Юрий Бекишев
Сборник стихотворений
![]() На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
![]() Оглавление
Воспоминание о будущемВиктор Сбитнев
Юрию Бекишеву на день рожденья, то есть на 20.12.2018 г.
Родился в декабре. А может быть, в июле: оно давно прошло, рождение твоё. Вот в прошлом декабре мы чехов, блин, обули, и Кудрин нам сказал, что каждому – своё.
А были времена! Ты помнишь, в Козьем парке, как с Сашкой бормоту из горлышка глотал? Они давно ушли. Он хвастает про «Старку», про Гришины лубки[1] и шахматный подвал[2].
Но я, быть может, вру. Наверно, много выпил. Всё было в аккурат, как написал Бугров. Я просто жил не так. Нелепо и закрыто, лишь запахи ловил пролётных поездов.
Деревни и леса. Колодцы и погосты. И тусклые глаза девчонок и парней, которых нарекли презрительно «компостом» – я чую этот смог. Он застарел во мне.
Но я же не о том! Хотел про пожеланья, про многие лета, про новые стихи. А вышло как всегда: про чьи-то там страданья, про город и село… хрущёвские грехи.
На Свете счастье есть. На Свете счастье было. На Свете счастье будет. Ты мне сказал: «Смотри!» Ты помнишь, как оно по Волге уходило на яхте голубой под парусом зари?
И мы с тобой вдвоём под парусом сидели. Я ветры изучал. Ты пробовал рули. Нам было хорошо! Вот так… без всякой цели ботинками не мять наскучившей Земли.
На свете счастья нет. И не было ни разу у друга, у сестры. Отечество моё! Мистический недуг. Укол дикобраза. Я каждый год больней страдаю про него!
Мы клюнули в песок. Ты вынул папиросу, продул её и смял, как водится, мундштук. А я шагнул в прибой, как следует матросам – привязывать концы баркасов и фелюг.
Я помню этот день! Светился солнцем воздух, и в перистой глуби читался самолёт, и думалось тогда, что мир ещё не создан, что это впереди, что это всё придёт.
И вот оно идёт. А нас с тобою нету: мы рядышком лежим – в венках и якорях, закрытые на метр поверхностью Планеты …она ещё мягка в начале декабря.
Воспоминание о будущем. Реплика о русском поэте.
Юрий Бекишев родился 21 декабря 1948 года в Берлине, в семье советского офицера, но впоследствии жил, учился, женился и писал стихи в Костроме. Хотя назвать его костромским поэтом было бы необоснованной локализацией, насильственным сужением явления, поскольку бекишевскую поэзию без всякой натяжки можно легко поставить в один ряд с поэзией Давида Самойлова и Арсения Тарковского, Олега Чухонцева и Юрия Кузнецова. И это несмотря на то, что на сегодняшний день в свет вышло… три небольших книжки поэта. И почти без предисловий. Но здесь глупо было бы в этом кого-либо упрекать, ибо и сам я, буквально с первой строки угадывающий эту неподражаемую интонацию, почему-то ни разу о Бекишеве так и не написал. За себя объективно сказать не могу, ибо приехал в Кострому уже в зрелом возрасте, а вот местные акулы пера и литературоведы, по-моему, всерьёз анализировать стихи Юрия Бекишева просто не решались. Хвалить – хвалили и даже восхищались. Но это – совсем другое. В мини-цикл «Преображение» мы, исходя из сугубо композиционных соображений, отобрали стихотворения лишь из первого сборника поэта «Соседние миры», который вышел в 1990 году в Ярославле, когда Юрию Вениаминовичу перевалило уже за сорок, что для поэта, мягко говоря, немало. Но все, кто его знал и читал, прежде всего отмечали в нём не то что бы скромность, но очевидную отстранённость от мирской суеты и основательность потомственного интеллигента и библиофила. Причём, исходя даже не столько из специфики его поэтического проживания, сколько из стилистики его житейской повседневности. И как городского жителя, и как поэта Бекишева только и можно себе представить, что среди разложенных там и сям словарей, энциклопедий и многотомных собраний и книжных серий. В этом мире ему и в прямом, и в переносном смысле комфортнее всего. Он без видимых усилий шагает из античности в эпоху Возрождения, из язычества и пантеизма – в буддизм и православие, из варяг в греки, с илистых волховских берегов Званки хлебосольного Державина – на каменистые кёнигсбергские прибрежья бестелесного Канта, с костромского сеновала – под своды Домского собора или московской Академии художеств. Меняются эпохи, страны, философии, религии и даже пространства, а ему везде одинаково привычно, словно он постоянно возвращается в тот край, где не так давно не только торопливо завтракал, но и по-свойски обедал. И тем не менее, «Преображение», а не «Мост» (другое знаковое стихотворение сборника), который бы мог символизировать связь в «соседних мирах» всего и вся. Почему? Потому что «не умещаются в воде пролётов мощных отраженья». А возможность преображения должно иметь абсолютно всё: «…твой лёгкий шаг… и каждый взгляд, и жест, и радуга в ресницах, и снега за спиной сутулой взвесь… и всё окрест, как я того хочу, преобразится». Человек и послан в этот мир ради его преображения, ради поиска, а затем и установления в нём гармонии. И сие, по убеждению поэта, возможно лишь не разом, а по ходу… преображения собственных ума, души, рук и всего ими производимого: от сена для домашних животных до космических ракет… чтобы «и нам мозолистой рукою помахали с Луны в серебряных спецовках мастера». И вообще поэт прямо, без оговорок признаётся: «Мир видится мне чертежом рабочим». Но у преображения есть и иная, Божья грань. Она не столь очевидна, но без неё духовная жизнь человека «течёт по дну реки и не имеет отраженья». Значит, человек сделал неправильный выбор, и весь свой дальнейший путь преобразователя мира он рискует пройти не той дорогой:
С небес и земли – две тропинки, две огненные полосы.
Можно ли исправить такую ошибку? Можно ли перейти с одной полосы на другую? Разумеется. Трудно, но можно, ибо выбор у человека есть всегда, особенно у того, который живёт на берегу «вечной реки». В этом, если хотите, сокрыт наш поволжский, привязанный к конкретному месту и людям, то есть истинный, а не ложный (по Льву Толстому) патриотизм:
Как выбор достоинства тяжек, как лёгкой душе вопреки, мучительней смерти и даже на фоне бессмертной реки.
Шагая по культурным слоям легко и непринуждённо, Юрий Бекишев невольно «перемигивается» то с Пушкиным, Языковым и Нащёкиным, то с Хлебниковым и «ничевоками», а то и с самим Иоганном Себастьяном или даже Улугбеком. Собственно в состоянии этого непрерывного разговора он и шествует неторопливо (в течение 13 лет) из первого сборника «Соседние миры» во второй «Сны золотые», а из него (ещё 10 лет) – в третий: «Бумажная архитектура». Сегодня Юре исполнилось семьдесят. И он последнее время сильно не здоров. Для того чтобы написать о его поэзии нечто более существенное, влекущее за собой серьёзные выводы литературоведческого и культурологического характера, необходимо время. А пока хочу высказать краткое, но наболевшее. Юра, поправляйся, старик, и мы с тобой ещё вспомним… будущее!
Виктор Сбитнев
[1] «Гришины лубки» – это переосмысление цитаты из Бугрова: «Григория Кусочкина картины». Костромской художник-самоучка Григорий Кусочкин называл свои наивные картины с оригинальными подписями – «дураковинами». По манере исполнения они ближе всего к лубочной живописи.
[2] «Про шахматный подвал» – это опять-таки отсыл к воспоминаниям поэта Бугрова о шахматных турнирах и… танцах в подвале на улице Островского.
ФотографияУ сестры лебяжье платье,мама в плисовом жакете, на моих локтях заплаты – трое нас на белом свете. Как мы счастливы с сестрой! Руки матери на плечи мы кладём и крыльев легче за её стоим спиной. Было холодно зимой. Нам фотограф молодой так велел: «Вот вы – вот мама. Вы за маминой спиной». ВыборТомит ли тебя неизвестностьИли уже всё решено… Очнёшься – какая-то местность, какая? – не всё ли равно? Сияют бессонные воды великой российской реки. Направо – сады, огороды и рощица с левой руки. И лодка – не шире травинки у шлаковой чёрной косы. С небес и земли – две тропинки, две огненные полосы. В судьбе это тьмою покрылось, но память иссохнет до дна: зачем то, что некогда снилось, лишает покоя и сна? Как выбор достоинства тяжек, как лёгкой душе вопреки, мучительней смерти и даже на фоне бессмертной реки. * * *Вода погасла.Свет пропал. В песок и в ил валун зарылся. И человек к воде припал, и вздрогнул вдруг, и отстранился. И удивился, что легки Дни и его преображенья – вся жизнь плыла по дну реки и не имела отраженья. ПреображениеСветлее, чем у всех, – не твой наряд.Но отчего мы тянемся друг к другу, как дети, встав на цыпочки, глядят за изгородь на чудную зверюгу – вот-вот проснётся… Бледной полуправдой картавят рот – весь мир прибрать хотят кошмары босховы и дьяволовы слуги. Тебе дана волшебная ретина, но способ мыслить твой – увы – рутинный. Откуда знать тебе, что образ лишь предлог к прогулке дальней без путей-дорог. Но ты чертей и рыб в альбом рисуешь И оживлять без знахаря рискуешь. Зришь воды, вертограды, свод небес. Земля вращается в семи цветных пределах – не отвести от сущего очес! В лучах фотонных, вверх скользящих стелах мир триумфален, и мильон чудес ты наблюдаешь майскою порою. Но август стороной летит другою… И вдруг такою озарит тоскою! Слезами обольюсь над книгою складской: какой реестр! Какая партитура! И в каждой строчке внятная цезура. Прелюды накладных! Расходных ордеров, как фуги Баха, стройные цифири… Глаз ревизора – он нежней сапфира, пером царапнешь – вспыхнет голубое… Мне это время любо и любое, но в списках значусь тех же, что и ты. Мы в корень зрим, но разве мы – кроты? Всем места в кронах хватит для скворешен! Генеалогия пусть на одних ветвях, а на других уже полно черешен. И среди ангелов грязнуль нет и нерях: в слюнявчиках, хрустящих от крахмала, они летят – ах, это голуби летят! – и им, кажись, до нас и дела мало. Но для любви, для утоленья жажды неужто времени не хватит вам однажды, и наши дни без пользы прогорят? А я уже и лавр припас на всякий случай, и пузырёк с эссенцией летучей, и Улугбека звёздные таблицы, и кость грудную Азраила-птицы. Но нам уже пора с тобой проститься… Твой лёгкий шаг люблю, и каждый взгляд, и жест… Пусть это мне когда-нибудь приснится: любовь моя, и радуга в ресницах, и снега за спиной сутулой взвесь… И всё окрест, как я того хочу, преобразится. Баллада о побегеПрутья грыз он зубами и рвалдесять лет – и сломалась решётка! Мимо мчалась лихая пролётка, он укрылся за ней – и бежал. Пробирался за город, как зверь. Было всё здесь ему неизвестно: ветер дунет ли, скрипнет ли дверь – обходил это страшное место. Но когда вдруг развергся простор, то от счастья, от света и воли задохнулся он – руки простёр и, закашлявшись, рухнул на поле. И душа, что в том теле жила, вышла вся через грудь и сквозь темя, вкруг измученного чела покрутилась какое-то время: «Тот, кто воздух неволи презрел, но не снёс даже вздоха свободы, если этакой смерти хотел, то не зря прозябал эти годы. Я терзала его и о нём я терзалась и пасть не давала. Мы свободны!» – И с лёгким хлопком Растворилась меж звёзд как попало. Отыскали его среди трав, в околоток свезли на телеге. И лежал он в ней, ногу поджав, Словно замер в стремительном беге. И топтался народ на крыльце с удивленьем и страхом немалым, видя счастье на чёрном лице с окровавленным волчьим оскалом.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Зачем нужна проверка договора. . Строительно испытательное оборудование купить mostmecanica.com/catalog/testpiles/. |