Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 203. Мантисса 204. К вопросу о христологии человека – 2 205. Часть шестая. Политический ракурс писательства К вопросу о христологии человека – 2
Давайте зададимся вопросом, почему летоисчисление «новой эры» увязывается с именем Иисуса Христа? Разумеется, христианская теология имеет ответ на этот вопрос: Рождество Христово – это рождение Нового Человека (Нового Адама). Первый Адам, прародитель всего человечества, подпал под искушение дьявола, преступил Божию заповедь, сделался грешником, утратил бессмертие, был изгнан из рая, и распространил первородный грех и его последствия в виде смерти и тления на весть последующий за ним человеческий род. Чтобы исправить это падшее, гибельное человеческое положение должен был прийти Искупитель. Разные пророки в разные времена предрекали его приближение. Новому Адаму надлежало спасти человечество, явив Нового Человека.
«Новый Адам – единородный Сын Божий, предвечное Слово, рожденное от Бога Отца, Источник жизни и бессмертия, явивший нам "образ жизни боговидного жития", даровавший святые заповеди, обещавший Царство Небесное живущим по ним, претерпевший спасительную страсть, воскресший из мертвых, послушанием расторгший осуждение прародительского греха, и смертью упразднивший державу смерти» [св. Максим Исповедник]. «Все это совершалось ради истребления греха, везде разлитого и поработившего себе человека и нагромоздившего все виды порока, а также ради возвращения человека к блаженной жизни, ибо смерть вошла в мир через грех, как дикий и свирепый зверь, терзающий жизнь человеческую. И надлежало, чтобы Намеревающийся искупить был непогрешимым и неподвластным через грех смерти, а сверх того надлежало, чтобы природа человека была укреплена, и обновлена, и на деле наставлена и научена пути добродетели, уводящему от тления, ведущего к Жизни Вечной» [преподобный Иоанн Дамаскин]. «В единой Божественной личности Иисуса Христа соединены две природы: Божественная и человеческая. Человек же был создан по образу и подобию Божию. Это означает, что человеческая природа, отражая в себе свойства природы Божественной, призвана к саморазвитию в направлении некоей высшей цели. Такой целью, итогом жизни человека согласно замыслу Творца должно стать уподобление Богу. Во Иисусе Христе эта цель полностью осуществляется: Его человеческая природа уподобляется природе Божественной. В Нем происходит таинственный и благодатный синтез Божественного и Человеческого. Иисус Христос – это осуществленный замысел Бога Творца о человеке. Он есть альфа и омега, начало и конец, совершенное осуществление идеального бытия. А это означает, что Воплощение Сына Божия является центральным событием человеческой истории» [митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл].
В этих выдержках из богословских источников содержится главная суть земной миссии, осуществленной Иисусом Христом. В Его образе воплощается рождение Нового Человека – отсюда и точка, с которой начинается «новая эра». Ну а теперь – давайте отстранимся от риторики богословия и посмотрим на ситуацию явления людям Христа немного со стороны. Через что Он донес Свое Слово? Через что оказался услышан? Через что? Через ПРИНЕСЕНИЕ СЕБЯ В ЖЕРТВУ. До Него в жертву приносили исключительно пленников и рабов (включая царских детей, да и самих царей, когда того требовал культ). Но ни одно из ритуальных убийств не несло в себе сообщения, а лишь поддерживало сложившийся порядок вещей. С другой стороны, до Него случались и факты самоубийств – вспомним античных философов, воинов, заговорщиков и многих других. В ряде случаев эти гордые люди своим страшным поступком заставляли задуматься, однако не ассоциировали свой финал с сакральной задачей. Только Он, впервые в истории, своим примером продемонстрировал, что жертвоприношение может быть актом собственной воли. Только Он показал, что самоубийственный путь может быть осознанным принесением себя в жертву. Только Он в себе воплотил единство самопожертвования и ниспосланной миссии донести до людей свое слово. Только Он явил миру убедительный прецедент: слово истины возникает в душе человека – не в царе, не в жреце, не в сильном мира сего, а в обыкновенном, безвластном, простом человеке, – и этот человек есть не раб, но свободная личность, и слово личности есть рождение Нового Человека. Мог ли Иисус Назаретянин избежать восхождения на Голгофу? Как человек, в принципе, мог. Никто не принуждал его быть Учителем, не гнал ко Славе в столицу, не заставлял сдаваться на Страсти в руки римских солдат. Но Он шел сакральным путем, шел до конца, ведóмый лишь Духом, и тем открывал новую эру – одухотворенности. Он проявил силу Духа. Он показал людям путь преодоления рабства у профанного мира и выход в свободу – путь духовной трансгрессии. Он преодолел свой предел человека. Он уподобился Богу. Он стал Богом. Вся история «новой эры» – история искоренения этой опасной идеи...
Оглавление 203. Мантисса 204. К вопросу о христологии человека – 2 205. Часть шестая. Политический ракурс писательства |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов 02.12.2024 Хотелось бы отдельно сказать вам спасибо за публикацию в вашем блоге моего текста. Буквально через неделю со мной связался выпускник режиссерского факультета ГИТИСа и выкупил права на экранизацию короткометражного фильма по моему тексту. Это будет его дипломная работа, а съемки начнутся весной 2025 года. Для меня это весьма приятный опыт. А еще ваш блог (надеюсь, и журнал) читают редакторы других изданий. Так как получил несколько предложений по сотрудничеству. За что вам, в первую очередь, спасибо! Тима Ковальских 02.12.2024 Мне кажется, что у вас очень крутая редакционная политика, и многие люди реально получают возможность воплотить мечту в жизнь. А для некоторых (я уверен в этом) ваше издание стало своеобразным трамплином и путевкой в большую творческую жизнь. Alex-Yves Mannanov
|
||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|