Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 122. Смысл мифа 123. Смысл символа 124. Трансформация жертвоприношений Смысл символа
Самые великие произведения – самые символические. Символ начинается там, где заканчиваются слова. Литература, кажется, в этом смысле наименее символичное из искусств. Если бы не одно «но»: именно литература задает направление мысли в великих произведениях.
«В любом контексте символ всегда раскрывает единство нескольких зон реального… Во-первых, символизм развивает диалектику иерофаний тем, что трансформирует предметы во что-то иное, чем то, что представляется профанному восприятию: камень, например, становится символом Центра мира и т.п., – и затем эти предметы самим превращением в символы, в знаки трансцендентной реальности упраздняют свои материальные границы и вместо изолированных фрагментов делаются частью целостной системы». «В любом случае вещь, становящаяся символом, стремится к единению с Целым, подобно тому, как иерофания стремится воплотить все сакральное, вобрать в себя все проявления священной силы». «Так называемое символическое мышление позволяет человеку свободно перемещаться с одного уровня реальности на другой… Символы, как мы видели, объединяют, уподобляют друг другу и отождествляют различные уровни и реальности, по всем признакам кажущиеся несовместимыми. И более того, магико-религиозный опыт позволяет самому человеку трансформироваться в символ. Только в той мере, в какой сам человек становится символом, и возможны его антропокосмический опыт и участие во всякого рода системах, но и жизнь его в этом случае делается богаче и значительней. Человек перестает быть закрытой со всех сторон и непроницаемой крупицей, а ощущает себя живым Космосом, обращенным ко всем другим окружающим его живым космосам. Все, что происходит в мире, больше не есть нечто заведомо чуждое и внешнее по отношению к нему; прожитое не отгораживает человека от себя самого, но, наоборот, ведет его к самому себе, открывая ему его собственную судьбу и его экзистенцию».
Жизнь всякого человека, полная образов, символов, сама по себе становится образной, символической. Жизнь художника – не что иное, как слияние в творчестве с Богом, и через творчество, Бога – со всеми людьми. Раскрыв в себе Бога, художник Его раскрывает в человеке как таковом. В любом человеке. Но раскрывает только в том случае, если тот встречно открыт к восприятию творчества, и тем самым вступает на путь со-творчества, путь единения со вселенной. Художественная литература – художественная по-настоящему, то есть, литература образная, символическая – несет в себе миссию пробуждения читательского сознания. Она помогает читателю выйти из спячки рутинной, обезличенной жизни, и осознать в себе личность, и понять положение этой личности в окружающем мире. Книга – это и частная иерофания ее автора, и символ единства со вселенной литературы. Впрочем, сакральным объектом книга является только для тех, кто чувствует литературу как внутреннюю потребность. Для тех же, кто к чтению равнодушен, книга – всего лишь бездушный предмет, одна из профанных вещей этого бренного мира. Вытеснение чтения из поля востребованности (то, что происходит сегодня) – это вытеснение потребности мыслить, и путь к отчужденности, к потере себя, к превращению человека в профанную вещь.
Оглавление 122. Смысл мифа 123. Смысл символа 124. Трансформация жертвоприношений |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 09.11.2024 Взаимодействие с Вами не перестаёт меня радовать и, думаю, принесёт хорошие плоды. Алексей Уткин 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова
|
||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|