HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

117. Возвращение к абсолюту
118. Профанная сакральность
119. Смысл жертвоприношений

Профанная сакральность


 

 

 

В этой связи мне вспоминается история церкви, с которой соотносится так называемая новая эра. В самом начале становления церкви это действительно была новая эра: подвиг Христа произвел духовную революцию.

Подобную же революцию в свое время совершил Моисей, получив на скрижалях Закон от Единого Бога (Яхве), проповедуя отречение от древнего многобожия с их кровавыми и плотскими культами. Языческая религия ко времени Моисея, похоже, утратила свое сакральное содержание и выродилась в ритуальность, по сути, профанную. Таким образом, завет Моисея возвращал иудеев к духовной опоре, знаменуя собой бегство из плена и спасение средь пустыни.

Однако ко времени Иисуса Христа традиционная религия иудеев во многом скатилась в такую же профанацию, к какой девальвировались народные языческие традиции, предшествующие некогда Моисею. Я никоим образом не намерен развенчивать мировые религии (тем более что иудаизм сегодня существует наряду с христианством; равно как и с более поздним исламом, и с куда более ранними буддизмом и индуизмом; не говоря о живучести различных отголосков язычества), но нельзя не признать цикличной тенденции: всякий культ, начинаясь с сакрального обновления, открывая в религиозной истории "новую эру", с течением времени подчиняется пользе, становится прагматичным, утилитарным, и вырождается в профанную культовую формальность.

Что до церкви Христа, изначально сакральной, духовной, оппозиционной к тогдашнему миропорядку, радикально революционной, открывающей действительно «новую эру», поскольку она проповедовала, прежде всего, свободу личности в Духе – на протяжении дальнейших веков она срослась с государственной властью и стала институтом порабощения человека, подчинения его духа интересам владык, и всей его жизни – отнюдь не духовной, а вещественной пользе.

Неудивительно, что пришла Реформация. Но она запоздала. Ко времени реформаторской деятельности Лютера и Кальвина, уже началось Просвещение, зарождались науки, и человек образованный все более сомневался в духовности церкви. Пошел процесс секуляризации – отделения церкви от государства, и в более широком смысле – отделения сакрального от профанного.

Вот в то смутное, переломное время подразумеваемая миссия духовного лидерства стала перетекать от клириков к… литераторам.

То искусство литературного текста, искусство словесного образа, драматической мысли, которое мы знаем сегодня как писательское воплощение, зарождалось из поиска духовной опоры за пределами церкви, в приближенной к людям, мирской, обыденной жизни. Своего пика духовной силы и подлинного величия литература достигла в XIX веке. Именно тогда писатель возвысился до статуса властителя дум. И тогда же было объявлено: «Бог умер».

В дальнейшем, ХХ век явил впечатляющие достижения в развитии литературной стилистики и, одновременно, – поиски истины, к которой устремились писатели, высвечивая реальность и продолжая властвовать над умами читателей. Однако к концу ХХ века реальность стала не модной, поиски истины заместились абсурдом и фарсом, и роль писателя незаметно свелась от властителя дум к развлекательному жонглеру словами.

Писателей настигла та же участь, что и церковнослужителей. Только со сдвигом по фазе приблизительно в сотню лет. Начиная с эпохи Просвещения, человек, обретая научные знания, уж как минимум – некое «среднее» образование, все больше утверждается в убежденности, что он сам может все объяснить, все постичь. Властители дум ему больше не требуются. Сам себе – голова!.. Ну и что мы видим сегодня? В церковь люди почти не ходят, и книг, в массе своей, почти уже не читают. На этом фоне прогрессирует массовая интеллектуально-нравственная деградация, если не сказать – высокоцивилизованное одичание.

Обращает на себя внимание и вот еще какой факт: в наше время обострился интерес к оккультным шаманствам, которые, с точки зрения любой монотеистской церкви – не что иное, как откат к языческим практикам. Одновременно, в литературе нивелируется реализм и буйным цветом разрастаются фэнтези с эзотерикой. Происходит политеизация массового сознания, характерная для ментальности времен варварства.

У меня возникает вопрос: варварство – это навсегда ушедший период?.. или периодически актуальная фаза?

Вопрос вовсе не праздный: если варварство возвратимо, значит, и возвратима эра принесения человека в жертву.

 

 

 


Оглавление

117. Возвращение к абсолюту
118. Профанная сакральность
119. Смысл жертвоприношений
871 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.09 на 10.11.2024, 16:01 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

09.11.2024
Взаимодействие с Вами не перестаёт меня радовать и, думаю, принесёт хорошие плоды.
Алексей Уткин

13.10.2024
Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения.
Юлия Цветкова

01.10.2024
Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову.
Екатерина Сердюкова



Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

http://apocalypse.orthodoxy.ru/policy/207.htm подробности на сайте . https://autokontact.ru/
Поддержите «Новую Литературу»!