тимьян, снять с огня…

 

Загадочное название какое-то – «профитроли». Однако «крем из мозгов» – это подкупает. И начало неплохое: вода, соль, мука. Только «тимьян» – непонятное слово. Что-то восточное. Есть ли у них дома тимьян? Может и есть, только как его распознать, если никогда не видел?

 

Или видел? Когда-то давно он был лейтенантом и сидел в задымлённой квартире вместе с такими же лейтенантами, старшими и не очень. Товарищ разлил всем по полстакана, чтобы довести до кипения возмущённый разум. Они добавили, и пошло как по маслу. Кто-то предложил идти и растопить суровые сердца воинов. И они пошли, высыпали на улицу. Стояла зима, и с неба плавно, будто мука, сыпался снег, и снег, словно соль, скрипел под ногами. Он шёл, слегка одуревший от морозного воздуха, абсолютно готовый ко встрече с прекрасным и загадочным. Что-то сегодня преподнесёт ему природа и вахтёр женского общежития?

 

…Вымешать венчиком, вернуть на слабый огонь, помешивать, пока тесто не начнёт отставать от стенок. Слегка остудить, вбить яйца по одному…

 

«Вбить яйца» – это привело его в замешательство. Совершенно непонятно, что бы это могло означать? Он поразмыслил около тридцати секунд, но не придумал ничего, относящегося к кулинарии.

 

Вахтёр отпер на стук, осмотрел их и покачал головой, вымешивая венчиком седых волос слабый свет лампы накаливания. Укоризна была в его глазах, но ему ли было смотреть с укором? Вахтёр, наживающийся на чужих пороках, торговец плотью, получил тридцать рублей и удалился в тёплые недра женского общежития. Три дамы должны быть им освобождены из заточения. Три дамы, готовые украсить собой. Как делилась выручка? Сколько предназначалось вахтёру из этих тридцати рублей? Сколько дамам? Этого никто не знал. В ожидании один из его товарищей размяк, как тесто, прилип к стенке. Товарища остудили снегом.

 

…каждый раз тщательно вымешивая. Остудить. При помощи 2 чайных ложек или кондитерского мешка отсадить на противень шарики размером с мячик для пинг-понга на расстоянии 5-7 см друг от друга. Поставить в разогретую до 200°C духовку на 10 мин. Для начинки залить говяжьи мозги холодной водой на 1 ч., затем воду слить, залить мозги кипятком, добавить душистый перец горошком и соль, варить 20 мин…

 

У подполковника были бараньи мозги. Этот рецепт ему не подходил, так как тут речь шла о говяжьих. К тому же, душистый перец. Он-то думал всегда, что перец – это и есть перец, а тут выясняется, что бывает ещё и душистый. Какой, интересно, у них дома? Подполковник решил посмотреть. Может, заодно и тимьян отыщется. Он открыл шкафчик и стал перебирать пакетики с пряностями. Попалась упаковка с надписью на иностранном языке. Может, это и есть тимьян? Подполковник заглянул внутрь. Там лежала мелко нарубленная сухая трава тёмно-зелёного цвета. Понюхал – пахнет старым сараем. Тимьян? Чёрт его разберет! И жена ушла. Она-то знает, наверняка, что такое тимьян. Так нет, ушла! Говорит: «Я в твоих мозгах копаться не буду! Гадость это!» Разнервничалась. Ну и ладно. Он и сам справится. Русский солдат и кашу топором может, а не то что какие-то мозги! Подполковник стал дальше перебирать пакетики. «Перец чёрный. Горошек» – прочитал он. Душистый или нет? Он открыл пакетик и понюхал содержимое. Жгучие пылинки ударили в нос, из глаз потекли слёзы, и он звучно чихнул. Вроде душистый.

 

Спустились три девицы. Все оживились, забеседовали, перемешались с дамами. Но всю дорогу между обоими полами сохранялось некоторое небольшое расстояние. Вернулись в квартиру. Там было душно. Люди расселись, стали пить, говорить скабрезности. И кругом было столько табачного дыма! Ему сделалось неудобно и жарко. С одной стороны, у него были определённые желания. Но с другой стороны, кругом было столько дыма и перегара! Он, даже толком не разглядев дам, пошёл в душ, направил себе на макушку струю холодной воды. Горячей-то не было. Так он стоял некоторое время, а из комнаты доносилось веселье. Вдруг дверь открылась, и в ванную вошла девица совершенно восточного вида. Казашка, наверное. Совсем молодая и улыбчивая. Она спросила, не потереть ли спину. Он был готов ко встрече с прекрасным, а потому не смутился. Однако показалось, будто пошла горячая вода. Он спросил, как звать её. Она ответила. Как её звать? Сейчас уж и не вспомнить. Но по-восточному как-то. Тимьян? Нет, не тимьян, конечно, но что-то в этом роде. Она подошла вплотную. Пахло от неё чем-то душистым, и он чихнул. И всё заварилось.

 

…Снять плёнки…

 

Значит, там и плёнки какие-то есть.

 

Снимай! Снимай всё, а то намокнет!

 

…отжать лишнюю воду. Желтки протереть через сито. Взбить мозги в блендере…

 

Как звучит! «Взбить мозги в блендере!» – перечитал он ещё раз. Блендер какой-то ещё появился!

 

Лишняя влага стекала с её жестких, как конская грива, волос. Она побоялась, что он может выбрать какую-нибудь другую, поэтому и пришла сама в ванную. Пришла тереться об него своей желтоватой кожей. Он ей сразу понравился. У неё был знакомый, похожий на него. Симпатяга! Она так непосредственно всё это рассказывала. Лёгкость, способная о воздух опереться; спешащий с ветром вдаль листок. От такой лёгкости даже голова закружилась.

 

…добавить желтки, соль, перец и паприку; ещё раз взбить. Отдельно взбить в крепкую пену холодные сливки. Лопаточкой аккуратно смешать мозги и сливки…

 

Прочитав эту фразу, подполковник абсолютно ясно представил себе, как лопаточкой смешивает мозги и сливки. Довольно идиллическая получилась картинка. Мозги смешиваются со сливками, сливаются друг с другом. И вот уже непонятно, где мозги, а где сливки.

 

И её желтоватое тело добавилось к нему в ванну. А вслед за ним – запахи и касания. И он крепко обхватил её, и ягодицы были холодные на ощупь. Не хватало пены. И он старался сделать так, чтобы пена выступила у них обоих на губах. А в голове всё смешивалось. Становилось непонятно, как можно быть такой молодой, такой лёгкой. Хотелось получить себе немного этой лёгкости. Всё воспринималось, как чудо.

 

…Получившимся кремом нафаршировать профитроли. Подавать немедленно как закуску.

 

Слова «немедленно» и «закуску» очень понравились подполковнику. Было в этом очень много дисциплины и оперативности. «Немедленно закуску!» Звучит! Но это получались какие-то пирожки, хоть и назывались профитроли. И мозги у него были бараньи, а не говяжьи. Нет, не подходит!

 

Куда потом делась эта восточная девица? Кто знает? Вахтёр ни разу больше не выводил её. Для такого лёгкого предмета достаточно дуновения ветерка, чтобы унестись чёрт-те куда. Да и могло ли что-то измениться, если б не исчезла она? То, что способно принести радость один раз, во второй раз столько радости принести уже не способно. Удерживая это при себе, чувствуешь страдание, потому что помнишь, сколько счастья оно доставляло раньше, и думаешь, куда всё подевалось. А потерять это так же больно, как и удерживать.

 

Мозги, запечённые по-парижски. Мозги говяжьи…

 

Опять говяжьи!

 

Так неудачи преследовали его, а удача от него отворачивалась. Три тысячи лет назад, или около того, он женился. Говорят, что после непродолжительнго времени супружеской жизни возникает ощущение, будто тебя обманули. Как будто женился ты на одном человеке, а потом тебе подсунули совершенно другого. Может, это и так. Он с уверенностью не мог сказать, было ли у него такое ощущение. Скорее всего, не было. Конечно, не всё складывалось гладко поначалу. Но, в целом, он был доволен.

 

…кладут для обескровливания в холодную воду, снимают оболочку. Затем погружают в кипящую солёную и подкисленую воду и варят около 30 мин. С добавлением кореньев, лука и специй…

 

Каких кореньев? Может, всё равно каких, раз не конкретизируют?

 

После года совместной жизни у супруги его как-то в январе вовремя не начались месячные. Сначала это обеспокоило, потом взволновало. Отчего не начинаются месячные – это всем известно. Было известно и ему. Но может ли такое быть? Всё так обычно вокруг, всё как всегда, и вдруг такое! Ему как-то в голову не приходило, что так просто бывают дети. Какая-то оболочка отслаивалась от сознания. Оказывается, в жизни всё очень просто. Но необходимо было убедиться, и он с супругой направился в поликлинику. Жена прошла в кабинет, а он остался ждать в коридоре. Вокруг был солёно-кислый запах больницы, а у него вспотели ладони. Он ждал 30 минут и каждую минуту научался по-новому смотреть на мир. Что-то добавлялось в него, укоренялось в сознании. Мысли вылетали, как из лука, и терялись где-то, не имея себе цели. Одно становилось ясно: всё специально и нечаянно ничего не бывает.

 

…После варки мозги нарезают ломтиками. Из мучной белой пассировки, бульона и белых кореньев приготовляют белый соус…

 

Как его приготовляют, отчего-то не написано. Впрочем, это и дураку понятно. Мучная пассировка белая, коренья белые, значит, и соус обязательно получится белым, как ты его ни приготовь.

 

Жена вышла из кабинета спокойная до странности. Он смотрел с ожиданием. «Семь недель», – так она сказала. Он сразу не понял, что это значит. А когда понял, сознание распалось на пласты, будто ножом разрезанное. Во-первых, написать матери. Или лучше позвонить? Может, и не говорить пока? Нет, надо сказать. Она обрадуется. Во-вторых, теперь всё будет по-другому. Это пелёнки, распашонки какие-то. Что он в этом понимает? В-третьих, вот как оно случилось. У многих и не случается никогда, а у него очень просто случилось. И в-четвёртых, в-пятых, в-шестых… Он поцеловал до странности спокойную жену. Она улыбнулась бледно и глубоко.

 

…Варят не более 30 мин., процеживают, добавляют горячие сливки, сок лимона, солят по вкусу и кладут сливочное масло. Свежие грибы моют, варят 5 мин., откидывают, ополаскивают холодной водой, нарезают ломтиками и обжаривают на сливочном масле. В баранчик…

 

Куда? Впрочем, ладно. Чего уж тут удивляться!

 

И не более тридцати дней потом продолжались всевозможные обсуждения, доклады родственникам, звонки, справки о состоянии здоровья. Всё это сливалось в один котёл, кипело, перемешивалось. Он чувствовал, что происходящее ему по вкусу. Что это означало, к чему вело – он не знал. Но так много нужно было сделать, ко всему подготовиться. Мысли расслаивались и спешили в разные стороны по отдельности. И как-то кипело всё кругом, булькало и брызгалось.

 

…наливают немного соуса, затем укладывают нарезанные отваренные мозги, на них кладут поджаренные грибы, заливают оставшимся соусом, посыпают тёртым сыром, обрызгивают сливочным маслом и запекают в жарочном шкафу.

 

Такого шкафа у них не было – он точно знал. Был платяной, книжный – никакого жарочного. Да и мозги у него были бараньи, а не говяжьи. Опять не подходит.

 

Но понемногу всё стало скатываться не туда. Каплями сочилась тревога. Жена стала неважно себя чувствовать, жаловаться на боли. Какие-то кровянистые выделения. Может быть, это от того? Может быть, это от другого? Все эти «может быть» слоями ложились на разум. Снова пошли в поликлинику, и снова он ждал в коридоре. Супруга вышла всё такой же странно спокойной. «Замершая беременность», – так сказала она. Потом ему долго объясняли, что это такое, но он так толком и не понял. И вот даже утрата того, что не имел никогда, приносила страдание.

 

Кто пишет эти книги с рецептами?! Откуда они всё это берут? Такое впечатление, что основная их задача изобрести такое блюдо, которое никто никогда не возьмётся готовить, а потому никто и не догадается, что есть его невозможно! Что ни сделай – всё не так. Куда ни пойди – не туда попадёшь. И столько рецептов для обретения истинного пути, но ни в каком магазине не найдёшь указанных в них ингредиентов. Накапливаются воспоминания о неудачах, и нет никакого желания многократно вводить их в сферу сознания и поведения.

 

Что там дальше?

 

Мозги жаренные. Мозги промыть холодной водой…

 

Отличное начало! Так и следует поступать. Промыть мозги холодной водой – и всё.

 

Опустить в кипящую подсолёную воду, отваривать 5 мин. Вынуть из воды, снять плёнку, разрезать на порционные куски. Каждый кусок обмакнуть во взбитое яйцо, обвалять в панировке и обжарить во фритюре (в сливочном или растительном масле). Подавать можно в горячем и холодном виде.

 

Вот это прекрасно! Отличный рецепт! Ясно и просто! Значит так: промыть, опустить. Потом вынуть, снять плёнку, разрезать на порционные куски, обмакнуть, обвалять, обжарить и подавать.

 

Батарыкин В.В. на некоторое время в задумчивости остановился возле раковины, разглядывая растёкшийся по её дну полиэтиленовый пакет с кровянисто-серым содержимым. Не просто свыкнуться с тем, что мозги так отвратительно выглядят. Но это ведь бараньи. Впрочем, и его наверняка не лучше.

 

Он купил мозги, поддавшись порыву, ничего не обдумывая заранее. Просто был с женой на базаре и увидел их. Сразу пришла мысль: а что если попробовать в качестве эксперимента? Он узнал цену – совсем дёшево. Купил. Супруга, правда, возмутилась. Подполковник спросил, чем они хуже мяса? Никогда ранее Батарыкин В.В. не едал мозгов. Так почему же не попробовать? «Не буду я копаться в твоих мозгах! Это гадость!» – так сказала жена. В общем, они вяло поскандалили, и она ушла к подруге в гости, бросив его наедине с мозгами.

 

Но, кроме брезгливого чувства, было у подполковника и некоторое радостное возбуждение, как у ребёнка, распаковывающего игрушку. Ведь интересно посмотреть, что там под плёнками и сгустками крови в тайниках вязкого серого вещества.

 

Итак, он принялся за дело.

 

Батарыкин В.В. извлёк из пакета склизкий увесистый комок и подставил его под струю воды. То и дело мозги выскальзывали из ладоней и шлёпались на дно раковины, обдавая подполковника брызгами. Но он был упорен. Постепенно вода смывала с комка бурые сгустки, уносясь в сливное отверстие кровавой струей. Вся поверхность мозгов стала равномерно серой, четко различались два полушария, синеватые сосуды внутри. Дальше, наверное, можно и не промывать. И так чистые.

 

Батарыкин В.В. взял эмалированную кастрюлю, на две трети наполнил её водой и поставил на огонь. Дождавшись появления пузырьков, он опустил туда отлично промытые мозги и засёк на командирских часах пять минут. Возмущённый бараний разум кипел и переваливался с полушария на полушарие. Когда время истекло, подполковник взял дуршлаг и вытряхнул в него содержимое кастрюли. Мозги после варки стали твёрже и не растекались уже так. Батарыкин В.В. аккуратно содрал ножом белёсую плёнку, отделявшую мозги от остальной части мира. Потом он разрезал мозги на ровные продольные ломти. Оставив куски в дуршлаге, подполковник принялся взбивать яйца, что не заняло у него много времени и сил. В качестве панировки им были выбраны сухари. Пока подполковник возился с яйцами, порционные куски несколько растеклись, потеряв свои первоначальные уверенные очертания. Но это не сильно расстроило Батарыкина В.В. Он хладнокровно окунал куски в яйца, валял их в сухарях и бросал на сковороду. В кухне появился запах еды, что несколько удивило подполковника. Он и не думал, что мозги будут так пахнуть. Вскоре блюдо было готово. Выглядело оно вполне сносно.

 

Раскладывая куски мозгов по тарелке, Батарыкин В.В. подумал, что, возможно, совершил ошибку. Память – это белки. Так ему сказали. А не испортил ли он эти белки безвозвратно, пожарив их? Химия – очень тонкая вещь. В ней нельзя ничего жарить. Что ж, есть мозги сырыми? Подполковник вспомнил склизкий кровянистый пузырь и понял, что съесть это не сможет ни при каких обстоятельствах. Испортил, так испортил. Что ж теперь делать? Подполковник отправил в рот первый кусок.

 

Вкус был вполне обычный. Каким-то жиром отдавало, но есть можно. Как-то желудок на это среагирует?

 

Подполковник поел три куска бараньих мозгов и понял, что насытился. Здесь ему пришло в голову, что воспоминания могут храниться не во всём мозге, и как раз в тех частях, что он съел, никаких воспоминаний не было. Или начало воспоминания хранилось в съеденном куске, а конец – в том, что остался на тарелке. Так бессмыслица получится. Подполковник вздохнул и принялся за четвёртый кусок.

 

Так или иначе, он съел всё приготовленное кушанье и немедленно развалился на диване. Результаты эксперимента проявились примерно через полчаса. Хорошие, чёткие, ничуть не испорченные жаркой воспоминания о бараньей жизни проплывали перед мысленным взором. Но ничего интересного в них не обнаруживалось. Ведь не очень приятно вспоминать, как ты жрёшь траву и совокупляешься с овцами. Хотя, если абстрагироваться и отбросить комплексы, в последнем моменте можно было уловить нечто волнующее. Летом жарко в густой шерсти, зимой холодно в сарае. Однако интересен прямодушный немигающий взгляд на мир. Интересен, но не очень-то. Подполковник пытался разыскать воспоминания о смерти барана. Это, наверное, самое интересное. Что они чувствуют при взгляде на нож мясника? Но воспоминания эти никак не находились. Должно быть, затерялись где-то во фритюре.

 

 

 


Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!