HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Юрий Бекишев

Преображение

Обсудить

Сборник стихотворений

 

Купить в журнале за январь 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

 

На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 31.01.2019
Юрий Бекишев. Автопортрет

Оглавление

  1. Воспоминание о будущем
  2. Воспоминание о будущем. Реплика о русском поэте.
  3. Фотография
  4. Выбор
  5. «Вода погасла…»
  6. Преображение
  7. Баллада о побеге


Воспоминание о будущем

Виктор Сбитнев

 

Юрию Бекишеву на день рожденья, то есть на 20.12.2018 г.

 

Родился в декабре. А может быть, в июле:

оно давно прошло, рождение твоё.

Вот в прошлом декабре мы чехов, блин, обули,

и Кудрин нам сказал, что каждому – своё.

 

А были времена! Ты помнишь, в Козьем парке,

как с Сашкой бормоту из горлышка глотал?

Они давно ушли. Он хвастает про «Старку»,

про Гришины лубки[1] и шахматный подвал[2].

 

Но я, быть может, вру. Наверно, много выпил.

Всё было в аккурат, как написал Бугров.

Я просто жил не так. Нелепо и закрыто,

лишь запахи ловил пролётных поездов.

 

Деревни и леса. Колодцы и погосты.

И тусклые глаза девчонок и парней,

которых нарекли презрительно «компостом» –

я чую этот смог. Он застарел во мне.

 

Но я же не о том! Хотел про пожеланья,

про многие лета, про новые стихи.

А вышло как всегда: про чьи-то там страданья,

про город и село… хрущёвские грехи.

 

На Свете счастье есть. На Свете счастье было.

На Свете счастье будет. Ты мне сказал: «Смотри!»

Ты помнишь, как оно по Волге уходило

на яхте голубой под парусом зари?

 

И мы с тобой вдвоём под парусом сидели.

Я ветры изучал. Ты пробовал рули.

Нам было хорошо! Вот так… без всякой цели

ботинками не мять наскучившей Земли.

 

На свете счастья нет. И не было ни разу

у друга, у сестры. Отечество моё!

Мистический недуг. Укол дикобраза.

Я каждый год больней страдаю про него!

 

Мы клюнули в песок. Ты вынул папиросу,

продул её и смял, как водится, мундштук.

А я шагнул в прибой, как следует матросам –

привязывать концы баркасов и фелюг.

 

Я помню этот день! Светился солнцем воздух,

и в перистой глуби читался самолёт,

и думалось тогда, что мир ещё не создан,

что это впереди, что это всё придёт.

 

И вот оно идёт. А нас с тобою нету:

мы рядышком лежим – в венках и якорях,

закрытые на метр поверхностью Планеты

…она ещё мягка в начале декабря.

 

 

 


Воспоминание о будущем. Реплика о русском поэте.

 

 

Юрий Бекишев родился 21 декабря 1948 года в Берлине, в семье советского офицера, но впоследствии жил, учился, женился и писал стихи в Костроме. Хотя назвать его костромским поэтом было бы необоснованной локализацией, насильственным сужением явления, поскольку бекишевскую поэзию без всякой натяжки можно легко поставить в один ряд с поэзией Давида Самойлова и Арсения Тарковского, Олега Чухонцева и Юрия Кузнецова. И это несмотря на то, что на сегодняшний день в свет вышло… три небольших книжки поэта. И почти без предисловий. Но здесь глупо было бы в этом кого-либо упрекать, ибо и сам я, буквально с первой строки угадывающий эту неподражаемую интонацию, почему-то ни разу о Бекишеве так и не написал. За себя объективно сказать не могу, ибо приехал в Кострому уже в зрелом возрасте, а вот местные акулы пера и литературоведы, по-моему, всерьёз анализировать стихи Юрия Бекишева просто не решались. Хвалить – хвалили и даже восхищались. Но это – совсем другое.

В мини-цикл «Преображение» мы, исходя из сугубо композиционных соображений, отобрали стихотворения лишь из первого сборника поэта «Соседние миры», который вышел в 1990 году в Ярославле, когда Юрию Вениаминовичу перевалило уже за сорок, что для поэта, мягко говоря, немало. Но все, кто его знал и читал, прежде всего отмечали в нём не то что бы скромность, но очевидную отстранённость от мирской суеты и основательность потомственного интеллигента и библиофила. Причём, исходя даже не столько из специфики его поэтического проживания, сколько из стилистики его житейской повседневности. И как городского жителя, и как поэта Бекишева только и можно себе представить, что среди разложенных там и сям словарей, энциклопедий и многотомных собраний и книжных серий. В этом мире ему и в прямом, и в переносном смысле комфортнее всего. Он без видимых усилий шагает из античности в эпоху Возрождения, из язычества и пантеизма – в буддизм и православие, из варяг в греки, с илистых волховских берегов Званки хлебосольного Державина – на каменистые кёнигсбергские прибрежья бестелесного Канта, с костромского сеновала – под своды Домского собора или московской Академии художеств. Меняются эпохи, страны, философии, религии и даже пространства, а ему везде одинаково привычно, словно он постоянно возвращается в тот край, где не так давно не только торопливо завтракал, но и по-свойски обедал. И тем не менее, «Преображение», а не «Мост» (другое знаковое стихотворение сборника), который бы мог символизировать связь в «соседних мирах» всего и вся. Почему? Потому что «не умещаются в воде пролётов мощных отраженья». А возможность преображения должно иметь абсолютно всё: «…твой лёгкий шаг… и каждый взгляд, и жест, и радуга в ресницах, и снега за спиной сутулой взвесь… и всё окрест, как я того хочу, преобразится». Человек и послан в этот мир ради его преображения, ради поиска, а затем и установления в нём гармонии. И сие, по убеждению поэта, возможно лишь не разом, а по ходу… преображения собственных ума, души, рук и всего ими производимого: от сена для домашних животных до космических ракет… чтобы «и нам мозолистой рукою помахали с Луны в серебряных спецовках мастера». И вообще поэт прямо, без оговорок признаётся: «Мир видится мне чертежом рабочим».

 Но у преображения есть и иная, Божья грань. Она не столь очевидна, но без неё духовная жизнь человека «течёт по дну реки и не имеет отраженья». Значит, человек сделал неправильный выбор, и весь свой дальнейший путь преобразователя мира он рискует пройти не той дорогой:

 

С небес и земли – две тропинки,

две огненные полосы.

 

Можно ли исправить такую ошибку? Можно ли перейти с одной полосы на другую? Разумеется. Трудно, но можно, ибо выбор у человека есть всегда, особенно у того, который живёт на берегу «вечной реки». В этом, если хотите, сокрыт наш поволжский, привязанный к конкретному месту и людям, то есть истинный, а не ложный (по Льву Толстому) патриотизм:

 

Как выбор достоинства тяжек,

как лёгкой душе вопреки,

мучительней смерти и даже

на фоне бессмертной реки.

 

Шагая по культурным слоям легко и непринуждённо, Юрий Бекишев невольно «перемигивается» то с Пушкиным, Языковым и Нащёкиным, то с Хлебниковым и «ничевоками», а то и с самим Иоганном Себастьяном или даже Улугбеком. Собственно в состоянии этого непрерывного разговора он и шествует неторопливо (в течение 13 лет) из первого сборника «Соседние миры» во второй «Сны золотые», а из него (ещё 10 лет) – в третий: «Бумажная архитектура». Сегодня Юре исполнилось семьдесят. И он последнее время сильно не здоров. Для того чтобы написать о его поэзии нечто более существенное, влекущее за собой серьёзные выводы литературоведческого и культурологического характера, необходимо время. А пока хочу высказать краткое, но наболевшее. Юра, поправляйся, старик, и мы с тобой ещё вспомним… будущее!

 

Виктор Сбитнев

 

 

 



 

[1] «Гришины лубки» – это переосмысление цитаты из Бугрова: «Григория Кусочкина картины». Костромской художник-самоучка Григорий Кусочкин называл свои наивные картины с оригинальными подписями – «дураковинами». По манере исполнения они ближе всего к лубочной живописи.

 

[2] «Про шахматный подвал» – это опять-таки отсыл к воспоминаниям поэта Бугрова о шахматных турнирах и… танцах в подвале на улице Островского.

 

 

 


Фотография

У сестры лебяжье платье,
мама в плисовом жакете,
на моих локтях заплаты –
трое нас на белом свете.

Как мы счастливы с сестрой!
Руки матери на плечи
мы кладём
и крыльев легче за её стоим спиной.

Было холодно зимой.
Нам фотограф молодой
так велел:
«Вот вы – вот мама.
Вы за маминой спиной».

Выбор

Томит ли тебя неизвестность
Или уже всё решено…
Очнёшься – какая-то местность,
какая? – не всё ли равно?

Сияют бессонные воды
великой российской реки.
Направо – сады, огороды
и рощица с левой руки.

И лодка – не шире травинки
у шлаковой чёрной косы.
С небес и земли – две тропинки,
две огненные полосы.

В судьбе это тьмою покрылось,
но память иссохнет до дна:
зачем то, что некогда снилось,
лишает покоя и сна?

Как выбор достоинства тяжек,
как лёгкой душе вопреки,
мучительней смерти и даже
на фоне бессмертной реки.

* * *

Вода погасла.
Свет пропал.
В песок и в ил валун зарылся.
И человек к воде припал,
и вздрогнул вдруг,
и отстранился.

И удивился, что легки
Дни и его преображенья –
вся жизнь плыла по дну реки
и не имела отраженья.

Преображение

Светлее, чем у всех, – не твой наряд.
Но отчего мы тянемся друг к другу,
как дети, встав на цыпочки, глядят
за изгородь на чудную зверюгу –
вот-вот проснётся…

Бледной полуправдой
картавят рот – весь мир прибрать хотят
кошмары босховы и дьяволовы слуги.

Тебе дана волшебная ретина,
но способ мыслить твой – увы – рутинный.

Откуда знать тебе, что образ лишь предлог
к прогулке дальней без путей-дорог.

Но ты чертей и рыб в альбом рисуешь
И оживлять без знахаря рискуешь.

Зришь воды, вертограды, свод небес.
Земля вращается в семи цветных пределах –
не отвести от сущего очес!
В лучах фотонных, вверх скользящих стелах
мир триумфален,
и мильон чудес
ты наблюдаешь майскою порою.

Но август стороной летит другою…
И вдруг такою озарит тоскою!
Слезами обольюсь над книгою складской:
какой реестр!
Какая партитура!
И в каждой строчке внятная цезура.
Прелюды накладных!
Расходных ордеров,
как фуги Баха, стройные цифири…

Глаз ревизора – он нежней сапфира,
пером царапнешь – вспыхнет голубое…

Мне это время любо и любое,
но в списках значусь тех же, что и ты.
Мы в корень зрим, но разве мы – кроты?
Всем места в кронах хватит для скворешен!
Генеалогия пусть на одних ветвях,
а на других уже полно черешен.
И среди ангелов грязнуль нет и нерях:
в слюнявчиках, хрустящих от крахмала,
они летят –
ах, это голуби летят! –
и им, кажись, до нас и дела мало.

Но для любви, для утоленья жажды
неужто времени не хватит вам однажды,
и наши дни без пользы прогорят?

А я уже и лавр припас на всякий случай,
и пузырёк с эссенцией летучей,
и Улугбека звёздные таблицы,
и кость грудную Азраила-птицы.

Но нам уже пора с тобой проститься…
Твой лёгкий шаг люблю,
и каждый взгляд, и жест…
Пусть это мне когда-нибудь приснится:
любовь моя,
и радуга в ресницах,
и снега за спиной сутулой взвесь…
И всё окрест,
как я того хочу,
преобразится.

Баллада о побеге

Прутья грыз он зубами и рвал
десять лет – и сломалась решётка!
Мимо мчалась лихая пролётка,
он укрылся за ней – и бежал.

Пробирался за город, как зверь.
Было всё здесь ему неизвестно:
ветер дунет ли, скрипнет ли дверь –
обходил это страшное место.

Но когда вдруг развергся простор,
то от счастья, от света и воли
задохнулся он – руки простёр
и, закашлявшись, рухнул на поле.

И душа, что в том теле жила,
вышла вся через грудь и сквозь темя,
вкруг измученного чела
покрутилась какое-то время:

«Тот, кто воздух неволи презрел,
но не снёс даже вздоха свободы,
если этакой смерти хотел,
то не зря прозябал эти годы.
Я терзала его и о нём
я терзалась и пасть не давала.
Мы свободны!» – И с лёгким хлопком
Растворилась меж звёзд как попало.

Отыскали его среди трав,
в околоток свезли на телеге.
И лежал он в ней, ногу поджав,
Словно замер в стремительном беге.

И топтался народ на крыльце
с удивленьем и страхом немалым,
видя счастье на чёрном лице
с окровавленным волчьим оскалом.

 

[...]

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2019 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению января 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


440 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 19.04.2024, 21:19 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Актуальные новые букмекерские конторы в России . Ghe ripen купить удобрение удобрения ghe ripen.
Поддержите «Новую Литературу»!