Чёрный Георг
Сборник стихотворенийОпубликовано редактором: Андрей Ларин, 21.05.2011Оглавление
Партизаны подпольной луныВот едут партизаны полной луны,Моё место здесь. (Борис Гребенщиков, Партизаны Полной Луны) Как заляжешь у поля пшеничного, где не хаживал множество раз, – (все тропинки на нём закавычены васильковыми всплесками глаз), – и душевно, вовсю, партизанствуешь – до тех пор, пока солнца блесна не утонет – и выплывет, заспанно, кистепёрая рыба-луна. В темноте колосятся растения, выделяя ночную росу. Колосишься и ты между стеблями; за тобой наблюдает барсук, удивлённый твоим появлением. Партизанской ухваткой силён, ты ползёшь, животом и коленями попирая пырей и паслён. И, завидев тебя, в страхе мечется чёрт на небе, прозрачном до звёзд, потому как ты сам – и отечество, и оплот, и семья, и погост. А пушинки лесных одуванчиков – облаками непрожитых лет, – офигев от твоей партизанщины, всё летят и летят тебе вслед……..*….***….*.*…..**..*……….**…*…… Штудии красотыВыходит Сеня на балкон, чтоб пыхнуть сигареткой, –и красота встаёт кругом, а дело было летом. А красота встаёт кругом, как некое зерцало, и ей охвачен каждый дом и каждый куст отсталый. И Сеня с нежностью глядит, и сплёвывает часто. А вот плевок его летит, – красивый, словно счастье. Он станет пищей муравьям, а нет – аксессуаром для лёгких платьев летних дам – и молодых, и старых. Мир заполняет красота. Ребёночек в коляске похож на юного Христа. Он открывает глазки – и оглашает улицу грудным вселенским рёвом, что мил эстрадному певцу и яловым коровам. Лишь Сеня тих, невозмутим и не почешет ухо, как будто с ветром не летит, губителен для слуха, младенца субвербальный вой, руладами окрашен, а рядом вертит головой дебелая мамаша. Так красоты великий дар врачует наши чувства. Плюёт на плавку сталевар, к сподвижникам искусства надумав на концерт прийти, – ведь красота в программе! А уголовник пишет стих и посвящает – маме… И ты выходишь на балкон – и сам, подобно Сене, плюёшь – на солнце под замком, на хмурый день осенний, и понимаешь: красота к тебе не безучастна. И веришь – в то, что это так. И постигаешь – счастье… Кэйтлин-длинная косаЭй, Кэйтлин, выйди на крыльцо,к тебе приехал кавалер. Он бел и холоден лицом, исполнен такта и манер. С собой подарки он привёз, вино и угощение, разбил встречающему нос – и попросил прощения. Трактирщика велел позвать, чтоб лошадей и слуг кормил. Отец твой, Кэйтлин, староват, и больше нет другой родни. Ты кавалеру не перечь – ни жестами, ни действием. Спусти платок с девичьих плеч, скажи своё приветствие. Глухое платье расстегни, взгляни нежней ему в лицо. Глаза твои, в густой тени, зажгут в нём страсть в конце концов. Что ж, Кэйтлин, расплетай косу, не смей казаться праведной. Язык твой острый не спасут, ведь кавалер отравлен им. Он уверяет, что влюблён, он хочет танцевать с тобой. Опасен, гибок, как паслён, он сразу нравится – любой. О, Кэйтлин-длинная коса, встречай красавца спорого! А если заупрямишься, тебе отрежут голову. * * Вот Кэйтлин с длинною косой выходит нехотя во двор. Вот падает солонка. Соль рассыпалась… Горит костёр, а рядом связки тел лежат, – всё кавалеры рослые… Ах, Кэйтлин, их тебе не жаль, какая же ты острая! Сны второй половины ночиДоктор, обращаясь к пациенту: “Почему вы, после полугодового пребывания в нашем лечебном заведении, продолжаете убегать с криками, едва завидев петуха, разгуливающего за процедурным корпусом? Вы же много раз повторяли на наших сеансах, что научились осознавать, что вы – не зернышко, и поэтому петух вас склевать не может. Или вы снова в этом не уверены?” Пациент, в растерянности: “Доктор, я-то прекрасно знаю, что я – не зерно, но ведь петух этого не знает!” Доктор спит. Он всегда в это время видит сон, где огромный петух поедает его, словно семя. Фермер, к происходящему глух, надевает трусы – по приколу – и провяленные кирзачи. Доктор знает: он болен саркомой, и её бесполезно лечить. На семейных трусах из сатина веселятся смешные киты. Сюрреальную эту картину воплощением дикой мечты не считая, но втайне смущаясь, доктор фермера благодарит… Мирно гамма-лучи поглощает чудотворец, святой Питирим, – наблюдая за странною сценой двух мужчин, из которых в трусах – лишь один. А другой, Авиценна, – петухом, забежавшим в проса, поедается – в тёмных пространствах, где ночные идут поезда, что везут добровольцев из Брянска, – непонятно, зачем и куда… И его повезут. Доктор знает, что петух – это символ орла. У крыльца образуется наледь: Дух Святый пребывает в делах… Только доктору нет больше дела до больных. Он рисует цветы и всю ночь наслаждается, смело, чередой – ювенильных, пустых, но отрадных для сердца – фантазий, становясь воплощеньем греха, видит Бога – во всех ипостасях – и пускает во сне петуха… МышьМышь умерла поздно ночью, и было ей маетно, –так же, как мне – наблюдать её трудный уход. Ходики тикали, тихо постукивал маятник. Мыши казалось, что смерть никогда не придёт. Изредка дёргала тонкими лапками птичьими, мелкие зубы оскалив и часто дыша, слыша, как в лампе настольной поёт электричество, маялась мышь… Умирала живая душа. Хвостик подрагивал, усики слабо топорщились. Мука светилась в мигающих бусинах глаз. Спрятанный в маленьком теле, моторчик испорченный бился, расходовал жизни последний запас. Мерно тянулись минуты. Мышь знала, что близится время агонии; истину эту приняв, просто ждала, уповая, – вдвоём с несчастливицей, – сжавшейся серенькой мышкой – внутри у меня… ОднодневкиОн говорит: посмотри сюда, у этой бабочки вовсе рта нет;она не то что поцеловать, она даже есть не может. Только и научилась всего – глупо летать над листьями и цветами, а через день будет мёртвой и высохшей шелестеть под ногой в прихожей. Эфемерида, что с неё взять? – ни полезных слов, ни души, ни тела; просто глаза, невзрачно-прозрачные крылья, да совершенный разум. Он говорит: без страха смерти у разума нет пределов. Отчего же, это сказав, – про подёнок Своих забывает сразу?.. И вот ты сидишь, бесстрашная до сумасшествия, на ладони, – без боязни смерти, без боязни боли, без боязни жизни, – а Он глядит на тебя, словно Сам ещё не вполне понял, что подвёл черту под миром Своим, – и мир на тебе, эфемерной, виснет всем непомерным весом, спасением всех существ, а они лишь одно умеют: всё сильней, и сильней, и сильней, и сильней, и сильнее – за жизнь цепляться; делят мир на преступников и святых, праведных и злодеев, придумывают добро и зло, суету сует, циклы реинкарнаций… А тебе всё равно вот-вот умирать, и ты этого не боишься, и глядишь на убийц – без зависти, без ненависти, без душевной смуты, на них, обременённых дарами грёз однодневных – о тепле, безопасности, пище… И летишь на подставленную ладонь, и жалеешь нас почему-то… В гостях у сказкиНашпигуй черепаху тротилом – и забудь о своей Буратине.(бытовая мегаполисная лирика) Усилиями тошнотворной граппы – простуженное ухо не болело. Огонь в камине разгорался плохо: мешало говорящее полено. Джузеппе не хотел быть Карлом папы, ни Карлом Марксом или, даже, Кларой, – как не хотел он быть царём Горохом, епископом, судьёй и генералом. Сверчок оголодал – и не пиликал; погода обещала быть отвратной. По ящику показывали Поле Чудес. – Джузеппе стало неприятно, он выругался. Тень прошла по ликам святых в углу, над тусклою лампадой. Четвёртый месяц находясь в запое, легко судить – о том, как жить НЕ НАДО. С экрана между тем лилась реклама, глядели – ошалело – буратины… Серебряные речи дуремаров живописали вещие картины – того, как из лапши, говна и хлама возникнет новый мир – любви и баксов, китайских патентованных товаров, в котором – ни осам, ни карабасов. Джузеппе, с банкой импортного пива и пиццей, размышлял – о Шарон Стоун, о льготах – для слепых и иноверцев, о том, сварить ли впрок борща пустого… Затем рыгнул – и сплюнул некрасиво; от звука – вдоль стены метнулись крысы, и в ней открылась маааааааленькая дверца, где ждали – белый кролик и Алиса. Бывший муж лжекняжныУ дворника Таракановавовсе нет совести никакой: слыл человеком престранным он; вечером в пятницу – стал рекой. Вишь, так и течёт, и в берег-то всё ударяет лихой волной, а вдоль по нему – из бересты мчатся кораблики; в расписном – стоит Алексей Михайлович, самодержавец, тишайший царь – с крестом, в сапогах сафьяновых… Тут его грека за руку – цап!! Эх, Тараканов!.. – ни в теле нет толку, ни разума, ни души. Лежишь в отрубях – неделями, то – в заповедный лесной массив враз преобразившись, колешься пихтами, ёлочками, сосной… К вечеру глядь – поле полюшком. Вот оно как: тридцать три – в одном. А метаморфозам дворника, кажется, будто и нет конца: сперва он – долина горная, вдруг ледниками покроется, а то – Марианской впадиной выйдет. Проснёшься – ан-нет её: уж стал пирамидой каменной… Три дня назад был кометою, утром – туманностью голубой, днём превратился в Бирнамский лес… После сказал: стану сам собой; глянул божественно – и исчез. Гений и злодействоПовествование о небольшой беседе, случившейся во время похода в ресторацию в году 1834, совместно с Павлом Воиновичем Нащокиным и другими персонажами, чьи имена, менее известные, до нас не дошлиГений и злодейство Две вещи несовместные. (А.С. Пушкин, Моцарт и Сальери) “…Моря достались Альбиону,” – Сергеич рек; он, раззадорясь, в пол-уха слушал Альбинони – квартетнострунно, в си-миноре. Его притихший собеседник жевал – и льнул к жене красивой. Вдруг Пушкин возопил: “Соседи! Мы все соседи – здесь, в России.” “Хотела Франция Европу завоевать, – не тут-то было. Ты ждёшь привычной рифмы «в жопу»? – но «arse» – не менее избито.” “Своих софистов и схоластов в Отечестве всегда хватало. Ещё годков на полтораста достанет бюстов, пьедесталов – для тех, кто скучен и невзрачен, и кто талантами не вышел. В перделкиных им – строить дачи, слать обучать детей – в парижи…” Анахронизмов не смущаясь, маврический пророк глаголил – об аглицких идеях, чае, финансах и свободе воли, о мировой литературе, где корень зла – и есть надежда, о милосердии без тюрем, чинах, дарованных невеждам, о беспардонности и лени, отсталости и романтизме – в стране, где смена поколений – лишь повторяемости признак… Спич становился злым и бойким, хотя местами непонятным; оратор повернулся боком, мелькали имена и даты… Смешались – Гавриилиада, балы, дуэль на Чёрной речке… Дантес стрелял, Сергеич падал, друзья произносили речи… А впечатлённый собеседник с высоким лбом Юноны-Геры привстал – и выкрикнул победно: “Ах, сукин сын, да ты ведь гений!” Соседи, миной обменявшись, продолжили свой ранний ужин; другой поэт, слегка принявший, процедил: “Да кому он нужен?!.” – но, призадумавшись, поверил, что Пушкин, точно, уникален. А тот – сидел в своей манере, взгляд утопив в чужом стакане… И вдруг сказал, нацелив вилку в лицо, как дуло пистолета: “У русских в головах – опилки. И вздор. Но дело-то не в этом.” “Так в чём тогда? – Скажи, помилуй! В том, что не смыслят ни бельмеса? В русланьих происках Людмилы? В блинах? В наличии дантесов?.. В неведенье? В плохих дорогах? В том, что зима длиннее лета? В лаптях? В количестве острогов?” “Мой друг, беда совсем не в этом; – и не в дурных людей засилье, и не в отсутствии хороших… А в том, что гениев в России могло бы быть НАААААМНОГО БОЛЬШЕ.” les couleurs du tempsполя неправильных цветов,но чистых, совершенных линий. предел, ведущий на восток – к багульнику, каштанам, липам, к сетям нехоженых дорог, раскинувшихся вдоль обочин, где каждый луг и огород кротами к недрам приторочен. там духи всевозможных зол добры и, как котята, слепы, а изоморфный горизонт пристёгнут пуговками к небу. спешишь – отправиться туда, – (ах, милый, то ли ещё будет!) – где невозможно увядать и неизвестно слово «люди»… и там, смиренный следопыт, откроются иные двери, – закрытые для всех, кто спит, поскольку «видеть» – значит – «верить». пустующее стадо…а ещё бывает, что накатитчувство удивительно-пьянящее, – и летишь, как птица на закате, прочь – от боли, прочь – от настоящего, прочь – от несгустившихся печалей, что могли бы стать… вполне могли бы стать, но не опылились и увяли – пустоцветной вязью на краю листа. и такая лёгкость под лопаткой, будто не рождался, истин не искал, – просто наблюдаешь за лошадкой, что пасётся в поле, позади леска, а за ней – пустующее стадо в синеве невероятных градусов… как же далеко (хотя и рядом) любящим – до настоящей радости!.. |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.08.2024 Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу. Валентин Попов 23.08.2024 Благодарю за регистрацию на Форуме журнала и за публикацию моих стихов! Обязательно ознакомлюсь с творчеством авторов «Новой Литературы». Приятно удивили рецензии! Ведь обычно всем некогда даже читать, лень несколько слов оставить в комментариях, а тут полноценные рецензии (а это труд человека, потраченное время). Поэтому БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО! Кристина Денисенко 13.08.2024 В отношении июльского номера журнала «Новая Литература» – понравилось две вещи: 1) стихотворение «Поэзия» в подборке Дадаева, 2) очерки Ольги Удинской «Бабушка» и «Дочь». Елена Ханина
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|