HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Белисов

Замутнение. Опыт популярной политэкономии

Обсудить

Статья

На чтение краткой версии потребуется 1 час 15 минут, полной – 1 час 20 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за июль 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 28.07.2015
Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4

Часть 3


 

 

 

■ □ ■ □ ■ □

 

Давайте без сантиментов и историографических штампов отстранённо проанализируем, что такое фашизм и что – коммунизм. Разумеется, в рамках статьи на исчерпывающий анализ претендовать не приходится, это тема для диссертаций, монографий и целых исследовательских институтов. Но попытаемся хотя бы выделить противоположные ориентиры.

Вот что сообщает о фашизме народная «Википедия»[5]:

 

Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «союз, пучок, объединение») – обобщённое название крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых являются милитаристский национализм (в широком понимании), антикоммунизм, ксенофобия, реваншизм и шовинизм, мистический вождизм, презрение к выборной демократии и либерализму, вера в господство элит и естественную социальную иерархию, этатизм и в ряде случаев геноцид.

Слово фашизм происходит от итальянского fascio (фа́шо) – «союз» (например, название политической радикальной организации Б. Муссолини – Fascio di combattimento – «Союз борьбы»). Это слово, в свою очередь, восходит к латинскому fascis – «связка, пучок», которым, в частности обозначались символы магистратской власти – фасции, связка прутьев с воткнутым в неё топором. Фасции носили ликторы – почётная стража высших магистратов римского народа. Фасции символизировали право применять силу от имени народа – вплоть до смертной казни. С тех пор изображение фасций присутствует в символах государственной власти многих стран (например, фасции присутствуют на эмблеме Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации).

В более узком историческом смысле под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е – начале 1940-х под руководством Б. Муссолини. Это название стало применяться для классификации идеологий и политических режимов, возникающих в других странах.

В мировой историографии под фашизмом понимается также франкизм, режим Нового государства в Португалии, венгерские, румынские, болгарские варианты фашизма и их производные, ультраправые политические движения в странах третьего мира. В историографии СССР, России и стран СНГ, а также в работах ряда западных исследователей, к фашизму относится также немецкий национал-социализм.

 

По старой своей привычке я сразу подчёркиваю те места, которые чем-то зацепили моё внимание (помимо ссылок). Над каждым из этих мест стоит отдельно поразмышлять. Это пригодится для сравнительного анализа.

А вот что сообщает «Википедия» о коммунизме[6]:

 

Коммуни́зм (коммуна от лат. commūnis – «общий») – в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.

После ХIХ века термин часто используется для обозначения спрогнозированной в теоретических работах марксистов общественно-экономической формации, основанной на общественной собственности на средства производства. Такая формация, согласно работам основоположников марксизма, предполагала наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления на социальные классы, постепенное отмирание государства, изменение функций и постепенное отмирание денег. По мнению классиков марксизма, в коммунистическом обществе реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

В современном виде слово заимствовано в 40-х годах ХIХ века из французского языка, где communisme является производным от commun – «общий, общественный». Слово окончательно сформировалось в термин после публикации «Манифеста коммунистической партии» (1848 г.).

 

Пожалуй, в экономическом плане коммунизму корректнее противопоставить капитализм, как принципиальное противопоставление общественной собственности – частной. Хозяин собственности – вот в чём вопрос. И всё же здесь я главным образом буду исследовать конфликт коммунизма с фашизмом, поскольку эта антитеза заявлена как тема моей статьи, и в плане политическом для нас она более интересна.

Вот ещё несколько определений:

 

«Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата. <…> 14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй? Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый социальный строй уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию».[7]

«<…> коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность».[8]

«Комунизмъ, политическое ученіе о равенстве состояній, общности владѣній, и о правахъ каждаго на чужое имущество».[9]

«Коммунизм – учение, отвергающее частную собственность во имя людского блага. Всё зло в общественных и государственных отношениях проистекает из неравномерного распределения блага. Чтобы устранить это зло, коммунизм советует сохранить права собственности лишь за государством.[10]

 

Для сравнения – фашизм:

 

Фашизм – это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм – это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм – это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции.[11]

Фашизм – итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение – одна из форм реакц. антидемократич. бурж. движений и режимов, характерных для эпохи общего кризиса капитализма. Ф. у власти – "...это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала".[12]

Фашизм – идеология воинствующего антикоммунизма, шовинизма и расизма, выражающая интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии; основанные на такой идеологии политические течения.[13]

ФАШИЗМ (ит. fascismo от латин. fascis – пучок прутьев, в древнем Риме служивший символом власти). Одна из форм открытой буржуазной диктатуры в нек-рых капиталистических странах, возникшая в Италии после первой империалистической войны в обстановке общего кризиса капитализма.[14]

 

 

■ □ ■ □ ■ □

 

Пока всё довольно контрастно. Фашизм – это капитализм, возник для защиты капиталистов, противостоит коммунистам и интересам трудящихся. Фашизм – это открытая диктатура наиболее реакционных, империалистических сил. Фашизм – это власть самого финансового капитала. Фашизм возникает в обстановке общего кризиса. Фашизм антидемократичен, поскольку служит господствующему классу. Фашизм – это пучок, связка, объединение, силовая структура.

А теперь обратимся от контраста к нюансировке:

 

Ранние социалисты-утописты видели необходимость введения в коммунистическое общество развитого аппарата подавления свободы личности по отношению к тем, кто в том или ином смысле проявляет желание подняться над общим уровнем или проявить инициативу, нарушающую установленный свыше порядок, и потому коммунистическое государство по необходимости должно быть основанным на принципах тоталитаризма, в том числе автократии.[15]

 

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил. Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения.[16]

 

Многие из анархистов, современников Маркса, также выступали за общественную (коммунальную) собственность (Пётр Кропоткин называл свою систему «анархо-коммунизмом»), но они отрицали централизацию, которая пропагандируется в марксизме, из-за ограничений свободы личности.[17]

 

«Коммунизм проповедует принудительное общение имуществ, отрицая все виды частной собственности. Распространяя принцип коллективизма, то есть общности, не только на производство и распределение, но и на самое пользование произведёнными продуктами, или на их потребление, и подчиняя всё это общественному контролю, коммунизм тем самым уничтожает индивидуальную свободу даже в мелочах обыденной жизни.[18]

 

В 1864 г. был создан марксистский Первый интернационал. Марксисты основали социал-демократические партии, в которых выделилось как радикальное, революционное направление, так и умеренное, реформистское.[19]

 

Проповедуемое коммунизмом общение имуществ ведёт к ниспровержению всякого правосудия и к совершенному разрушению благосостояния и порядка семейного и общественного.[20]

 

Идеологические корни фашизма восходят к 1880 году и, в частности, теме Fin de siècle того времени. Эта тема была основана на противостоянии материализму, рационализму, позитивизму, буржуазному обществу и демократии. Данная интеллектуальная школа считала человека частью более крупной общности и осуждала рационалистический индивидуализм либеральной общественности и распад социальных связей в буржуазном обществе.[21]

 

Гаэтано Моска в своей работе "Правящий класс" (1896) разработал теорию, которая утверждает, что во всех обществах "организованное меньшинство" будет доминировать и властвовать над "неорганизованным большинством". Моска утверждал, что есть только два класса в обществе: "управляющих" (организованного меньшинства) и "управляемых" (неорганизованный большинство). Он также утверждал, что организованный характер организованного меньшинства делает его привлекательным для любого человека в неорганизованном большинстве.[22]

 

Французский националист и реакционный монархист Шарль Моррас также оказал влияние на развитие фашизма. Он пропагандировал интегральный национализм, призывающий к органическому единству нации. Моррас утверждал, что могущественный монарх является идеальным лидером нации. Моррас не доверял "демократической мистификации народной воли", которая, по его словам, привела к созданию безличного коллективного субъекта.[23]

 

Французский революционный синдикалист Жорж Сорель в своих работах выступал за легитимность политического насилия и пропагандировал радикальные меры для достижения революции и свержения капитализма и буржуазии через всеобщую забастовку. В своей самой известной работе "Размышления о насилии" (1908), Сорель подчеркивал необходимость новой политической религии.[24]

 

Слияние национализма Морраса и синдикализма Сорелья оказали большое влияние на радикального итальянского националиста Энрико Коррадини. Он говорил о необходимости движения национал-синдикалистов во главе с аристократами и анти-демократами, которые бы разделяли приверженность революционных синдикалистов к решительным действиям и готовности сражаться.[25]

 

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г. (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (несмотря на то, что формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества.[26]

 

Фашизм – (итал. fascismo – от fascio – пучок, связка, объединение), социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм – феномен политической жизни Италии и Германии 20-40-х гг. 20 в. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии т. н. новый порядок и предельно жёсткие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет "вождя", "фюрера".[27]

 

Все фашистские партии были ориентированы специфически националистично; большей частью они ориентировались на определённые «славные» периоды соответствующей национальной истории, представленной в идеализированном виде. Но мелкие фашистские движения, вольно или невольно, должны были в некоторой степени считаться с национальными интересами других фашистских движений, и прежде всего фашистских режимов. Именно вследствие такой ориентации на иностранный фашистский образец с этими партиями боролись не только левые, но и правые силы крайне националистического направления.[28]

 

4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично её лидера В. Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал.[29]

 

Взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые признавали прогрессивное значение Октябрьской революции в России, но подвергали критике её развитие, а некоторые даже отвергали социалистический характер большевизма, видя в нём государственный капитализм, стали называть левым коммунизмом. Левая оппозиция в РКП(б) и ВКП(б) в 1920-е годы выступала за внутрипартийную демократию, против «нэпмана, кулака и бюрократа». «Левая оппозиция» в СССР прекратила своё существование в результате репрессий.[30]

 

Особенностью Ф., по сравнению с режимами воен. диктатуры, личной власти, бонапартизма и др., является осуществление насилия над массами через всеобъемлющую гос.-политич. машину, включающую систему массовых орг-ций и разветвленный аппарат идеологич. воздействия, дополняемых системой массового террора. Ф. широко использует псевдореволюционные и псевдосоциалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия.[31]

 

Вы, конечно, почувствовали провокацию. В прихотливой подборке цитат, в ненавязчивой комбинации отсылок к разнородным источникам, на каком-то этапе чтение спотыкается на зацепке недоумения: не ошибся ли комбинатор? на своём ли месте иная цитата? Ещё раз перечитав неуютное место, вы склоняетесь к подозрению: данное сочетание автор сделал намеренно. И вот ту-то в мозаике текста, составленном из разных цитат несомненно антагонистического политического генеза, начинает проглядывать нас шокирующая их взаимная сочетаемость, под мурашки по коже сквозит их чудовищное родство.

Складывается впечатление, что предложенная вам компилятивная композиция повествует не только о двух диаметрально полярных различиях, но и о чём-то похожем, параллельном, зеркальном, конгруэнтном, аналогичном, идентичном, едином.

Разумеется, спешно подумав, мысль находит точки опоры, с облегчением вспоминая признаки двух полюсов: нет-нет, они принципиально различны.

И всё же, мысль уже неспокойна, она смущена осознанием: существуют аспекты, в которых полярности сходятся.

 

 



 

[7] Фридрих Энгельс в проекте программы Союза коммунистов «Принципы коммунизма» (конец октября 1847г.); источник – [6]

 

[8] Карл Маркс (1844г.); источник – [6]

 

[9] Словарь Вл. Даля (1881г., орфография оригинала); источник – [6]

 

[10] Философский словарь (1911г.); источник – [6]

 

[11] (Георгий Димитров, его определение в резолюции XIII пленума ИККИ, повторенное на VII Конгрессе Коминтерна в 1935 году (так называемое «димитровское» определение); источник – [5]

 

[12] Программа КПСС, 1961, с. 53. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970; источник – [13]

 

[13] Значение слова «фашизм» по Ожёгову; источник – [15]

 

[14] по Ушакову; источник – [15]

 

[15] Т.Кампанелла; источник – [6]

 

[18] Настольная книга для священно-церковно-служителей (1913 г.); источник – [6]

 

[20] Настольная книга для священно-церковно-служителей (1913 г.); источник – [6]

 

[27] Фашизм в Энциклопедическом словаре; источник – [15]

 

[31] Программа КПСС, 1961, с. 53. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970; источник – [13]

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в июле 2015 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение июля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Автор участвует в Программе получения гонораров.
В соответствии с пожеланием автора, все деньги, полученные от продаж публикации,
пойдут на развитие журнала «Новая Литература».

 


Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4
279 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 16.04.2024, 22:04 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!