HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Юрий Балагушкин

День охоты шмеля

Обсудить

Повесть

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 20.07.2007
Оглавление

4. Часть 3
5. Часть 4
6. Часть 5

Часть 4


 

 
Возвращение капитана. – Чьи-то глаза. – Начинается прилив. – Неожиданное открытие. – Вот-вот я увижу… – Учёный рассказывает мне свою историю. – Грибы растут 62 дня.

 

 

 

– О, как он идёт! – вдруг услышал я.

Это был немолодой человек, с бородой, он стоял у подъезда и смотрел на меня, как будто добродушно посмеиваясь.

– Как тебе сегодня? – спросил он.

– Сносно.

– Пока, как говорится, держишься, да?

Я кивнул. Он поднял голову к небу, к солнцу, вздохнул.

– Неплохой день, правда? А ты, кстати, куда идёшь?

– Иду в восточную часть.

– Ага.

– А вы что, меня знаете?

– Конечно! Ты что! Я тебя ещё маленьким помню, когда ты здесь жил.

– Я здесь жил?

– Ну да. А где ж ещё?

Я внимательно посмотрел на это место, на этого человека с бородой, хотя кто знает, как он выглядел тогда? Мне вспомнились какие-то соседи, они то ли стучались в двери и входили, то ли стояли в дверях. Я увидел комнаты… люди в комнатах… деревья у стены дома, заросли – целая страна. Но здесь ли это было, я сказать не мог. Действительно ли это было? И… со мной ли? Воспоминания ничего мне внятно не говорили, они несли только отрывочные образы, чего-то общего из них не складывалось.

– А ты помнишь, как я уезжал? – спросил он. – Я уезжал далеко-далеко. Все меня провожали… Это было так давно.

Он замолчал и только попыхивал трубкой.

– А куда отправлялись? – спросил я. – Наверно, в дальнее путешествие?

– Дальнее, – повторил он. – Ещё какое дальнее. Я тогда и не представлял себе, каким дальним оно окажется. Куда меня забросит судьба. Кстати, пойдём прогуляемся в музей. Ты же знаешь этот музей.

Музей был устроен из затонувшего корабля, который когда-то вытащили на берег. Теперь он стоял на опорах, сильно накренившись. Можно было посмотреть внутренние помещения и те вещи, которые были на этом корабле, когда он затонул. Непонятно только, откуда взялся корабль, ведь рядом не было моря. Также неизвестно, почему он нашёл своё последнее пристанище именно здесь – то ли корабль имел какое-то историческое значение, то ли как-то был связан со здешними местами.

– Вы, наверное, много повидали? – спросил я.

– Да… Знаешь, где я был? О… Я и не думал, что такие места могут быть, и что меня туда занесёт. Я видел такое… Забыть это нельзя. Но теперь я вернулся. И сегодня я не спешу. Сегодня? Нет, нет, только не сегодня. Ты ведь знаешь, какой сегодня день?

Я кивнул.

– Сегодня такой день, когда все возвращаются. Возвращаются Путешественники. Те, кто когда-то уезжал далеко-далеко. Сколько выпало на их долю, что они только не видели, чего только не испытали. А теперь они возвращаются и по-новому смотрят на нас. Возвращаются Путешественники. Ведь сегодня час пробил, и им суждено вернуться. Всё меняется, всё подошло к рубежу решительных изменений, всё изменится и уже никогда не будет таким, как прежде, всё теперь будет по-другому – и вот они возвращаются. Маленькие розы расцвели у старой кирпичной стены – время встречать Того, Кто Пришёл. Время пришло. Пора встречать Того, кто Пришёл.

Мы поднялись по лестнице на палубу музея-корабля.

– А вы кто, капитан корабля? – спросил я у этого человека.

Тот сделал какое-то движение плечами, будто говоря: «Спрашиваешь!» Он по-хозяйски походил по палубе, потрогал снасти. Заняв место у штурвала, капитан посмотрел вдаль и сказал:

– Полный вперёд!

…Я попытался представить, как сейчас выглядит город сверху: словно что-то отпечаталось на нём, как будто зубы гигантского животного.

Вы когда-нибудь слышали, как где-то поют? Такой далёкий-далёкий звук. Бывало, идёте где-нибудь, а там окно на втором этаже открыто, и так поют-поют… Может, для хора занимаются, репетируют. Или ещё для чего-то – а для чего вообще можно петь? – а, вероятно, и просто так. И вот так идёшь где-нибудь, и еле слышный звук доносится до твоих ушей. Поют… Где-то в доме или в поле, и не слышно, кто это – мужчина или женщина, и сколько их поёт, а только далёкий-далёкий звук. А всё равно как-то на душе спокойно становится. Где-то поют…

Я вошёл в пустой двор и обнаружил там три памятника, почти заросших высокой травой. За одним из памятников я спрятался – он был вполне подходящий, чтобы спрятаться, с широкой спиной и небольшой композицией у подножия, так что вполне надёжно.

Ну вот, отлично, а теперь можно идти. Единственно, где-то квартала через два я почувствовал запах специй. Странно. Ведь вокруг ничего, связанного со специями, не было. В частности, никакого производства. Хотя почему производства? Ну, просто потому, что за одни запахи нами иногда принимаются другие. К тому же сильные, устойчивые запахи как раз обеспечивает производство. Значит, откуда же запах специй? Он здесь немного неуместен. В принципе мог бы быть запах реки, хотя она не так уж близко, запах скошенной травы, или, может быть, мяса – это я бы ещё понял. Но присутствовал явный запах специй. Специи. Что это такое? Размолотые в порошок или просто какие-то зёрнышки, смешанные или чистые. Коричневого, жёлтого, красного и других цветов. Специи неисчислимы. Откуда они берутся – загадка. Они просто есть. Таковы эти специи.

Это маленькое происшествие озадачило меня и насторожило. Ведь что-то сегодня должно произойти, что-то опасное. Нужно вовремя распознать его.

И дальше придётся описать то, что, наверно, не очень понятно. Я и сам не совсем понимал, что это. Я присел отдохнуть, посидел, подумал, что вроде бы более-менее всё неплохо, я держусь. Главное – быть начеку, приглядываться к окружающему и к себе, не потерять себя в этом дне. Контролировать своё сознание. Пока я думаю и поступаю вполне разумно, надеюсь, так будет и дальше.

Окно, которое загораживают ветки, угол деревянного стола во дворе, камешек, немного мусора – на каждый из этих объектов как будто смотрел отдельный глазок. Для каждой мелочи – глазок. Отдельные мелкие предметы и детали – это то, что видит одна ячейка-глазок. Словно чьи-то большие фасеточные глаза смотрели на мир.

А может, я просто слишком внимателен? Слишком легко сосредотачиваюсь на вещах, далеко не первостепенной важности? Я подумал: если разные части города покрасить в разные цвета, но так, чтобы соседние цвета… так. О чём это я хотел подумать? Откуда эта мысль?

Посидев немного, я тронулся в путь, и вскоре ясно понял, что начался… некий прилив. Это трудно объяснить. Но прилив был. Выглянуло солнце, его свет побежал по земле и домам, освещая их, и прилив начался. Я смотрел и не верил своим глазам. Ясно было видно, что в результате «прилива» появились пропавшие или исчезнувшие дома и места. Я был убеждён, что узнал пару зданий. Но ведь они давно уже не значились на карте города! И тот парк… ведь его ликвидировали давным-давно и сделали там другой парк. Нет, не могло это привидеться. Но надо было проверить. Однако я отказался от проверки. До этих мест было всё же далековато, а я решил не отклоняться от направления, сделав исключение лишь для улицы Зелёных плющей. К тому же, говоря начистоту, я испугался. Что произойдёт, если я посещу места, которых уже нет? А что будет, когда пойдёт «отлив», не останусь ли я там, не пропаду ли вместе с этими местами? Было ещё кое-что. Конечно, я не знал всех мест, которые сейчас появились и, следовательно, дальнейший мой путь мог проходить и через такие места. То есть, и не отклоняясь от своего направления, я подвергал себя опасности побывать в таких местах. Ну, тут уж ничего не поделаешь. Такой уж сегодня день. День охоты шмеля.

Шаг за шагом. А ведь ходить – не моё призвание, это точно. У нас были свои занятия, которым мы посвящали своё время, как максимум возможного – прогулки вкупе с беседами о природе вещей, но не хождение, пронизывающее мир своим скальпелем, проверяющее его на чистоту и значимость. А теперь я – метеор, рассекающий пространство города, странник, знакомящийся с миром, но не знакомство – цель его странствия.

И улицы – эти огромные точилки для карандашей… Не знаю, сейчас или раньше, но я почувствовал какую-то особенную свободу зрения, свободу восприятия. Подобно свободе обращения с предметами, теперь как-то по-другому взглянул на крупные формы, наблюдаемые вокруг. Я увидел их как одно целое. Казалось бы, ребро башни, каменный герб, крона дерева внизу и падающий на них свет никак не связаны. То есть они, конечно, связаны, но лишь тем, что находятся в одном месте и в одно время. Но я увидел их как бы неслучайное единство, как если бы они образовывали что-то вполне определённое, единое и в то же время бывшее частью целого – как сгиб у бумажной фигуры. И – только не перебивайте – мне открылось, что эти формы – лишь сжатый вариант чего-то – как фигура, сложенная из бумаги. И дальше мне захотелось разложить их и посмотреть, что будет. Мысленно я начал это делать, в воображении всё вокруг начало легко, без усилий разворачиваться, и постепенно стали угадываться, стали виднеться эти новые очертания… и тут это вúдение вдруг пропало. Меня окликнул чей-то голос.

– Не скажете ли, который час?

Это был человек, как говорится, не первой молодости, впрочем, опрятный, с ясностью во взгляде, разве что, пожалуй, несколько растерянный.

Я порылся в карманах в поисках часов.

– Чего-то без часов я. Да вы по солнцу примерно прикиньте.

– Да уж, по солнцу, больше никак, – пробормотал человек, – впрочем, начинать уже пора, пора, пора. Это всё от нерешительности, от нерешительности.

– Слушайте, я здесь как-то не совсем уютно себя чувствую, – обратился он ко мне. – Я ведь вообще как-то не совсем отсюда.

– Да я и сам не совсем местный, иду с западной стороны.

– Ага. Ну, вы может быть, обо мне слышали? Может, читали о гипотезе Н-ского? Правда, в обычных журналах не печатали… Хм. Ну всё равно, может, читали где-нибудь?

– Гипотеза Н-ского? Нет, не помню что-то.

– Вообще, тут дело не в гипотезе, просто, понимаете, как-то так не по себе в незнакомом месте. Вот не по себе просто.

– А почему вы здесь оказались?

– А я смотрю, вы вопросы все по делу задаёте. Сами-то наукой не занимаетесь? Нет? Жаль. Хотя, если бы знали, что со мной случилось, может быть, сказали бы: «А может, оно и хорошо».

– А какая история с вами произошла?

– Ну вот, я же говорил, – посмеивался человек, – вам в науку надо, не отвертитесь. Есть в вас эта пытливость, а образование – это не главное, наверстаете. Так вот, вы же знаете, какой сегодня день? Лишний раз воздержимся от упоминания.

– Да уж…

– И вот вы знаете, у меня есть на этот счёт своя очень интересная гипотеза, ну, правда, речь сейчас не о ней. Так вот, накануне сегодняшнего дня я проводил серию опытов… хм, ну вы знакомы с современными течениями в физике и химии? Ну, может, что-то слышали? Это пока такие робкие ростки, но, я думаю, в недалёком будущем из них выйдет новая научная картина мира, ни больше, ни меньше.

И вот я проводил эти опыты, а для них необходимо было делать большое количество измерений, которые… Как бы сказать… ну, скажем так, измерений основных процессов, характерных для нашего «здесь и сейчас», для нашего участка обитаемого мира, что ли. Ну, не всех основных процессов, естественно, впрочем, точнее даже не процессов, а показателей, или, если совсем в строгом смысле слова, состояний. Я представляю, какие глаза были бы у профессора Л-ского, если бы я при нём назвал это «состояниями». Хотя у меня есть, что ему возразить. К тому же я для вас упрощаю, чтобы, так сказать, донести… Так вот, я кое-что здесь измерил, там кое-что, пришлось и к коллегам, смежным, так сказать, с поклоном ехать, ну нет у нас таких стационарных приборов, только переносные, а это, сами понимаете… Ну что такое переносные? Мне же надо точную картину получить, как что распределено, а не в общем. И вот я стал замечать такие вещи… То есть сначала как будто ничего необычного: да, бывает, показатели меняются, это связано с рядом факторов, потом, не все показатели влияют, и не все они меня в данный момент интересовали. А потом до меня как-то дошло: слушай, а почему это вот здесь это, а здесь вот это? Откуда это взялось? Причём сначала это мне представлялось такими небольшими странностями, я думал – да найдётся потом объяснение, ну а для чего не найдётся – не страшно, меня ведь тогда другое интересовало. Но потом я увидел, что между этими вещами видны какие-то связи, то есть не просто что-то такое мы видим не вполне для нас понятное, а что уже что-то такое вырисовываться начинает. Я вас, наверное, утомил. А потом я заметил, что вокруг меня что-то начинает происходить. Причём не то чтобы явное что-то, скажем, шпионит кто-то или там покушается на меня, что ли, а вот как бы чувствуется какое-то движение вокруг меня и моих опытов. И тогда я всё бросил и рванул сюда, вот уже несколько дней я тут… Так что, видите, занятия наукой порой несут опасность учёному. Кстати, я вспоминаю другой случай, когда я ещё я работал на кафедре…

Кое-как мне удалось отвертеться от этого человека, поскольку он говорил длинно и, к тому же, ещё много хотел мне рассказать. Тем не менее, в том, что он поведал, было о чём поразмыслить. Значит, учёные что-то заметили накануне этого дня. Значит, объективно что-то было.

Я двигался дальше. Сколько всего уже произошло. Сколько требовало обдумывания… Увидев на земле лейку, я поднял её. Лейка была с водой. Это хорошо, это приносило какое-то облегчение, а то, бывало, найдёшь что-то, а чего-то в нём не хватает. Скажем, валяется где-нибудь ручка, а чернил нет. И взять обидно. Ведь нету чернил. Так на что нужна ручка? И вот я шёл с этой лейкой. Я полил траву как следует, как только обнаружил траву в поле зрения. Эта трава нуждалась в поливе. Через какое-то время я заметил, что иду вдоль травы, которая цветёт. Ещё через какое-то время я проходил мимо уже созревшей травы с плодами. Что бы это значило? Не сменилась ли временная последовательность пространственной?

Всё это было как мушиная возня. Или… охота шмеля? Я знал, что есть зелёные корма. Сочные корма. Грубые корма. Ядовитые корма. Концентрированные корма. Жмых (кроме хлопкового). Сказав так, вы не погрешите против истины. Против неё вообще трудно погрешить.

Раздался грохот. Я быстро повернул голову и… успел заметить мелькнувший где-то впереди трамвай. Странно, что он так быстро прокатился. Может быть, там не было пассажиров. Или не трамвай, а детский поезд, он опять же почему-то пустой. Прогрохотал он как пустой. Как странно!

В одной книге, читанной давным-давно, меня потрясла фраза: «Грибы растут 62 дня». Не сразу и разберёшься, а что же здесь потрясающего. Как мне кажется, в этой фразе всё определённо – 62, а не «60» или «около двух месяцев», «8-10 недель» и в то же время немногословно. А ведь могли бы написать, что, мол, при таких-то условиях, когда то-то равно тому, если, впрочем, не то-то и то-то, то 62 дня, а если по-другому, то и срок надо считать иначе. При этом под тем-то надо понимать то-то, а чтобы узнать, что это такое, см. раздел 2. Нет, здесь не так. Мир обрисован скупыми, точными движениями, словно мазками. Или даже не обрисован, а установлен. М-да. А вот у нас по-другому. Сейчас, например, вообще такое ощущение, будто насос качает. А начнёшь разбираться, где, кому, что – а, что там разбираться, толку всё равно не будет. А как хочется, чтобы было что-то надёжное, хоть в какой-то степени – словно травинка, лишь немного толще чем другие, но всё же выдерживающая воробья.

Но. Но. Но. Но. Но. Что бы вы сказали, если бы я сказал вам, что я несу с собой некие семена? Что целью моего похода было именно посеять их при благоприятных условиях. Это было бы для вас, как говорится, ударом молнии. Вот я вроде хожу-хожу, вроде бы бесцельно, вроде бы сказав, что моя цель сегодня – идти с запада на восток, вполне невинно бродить, и вдруг – как так? Выясняется, что у меня с собой есть семена, что они у меня заранее заготовлены, что я их несу, что я их несу неспроста… Так-так-так. И вслед за этим – волна сомнения. Кто же он? Просто путник? Нет, он не так прост, он не тот, за кого себя выдаёт. Это было бы, как если бы я держал что-то такое за спиной, и вдруг – раз! – достаю руку из-за спины: смотрите! Вот это видали? Впрочем, никаких семян или чего-то подобного у меня с собой не было.

И тут, как мне показалось, самое время проверить себя на идентичность. Итак, устный счёт – прошло, кто я, где, почему здесь нахожусь – прошло, некоторые существенные воспоминания – вспомнились. Проверка завершена. Вроде всё по-прежнему. Я тот, кто я есть. Кто же я?

Проверь… Что истинно… Проверь… что в тебе… Отворится дверь, и спросят, кто ты… Кто ты… Дай ответ, дай ответ! Однажды ты проснёшься, и голос внутри скажет тебе, что ты теперь – совсем не тот, кем ты был. Значит, ты был кем-то, ты не был собой. И он тебе прикажет… забыть всё то, что ты считал своим… Прикажет идти… Он покажет, кто теперь твои враги. И ты поймёшь, что это – действительно враги. Просто ты раньше этого не видел. Тебе открыли глаза, ты увидел всё, как есть, увидел цель… наконец-то ты всё увидел и понял… встань и иди!

 

 


Оглавление

4. Часть 3
5. Часть 4
6. Часть 5
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!