HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Яна Богданова

Мир №0

Обсудить

Пьеса

 

Психологическая драма в одном действии

 

 

Действующие лица:

 

Иерогонга – «затейник» эксперимента

Циклоп

Лайка

Анаконда

Скрипач

Солдат

Рандер

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 14.03.2013
Оглавление

1. 1 сцена
2. 2 сцена
3. 3 сцена

2 сцена


 

 

 

Зритель видит странно оборудованную лабораторию. Белый кабинет без окон. По всей площади лаборатории расположены клетки со спящими в них… людьми. Иерогонга и Анаконда стоят за бронированным стеклом и наблюдают. Одна клетка пуста, она предназначена для Анаконды.

 

Анаконда. Ну как? Вы довольны первым этапом отбора?

Иерогонга. (Врач теребит в руках незажжённую сигарету. Он давно бросил курить и, когда особенно нервничает, просто теребит сигарету в руках, пока не замусолит её так, что начинает сыпаться табак. Тогда сигарета отправляется в урну.) Пока не знаю. Мотивы тех, кто пожелал участвовать в этом эксперименте, мне не до конца понятны.

Анаконда. Возможно, и не надо их до конца понимать?

Иерогонга. Возможно. Но понимая причины, легче предугадать следствие или спровоцировать на что-либо.

Анаконда. Думаю, всё равно каждый раскроется по-своему. В этом любой эксперимент уникален и не похож на другие.

Иерогонга. Из всей этой честной компании больше всего мне жаль Рикки… Он будет просто мстить, и это так понятно…

Анаконда. Да. Увы… Хотя и его поведение нельзя предугадать полностью.

Иерогонга. Стоит снять с человека ответственность и всё идёт кувырком… Нацисты, большевики, таким образом, выдавая всеобщую индульгенцию, воспитывали послушание, а большинство людей, вернувшихся с войны, были счастливы, хоть и не признаются в этом, потому что им было дано право безнаказанно убивать. С другой стороны, как показывает мировая практика психопатологов, человек, испытавший истинную боль, видевший страдания других, меньше всего способен причинять её кому-то другому. Вот несуразица, правда? Этот Солдат в очередной раз хочет проверить себя на прочность, не кажется ли вам это патологией?

Анаконда. Нет. Это даже похвально.

Иерогонга. Почему?

Анаконда. Потому что от этого будет зависеть его дальнейший путь в жизни.

Иерогонга. Может быть, вы и правы. Но как только снимается ответственность, большинство людей начинают искать «Красную кнопку» для включения «звериной сущности». И сколько тонн страданий необходимо человечеству, чтобы, наконец, перестать жать на эту педальку, я и хочу выяснить. Анаконда, вы мне говорили о бизнесмене, готовом вложить крупную сумму денег в наш эксперимент и оплатить все счета, лишь бы узнать о результатах.

Анаконда. Да. Он не изменил своего решения. Позже у вас будет возможность с ним лично пообщаться. Всё под контролем. Пока он перевёл всю договорённую сумму на ваш счёт. Вы сами можете проверить.

Иерогонга. Хорошо. Начнём?

Анаконда. Попробуем…

Иерогонга. Анаконда, подождите. А почему ВЫ решили принять участие в эксперименте? Это опасно: вы не знаете этих людей и, если что, я не смогу вас спасти. Вы это понимаете?

Анаконда. Понимаю.

Иерогонга. Тогда почему?

Анаконда. Я просто люблю вас и преданна вашему делу.

Иерогонга. Вот как. Я не знал. Но догадывался. Мне будет жаль вас потерять, возможно, вы единственный человек в мире, который меня любит.

Анаконда. Это уже не мало.

Иерогонга. Если все будет в порядке, я поговорю с вами потом – лично, хорошо?

Анаконда. Конечно!

Иерогонга. Вам пора. Вы готовы?

Анаконда. Да.

Иерогонга. Вы сможете сами сделать себе укол?

Анаконда. Да, конечно.

 

Люди в клетках начинают постепенно просыпаться. Все начинают медленно двигаться, пытаясь понять, где они находятся и что с ними происходит.

 

Скрипач. Что это, где я?

Циклоп. Как болит голова! Эййй, люди!!!

Скрипач. Чего ты орёшь?

Циклоп (ползёт к клетке и хватается за железные прутья.) Выпустите меня! Я боюсь ограниченного пространства, мне душно и страшно!

Скрипач. Как тебя зовут?

Циклоп. Циклоп. Боже, как плохо!

Скрипач. Успокойся. Надо понять, что происходит.

Солдат. Такого я не ожидал.

Скрипач. Почему такая странная кличка?

Циклоп. Был молодой – дурак. Добрые люди помогли. Троих убили, двоих посадили, и меня в том числе, но у меня остался от побоев только фингал под глазом. Так и прозвали на зоне – счастливчик Циклоп.

Рандер. Эй, профессора! Ну и шутки у вас глупые! Вкололи дозу какого-то наркотика, теперь даже не встать.

Лайка. Спасите меня! Я не хочу участвовать в этом эксперименте!

Рандер. Что это вы, дамочка, тут все добровольно!

Лайка. Это ошибка. Меня заставили.

Рандер. Не говорите глупостей. Поздно поворачивать назад.

Лайка. Но это правда. Я не хочу быть испытуемой. Это всё мой наркоман-муж – продал меня!

Рандер. Какой у вас высокий голос, он действует на нервы. И слишком яркие рыжие волосы – в глазах рябит! У вас совсем нет вкуса, дамочка.

Лайка. Голос у меня от мамы. Извините. А волосы от природы.

Рандер. Девушка, ну ведь ничего страшного не происходит, что вы так волнуетесь?

Лайка. Не происходит? Наши клетки стоят напротив друг друга, если вы попробуете сделать определённые движения, то принесёте мне боль. Мне рассказывали об этих ужасах.

Рандер. То есть? Какие такие движения? Вы всё про выдумки прессы?

Лайка. Нет, не выдумки! Я видела в американских фильмах!

Рандер. Да?

Лайка. Если я вам скажу, вы захотите проверить и уж точно сделаете мне больно.

Рандер. Можно потише? И так тяжело…

Лайка (шёпотом.) Вы поняли смысл?

Рандер. Обещаю, такого не будет.

Лайка. Попробую вам поверить, только, пожалуйста, не стоит проверять!

Рандер. Клянусь!

Лайка. Вверху горит лампочка, видите?

Рандер. Вижу.

Лайка. Если вы её начнёте раскачивать, с каждым раскачиванием я буду получать удар током в 60 ватт.

Рандер. Девушка, фантазия у вас разыгралась не на шутку. Ой! Как болит голова… Вы сильно перепугались? Или повредились в уме?

Лайка. Нет. Это правда. Но вы обещали мне этого не проверять.

Рандер. Но как я могу вам поверить, если сам этого не проверю?

Лайка. Поверьте на слово.

Рандер. А что будет мне? Мне тоже будет больно, если вы станете раскачивать свою лампочку?

Лайка. Нет! Тут есть три подопытных кролика – Я, Циклоп и психолог Анаконда. Дууура! Зачем ей всё это было надо, одному Богу известно… все остальные… Айййй…

Рандер. Ой! Я нечаянно… когда вставал, задел головой.

Лайка. Я же просила вас!

Рандер. Нечаянно, правда… А что случилось?

Лайка. Пока ничего не случилось. Будьте осторожны, пожалуйста, мне было очень неприятно.

Рандер. Хорошо.

 

Солдат. О чём они говорят?

Циклоп. Суть пьесы в том, что один может сделать больно другому, если начнёт раскачивать лампочку.

Солдат. Мне не страшно.

Циклоп. А я ужасно боюсь!

Солдат. Успокойтесь.

Циклоп. Я не могу! Вы понимаете, я не могу!!! Я ещё так молод! За что я должен всё это терпеть???

 

Циклоп и Солдат кидаются к лампочке и одновременно начинают её раскачивать. При этом как враги смотрят друг на друга.

 

Циклоп. Вы что-нибудь чувствуете?

Солдат. Нет.

Циклоп. И я, совершенно ничего не чувствую.

Солдат. Что мы делаем?

Циклоп. Пытаемся сделать друг другу больно…

Солдат. Зачем?

Циклоп. Чтобы другой не сделал больно первым.

Солдат. Бред. Что это мы?

Циклоп. Сам не знаю.

Солдат. Сядем и познакомимся?

Циклоп. Давайте!

 

Солдат садится, Циклоп вскрикивает.

 

Циклоп. Какая боль, вы что, издеваетесь надо мной?

Солдат. Почему – боль? Что я такого сделал?

Циклоп. У вас там наверняка какой-то пульт управления! Играете в свои игры и просто издеваетесь. Хотел бы я быть на вашем месте!

Солдат. Но я ничего не сделал.

Циклоп. Встаньте ради Бога, иначе я сейчас подохну!!!

 

Солдат встаёт.

 

Циклоп. Прошло… Как это ужасно…

Солдат. О чём вы?

Циклоп. Эта боль…

Солдат. Откуда?

Циклоп. Я что, знаю?

Солдат (опять медленно садится.) Давайте познакомимся?

Циклоп. Больше не могу, прекратите! Мне очень больно! Спасите меня!

Солдат (вскакивает.) Да что с вами?

Циклоп. Отпустило.

Солдат. Я могу сесть?

Циклоп. Не-е-ет! Ни в коем случае! Стоять! Вам придётся стоять, если вы не хотите опять сделать мне больно. Эти врачи никого ни о чём не предупредили!

Солдат. О чём?

Циклоп. Вы что, совсем слепой? Не видите, вы обвязаны проводами?

Солдат. И правда…

Циклоп. Вы садитесь… что-то срабатывает, и я получаю удар током.

Солдат. За что?

Циклоп. Ни за что! За то, что вы принимаете участие в этом эксперименте!

Солдат. А почему вы принимаете участие в этом эксперименте?

Циклоп. Меня привезли из тюрьмы, где я отбывал пожизненное наказание.

Солдат. За что?

Циклоп. За то, что с друзьями, пацанами из района, украл три ящика водки из винного магазина. Я же уже говорил – троих убили, двоих посадили, у меня от побоев только фингал под глазом. Вот и прослыл в зоне – счастливчик Циклоп.

Солдат. Но за это не дают пожизненное заключение.

Циклоп. Когда приехала полиция, мы удирали, пьяные, на машине. Дали бутылкой по голове полицейскому и сбили мать с ребёнком… Исход – летальный. Всё понятно?

Солдат (садится.) Да вы с ума сошли!

Циклоп. Помогите! Я больше не могу! Убейте меня лучше!

Солдат (встаёт.) Как вас зовут и сколько вам лет?

Циклоп. Кличка Циклоп, двадцать пять лет. Меня хотели посадить в психушку за эмоциональность. Но я не дался. Только стойте – не садитесь.

Солдат. Что мне теперь делать? Эта клетка такая тесная, я не смогу так долго стоять…

Циклоп. Стойте… пока можете…

 

Скрипач. Что за крики? Я опять вижу вас?

Анаконда. Да.

Скрипач. Здесь что-то происходит? Объясните! Состояние неважное – почти не встать…

Анаконда. Эксперимент.

Скрипач. Почему все так вопят?

Анаконда. Им делают больно.

Скрипач. А я могу сделать вам больно?

Анаконда. Можете... попробовать. Любой человек может попробовать…

Скрипач. А как?

Анаконда. Зачем мне вам это говорить?

Скрипач. И правда.

Анаконда. Мне очень жаль… в смысле, что случилось с вами…

Скрипач. Мне тоже жаль… Но это ничего не меняет.

 

Анаконда и Скрипач встают и начинают в полусогнутом виде ходить по клеткам.

 

Скрипач. Вы видели тех, кто умирает?

Анаконда. Видела.

Скрипач. И как?

Анаконда. Никак.

Скрипач. То есть?

Анаконда. Я не должна вдаваться в подробности… страдания людей отвлекают от основного. Так нас учили. Иначе можно сойти с ума…И никому не поможешь…

Скрипач. Вот как?

Анаконда. Мне нужен здравый смысл, чтобы помочь тем, кому я ещё в силах помочь.

Скрипач. А вы так и способны помочь?

Анаконда. Способна. И спасла много людей.

Скрипач. Врёте. Вы просто зомби. Вас так научили, и вы говорите чужими словами…

Анаконда. Всё равно ничего не докажешь. И главное – зачем?

Скрипач. Знаете, почему вы врёте? Вы со своим врачом изначально обо всём врёте! Делаете это так красиво, философски… Он ведь слепой? Вы же знаете? И главное, никому в этом не признаетесь – вы оба… Всё у вас зашифровано глубокомысленными идеалами. Вы думаете, они помогут – эти книги, штампы – купить ему новые глаза? Да вы просто не живёте в реальности – не видите происходящего. …А вы, кажется, его любите и готовы заменить его глаза, пожертвовать собой. Думаете только о себе и о нём. Если бы он приказал, вы бы не моргнув глазом любому вкололи грязным шприцом вашу вакцину! Ведь так? Ради вашей любви! Ради любви для вас двоих. А весь остальной мир пусть протухнет намертво. Ведь так? Вы – одержимы и очень опасны. Не моё право, но я бы таких уничтожал, как крыс. И ещё… Если бы вы спасали людей, то не оказались бы здесь. Наедине с тем, кто может вас убить…

Анаконда. Я здесь добровольно, в отличие от других.

Скрипач. Мазохистка, что ли?

Анаконда. Нет. Я хочу помочь Тебе.

Скрипач. И готовы терпеть от меня боль?

Анаконда. Готова.

Скрипач. Очень смешно.

Анаконда. Не очень.

Скрипач. Вы так говорите, пока я не знаю, как это сделать.

Анаконда. Это ненадолго.

Скрипач. Посмотрим. Вы у меня попляшете тогда.

Анаконда. Ты хочешь наказать меня, хотя я ни в чём не виновата?

Скрипач. Вы все виноваты!

Анаконда. В чём?

Скрипач. В том, что существуете. В том, что вы делаете. В том, что давая клятву, вам на самом деле наплевать на человеческую жизнь.

Анаконда. Ты – озлоблен. Не все такие – люди разные.

Скрипач. Люди – да. А вы – одинаковые – те, кто проводит свои глупые эксперименты.

Анаконда. Но врачи проводят много экспериментов именно для того, чтобы в дальнейшем помочь человечеству.

Скрипач. И при этом ему – человечеству – вредят! Сами придумываете вирусы, потом вакцины, тешитесь над людьми – такие маленькие божки во вселенной. Но она вам не подвластна – у неё другие законы! Вы поняли? И она НИКОГДА не будет вам подвластна!

Анаконда. Посмотри наверх. Мне нечем тебя убедить. Ты любишь играть на скрипке, и я с удовольствием послушаю твою музыку.

 

Скрипач смотрит наверх и видит подвешенную на верёвках к потолку скрипку. Протягивает к ней руки.

 

Скрипач. Музыка – это единственное, что у меня осталось.

Анаконда. Сыграй мне…

Скрипач. На тебя мне наплевать…

 

Скрипач берёт скрипку, смычок и начинает играть. Он играет достаточно долго, минут пять, с закрытыми глазами. Когда он их открывает и смотрит на Анаконду, видит лицо, искажённое болью и невероятными муками. Анаконда падает без чувств.

 

Скрипач. Эй вы! Что с вами? (Подбегает к прутьям клетки и начинает их трясти.) Встаньте. С вами всё в порядке?

Анаконда (медленно открывает глаза.) Да. Вроде всё в порядке.

Скрипач. Помогите! Эй! Кто-нибудь, помогите! Ей плохо! Слышите! Вызовете врача!

Анаконда. Не надо…

Скрипач. Что – не надо? Почему?

Анаконда. Никто не придёт!

Скрипач. Но здесь должен кто-то быть!

Анаконда. Здесь никого нет. Врач придёт только утром. Везде камеры. Посмотрите. Они просто всё записывают.

Скрипач. Нечеловеческий эксперимент. Вы все тут безумные! Вы же не думаете, что я всё говорил всерьёз???

Анаконда. Тот врач, сделавший вам укол, разве был человеком?

Скрипач (плачет.) Может быть, это и хорошо, что я так скоро умру…

Анаконда. Хорошо будет, если вы опять сыграете на скрипке. А я сейчас встану и буду слушать.

Скрипач. Вы неизлечимо больны?

Анаконда. Да.

Скрипач. Так почему?! Зачем?

Анаконда. Играйте на скрипке! У вас это так красиво получается!

Скрипач. Вы меня просите?

Анаконда. Да.

 

Скрипач начинает играть на скрипке и смотрит в глаза Анаконде. Анаконда какое-то время держится, потом её лицо искажает мука боли, она начинает метаться по клетке и кричать.

 

Анаконда. Какая боль. Я больше не могу терпеть. Простите меня, простите всех врачей, простите. Прекратите! Прекратите играть!

 

Скрипач (перестаёт играть.) Что случилось? Что опять? В чём дело?

Анаконда. Когда вы играете, меня постоянно бьёт током, эту боль можно терпеть какое-то время, но потом постепенно начинаешь сходить с ума…

Скрипач. Скрипка – это та боль, которой я могу управлять?

Анаконда. Да.

Скрипач. Вы сами меня попросили играть.

Анаконда. Я не знала, что…

Скрипач. Как это приятно – играть! Всё время играть! Громко играть!

 

Анаконда падает без чувств.

 

 

 


Оглавление

1. 1 сцена
2. 2 сцена
3. 3 сцена
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!